Коллекция модельних ДВС

Валерий_Владимирович

Всем здравствуйте! Может кто подскажет, сколько в граммах весило оборудование искрового зажигания в бензомоторах 30-40 годов?

Для авиамоделей.

Borcha

а факты полётов с этим зажиганием есть?только не фото.

Валерий_Владимирович
Borcha:

а факты полётов с этим зажиганием есть?только не фото.

Нет, а хотелось бы)) Просто интересно, сколько всё это весило вместе с движком 10см3.

Валерий_Владимирович

В книге написано, что вес системы зажигания составлял от 50 до 100% от сухого веса движка. АММ советский 10 см3 весил 300г без бобин и батарей. Спасибо за ссылку.

pv11
Рашкин:

Может кому пригодиться.

Очень интересно описаны калильные свечи. До этого не встречал таких подробностей.
Заслуженное спасибо.😁

VTjr
pv11:

Очень интересно описаны калильные свечи. До этого не встречал таких подробностей.
Заслуженное спасибо.😁

Обе книжки конечно полезно прочитать, но учитывая период, когда они были написаны.
Первая ссылка на книгу “Модельные двигатели” с 1973-го года мне известнаB-) а вот ту вторую “Моторы авиационных моделей” с 1939-года - вижу впервые.😮 Ну что сказать, это просто ранняя история авиамодельных двигателей, без исключения бензиновых с искровым зажиганием.

Рашид, большое спасибо за эту ссылку;), можно сказать, что это фактически как бы предыдущий том к книге Филиппычева с 1951 года. 😒

Но что касается информации о калильных свечах описанных в книге “Модельные двигатели”, то многое действительно дано эпохой того времени. 😁 Ведь очень много там написано про самодельное производство свечей, или про доработку завальцованной неразборной свечи в разборную.😮 Хоть и в настоящее время калильные свечи довольно дорогие то и так я думаю, что мало ли кто бы этим занимался.😆
Кстати, в 60-70-е годы все свечи MVVS продаваемые в Чехословакии были деланы как разборные приблизительно по схожей схеме.😉 Но тем не менее я не помню никого, кто бы тогда занимался их ремонтом:P(менял перегоревшее волокно, или дорабатывал их тепловое значение). Правда я старших когда-то спрашивал зачем все-таки они разборные, да и кто-то мне говорил, что перегоревшие свечи вроде можно послать в ремонт изготовителю. Но я также не знаю никого, кто бы это делал.😮 Притом новая свеча тогда стоила вполне дорого 12 крон (за это можно было тогда хорошо пообедать в приличном ресторанеB-)), но ее ремонт стоил более половину того + расходы на посылку. Возможно модельным кружкам, где бы собрали большее количество перегоревших свечей, там бы посылка в ремонт имела смысл. Но и об этом я никогда не слышал. Попробую спросить на нашем форуме, может кто-нибудь из стариков вспомнит, что делал такое.
Правда стариков там уже мало, ведь я же сам уже старик, но начинал с моделизмом в нашале 70-х годов, и пока докопался к первым калилкам, то эти свечи уже вышли из моды и были уже только завальцованные неразборные.
А вот помню, что японская свеча ENYA была вроде тоже разборной. Но также никто из нас ее не посылал в ремонт в Японию.

REMO

Сейчас перезаряд очень даже актуален и пользуется спросом и так же полстоимости новой свечки. И точно так же не имеет смысла посылать одну штуку, от 10 шт терпимо…

александр52
VTjr:

Обе книжки конечно полезно прочитать, но учитывая период, когда они были написаны.
Первая ссылка на книгу “Модельные двигатели” с 1973-го года мне известнаB-) а вот ту вторую “Моторы авиационных моделей” с 1939-года - вижу впервые.😮 Ну что сказать, это просто ранняя история авиамодельных двигателей, без исключения бензиновых с искровым зажиганием.

Рашид, большое спасибо за эту ссылку;), можно сказать, что это фактически как бы предыдущий том к книге Филиппычева с 1951 года. 😒

