Экраноплан, экранолёт.
Можно ли сделать модель экраноплана? Теоритически экранный эффект должен быть у всех низкопланов с большими хордами. Будет что-то вроде маленького А-90 и без реактивных двигателей, ну и конечно не в 15 метрах от воды летать будем, а сантимах так в 20. Так наверно круто получится полулодка-полусамолёт да ещё и летающий…
Была такая мысль…
Однако пришли к выводу, что управлять такой машинкой придется не без помощи гироскопов. Плюс, наверно, приповерхностный слой имеет свои особенности, не облегчающие задачу конструктора.
Да и в сети не встретили ни одного примера модели “чистого” экраноплана… наверное плохо искали.
Встречается лишь частичное использование этого явления (пример см. на этом сайте www.rcdesign.ru/rus/articles/boat/fsr_fly/ )
В общем, “трезво оценили свои возможности” 😃
P.S. Вот типа такого чуда хотели сотворить 😃
testpilot.ru/review/wsl.htm
Лет 20 назад, ковыряясь на отцовких книжных полках нарыл книжку, с названием типа “любительские суда на воздушной подушке” или что-то в этом роде… Занимательная литература для 10 летнего школьника, надо сказать 😃 Так вот запомнились кордовая модель САНЕЙ на эффекте экраноплана, забацанные какими-то энтузиастами этого дела. Что это такое, тогда я не совсем понимал, но в памяти осело. Выглядело это примерно так:
Естессно, рисовал по памяти, но пропорции похожи.
Некая фанерная рама вроде с 2,5 кубовым мотором…
Если я правильно помню, писали, что она у них неплохо летала.
Думаю, гироскопов тогда явно не было, а устойчивость, похоже, достигалась собственно кордовой “привязью”, да и сами полозья служили неплохими стабилизаторами.
Сегодня, при наличии желания можно попробовать пенопластовые вариации на ту же тему.
Например, 600-й мотор при размахе крыла в полметра-метр можно попробовать воткнуть вместо ДВСа… Вместо саней - высокие поплавки… Наверное сам проп еще будет поддувать под брюхо, создавая некую подушку на старте… Сможет ли оторваться от поверхности - почему нет? Будет ли летать - не уверен…
Короче - пища для размышлений…
ЗЫ. Хм… меня чего-то тоже заинтриговало…😃
В том то все и дело, что кордовый экраноплан сделать достаточно легко (и таких моделей много!) потому, что натяжение корд обеспечивает поперечную устойчивость.
А РУ модель лишена такой роскоши - экраноплан будет постоянно норовить зацепить концами крыла за землю…
Хотя эту проблему можно решить, если сделать у крыла законцовки отогнутые вверх, как у планеров, они и будут придавать эту самую устройчивость по крену - но вид экраноплана будет совершенно некопийным, он будет экраноплан лишь по принципу полета…
Чисто надводный экраноплан сделать проще (без возможности летать над землей) - в задней части в воду опускаеться небольшой киль - он и стабилизирует положение при движении. Фактически, эту будет то-же самое, что обычный глисер. Кстати, в западной терминалогии что глиссеры, что экранопланы, что СВП - называют одним словом - hovercraft, что, в сущности, с физической точки зрения и есть одно и то-же 😎
Ну, копийность экраноплана - понятие из рода “копия летающей тарелки” 😃)) Так что тут - поле для фантазии.
А так, можно сделать V-образное крыло.
Правда, тогда получается какой-то недоношенный гидросамолет… 😃
Вообще, для эксперимента нужен кусок пенопласта и 300-й средуктором от GWS. Можно попробовать хоть в выходные…
У меня как раз “Зеро” разобран 😃
А глиссирование - процесс ИМХО немного иного рода. Это в области гидродинамики уже лежит. Другое дело, что “глиссерами” часто называют 1-2-х местные платформы с тягой от воздушного винта, которые ходят по воде и болотам на принципе полу-погруженного СВП, без явной юбки. Наши даже сделали несколько больших пассажирских судов, называлась “заря”, несколько штук ходили в районе Астрахани, вроде. Скорость около 80 км/ч, внешне - речной трамвайчик. А как вставит полную газульку - мама не горюй! 😃
Их правильно относят к hover, но в народе 1-2х метсные обычно зовут глиссерами.
Была тут модель в обзорое - как раз внешне очень похожа, но в отличие от прототипа, принцип упрощен как раз до обычного глиссирования на большой скорости - нагнетателя никакого и в помине нет. Ну, это уже вопросы к судомоделистам - может тут я чего не правильно выразил… 😃
Тут с посадкой у народа проблемы, а уж летать на экранном эффекте в масштабе модели на высоте 20-30 см… Это гением надо быть. Любой пупырь на поверхности или возмущение воды и кирдык котенку.
я думаю, реально высота будет сантиметров 3-6, не больше… так что, думаю, ничего страшного не произойдет, даже при краше… главное, спининг с собой захватить, чтоб выуживать из воды 😃))
Даже такой высоты на скорости 50-70 км/ч хватит для роскошных дров.
😃 Роскошные дрова… 😃
Зато звучит как! 😃
Не, врядли 300-й мотор расколбасит эту доску до такой скорости.
