Принудительный обдув крыла , эффективно или нет ?
Здравствуйте !
У меня появилась идея , но пока есть сомнения в эффективности .
Суть в принудительном обдуве крыла , по всему размаху , от части потока ВМГ .
Типа как на некоторых СВП часть потока попадает для надува юбки , только в варианте с крылом малость по другому .
В крыле воздушные каналы по которым идёт часть потока от винта .
Цель , получить прирост подъёмной силы и уменьшить “срывную” скорость полёта .
Как вы думаете , можно-ли получить желаемое ?
( Предкрылки Болдырева и “летающая газонокосилка” не рассматриваются в качестве примера , уже смотрел материалы )
Самое эффективное, что видел, это в 70-ые годы модель дельта крыло с ВМГ посреди крыла и чуть выше, ось мотора на пол радиуса винта выше верхнего обвода крыла (В “Крыльях Родины” были фотографии). Во время испытаний показала удивительные свойства, практически взлет с места, очень маневренная, в те времена демонстрировала висение на больших углах атаки. Имени автора не помню, моделист из ЦАГИ. Характеристики приблизительные: размах 1м, длина 1,2м, вес около 4,5…5 кг. Мотор “Супер-Тайгер-60”.
Даже на модели Ан-72 работает эффект Коанда и реально уменьшает посадочную скорость.
Цель , получить прирост подъёмной силы и уменьшить “срывную” скорость полёта .
А дальнейшая цель? Ну получили огромную подъемную силу. Дальше что с ней делать? После взлета и до посадки? Она же увеличила сопротивление!
99 % времени самолет летит в режиме где ему не нужна большая, лишняя подъемная сила, более того она вредит ибо растет сопротивление.
На мой взгляд, планера все давно решили. Нужно крыло тонкое и длинное.
Нагрузка будет небольшая - взлеты посадки легкие, а крыло тонкое и сопротивление его минимальное - скорости не помеха. До рекорда скорости планеров - самолетам с ДВС еще далеко.
Итальянские разработчики легких самолетов на этом пути.
Винтовые транспортные самолеты Ан с КВП, особенно Ан-32, Ан-24, да Ан-2 построены с использованием принципа обдува крыла. Как и все по схеме трактора Блерио.
Тянущий или толкающий винт это обычно выбор между грузоподъемностью или скоростью.
Против срыва на концах крыла есть более простые методы. Предкрылки, турбулизаторы, крутка, отклонение носка вниз.
…модель дельта…
Сначала думал о высокоплане , но подумал действительно лучше будет всё это проверить на ЛК , точнее бесхвостка с килем и РН .
ЛК можно считать не самыми грузовозными и срывы хорошо ощющаются на больших углах атаки .
Размах крыла будет не больше метра ( типа Вжик , только без винглет ) .
На мой взгляд, планера все давно решили…
Точно не планер будет ,нагрузка больше 30 гр/дм2 при таких размерах скорей кирпичик ))) .
Против срыва на концах крыла есть более простые методы. Предкрылки, турбулизаторы, крутка, отклонение носка вниз.
Да , но хочется проверить другое .
…работает эффект Коанда и реально уменьшает посадочную скорость.
Спасибо ! Пока читаю в тырнете про это .
Делал Тяни-толкай , как раз в двухмоторном варианте ( тянущих ВМГ) хороший результат получился , при размахе 1,5 метра легко летел с полётным 2,5 кг , в толкающем варианте только 2 кг .
Пока буду чертить модель , кольца на ВМГ не будет ( не нужно на ЛК ) .
Нарисовал крыло “Пылесос” 😃, размах 98см , плошадь-25.5 дм2 .
Для сравнения , сначала заклею воздухозаборник .
При небольшой скорости, поток и так будет стелиться по диагонали.
Нарисовал крыло “Пылесос”
Не очень информативный рисунок.
Ну если обдувать переднюю кромку, это будет эффект Коанда, и чтобы взлететь с нулевой скоростью нужно слишком много энергии 😃
Если уменьшать посадочную скорость, то переднюю кромку обдувать не нужно. Достаточно затянуть срыв на большие углы за счет уменьшения отрицательного градиента скорости после точки максимальной тощины профиля. Будет работать, но опять же намного проще просто сделать разрезное крыло, как на БРО-17, БРО-20 Ошкиниса. Еще лучше щелевой закрылок для уменьшения сопротивления.
Читайте вот тут www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1173544256/0
Экспериментировал с щелевыми элевонами на модели, эффект очень хороший. Модель стала разворачиваться вокруг хвоста в режиме срыва на центроплане (воздушный винт пушер начинал вибрировать в срывной зоне за центропланом).
Хотя это кажется не актуальным для моделей с очень низкой нагрузкой на площадь крыла, но в связи с низкими Рейнольдсами, это работает по другому, чем на большой авиации, т.е. эффект всё таки будет.
Если уменьшать посадочную скорость, то переднюю кромку обдувать не нужно.
Да , тоже посчитал , что передний канал не нужно будет делать с щелями . Щели будут во втором и третьем канале крыла и на законцовках ( просто не нарисовал ) . Собираюсь сделать много отверстий , а по мере необходимости просто заклеивать их скотчем .
Экспериментировал с щелевыми элевонами на модели, эффект очень хороший.
Тут маленько другое , поток будет не с нижней поверхности перетекать ( чтобы не снижалось давление на нижней плоскости) , а принудительно из воздухозаборника . А поток из отверстий на верхней поверхности крыла ( за вершиной ) будет заменять пограничный слой ( он будет выше принудительного потока ) , разгонять поток ( уменьшать давление ), препятствовать обратному ходу при срывных углах атаки .
При небольшой скорости, поток и так будет стелиться по диагонали.
Вы наверно не поняли , принудительный поток будет идти внутри крыла по каналам и выходить через отверстия на верхнюю поверхность крыла .
Тут маленько другое , поток будет не с нижней поверхности перетекать ( чтобы не снижалось давление на нижней плоскости) , а принудительно из воздухозаборника
Прикиньте сечение щели закрылка и сечение воздухозаборника. Вот пропорционально площади сечения и эффект будет 😃
Потом еще нужно трубы внутри крыла городить и даже при этом будут потери на сопротивление в этих каналах.
Потом еще нужно трубы внутри крыла городить и даже при этом будут потери на сопротивление в этих каналах.
Не трубы , каналы будут образовываться за счет обшивки крыла ( подложка под ламинат ) и лонжеронов . Форма каналов с сужением , для разгона потока .
На сопротивление направленное в основном к оси модели можно шибко внимание не обращать .
Думается нормального потока в каналах от обдува не получится, только торможение в сужении, компрессор нужен.
Чтоб посмотреть какие эксперименты проводились раньше ищите материалы по самолёту “фотон” и аппарату “экип”.
oskbes.ru/foton.html
www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?action=print;num=…
Самое эффективное, что видел
Видел эту модель на авиамодельном параде в Тушино в 80-х. Было же время!
Эта дельта полутораметровая летала как кордовый самолет вокруг пилота, а затем набирая высоту и уменьшая радиус круга модель практически останавливалась в сверхманевренном вираже.
Тогда о 3D - пилотаже никто и помыслить не мог!
Тема управления пограничным слоем очень интересна. Проблема заключается в эффективном использовании мощности основного или дополнительного двигателя на увеличение кинетической энергии пограничного слоя. Я бы попробовал одновременно с выпуском закрылков открывать воздухозаборник за винтом и его струю направить в щель между кессоном и щелевым закрылком.