Но что касается информации о калильных свечах описанных в книге “Модельные двигатели”, то многое действительно дано эпохой того времени. 😁 Ведь очень много там написано про самодельное производство свечей, или про доработку завальцованной неразборной свечи в разборную.😮 Хоть и в настоящее время калильные свечи довольно дорогие то и так я думаю, что мало ли кто бы этим занимался.😆
Кстати, в 60-70-е годы все свечи MVVS продаваемые в Чехословакии были деланы как разборные приблизительно по схожей схеме.😉 Но тем не менее я не помню никого, кто бы тогда занимался их ремонтом:P(менял перегоревшее волокно, или дорабатывал их тепловое значение). Правда я старших когда-то спрашивал зачем все-таки они разборные, да и кто-то мне говорил, что перегоревшие свечи вроде можно послать в ремонт изготовителю. Но я также не знаю никого, кто бы это делал.😮 Притом новая свеча тогда стоила вполне дорого 12 крон (за это можно было тогда хорошо пообедать в приличном ресторанеB-)), но ее ремонт стоил более половину того + расходы на посылку. Возможно модельным кружкам, где бы собрали большее количество перегоревших свечей, там бы посылка в ремонт имела смысл. Но и об этом я никогда не слышал. Попробую спросить на нашем форуме, может кто-нибудь из стариков вспомнит, что делал такое.
Правда стариков там уже мало, ведь я же сам уже старик, но начинал с моделизмом в нашале 70-х годов, и пока докопался к первым калилкам, то эти свечи уже вышли из моды и были уже только завальцованные неразборные.
А вот помню, что японская свеча ENYA была вроде тоже разборной. Но также никто из нас ее не посылал в ремонт в Японию.

спирали горелые меняли ,даже мы пацаны - не заю как у вас - у нас в Горьком был производитель ( в кружке да на заводе ) Кондаков - скоростник - так вот у него брали и спирали и уплотнения - и могу с уверенностью сказать не хуже были свечи чем забугорные - импортные . использовали многие - и ценник был даже нам пацанам доступный - цифры правда не помню - нас пацанов учили делать центральные электроды - не чего сложного - потом появились КС-2 в достаточном количестве

VTjr

Дело в том, что спираль, вернее сама проволока из платино-иридиевого или платино-родиевого сплава очень дорогая и представляет значительную часть цены свечи. Конечно, призводственные расходы разборного корпуса свечи выше, чем завальцованого. И поэтому когда появились массово производимые и сравнительно дешевые свечи КС-2, завальцованные, то замена волокна наверное потеряла прежний смысл. Сами пишете:

александр52:

… потом появились КС-2 в достаточном количестве

и смысл ремонта наверное именно поэтому пропал.😉
Кроме того больший смысл ремонта свечей был бы при применении прволоки волокна из дешевых эрзатз материалов (как константан, нихром и др.), но известно, что с такими свечами калилные двигатели работают менее устойчиво, да и ресурс такого волокна значительно короче. Не знаю конечно из какого ммтериала ставили при ремонте спирали у вас в Горьком, но знаю, что у нас в MVVS ремонт стоил более половины цены новой свечи. Кстати в начале 80-х годов и к нам в Чехосдовакию стали импортироваться советские свечи КС-2 и также более дорогие свечи из Запада. MVVS продукцию закрыла. Ну и потому что свечи КС-2 были действительно хорошие.

александр52
VTjr:

Дело в том, что спираль, вернее сама проволока из платино-иридиевого или платино-родиевого сплава очень дорогая и представляет значительную часть цены свечи. Конечно, призводственные расходы разборного корпуса свечи выше, чем завальцованого. И поэтому когда появились массово производимые и сравнительно дешевые свечи КС-2, завальцованные, то замена волокна наверное потеряла прежний смысл. Сами пишете:и смысл ремонта наверное именно поэтому пропал.😉
Кроме того больший смысл ремонта свечей был бы при применении прволоки волокна из дешевых эрзатз материалов (как константан, нихром и др.), но известно, что с такими свечами калилные двигатели работают менее устойчиво, да и ресурс такого волокна значительно короче. Не знаю конечно из какого ммтериала ставили при ремонте спирали у вас в Горьком, но знаю, что у нас в MVVS ремонт стоил более половины цены новой свечи. Кстати в начале 80-х годов и к нам в Чехосдовакию стали импортироваться советские свечи КС-2 и также более дорогие свечи из Запада. MVVS продукцию закрыла. Ну и потому что свечи КС-2 были действительно хорошие.

брали проволоку от термопары - ей богу тогда были и цифры и буквы - лично ходил к метрологам - термопара стоила 3 руб 62 коп. ( понятен ценник ) - затем шел к другу Малышу в ювелирку- мастерскую и за интерес нам делали нужный диаметр - а далее дело рук - но это было то ли один то ли два раза проволоки хватило - калилки были только на таймерках и пилотаже и воздушном бое - главные пожиратели

  • в остальном дизеля - то у нас
VTjr

Конечно, если была возможность такую проволоку (PtIr, PtRh) где-нибудь достать даром (не говорю спереть), то ремонт бы имел смысл, но если ее покупать, то уже экономический смысл такого ремонта значительно снижается.
Мне самому было интересно узнать/подсчитать какая же получается цена куска проволоки из материалов пригодных для волокна свечи. Смотрел на интернете и нашел вот такие цены:
Pt 1043,5 USD/TrOu = 33,55 USD/g = 2458,18 RUB/g
Rh 756,67 USD/TrOu = 24,33 USD/g = 1782,64 RUB/g
Ir 1400 USD/TrOu = 45,01 USD/g = 3297,84 RUB/g
Это конечно цены необработанного материала, полагаю, что цена проволоки будет выше.

