RSSI

painter12

На форуме rcgroups.com увидел альтернативное решение оценки риска потери управления, по крайней мере для Futaba 2.4. Предлагается использовать для оценки качества принимаемого сигнала не уровень RSSI, а уже обработанные процессором приемника данные о количестве потеряных пакетов. Эта информация выводится в виде вспышек красного светодиода приемника. Их кол-во пропорционально кол-ву потеряных пакетов в виде: горит зеленый диод не горит красный - все ОК, потерь нет. Тухнет зеленый начинает мигать красный - появились потери, горит красный - пакеты в принимаемом сигнале не распознаны. Как я говорил, частота и продолжительность свечения красного диода соответствуют кол-ву потеряных пакетов. Автор сообщения (mmormota) предлагает суммируя колево вспышек за определенное время выводить на OSD процент потерь. На мой взгляд подход очень правильный, т.к. нас собственно и интересует процент удачно получаемых пакетов в текущий момент, для оценки риска потери управления. Подробности можно найти по ссылке: www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1120022 пост #2

Что об этом думаете, уважаемые коллеги?

baychi
painter12:

Предлагается использовать для оценки качества принимаемого сигнала не уровень RSSI, а уже обработанные процессором приемника данные о количестве потеряных пакетов.
Что об этом думаете, уважаемые коллеги?

Идея весьма правильная. Индикация потерь пакетов - более информативна, так как дает реальную оценку отношения сигнал/шум. Но лучше всего выводить и то и другое. Я обычно вывожу на своих приемниках (Futaba R617FS, и R6014FS) оба сигнала (RSSI и красный светодиод), но на телеметрию могу подать только один из них. 😦 Проблема еще в том, что сигнал потери нужно выводить в виде счетчика, просто в форме состояния (числа) его легко не заметить, а потеря РУ, как показывает практика, наступает достаточно резко.

painter12
baychi:

… Проблема еще в том, что сигнал потери нужно выводить в виде счетчика, просто в форме состояния (числа) его легко не заметить, а потеря РУ, как показывает практика, наступает достаточно резко.

Вы имеете в виду общее постоянно увеличивающееся число потерь пакетов за весь полет, или интегрированное число потерь за последние N секунд? Как вы представляете эту индикацию, и как по ней ориентироваться?
И еще, пара вопросов:

  1. Как у Вас реализован вывод уровня RSSI из приемников на 2.4 (если можно схему или фото платы с с изменениями)?
  2. Как Вы обрабатываете данные от красного диода и загоняете их в телеметрию?
    Ну и по тактике реагирования, при каких показаниях RSSI или данных с диода Вы решаете что пора поворачивать к базе?
baychi
painter12:

Вы имеете в виду общее постоянно увеличивающееся число потерь пакетов за весь полет, или интегрированное число потерь за последние N секунд? Как вы представляете эту индикацию, и как по ней ориентироваться?

Я бы хотел видеть интергированное значение за последнюю секнду-две. Отображать лучше в виде процениа потерь. При слишком малом значении - привлекать внимание миганием.

painter12:
  1. Как у Вас реализован вывод уровня RSSI из приемников на 2.4 (если можно схему или фото платы с с изменениями)?

Все нашел на данном форуме или rcgroups.
rcopen.com/forum/f90/topic142132/10
rcopen.com/forum/f4/topic146799
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=923419&hi…

painter12:
  1. Как Вы обрабатываете данные от красного диода и загоняете их в телеметрию?

Взял сигнал непосредственно с ключа, к которому через резистор подлючен светодиод. В результате, когда красный не горит - имею 1.6 В, когда горит - 0 В. Пока завел просто на вход телеметрии, вместо побаночной батарейки.

painter12:

Ну и по тактике реагирования, при каких показаниях RSSI или данных с диода Вы решаете что пора поворачивать к базе?