В конце концов, можно поставить руль высоты, и если что - ручку на себя, и валить самолетом подальше от поверхности 😃
Если вглядется в конструктив экранопланов, то там помимо здоровой хорды еще и профиль толщины немалой. Чтобы просто разогнать этот аппарат до возникновения экранного эффета потребуется что-то помощнее 300-ки.
Экраноплану максимальная мощность нужна чтобы оторваться от воды. Экраноплан “Орлёнок”, весом около 140т, например, взлетал на трёх двигателях, а крейсерский полёт осуществлял почти на одном с 50% газа, второй мотор на 20% газа работал, а третий вообще выключался. “Орлёнок” вполне мог летать на высоте до 3км, даже рассматривался способ перебазирования их с Каспия на Балтику своим ходом группой за самолётом лидером. Но профиль у него на рисунках был тонкий и сильно вогнутый, как у планера свободника.
У экранопланов есть особенность неприятная, фокус крыла сильно смещается в зависимости от высоты подушки, для компенсации этого на больших машинах ставили автомат переставляющий стабилизатор, чтоб поддерживать ровный полёт.
Но все проблемы устойчивости модели, по моему, отлично решит оптический автопилот, а управлять можно только килём, надо только будет поймать этот момент когда она вышла на экран, и не дать разогнаться дальше (а то модель легко взлетит, если уж ей хватило мощности от воды отлипнуть). Вероятно диапазон скорости между глиссированием и взлётом для модели может быть очень небольшой.
Если вглядется в конструктив экранопланов, то там помимо здоровой хорды еще и профиль толщины немалой. Чтобы просто разогнать этот аппарат до возникновения экранного эффета потребуется что-то помощнее 300-ки.
На него бы вот такое: 😃
правда оно стоит 1200 грязных зелёных бумажек. А так можно МДСом
обойтись. Поставить движок на пилон, сделать крылья как у фан флая, только покороче и с друким профилем, электронику засунуть,
да и пойти на ближайший пруд в тихую погоду уток пугать 😁:
Да, в большой авиации проблема - оторваться от земли, а у моделистов наибарот - чтобы не улетело 😉
Думаю, самый дешевый вариант - кусок пенопласта с электродвигателем на пилоне сверху. Да, от воды он сам вряд-ли оторвется - для этого его надо просто пнуть на старте 😉
Кидать с руки - для электричек никогда не было зазорным, от чего бы и не пнуть…
Если угидроизолировать модель экраноплана, то даже, боюсь 10-ти кубовка с ней не совладает, а при ее падении на ногу можно будет получить серьезную травму.
надо только будет поймать этот момент когда она вышла на экран, и не дать разогнаться дальше (а то модель легко взлетит, если уж ей хватило мощности от воды отлипнуть). Вероятно диапазон скорости между глиссированием и взлётом для модели может быть очень небольшой.
Вот это как раз экранолёт, он может вылететь за пределы экрана.
А самый прикол экраноплана, чтобы расчитать ему такие крылья на которых в атмосфере ему бы не хватило подъёмной силы для полёта, а в зоне экрана (в нём воздух плотнее) подъёмная сила становилась бы достаточной для полёта. Естественно, что подъёмная сила пудет возрастать пропорционально скорости, поэтому надо и движок грамотно подбирать.
Вобщем самое главное это взлёт. Самый простой вариант конечно по прямой, поэтому надо сделать как-бы “пассивный” руль высоты с мелким расходом. А когда взлетит, управлять газом, рулём поворота и элеронами (если высоты хватит). Но уж что поворачивать он будет по большому радиусу это точно.
Можно про экраноплан прочитать тут.
Мужики!
Где то в воспоминаниях ветеранов читал как обучали курсантов рулить на И-16-ых… У них на консолях крыла срезалась перкалевая обшивка… Бегали шустро, даже подлетывали, а взлететь не могли из-за недостаточной подъемной силы… Может просто в разобранном Зеро навырезать дырок в крыле и попловок прилепить?
всё уже придумано до нас 😃
www.millionreferatov.ru/pictures/92/570_1.jpg
построил Экранолёт ша-3
Третий выход на поле намечается на ближайшие выходные
Ну и как оно? Если выход уже третий, значит летает? Какова высота устойчивого экранного полета? По крену устойчив?
Ну и как оно? Если выход уже третий, значит летает? Какова высота устойчивого экранного полета? По крену устойчив?
Первые взлёты были настроечными , даже гироскоп старенький механический привязывал на тангаж. Но позже когда разобрался с центровкой и положением рулей - всё получилось очень удачно. По крену очень устойчив - нужно удерживать стик для сохранения выбранного крена, после отпускания стика возвращается в горизонт сразу, самостоятельно. Устойчивый полёт на экране, как и планировалось, 300- 400мм, т.е. 1\2 хорды экранной плоскости. Но самое интересное в том что экранолёт легко, переходит в самолётный режим, и делает уверенный энергичный (малый радиус) вираж. Пробовал кататься по воде в бассейне 25м. Выяснилось кольца стоят низко, струйки с носовой части днища попадают в винты. Вынес немного вперёд и вверх мотораму. Пока ждём большой воды, все замерзло. Вот ссылка на видео rutube.ru/tracks/391100.html?v=8f2e267500a243b49aa…
или rutube.ru в поиске ш-3
Было выполнено более 10 полётов
афигенно, чем нравятся экранопланы -это как бы нереальность происходящегоЮ вроде как авто, но летит по воздуху, но в то же время и не самолет.