Развеиваем гигагерцовые иллюзии

Jevgeniy

Да в том то и дело что не куда он не прыгает и использует DSSS - en.wikipedia.org/…/Direct-sequence_spread_spectrum
А на сертификате явно видно FHSS - en.wikipedia.org/…/Frequency-hopping_spread_spectr… и 40 каналов по которым он прыгает.

Только не говорите что мало того что они CE (Европейскую сертификацию) лепили куда хотели, так ещё сертефицировали не то что продают 😃.

baychi
dmitryu:

Вы в терминах путаетесь. То, что есть у футабы и нету в DSM2, называется FHSS - Frequency Hopping Spread Spectrum.

Возможно. Уточните, пожалуйста, определение. Что правильно называть сигналом распределенным спектром?

Только что увидел ссылки на Википедию от rcopen.com/member42608. Спасибо.

nontype

Отвечаю по посту 341 – указан спектр модуля Спектрум подсоединенного к передатчику по трехпроводной схеме ±PPM, работающего с приемником DSM2. Больше не знаю, можете не спрашивать.

Сказал А, думаю не стоит умалчивать про В. Так вот, согласно тех. характеристикам Weatronic
www.weatronic.com/en/…/2-4-ghz-systems
аппаратура способна работать на 30% дальше Футабы (да простят меня за сравнение владельцы других брендов, т. к. пишу о том, что имею и не более)
Проведя тест по земле на 900 м., на том же месте с Weatronic, убедились в том, что сервоприводы продолжали ровно работать и полной потери сигнала не было. Временами сервы дергались, но в точке 900 м все работало при расположении передатчика в машине или вне ее, в руках. Обратный канал, извещавший о потере пакетов изредка подвал голос при нахождении передатчика в машине и молчал когда передатчик был в руках.
То есть в заявленное качество связи порадовало! Но, желая выполнить визуализацию удаленности модели, решили проверить в воздухе. Знали бы как выйдет не рискнули . …
Т. к . модель была моя (тренер, 1,8 м) и управлять пришлось мне. Александр (ASW) поехал вдоль полосы, а я параллельно вел самолет. У меня висела на прием рация, по которой мне говорили расстояние. В общем, скажу что, обладая нормальным зрением, я легко мог принять удаление 400 м за 600 м и наоборот. Меня удивило, что на 900 метрах я вполне мог контролировать и управлять самолетом на высоте 100 м. Ошибка была в попытке удалиться больше 1 км… и я оказался над Волоколамкой может и дальше. . .
Как потом оказалось, при последующем просмотре записанных логов, происходила потеря пакетов и управление самолетом стало дерганым, причем автоматически нарушился визуальный контроль положения модели. Дальше, попытки удержать модель на высоте 100 м и не увеличивать удаление были безуспешными и модель выполняя странные кульбиты на малой высоте приближалась к встрече с землей. Когда Александр увидел петлю на самой землей и догадался в чем дело, то стал по рации вести управление и самолет успешно вернулся в начало старта. Вот такой получился тест. Пишу только для ознакомления, а не ради доказательной базы.

baychi
nontype:

Так вот, согласно тех. характеристикам Weatronic www.weatronic.com/en/products...-4-ghz-systems аппаратура способна работать на 30% дальше Футабы (да простят меня за сравнение владельцы других брендов, т. к. пишу о том, что имею и не более)

Ага. Смелые пока. “Range > 3000 м” еще открыто пишут. 😃
Константин, спасибо за тест и отчет.

baychi
nontype:

Меня удивило, что на 900 метрах я вполне мог контролировать и управлять самолетом на высоте 100 м. Ошибка была в попытке удалиться больше 1 км…

Меня это тоже больше всего удивляет на 2.4 ГГц. Скажем, на расстоянии 2000 м все прекрасно, на 2100 - отдельные потери пакетов, на 2300 - дерганная и вялая модель, а на 2400 - полный FailSafe.
То есть обратная связь - это очень полезно, но реагировать приходится немедленно. 😦

nontype
baychi:

