Редуктор на самолете
После того, как таймеристам в правилах урезали время работы мотора с 7 до 5 сек, они стали ставить редуктора и большие винты, модель за 5сек взлетает вертикально метров на 100-150!
- Понижающие редукторы, насколько мне известно, использовались на таймерных, пилотажных и моделях-копиях. Основная причина: современные калильные моторы на режиме максимальной мощности работают на высоких оборотах, что в итоге приводит к снижению эффективности воздушных винтов.
- Естественно, на вертолете есть редуктор, причем с достаточно большим передаточным числом. Именно по этой причине у вертолетного мотора короткий вал - от него идет привод на редуктор
- Поставить вертолетный двигатель на самолет вероятно можно (у меня на радиогонке стоял переделанный МДС-3,5-авто, нормально 😃 ), но зачем? Никакого сколь либо значительного выйгрыша по массе/габаритам они не имеют.
- При высоких оборотах двигателя эффективность использования поршневых колец вероятно низкая, по этой причине от них и отказались. Почему на больших объемах не применяют ABC я точно не знаю, вероятно по обратной причине. Если спецам будет не сложно, пусть меня подправят.
- Недавно натыкался на ссылку по системе дистанционного запуска мотора на авиамодели, привод от электромотора, актуально может быть только на очень больших моделях.
После того, как таймеристам в правилах урезали время работы мотора с 7 до 5 сек, они стали ставить редуктора и большие винты, модель за 5сек взлетает вертикально метров на 100-150!
Изменение правил было много лет назад- а вот редуктор появился только в сезоне 2000 года- впервые на кубке в Лос Хилс (США)
Небольшая поправка- на сегодня есть только одна!!! модель класса Ф1С( таймерные модели) с редуктором на ведущем валу и большим винтом- Евгения Вербитского.Приемущества этой модели ещё не ясны окончательно- по отзывам свидетелей полётов не всё там гладко- да и высота не намного превышает обычные модели, особенно складные варрианты. Об этой модели уже ходят легенды- поскольку он продал только одну такую модель и никто ещё собственно не видел полного устройства этой планетарки и самое интересное тормозной системмы- для тех,кто не вкурсе- время работы двигателя замеряется не по звуку работы мотора- а по вращению винта- по этому таймеристы имеют сильный тормоз на валу мотора-остановка вала с полных оборотов за 0.1-0.3 сек. Это то,что касается свободнолетающих моделей.
Говоря же о редукторах на ДВС моторах- это не столь редкое явление,как может показаться- я сам неоднократно видел модели с редукторами- от учебных до пилотажных- -цель их применения- увеличить эффективность винтомоторной группы, на моделях-копиях -приблизить размеры винта к прототипу. Я сам не использую ДВСы на своих моделях по этому не могу предоставить много информации по этому вопросу. Разве что общие вопросы по планетарным редукторам.
С уважением Алексей.
Алексей!
Вы спец по электричкам, а на них широко используют редуктора с зубчатым ремнем - на копиях и пилотажках.
Можно ли такой ремень использовать с ДВС .46 - .60? Или там можно только шестеренки?
К первоначальному вопросу…
Есть пример самодельных редукторов для МДС6.5КР и МДС10КР с передат. отношением 1:1,5 Работает нормально.
АВС-поршень выигрывает по трению и несколько легче чем поршень с кольцом. Кольцо имеет, как правило, бОльший ресурс, но неприменимо в высокооборотистых моторах по причине того же трения…
Большеобьемные неспециализированные моторы по определению должны иметь достаточный ресурс, и поэтому применяются кольца. Если же необходимо снять максимальную мощность в 2-3 полетах, то можно и АВС поставить…
Прошу прощения за несколько глупых вопросов далее. Заранее благодарен за ответы.
- Кто-нибудь знает примеры применения понижающих редукторов на самолетах с ДВС, например, 1:2 или 1:2,5 ?
- Ставят ли редуктор на вертолеты, и почему у вертолетных двигателей короткий вал?
- Можно ли вертолетный двигатель поставить на самолет (если решить проблему с валом) ? Ведь у них большой выйгрыш по массе/габаритам.
- Какой поршень лучше: ABC или с кольцом? Почему на больших объемах не применяют ABC?