В основном летал с подключенным RSSI (с диодом только на земле эксперементировал). По RSSI - управление терялось раньше, чем я успевал это понять (так как уровень шумов никогда заранее неизвестен), и возврат модели всегда выполнял автопилот. Более того - управление возвращалось значительно ближе, чем терялось. 😦
По сигналу с диода - реально попробую в ближайшее время. Когда иммитирую пропадание сигнала - значение на экране начинает плясать от 5.5 условных вольт до 0.

painter12

Спасибо за ссылки, baychi!

baychi:

Я бы хотел видеть интергированное значение за последнюю секнду-две. Отображать лучше в виде процениа потерь. При слишком малом значении - привлекать внимание миганием.

Собственно, именно так и реализовано в той теме на rcgroups.com, ссылку на которую я давал. Напряжение с красного диода подается на плату телеметрии, где импульсы суммируются простой схемкой интегратора из 3-4 R C и L элементов, и OSD выдает именно процент потерь за последние секунды.

baychi:

В основном летал с подключенным RSSI (с диодом только на земле эксперементировал). По RSSI - управление терялось раньше, чем я успевал это понять (так как уровень шумов никогда заранее неизвестен), и возврат модели всегда выполнял автопилот. Более того - управление возвращалось значительно ближе, чем терялось. 😦

Именно по этому я полагаю более практично брать суммированные данные с диода.

Хочу попробовать повторить эту схему, благо у меня такая же Remzibi OSD, как описана в той теме на rcgroups.com

9 days later
baychi

Сегодня полетал с контролем светодиода FailSafe (уровня FS) вместо RSSI, - узнал много нового. 😃 Сигнал в принципе дискретный, но заведен у меня через RC фильтр с постоянной времени порядка 1 сек, поэтому на телеметрии вижу сильно усредненное значение. Летал на провереном “домашнем” поле, - сильно зашумленном в центре Москвы. Выяснилось:

  1. Приемник Futaba R6014FG (и видимо остальные 2.4 ГГц этой фирмы), выдают на красный индикатор битые пакеты: каждый битый пакет - вспышка светодиода, каждый нормальный - нет вспышки.
  2. На пределе дальности РУ уровень сигнала относительно мягко снижался от 1.7 В (без потерь пакетов) до 0 В (все потеряны). Причем снижение обычно происходило сначало немного - 0.1-0.2 В за 10 сек или 150 м относительного удаления, а затем резко - до 0.8 еще через 30-40 м и потом, при начале поворота модели, когда антенны оказываются под невыгодным углом - сразу до 0.
  3. Модель оставалась управляемой при падении уровня FS почти до 0. Всего три раза на менее чем 1 сек приемник ушел в реальный FailSafe, - автопилот даже включится не успевал (ему нужно 1.5-2 сек) и сам я заметил это только просматривая запись и логи. То есть время на принятие решения было.
  4. Резкое снижение уровня FS наблюдалось обычно на удалениях около 350-400 по дальности при высоте 350-370 м (порядка 550м по прямой). Когда подключил к передатчику WiFi бустер на 500 мВт пропаданий сигнала и даже небольшого снижения FS в приделах тех-же дальностей, не наблюдалось (а дальше сегодня не летал). Правда от бустера шла мощная наводка на видео - вся запись в горизонтальных полосах. 😦

Для себя сделал вывод: сигнал с красного индикатора лучший показатель состояния РУ, чем RSSI.

painter12

Сделал себе такую же модификацию приемника с выходом сигнала с диода на OSD.
На фильтре конденсатор 10мФ и резистор 150К. У меня при включении передатчика напряжение от минимума до максимума в телеметрии ростет долго. Я откалибровал так, что при выключенном радио 0%. До 100% секунд за 20-25. Причем последние 5% дольше всего. А как у вас со скоростью?

painter12

Писал предыдущий пост на буке с разряженной батареей, спешил, и вышло возможно не очень понятно. Поясню.
OSD я откалибровал так, что в отсутствии сигнала (все пакеты потеряны, светит красный диод) на дисплее 0%, при включенном передатчике, когда все пакеты приняты на дисплее 100%.

