Модель автожира

Brandvik

Хм, если подумать то ротор есть круглое крыло. Тогда центр будет соответствовать 50% центровке (ротор горизонтльно) По идее если теперь от конца одной из лопастей отложить скажем 35% от хорды “крыла” (диаметра) и подвесить его в этой точке и отбалансировать что бы ротор остался в горизонте, то получим 35% центровку (теоретически) Но блин ротор это не совсем крыло из классического профиля и применимы ли к нему классические способы центровки не знаю.
Попробуйте так сделать, а когда отбалансируете по классике, подвесите за ось, и посмотрите насколько отклоняется ось ротора от перпендикуляра к горизонту.

NailMan

Сделал новый хаб ротора - капитально вышло, аналогично как на большом сделано, только попроще. Вилка двойная из дюраля, держатели лопастей из фторопластовых брусков и с ляминиевыми площадками для самих лопастей. 10° подъем лопасти с ограничением.

Фоты буду завтра делать. Завтра же и планируется облет.

Что хочется узнать по управлению перед завтрашним действом(если конечно ответ(ы) поспеют):

  1. Как управлять по высоте на взлете? только Газом или также по Высоте стиком также?
  2. Как управлять в полете по высоте? Газом+Высота для подруливаний, или Газ выставить в каком-либо среднем положении и высотой рулить?
  3. как на посадке рулить по Высоте? Газ понятно должен работать все время, но непонятно что в данном маневре им поддерживать если есть и стик Высоты?

Вобщем интересуют принципиальные вопросы управления по тангажу. Читал книгу ранее здесь упоминавшуюся по теории автожиров и их управлении, но что-то не сходится управление 1:1 с управлением модели.

Brandvik

Думаю что много зависит от мощи движка. В целом я бы попробовал на взлете высоту отдать от себя и как разгонится начать приберать на себя. Ну а как взлетит там уже проще, наберете высоту оттримируете на полет на круизной скорости и уже посадка проблем не составит, потому как почувствуете как он себя ведет при работе с газом и высотой.
Болею всей душой, удачных испытаний!

NailMan

Мощи движка вполне достаточно - 2.5кг тяги с пропом 14х4. Другое дело, сейчас пропа такого нет в наличии, если 12х6, 13х4. Вот с ними и придется работать. Тяги 2кг примерно выдавать должно(сегодня померяем дома тягу).

И еще момент неясный - влияние руддера на полет. Сейчас я новый руддер ваяю взамер неправильного(самолетного) старого, который вдобавок поломался. Как сильно влияет на опрокилдывание по крену отклонение руддера? Взлет для меня пока экстремален ибо аппарат мелкий и неровности асфальта или же трава даже и кошенная все время заставляют руддером рулить(колесом хвостовым) и при отрыве я пропускал момент когда надо отпустить руддер чтобы он не сказывался.

На большом автожире такого думаю не будет ибо там масса и размеры сильно больше(размер в 1.5раза, масса больше чем в 2 раза). Так что при разгоне трава не помешает.

Brandvik

я почему про мощность-то сказал, если мощи будет слишком много то она будет запрокидывать пепелац назад! Не забываем про рычаг и то что ротор создает большое сопротивление.

По крену рудер будет работать нормально, рудер будет просто ворочать фюз меняя балансировку и заставляя кренить ротор в нужную сторону.

NailMan

Ну вот, сегодня предпринял еще одну попытку взлететь. Прогресс налицо так сказать, но не полный - осознанно полететь не удалось.

Попыток была куча, аппарат бился по всякому, усиливался, исправлялся на поле оперативно, в обзорное кино вошли только 9 попыток, остальные неудачи остались за кадром.

Поражаюсь его прочности при кажущейся хрупкости - обычный самик при таких издевательствах давно бы сгорел в костре в виде мелких щепок.