То есть обратная связь - это очень полезно, но

ранее на этом же самолете протестили FUTABA -
Были выполнены повторные тесты по земле и по воздуху, что подтвердило полученные ранее результаты и самое главное выявило следующее – не так существенна зависимость мощность/дальность, как дальность/местность. Не сильно вдаваясь в подробности, поясню, что для эксперимента по воздуху оборудование было установлено в «деревянный» тренер, с установкой обратного канала связи по рации 433 МГц (передатчик 433 и приемник были разнесены на 450 мм), со звуковым подтверждением о потере пакетов по включению красного светодиода на приемнике FUTABA 6014FS. Увы, потери пакетов наблюдались, начиная с удаления 400 м, и опасностью потерять модель при 500-600 метрах, далее отлетать не представлялось возможным, т. к. модель либо скрывалась в дымке облаков, либо направление ее полета было трудно различимо (размах модели 1,8 м). ВПосему обращаю внимание для тех, кто летает на поле в Тушино.
Для сравнения результатов, были проведены тесты по воздуху в другом месте, в 5 км за МКАД по Новорижскому шоссе. При удалении модели на 400 м потерь пакетов не обнаружено!

Boroda
nontype:

Неделю назад проводили тест R/C Weatronic с обратной связью. В программном обеспечении GigaControl, есть встроенный режим мониторинга 81 канала 2,4 ГГц. Вот, что он показал - 1 фото футаба, 2 - Спектрум.

Картинки красивые, но к сожалению они мало что говорят о реальной широкополосности, т.е. о ширине базы сигнала. Если посмотреть спектр синтезаторного ФМ передатчика на трёхлетнем отрезке времени, он тоже будет выглядеть очень “широкополосным” и “шумоподобным”
Я знаю, что для “спектрума” картинка останется такой-же при уменьшении периода измерения вплоть до 40 мс (два PPM пакета). На интервале от 16-32 мкс до 20 мс останется лишь один горб из двух, но его форма не поменяется. Очень интересно посмотреть на спектр футабы при излучении всего лишь одного пакета! Жаль что это почти нереально…

dmitryu
Boroda:

Жаль что это почти нереально…

Картинка из отчёта FCC не устроит?

nontype
Boroda:

Очень интересно посмотреть на спектр футабы при излучении всего лишь одного пакета! Жаль что это почти нереально…

Режим Scanmode работает примитивно. После сброса экрана, программа начинает последовательно прорисовывать пики сигналов, постепенно заполняя весь рабочий спектр, далее заменяя старые пики новыми - ничего невозможного, просто так работает этот софт. Картинки представлены как дополнительный источник сравнения, а не результат хорошего спектроанализатора.

asw

Н-да, круто замусорили тему пока я учил правила…
Итак за истекший период я и nontype опробовали много всякой разной гигагерцовой всячины…меня лично удивило что компетентных людей в этом вопросе отыскать так и не удалось, пришлось все делать самому и выводы делать только на основе собственных опытов. Очень подозреваю что мы с Константином стали самыми опытными мучителями гигагерцовой аппаратуры на всю окрестность.😁 Протестировали мы с пристрастием Фасст , ДСМ , Ветроник и на днях домучаем Джети Дуплекс… стало понятно как они работают, от чего зависит дальность и сбои этой аппаратуры. Стало четко понятно на что можно рассчитывать используя гигагерцовую технику. Вобщем бесценный экспириенс.
На днях планируем написать отчетик по Джети Дуплексу, ибо пока мне видится эта система как наиболее гибкая , многофункциональная и привлекательная по сравнению со всеми остальными.

slides

Ну что, уперлись в 1500-2000 метовый потолок, я так понял ?

asw
slides:

Ну что, уперлись в 1500-2000 метовый потолок, я так понял ?

нету даже понятия такого как потолок… может глючить и на 300 метрах и безотказно отработать несколько километров, от шума на местности больше всего это зависит.Метров до двухсот-трехсот исправная гигагерцовая аппаратура фактически стопроцентно помехозащищена.

А17

Что бы не создавать новой темы, спрошу здесь.
Приемлемо такое расположение антен приёмника, на вертолёте?
Спасибо.

F_R

Лучше под 90 градусов их расположить 😉 но если отлетать дальше 100-150метров не будите, то можете оставить так.

asw

Нормальное расположение для вертолета, но еще бы их разнести подальше , одну на морду, другую на хвост, или одну на левый борт, другую на правый чтобы затенить обе сразу железяками было сложнее еще лучше прием будет. Метров до ста-двухсот исправная Футаба пробъет любые модельные железяки, и пофигу расположение антенн. Вертолеты дальше 100метров и не летают никогда.

baychi
asw:

Вертолеты дальше 100метров и не летают никогда.

Бывают и вертолеты с FPV. 😃
А на самом деле, Александр, с нетерпением жду рассказа о Ваших эксперементах с выводами и рекомендациями.