управление газом

giantflier_2

фолкс,
надеюсь, я не покажусь назойливым со своими советами, но после того, как мы обсудили посадку, думаю, имеет смысл обсудить проблемы собственно полета.
я хочу обратить внимание начинающих пилотов на то, как важно работать дроссельной заслонкой.
удивительно, как мало народа обращают внимание на это вообще!
как правило, 90% летчиков при взлете выжимают ручку газа до упора вперед и возвращают ее в обратное положение лишь после посадки.
в нашем клубе даже те, кто летает не первый год, грешат этим почем зря. знай себе жужжат на максимальных оборотах.

если вы ставите своей целью просто попугать окружающих, то эти советы не для вас. просто продолжайте шпарить по всему небу с максимально возможной скоростью, ломая крылья от перегрузок и зазря сжигая драгоценное топливо.

если вы хотите летать грамотно и красиво, обратите внимание на канал газа.
если вы хотите начать летать пилотаж,
основная часть полета должна проходить примерно на 1/2-1/3 от полной мощности.
добавляйте газ только на вертикалях, причем только когда набираете высоту.
и наоборот, когда пикируете, ОБЯЗАТЕЛЬНО сбрасывайте газ до холостого хода и добавляйте при выходе их пике.

при выполнении мертвой петли (loop), например, газ должен работать так.
добавьте газ почти до полной мощности и сразу же тяните ручку на себя. когда аппарат достигнет верхней точки петли (180 градусов), плавно, не резко, иначе самолет как бы замерзнет вверху на момент, сбросьте газ до 1/3 хода. когда самолет окажется районе примерно 270 градусов, сбросьте газ до холостого хода.
когда самолет снова окажется в нижней точке, совершив полный оборот на 360 градусов, плавно добавьте газ до 1/2 и выровняйте аппарат. в нижней точке газ лучше начать добавлять немного заранее, не доходя до нижней точки. это особенно важно в сильный ветер, поскольку модель, особенно легкая и с большим поперечным сечением, может попросто остановиться.

то же самое при выполнении любой другой фигуры.
одним словом, правило простое: вверх - полный газ, вниз - холостой ход,
горизонтальный полет - полгаза.

при выполнении такой сложной фигуры, как rolling circle, тоже совершенно не нужна большая скорость. эту фигуру лучше выполнять на полгаза. у вас будет больше времени для размышлений и фигура получится плавнее и красивее.

это особенно важно - выработать привычку работать газом, если вы потом планируете летать на больших моделях с размахом 2-3 метра.
такие большие и тяжелые модели в нижней точке петли при полных оборотах двигателя могут попросту развалиться в пыль от перегрузок.

второй очень важный орган управления, особенно для пилотажки - руль поворота (rudder). это удва ли не самый важный канал управления для пилотажного самолета. расскажу в другой теме, если кому-то интересно.

Rocky
giantflier_2:

второй очень важный орган управления, особенно для пилотажки - руль поворота (rudder). это удва ли не самый важный канал управления  для пилотажного самолета. расскажу в другой теме, если кому-то интересно.

Очень интересно, расскажите подробнее, как правильно пользоваться рулем поворота
Заранее благодарен.

Uri_Kim

И вообще надо серию статей… А то порой никто толком объяснить неможет как правильно летать, особенно для полуначинающих.

giantflier_2
Rocky:

Очень интересно, расскажите подробнее, как правильно пользоваться рулем поворота
Заранее благодарен.

руль поворота будет вам нужен при выполнении практически всех фигур.

возбмем, к примеру, фигуру stall-turn. по-моему, это “поворот на горке”.

из прямого горизонтального полета навстречу ветру, возьмите ручку высоты на себя и добавьте полный газ.
тяните самолет вверх 2-3 секунды, парируя отклонения от вертикали рулями высоты и поворота.
затем сбросьте газ примерно до половины и дождитесь пока самолет остановится и зависнет, не раньше этого момента дайте руль поворота влево (или вправо, но поворот будет медленнее). самолет развернется практически на месте вокруг ЦТ.
когда аппарат развернется носом вниз, сбросьте газ до холостого хода, плавно отпустите руль поворота в нейтраль и пикируйте. если руль поворота бросить резко, модель начнет раскачиваться, что приведет к снижению оценки, да и вообще некрасиво.
секрет выполнения этой фигуры в том, чтобы НЕ СБРАСЫВАТЬ газ до холостого хода, пока самолет висит носом вверх, иначе руль поворота утратит свою эффективность. это классическая ошибка.