В финале вылетел фаервол и размочалило киль(то что наследовано от самолета). Резюме - электро гавно и маст дай. Ставлю на аппарат .61 ASP 4T и оно полетит уверен. Электро не могло то потянуть на взлете, то в полете вытянуть, то останавливалось при возростании нагрузки со стороны ротора. В зад электро. Да здравствует Нитро!

Кино на Вимео(как всегда у них с конвертацией небыстро, так что скоро да появится в доступе):

А для страждущих увидеть Вторую битву за Небо не дожидаясь появления оного на вимео, файло лежит на моем фтп(вес 40мб, дивыкс, 640х480). Качать прошу в один поток:
ftp://nailalex.dyndns.org/videos/my_avia/test_videos/capogyro_second_tests_divx.avi

Brandvik

Как по мне так у него все еще задня центровка, + я бы попробовал увеличить хвост раза в 2
Хотя о центровке можно говорить относительно. управление то всеравно балансировочное.

faa-air

Прогресс на лицо.😁
Мачту пониже колеса вперед.
В остальном как Brandvik написал.

NailMan

Увы фюзеляж модифицировать некуда уже. Мачту опускать тоже(сделана из труб сплющенных у концов), к тому же есть такая бяда что ротор при эволюциях на земле по высоте или крену все таки каался трава и складывался(на видео такие моменты также есть). Если еще ниже будет мачта в данном аппарате - будет еще больше вероятность зацепить лопастью.

Вобщем изменить фюз пока нет возможности. Было бы 3 лопасти - все бы упростилось - ротор диаметром меньше можно было бы поставить. Но возможности сделать 3 лопастной ротор с шарнирами для этой модели пока нет.

Центровка сместится сильно вперед после монтажа ДВСки - это и к бабке не ходи очевидно. Бак будет в ЦТ примерно расположен, а бортовой акк(2s1p A123)
будет позволять менять слегка ее.

Vorona_z_Handicraft

Зачотно все… Полетит. С 4Т всё полетит))))

Полистал тему - не нашел. А покажите тарелку хаба как сделали? Из какого материала? Стеклотекстолит?

Я читал автожЫрные форумы - там пишут что типа 2 лопастные менее устойчивы и рекомендуют 3 или 4 лопасти. В основном все ставят 3 (я тоже 3 собираюсь). Почему 2 оставили?

NailMan

Голову вечером фоткну, а почему 2…потому что так было проще с головой и проще балансировать динамически ротор чем 3 или 4 лопасти. Эта модель считай тренер перед большой, потому должна быть максимально простой ибо как показала практика - падения со складыванием лопастей это совершенно нормально при пробах полетать на сем типе ЛА.

psn151

Так чем лопасти раскручивать будем то?Боюсь набегающим потоком,и ни чем больше.А это значит что разгон нужен нехилый,а следовательно и взлётка.Не короткая.У автожиров на высоте инерционная авторотация.позволяющая практически зависнуть на некоторое время.И соответственно короткая дистанция посадки.Мой совет Вам,посетите МАКС-2009,( вот вот начнётся,19-23 авг.),и там в полном объёме просветят по теории полёта автожира.Они там представлены.А может повезёт,и воочию застанете реальный полёт этого СЛА. Лично я на МАКС-2009 еду.

Vorona_z_Handicraft

Господи, что так жестко то…

Лопасти постоянные летуны на автожирах раскручивают элементарно шуруповертом,

(кстати судя по звуку похоже роторный двиг - я на таком собитрать буду, но в конце видно что 2Т…)

после чего разбег несколько метров (вот так, только у этого разбег большой). Если ветер - само раскручивается. Еще преротаторы делают - элементарно на электромоторчике…

Иногда практика проще (и интереснее!!!) чем изучать теорию на максе (мне на макс чтоб ехать например 1500 км бабла надо - дешевле 5 автожиров построить и раздолбать)

Теория доступна написана на autogyro.com

Существует 2 форума набитых инфой и фото.

www.rcgroups.com/auto-gyros-224/

www.rcuniverse.com/forum/forumid_191/tt.htm

Напряг с одним:

в России не купишь киты для сборки и не купишь лопасти, а вертолетные непригодны. Но их можно заказать тут aerobalsa.bigcartel.com

Так что не страшен черт, во всяком случае нам)))

Так держать, NailMan.