- Кто-нибудь слышал о бортовой пусковой системе для ДВС (электрической или пневматической)?
Параметры понижающего редуктора конкретны для каждого самолета и для каждого винта, поэтому никаких рекомендаций давать тут нельзя.
Вертолетный двигатель на самолет поставить можно, но накакого выйгрыша по массогабаритам не получится.
На счет материаллов для пар не говорил бы однозначно, что у какой то больший или меньший ресурс. Коьцо ставят чтоб скомпенсировать тепловой зазор в паре. поэтому встречал пары АВС с кольцом. К тому же зачастую сталь тоже хромируется. И на больших объемах АВС применяют. Посто на больших объемах проще сделать поршень с кольцом, чем возиться с материаллами пары. Опять таки особых выйгрышей или пройгрышей по массе поршень тут не имеет.
О электрических системах пуска только читал. А на счет пневматики: пуск двигателя в этом случае возможен только в минимум трехцилиндровом его варианте! Так что сам подумай над этим…
Удачи!
В журнале R/C World за прошлый год есть
описание четырехтактного двигателя с вращающейся гильзой-клапаном, она же выход вала на винт.Rotate Valve Cilinder кажется так обзывается. Вращение на гильзу передается с коленвала шестерней с передачей 1:2. В гильзе есть дырка, которая при вращение гильзы работает как выхлоп, либо на всасывание.
Выходной вал вращается с понижением в два раза от скорости вращения коленвала. Получается довольно компактный двигатель. Говорят, что подобные двигуны использовали украинские спортсмены на кордовых моделях-копиях в советские времена.
Журнала у меня нет, листал в магазине, а в инете ничего не нашел. Может кто чего знает про это чудо?
To SV-S
А нельзя поподробнее про редуктор для МДС6.5? Он на шестеренках? А не пробовали с зубчатым ремнем?
Можно и подробнее. Редуктор делал не я, просто видел и в работе, и еще в процессе создания. Корпус редуктора фрезерованный из дюраля крепится на носке картера. Шестерни цилиндрические, стальные, 2 штуки. Работает плавно без каких-либо стуков. Делал все это токарь высокого класса, да еще и МС по кордовым пилотагам. С таким редуктором МДС6.5 без проблем крутит винтик диаметром около 350 и шагом тоже около того (~350).
Привет всем !!!
Может моё вмешательство в ваши проблемы покажется неуместным. Но ни кто из вас не обратил внимания на то, что в судомодельном спорте редуктора используются уже примерно лет 20 и делают не только высококвалифицированные специалисты , но и начинаюшие пацаны чуть ли не на коленках.😃))) Просто сходите и посмотрите как всё это выглядит и сделайте под себя т.е. под воздушный винт. У нас уже давно самолетчики решили эту проблему.
Удачных всем решений их проблем.
На самом деле я тоже когдато задумывался на редуктором для пилотажной 4D модели, но через некоторе непродолжительное время почемуто отакзался от этой илеи, дело в том что запаса мощьности при правильном проэктировании самолёта у 46 двигателя с головой для содания полноценного пилотажного самолёта с размахом 1500мм если говорить о поднятии эффективности винта, то тогда нужно говорить и о виш, кроме того при понижении оборотов и росте диаметра винта начинаяе более явно проявлятся момент от винта, что тоже неоднозначно сказывается на модели, так как в идеале лучше бы этого момента просто не было, я прстоподбираю винты большего диаметра с мешьшим шагом, судомоделисты на самом деле просто вынуждены ставить редуктора, так как если на винта развивается кавитация то кпд винта падает очень резко, а это напрямцую связанно со скоростью вращения, по поводу ремешков зубчатых, а почему бы и нет, мощьности некоторых электродвигателей намного больше чем мощьность 46 двигателя, и там достаточно часто ставят ременные передачи.
Вертолётный двигатель потому и вертолётный 😉) на самолётик лучше ставить то что для него предназначенно 😉) я вот в юбке ходите не пробовал даже както 😉)
Пусковая система для двс применяется на моделях копиях, те несколько пусковых систем которые я знаю имели просто сильные пружины которые раскручивали двигатель, сильно распрастраннены такие пружинки на микродвигателях фирмы кокс, объёмы правда там 0.5 и менее см,.