Я экспериментировал с временем реагирования системы на включение/выключение передатчика. У меня получается, что при включении радио, цифры от 0% до 100% увеличиваются с нелинейной скоростью. В начале - от 0% до 60-70% примерно за 1-2 секунды, потом процесс резко замедляется, особенно на последних 95-100%, и в целом, вся процедура от 0% до 100% длится около 25 секунд. Мне кажется, это слишком долго, в реальных условиях сложно будет оценить прирост качества приема при маневрах. При выключении передатчика, снижение от 100% до 0% происходит где-то за 1-2 секунды. Это меня вполне устраивает.

Пробовали ли вы оценить быстроту реагирования системы на включение/выключение передатчика? Если да, то какое время у вас проходит между ростом показаний от начального до конечного значения и какое время проходит при обратном процессе?
Какие номиналы конденсатора и резистора у вас в RC фильтре?

Еще хотел спросить о подключаемом вами усилителе. Какую модель вы используете и как его подключаете к передатчику? Если я вас правильно понял, у вас тоже Futaba.

И наконец по дальности. Вы пишете, что критическая дальность без бустера у вас порядка 550 метров. Это только на “зашумленном” поле, или вообще так работает ваша аппаратура? Вроде маловато получается для Futaba!

baychi
painter12:

Пробовали ли вы оценить быстроту реагирования системы на включение/выключение передатчика?

У меня постоянная веремени фильтра - порядка 1 сек (по рассчетам, конечно раза в 3 меньше, - там-же экспонента). Примерно за 1 сек сигнал меняется от 0 до 90%. Резистор, кажется, килоом 300, конденсатор - 1 мкФ. Точно не помню, так как делал давно. Я бы советовал Вам подобрать такой фильтр, что-бы время 90% изменения сигнала было порядка 1 сек. Так, мне кажется удобнее всего наблюдателю.

Кстати, из какой точки Вы берете сигнал красного индикатора? Я беру от ключа: там цепочка - ключ от земли - резистор - светодиод к +3.3 В. Когда светодиод горит - в данной точке - 0В, когда погашен - примерно 1.8 В.

painter12:

Еще хотел спросить о подключаемом вами усилителе. Какую модель вы используете и как его подключаете к передатчику? Если я вас правильно понял, у вас тоже Futaba.

Усилитель - такой shop.key.ru/shop/goods/37047
Подключаю его к ВЧ модую TM-14 напрямую через разъем SMA (пришлось вместо штатной антенны поставить разъем, - зато можно бустер прикручивать или любые WiFi антенны пробывать).

painter12:

И наконец по дальности. Вы пишете, что критическая дальность без бустера у вас порядка 550 метров. Это только на “зашумленном” поле, или вообще так работает ваша аппаратура? Вроде маловато получается для Futaba!

Это на зашумленном поле. Ранее на данном поле РУ вырубалось на расстоянии от 400 до 1200 м (без усилителя). В подмосковье, на той-же неусиленной аппаратуре, рекорд дальности (до пропадания РУ) - 2.4 км. С бустером только начал эксперементировать, поэтому насколько с ним возрастает дальность пока не скажу.

painter12

Большое спасибо за ответ. Я уменьшил емкость конденсатора с 10 до 1 микрофарада. Время реагирования от 0 до 90% стало около 1,5 сек. От 100% до 0% - почти мгновенно.
Только вот в процессе калибровки на ноутбуке сжег процессор на OSD. Видимо разность потенциалов между мной и буком убила процессор. 😦
Придется менять и перепрошивать.
Сигнал с диода беру там же где и вы. Но в разных приемниках от Футаба диоды подключены по разному. Где то с общим анодом, а где то с общим катодом. Хотя, на логику работы это не влияет. Перекалибровал ОСД и все.

Сейчас делаю рефлектор для передающей антенны. Проверю дальность, потом может и бустером займусь.

baychi
painter12:

Сейчас делаю рефлектор для передающей антенны. Проверю дальность, потом может и бустером займусь.

Я пробывал рефлектор. Дома - эффект есть. А на поле - ни разу попасть в модель не смог. 😭 Нужно следящее устройство…

painter12
baychi:

Я пробывал рефлектор. Дома - эффект есть. А на поле - ни разу попасть в модель не смог. 😭 Нужно следящее устройство…

А как у вас выглядело “непопадание”, чем вы контролировали?