П.С. Надеюсь свой построить до зимы…

NailMan

Фото головы Капожира, котора себя показала с лучшей стороны:
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…

Хаб:
Материал вилки - Д16Т, плита 16мм
Материал держателей лопастей - Фторопласт. Это детали от того же банкомата откуда свинтил осевой узел ранее. Сверху под лопасть прикручена АМгшная пластина(полоса из OBI).
Оси 6мм шлифованные со стопорным кольцом и нарезанным хвостовиком с другой стороны. Все из того же итальянского банкомата.

Лопасть на держателе крепится одним винтом М4 туговато затянутым(что не препятствует складыванию).

Подъем вверх до 10° Стопорится упором держателя в вилку хаба снятой фаской.

Шарнир:
Крестовина - Д16Т, плита 16мм.
Верхняя и нижняя вилки - фанера переклееная из 6, 10 и 12мм в разных сочетаниях. Оси конечно же 6мм из банкомата.

Кабаны из 6мм латунных прутков(из OBI) с вкрученными в них шаровыми линками, сами прутки нарезаны и вкручены на локтайте в фанеру.

Осевой узел крепится двумя винтами к стеклотекстолитовой пластине, а она на 4 винтиках к фанерному пьедесталу верхней вилки шарнира. Конструкция шарнира типичная.

Вот собсна вот такая нехитрая штука.

psn151

Так чем лопасти раскручивать будем то?Боюсь набегающим потоком,и ни чем больше.А это значит что разгон нужен нехилый,а следовательно и взлётка.Не короткая.У автожиров на высоте инерционная авторотация.позволяющая практически зависнуть на некоторое время.И соответственно короткая дистанция посадки.Мой совет Вам,посетите МАКС-2009,( вот вот начнётся),там в полном объёме просветят по теории полёта автожира.Они там представлены.А может повезёт,и воочию застанете реальный полёт этого СЛА. Лично я на МАКС-2009 еду. Сегодня 15:51

На капожире ветром, а на большом Лезвии Х3 будет электродвигатель. Маленькую звездочку с запресованной обгонкой и поддерживающим подшипничком и ось-адаптер для двигатель взамен штатного адаптера винта уже есть. Сделал мне их тот же кто и делал все остальные детальки - Дмитрий из СТК Вертикаль, за что ему большое спасибо. Фоты данного дела выложу когда все детали соберу в узлы и прикручу на мачту, тогда все во всей красе покажу.

Что же касается Макса - как повезет. можт и попаду.

ЗЫ: Все издевательства которые были во время двух выходных на мачте никак не сказались - нигде не развалилось, не раздрочилось, лопасти не потеряли первоначального вида несмотря на то что встречали планету не меньше 20 раз. Сейчас у каждой лопасти 2см с передней кромке на самом кончике сделаны из фанеры(опасть 1/3 сосна на длину 750мм, и 2/3 бальза диной 770мм, так что 20мм нарастились фанерой поле первых выходных опытов) - теперь лопасти земля не страшна. даже скотч обтяжки не покоцался почти нигде(только на кончике фанерной вставки и у комля спереди задирчики от жесткой травы).

Vorona_z_Handicraft

Ну к банкомату точно надо было 4Т сразу… Электро не солидно)))) А банк не заметил потери лишних деталей??? 😁

Фторопласт как я понял тут обеспечивает “гибкий” подвес лопат. В месте сгиба какая толщина?

Пендосы делают из полипропилена или стеклотекстолита, я попробую дельту (треугольник). Но позже. Тот автожир который я планирую будет соосник. Думаю только лопасти по 2 или по 3 сразу ставить…

Вопрос, долго лопасти шли из аэробальзы?