кроме того, очень важно входить и выходить в любую фигуру держа крыло СТРОГО ГОРИЗОНТАЛЬНО. это еще один секрет правильного и красивого выполнения любой фигуры.
стоит вам войти в вертикаль с креном в 2градуса, на вершине самолет может отклониться от вертикали на несколько метров. а если вы выполняете петлю диаметром скажем 50м, то на выходе вы можете оказаться на все 10 метров ближе или дальше от начальной точки и вместо петли получится какая-то некузявая спираль.
этой проблеме - была посвящена очень интересная статья в последнем номере журнала “3D flier” одного из участников ТОС.
статья так и называется “keep those wings horisontal”.
но если уж так вышло, м вы вошли в фигуру с креном, то подправить модель, чтобы вернуть ее в плоскость петли, нужно рулем поворота.

дальше.
возьмем обыновенную классическую медленную бочку (slow roll).
тут вообще непрерывная работа рулем поворота. если вы забудете про руль поворота при выполнении бочки, особенно медленной, то, в тот момент, когда самолет повернется на 90 градусов и окажется на ноже, без парирования рулем поворота, он будет клевать носом и в результате, ось “бочки” начнет загибаться к земле.
то же самое в бочке с фикссациями.
полет на ноже. нужен мощный с большим отклонением руль поворота.
штопор - руль поворота до упора.

и так далее, как видите везде сплошной руль поворота.

пока летаете на тренере, обратите внимание, насколько эффективная и нужная вещь - руль поворота.

COS=

Большое спасибо за статьи 😃
Очень интерессно читать !

пионЭр

да , и в правду многие пилоты гоняют самолёт по небу на максималке , потом ещё и удивляются почему он красиво и порой со "взрывом "рассыпается в разноцветное конфети от флаттера , или от перегрузок …а настоящие ведь тоже рассыпались ,пока с этим не научились бороться …

газом надо уметь работать, ведь иногда даже устаёшь просто бестолку бороздить просторы пятого океана на достаточно большой скорости
и существует множество фигур ,где работа газом делает их более красивыми ,правильными , и динамичнее …
могу сказать что такой полотаж приятно не только смотреть ,но и слушать , а ещё приятнее выполнять 😃
То же самое можно сказать про руль направления …

после длительных полётов на бойцовках эти навыки начинают отрофироваться , но зато когда потом начинаешь летать на нормальных самолётах , то получаешь такой кайф 😃

удачи !

КА-04

Не сочтите за занудство, но “руль поворота” есть в автомобиле, а в самолете - руль направления (РН) (камешек в Гиантфлаера2)

ЕВГЕНИЙ-ARM
КА-04:

Не сочтите за занудство, но “руль поворота” есть в автомобиле, а в самолете - руль направления (РН) (камешек в Гиантфлаера2)

На уроке нужно сидеть тихо и не перебивать учителя. А если хочеш что то сказать подними руку , а не выкрикивай с задней парты. 😁 😃
--------
Конечно это шутка , а опыт опытного человека всегда бесценен - продолжайте , думаю многие вам будут благодарны за заботу 😃 .

giantflier_2
КА-04:

Не сочтите за занудство, но “руль поворота” есть в автомобиле, а в самолете - руль направления (РН) (камешек в Гиантфлаера2)

я и не знал что у меня автомобиле есть руль поворота. век живи век учись.

mokys2

Давно на этом форуме где то уже 1 год, но подобного здесь не видел. Если бы про посадку рассказали бы 1 год назад три самолета были бы целы. Продолжайте в том же духе. Может Vitaly заинтересуеться, и попросит вас пару статеек сделать для даного сайта, чтобы увековечить все выше описанное. Ну и новичкам легче искать, лучше чем в во всех темах форумах рыскать.