Но и потом считайте со мной!😉 Предполагаю вот такие данные спирали:

диаметр проволоки ~ 0,3 мм; диаметр витка ~ 2 мм; количество витков ~ 6 - и тем самым получается у нас с допуском на зачеканку нужная длинна проволоки ~ 40 мм и ее объем тогда будет 0,002827 см3.

Далее известно:
плотность платины 21,09 г/см3; плотность иридия 22,65 г/см3; плотность родия 12,41 г/см3
Из этого подсчитал (правда не учитывая, что в сплаве могут быть атомы в решетке на других расстояниях чем у чистых металлов):
плотность сплава платина 90%/иридий 10% 21,25 г/см3
плотность сплава платина 90%/родий 10% 20,22 г/см3

В итоге получилось вес/стомость материала нужного куска проволоки:

  • из чистой платины 0,0596 г / 2,001 USD = 146,58 RUB
  • из сплава платина-иридий 0,0601 г / 2,085 USD = 152,73 RUB
  • из сплава платина-родий 0,0572 г / 1,865 USD = 136,67 RUB

Но как уже написал выше, это стоимость только лишь самого сырого материала, проволока будет конечно дороже. Насколько, или даже в сколько раз - не знаю.😃

Также цены благородных металлов ведь постоянно меняются. Так что я вовсе не в состоянии определить сколько это могло стоить в 70-е годы.😵

В любом случае при ремонте свечи надо учитывать и стоимость труда и прочие расходы сервисной организации. Также сама доработка завальцованной свечи в разборную непроста и также наверное придется менять изоляционные уплотнительные прокладки, возможно точить и новый стержень. Все это будет далее повышать стоимость ремонта.

А сколько стоят новые свечи? Смотрел на ХоббиКинге - свечи с Pt-Ir волокном стоят в пределах 6 ~ 7 USD. А у меня сам материал волокна получается около 2 USD, значит это уж 1/3 розничной цены на их сайте. Если учитывать их наценку около 30%, то это уже почти половина цены новой свечи. Вот так.😒

REMO

Диаметр проволоки для свечи 0,18-0,22, в основном 0,2мм, поэтому все расчёты на 33% ниже. Длина тоже меньше 40мм.
В КС-2 мне попадались три разных сплава ПлИ-10, ПлИ-15 и ПлИ-20.

VTjr
REMO:

Диаметр проволоки для свечи 0,18-0,22, в основном 0,2мм, поэтому все расчёты на 33% ниже. Длина тоже меньше 40мм.
В КС-2 мне попадались три разных сплава ПлИ-10, ПлИ-15 и ПлИ-20.

Конечно мои расчеты были приблизительные, именно данные спирали волокна не мерил, определил на глаз. И читая данные на фото упаковки КС-2 вижу, что моя ошибка не 33% а в два раза меньше. 😦 Там оказывается 0,02845 г ПлИ 15. Ну, иридия, который почти в полтора раза дороже платины там, правда, чуть больше. Естественно настоящая цена самого сырого материала спирали будет около 1 USD, но сколько стоит тот же сплав если он обработан в тонкую проволоку так и не знаю.😃

Кстати, цена свечи 1 Руб 40 коп, в советское время - это вполне сопоставимо 12 чехословацким кронам того же времени. И думаю, что и для советских моделистов это было на те времена вполне дорого.😒

Валерий_Владимирович:

Есть еще запасы советские))

Спасибо за эти фото. 😉
Ну да, насколько полезны были когда-то советские описания. Там куча данных, по ним часто можно было такое изделие и самому соорудить. И не только эта свеча КС-2, например во всех паспортах электронных изделий без исключения были и схемы, так что можно было очень просто все ремонтировать. Куда уж в сегодняшное время, все тайна, докопаться до схемы иногда очень сложно.😦

Викторыч62

Владимир, во времена СССР моделисты данные свечи не покупали, по крайней мере у нас в кружке. ДОСААФ обеспечивал. Вот жизнь была…