Андрей! Сам-то поймешь, что написал❓ 😮
Ты же взрослый человек, ну хоть немножко следи за грамматикой… ошибка на ошибке… 😦
Вертолётный двигатель потому и вертолётный 😉) на самолётик лучше ставить то что для него предназначенно 😉) я вот в юбке ходите не пробовал даже както 😉)
Мне про юбки не интересно. Мне про двигатель интересно, и лучше поконкретнее. А про юбки я и сам знаю 😛. Я делаю копию и вынужден применить редуктор потому, что
- На модели будет большой винт - 320 мм
- Винт прототипа не расчитан на 16 000 оборотов - нужно понижать
- Винт прототипа вращается по часовой стрелке (т.е. в противоположную модельным двигателям сторону).
Поскольку редуктор - дело решенное, то, по моему, предпочтительнее использовать вертолетный двигатель потому, что:
а) Он ориентирован на применение редуктора
б) При сравнении SC32HR и SC32A виден выйгрыш по массе/габаритам следующий: длина - 3мм, ширина - 3мм, высота - 3мм (а свободно под капотом - 3мм), масса 330-295 = 35 грамм. Он чуть дороже - цена на $5 дороже, не беда. Используется поршень с кольцом - ну тут не знаю, где преимущество.
ВИШ попробую, а вот пусковую систему делать не буду - слишком дорогое радио надо будет покупать.
Денис, ведь у вас во Владимире очень сильная RC-школа, прежде всего, гоночная. Найди Толю Собко, Доктора, или кого из их окружения, помогут с этим вопросом.
Кроме того, у вас ежегодно проводят Чемпионаты и Кубки России по RC-копиям, собирается народ со всех областей, часто приезжают сильные копиисты из Украины.
Дождись общего схода, потусуйся меж людей и самолетов, тоже много нового узнаешь.
P.S. А экономить на аппаратуре, для модели с ВИШ, то же самое, что на Мерседес ставить резину от Запорожца! 😁
Кроме того при понижении оборотов и росте диаметра винта начинаяе более явно проявлятся момент от винта, что тоже неоднозначно сказывается на модели, так как в идеале лучше бы этого момента просто не было, я прстоподбираю винты большего диаметра с мешьшим шагом, судомоделисты на самом деле просто вынуждены ставить редуктора, так как если на винта развивается кавитация то кпд винта падает очень резко, а это напрямцую связанно со скоростью вращения.
Попробую не согласится высказанными суждениями. Просто при увеличении диаметра и уменьшении шага винта , посчитай какой процент мошности потеряется на врашение этой линейки❓❓? А посудники вынуждены ставить редуктора не только из-за кавитации винта , а для увеличения площади упора и максимального раскручивания двигателя. Можно и с большим винтом ездить, мотор будет крутить его , только от хвалёных характеристик моторов останется половина мощьности и оборотов винта. Так зачем нужен половинный мотор. С редукторами моторы становятся намного приёмистее, что явно является очен положительным качеством для пилотажки.
Удачи в ваших сомнениях.😃😃😃
Денис, только имей в виду, вертолетные движки работают с принудительным обдувом. У тебя его не будет. Если перемудришь с капотом (у копиистов это бывает),можешь перегреть мотор. А с пуском в воздухе дело не в аппаратуре. Весит такая штуковина - просто жуть.
На соревнования хожу каждый год, но копии видел лишь один раз. В календаре на этом сайте во Владимире соревнования копий не указаны (может их не будет?). Строю копию первый раз, по чертежам прототипа. Раньше кордовые делал, потом радиосамолет сделал (верхнеплан размахом 1400 мм) - получилось отлично. Немного прогадал с масштабом, 1:10 слишком мелко. Расчитываю применить двигатель 4 - 5.5 кубов.
На счет обдува хотел потом вопрос задать, но раз уж всплыла такая тема, то придумал поместить вентилятор на вал главного винта с другой стороны редуктора (перед карбюратором и радиатором).
К сожалению никто не сказал утвердительно, оправдано ли применение вертолетного двигателя в таких условиях?