Я думаю, использовать рефлектор имеет смысл на удалениях больше 200-300 метров, там даже с относительно узкой диаграммой направленности рефлектора попасть будет не так сложно. Либо сделать зеркало менее вогнутым, увеличив угол диаграммы.

baychi
painter12:

А как у вас выглядело “непопадание”, чем вы контролировали?

По очкам видел. На дальности 1.2 км и высоте 350 м резко вырубилось РУ. Автопилот начал сбрасывать высоту (ему 200 м было задано) и разворачивать модель назад, но не до конца довернул и повел фактически по кругу. Я одел на антенну передатчика рефлектор и пытался вернуть управление. За это время модель ушла вбок, а пока я понял где она - за спину. Перехватить управление не удалось. Описав более чем полукруг, автопилот из-за ветра, наконец, довернул модель в мою сторону и через пару минут, на расстоянии менее 500 м РУ вернулось. Кстати это еще одна проблема, после потери управления на несколько секунд, восстановление происходит на горздо меньшей дальности, чем потеря. 😦

painter12

Очень интересный результат! А какой автопилот вы используете?

baychi
painter12:

А какой автопилот вы используете?

От Smalltim. Как и телеметрию.

2 months later
EagleB3

А вот какая появилась вопросительная идея:

Не знаю как на мегагерцовых передатчиках, а на гигагерцовых Футабах (если говорить конекретно, то на Футабе 6EX) на “брюхе” имеется окошечко, за которым прячутся два светодиода. Как водится, красный и зеленый. Зеленый горит когда есть линк с приемником, красный горит когда нет линка с приемником. Кто может сказать - это то же самое, что и на приемнике? Можно ли использовать красный светодиод на аппе аналогично тому, как в вышеприведенных ссылках и сообщениях используют красный светодиод на приемнике? Если [вдруг] да, так оно сильно прельстительно - тогда, получается, мы фактически имеем канал FailSafe без дополнительных передатчиков на самолете…

P.S. Я, конечно, могу просто взять и попробовать, но мне претит стучаться лбом как в открытые двери, так и в глухие стены. Вдруг кто-то что-то про это знает или уже пытался?

P.P.S. Просто на всякий случай: Футаба 6EX работает с приемниками R606, R616, R617, R6106HF/HFC, R6004FF.

Pav_13
EagleB3:

Я, конечно, могу просто взять и попробовать, но мне претит…

Оригинальный подход… ничего не скажешь 😃

Все-таки сделайте над собой усилие, и попробуйте просто включить передатчик сам по себе не включая приемника… Если свечение красного светодиода через секунду-другую сменится на зеленое и будет продолжать гореть зеленым тихо и мирно неограниченно долго, то можно сделать вывод, что передатчику пофиг не только наличие линка, но и наличие приемника вообще 😁!

P.S. Я не спец по RC-аппаратуре, но соответствующие темы читаю с интересом и достаточно внимательно… Про наличие обратного канала (и то не по качеству сигнала) пишут только обладатели “Авроры-9” от Хайтека… О Футабах пока ничего подобного не попадалось…

EagleB3

…Цитату Вы порезали на некорректном месте. Мне не пробовать претит, а стучаться! 😎

Пробовал. Давным-давно. Остается красным.
Хотя, может быть, у меня терпения не хватило зеленого света дождаться.
А лезть с паяльником и АВРкой - глупо, если по этим граблям кто-то уже прошелся.

Если это - обратная связь, то она не по качеству, а по количеству. Хороших/битых пакетов.

baychi

В Futaba нет обратной связи. Ни в каких моделях. Следовательно передатчик ничего не знает о работе приемников. Светодиоды на ВЧ модуле передатчика показывают его состояние: наличие питания, включение RF, режим Range Check.
Примеры систем РУ с обратной связью - это Аврора, Джетти-дуплекс, Веатроникс. Но не Futaba,

Adekamer

пипец - 500 метров потеря сигнала
не - я пока на 40 мГц полетаю дальше
там хотяб полторашка гарантирована

baychi
Adekamer:

там хотяб полторашка гарантирована

Чем гарантирована? Диапазоном?
А когда рядом товарищ на той-же частоте?