NailMan

Фторопласт здесь брусок! ничего не гнется. Здесь чисто шарнирный подвес лопастей! гнущийся подвес был на той неделе проверен - гавно. Хаб был сделан так: на ось надевалась фторопластовая шестерня(конечно же от банкомата!) с толщиной тарелки ~8мм. Вобщем толстая такая шестеренка. Диаметр 40мм где-то. У шестерни снизу(с одной плоскости) есть утолщение для большей поверхности касания с осью и стопорный винтик(как у меня на вилке хаба, тока я у меня их два сбоку торчит) который зажимает шестерню на оси, дополнительно сверху надевается и фиксируется также стпорными винтами втулка стальная(она и на нынешнем хабе стоит когда все надеваю на ось, для надежности).

На шестерню сверху надевается 16см кусок линейки стальной, точнее 2 линейки, друг на друге. К шестерне 2 винтами М4 прикручены, а на некоторх расстояниях(как на шарнирном хабе примерно) в линейках сделаны отверстия под винты крепления лопастей. Гибкая часть линеки от торца лопасти до шестерни примерно 15мм. С двумя линейками все работало-крутилось - видео первых испытаний тому пример, но линейки все таки гнет. не такой упругий материал.

Вобщем считаю упругий подвес неперспективным и недолговечным. Уж лучше один раз помучаться и сделать шарнирный подвес лопастей.

Лопасти самодельные! Я вообще сторонник покупать только материал , электронику и двигатели, остальное проще самому сваять.

Лопасти сделаны из сосны и бальзы сосна 25мм шириной (1/3) расширяется у комля(весь комель длиной 65мм) до 42мм. Вобщем на стройрынке купил палки толщиной 8-10мм без сучков. шириной 42мм и длиной 3м, из одной 1500мм палки выходит 2 лопасти. На циркулярке срезали с отцом лишнее, комель оформил электролобзиком. Бальзу вырезал по форме расширения комля и приклеил на 30минутку эпокси с микросферой.

потом носок рубанком застругали и шлифовали электрошлифовалкой вибрационной сверяясь с фанерным шаблоном. потом доводили шкуркой где надо было и все, скотчем заклеил и порядок. Вечер(2ч) потратили на шлифование каждой лопасти.

Vorona_z_Handicraft

Хм. Есть у меня все эти инструменты, и шлифмашина… Незнаю, поробовать можно, никогда не делал. Смогу ли я выдержать профиль по всей длине.

NailMan

Он и у меня не везде точно по профилю - в основном у комля. тут нужно просто руками доводить такие места парой шкурок различных по грубости. Обратный шаблон надо сделать из картона иль фанерки и постоянно прикладывать для сверки. никакой особенной науки

Vorona_z_Handicraft

Хм, попробовать можно. Я думаю можно еще из пены вырезать и шпоном обклеивать… Ну да ладно, я полюбому решил заказывать. Хочется качественные точные лопасти.

NailMan

А чего тут пробовать? все очень просто, особенно если есть помощник - один держит вибромашинку вверх рабочим полем, второй как на наждаке водит заготовку по ней. пыли канешно будет, но это решаемо.

Еще один камрад Рудневский начавши делать тему автожира одновременно со мной(только толкающий винт, а не тянущий) тоже начал стругать лопасти по моему образцу. Фигня в том что как я понял по сайту аэробальзы - лопасти у них почти все чисто бальзовые, только разные плотности спереди и сзади по профилю. Как показал опыт первых недополетов - такие мягкие спереди лопастенки быстро замнутся от ударов об траву и другие препятствия. Сосна никак на это не реагирует.

Вес одной моей лопасти 118г. Стоимость материала - 20р+70р(сосна+бальза). ну и 2 часа времени на изготовление.
По прочности я думаю на порядок лучше аэробальзы, не говоря о цене.