А нужен ли на этой модели редуктор? По моему она маловата для него… Шестеренчатые редукторы шумят сильно, а ременные больше по габаритам, к тому же еще одна деталь - ремень 😃… И для такого самолета все усложнено очень сильно! Вертолетный двигатель стоит применять только если он как то очень хорошо вписывается в модель, других критериев и быть не может! Тут задавались вопросы о ресурсе пары, но никто не спросил о ресурсе редуктора, а ведь если он вылетел, то тут уже все равно… По моему лучше взять длинноходный двигатель, чем изголяться с редукторами и обдувами - выйгрыш в весе однозначный, а тут как я понял самолетик небольшой! И еще все говорят о приемистости о прочих выжимках из движка, но это ведь не пилотажка “экстракласса”, не гонка и не скоростная, а на сколько я знаю, для копий совершенно другие критерии - гораздо важнее качественно выполненный самолет, чем “суперовая” мотоустановка для нее… И о пуске двигателя с таким объемом нужно просто забыть.
Удачи! И не нужно создавать себе излишних проблем…
А нужен ли на этой модели редуктор? По моему она маловата для него…
Она действительно небольшая, но стоит задача вращать копийный! винт диаметром 320 мм! в противоположную! сторону маломощным! двигателем (4 - 5,5 сс). Ну как же без него обойтись?
Шестеренчатые редукторы шумят сильно, а ременные больше по габаритам, к тому же еще одна деталь - ремень 😃…
Шестерни планирую использовать пластмассовые от принтеров/ксероксов - весит не много. Там большие зубья - сразу не сорвет. Пары шестерен хорошо подогнаны друг к другу. У меня их запас - если развалятся 😃. Помоему, редуктор гораздо легче ремонтировать, чем поршень (к след. вопросу).
Хороший зубчатый ремень можно взять от матричного принтера (везде разный привод, но, в основном, ременной). Если надо кому, могу выслать парочку.
Вертолетный двигатель стоит применять только если он как-то очень хорошо вписывается в модель, других критериев и быть не может!
А по какому критерию вписывается? По габаритам?
И еще все говорят о приемистости о прочих выжимках из движка, но это ведь не пилотажка “экстракласса”, не гонка и не скоростная, а на сколько я знаю, для копий совершенно другие критерии - гораздо важнее качественно выполненный самолет, чем “суперовая” мотоустановка для нее…
Для копий не менее критична мощность двигателя, т.к. у нее большая масса (отн. размеров). Там же полно всякой механизации - имитация кабины, шасси, щитки, ВИШ опять же 😃, наконец летчик (просто балласт) .
И о пуске двигателя с таким объемом нужно просто забыть.
Ну это я уже забыл 😃 (в смысле о бортовом пуске)
Спасибо!
P.S. Тут вот фотки, кому интересно…
kloplopez.narod.ru/k1.jpg
kloplopez.narod.ru/k2.jpg
ХМ.
Шестерни на крайний случай ведомая из капрона(хорошего) ведущая сталь, бронза, латунь.
А так, тот редуктор о котором говорил SV-S с шестернями из стали, наскока понимаю из хорошей стали!
Работает довольно долго уже, у двигателя сменили пару(АВС) один раз.
Ремни и шестерни от принтера это не серьёзно, вы их руками при заводке движка сорвёте 😃
И потом, некоторые моторчики, могут работать и по часовой стрелке, те у которых всасывание через золотник или лепестком регулируется. А вообще конечно под 6 кубов копию строить не серьёзно, смотрите сколько у вас сразу проблем возникает, которые можно решить изменив масштаб.
Кто то говорит о шумности и не долговечности редукторов , извините хочу поспорить. У меня на модели судо под МДС10 стоит редуктор уже 8лет, а ударные нагрузки там по более чем на самолете,а сколько пар изъездил не считал. Просто правильно подобранные материалы , хорошо сделанные шестерни и правильно расчитанная редукция. Ипользовать шестерни от принтеров и ксероксов не рекомендую, просто под нагрузкой и температурой они поплывут, уже проверенно. Используй как тут рекомендуют капролон( лучще графитонаполненный) и на ответную сталь, бронза, латунь. Редуктор в твоём варианте нужен чтобы сменить направление и более полно использовать мошность мотора.
Ну всем удачи , ещё поспорим.😃