lyoha

Абсолютно все вышеизложенное по взлету, посадке и просто полету писалось еще в далеком 1998 году в журнале “Моделизм - Спорт и хобби”. И где-то в сети есть эти материалы. По газу - согласен. Про руль поворота - тем более. А то уже задолбали в форуме призывы некоторых “корифеев” летать либо без газа, либо пренебрегая каналом руддера. Типа потом научишься. Если привыкнуть летать без какого-либо канала, то при его освоении, уже после отработки каких-то практических навыков, частенько возникает ступор от реакции самолета на этот канал. Ведь в горизонтальном полете очень редкий самолет будет реагировать на руддер разворачиваясь в одной плоскости. У некоторых аппаратов рудеером можно резко завалить самолет в штопор, либо наоборот самолет начнет осаживаться на задницу. Поэтому вбивать этот навык лучше тогда, когда уверенность управления по всем осям далека от полной и освоение всех каналов сразу в процессе дополняет друг друга. Существует громадный контингент пилотов не использующих руддер в полете вообще, а применяющих его только на рулежке на земле. Кстати, те же асы и про газ отдаленное понятие имеют. Типа завел на холостых, а летаем только при гашетке в пол. И еще кстати: среди таких подавляющее количество людей, которых устраивает работа мотора МДС. Да, заводится он великолепно, с полным газом тоже проблем нет, а вот при работе газом он уже начинает чудить.

V_N
lyoha

среди таких подавляющее количество людей, которых устраивает работа мотора МДС.

Так у МДС_а всего два режима работы.
😉

giantflier_2

да коллеги, согласен, мотор для начала должен работать нормально, прежде чем им управлять. а то бывает заглохнешь где нибудь в мертвой точке и у тебя есть только две секунды принять решение куда и как садиться, по истечение которых можно уже бросить ручки и думать лишь о том сколько денег придется вбухать в новый самолет.

впрочем, шутки шутками, но что делать, елси заглох мотор?

первое что нужно делать - не паниковать.
второе, что нужно сделать одновременно с первым - набрать скорость.
если самолет практически остановился где нибудь в верхней точке петли или поворота на горке, нужно НЕМЕДЛЕННО перевести аппарат в пикирование.
наберите скорость ПО ВЕТРУ, чтобы самолет снова стал управляемым. после этого плавно, но энергично разверните модель против ветра.
при этом постоянно ТЕРЯЙТЕ высоту. стоит самолет на несколько секунд перевести в горизонтальный полет, он тут же снова потеряет скорость и перестанет управляться. не забывайте - тяги винта больше нет и модель летит исключительно по инерции.
как только развернетесь против ветра, просто делаете то, что обычно делаете при посадке - снижение, выравнивание, выдерживание и посадка.

третье, что нужно сделать после посадки - выбросить МДСовский карбюратор и поставить что-нибудь понадежнее, например от МОКИ.
а еще лучше перейти на бензин.

Д_Заточник

Несмотря на обилие разрозненного материала о пилотаже в сети, я считаю, что надо продолжать этот разговор и потом оформить его в виде статьи. Материал бесценный, потому что самому никаких самолетов не хватит понять почему при резкой даче руля высоты вверх самолет делает не петлю, а в штопор сваливается 😃

lyoha
giantflier_2:

третье, что нужно сделать после посадки - выбросить МДСовский карбюратор и поставить что-нибудь понадежнее, например от МОКИ.
а еще лучше перейти на бензин.

А здесь не в карбере дело, а исключительно в фазах газораспределения. Карбер поможет, но панацеей являться не будет, да и ставить на мотор за 60 баксов карбер за столько-же… Проще ОС-а или Тандер тайгера взять.

giantflier_2

[quote=lyoha,Jun 27 2005, 13:05]
А здесь не в карбере дело, а исключительно в фазах газораспределения. Карбер поможет, но панацеей являться не будет, да и ставить на мотор за 60 баксов карбер за столько-же…

согласен, конечно, лучше сразу взять хорошую вещь.

Ghost

Еще фишка про заглохший мотор - резко падает чувствительность рулей высоты и направления, на чем я и сам попадался.