Раздельная система смазки картера 4Т мотора.
В общем раз уж я начал конверсировать мотор OS FT 160 под бензин.
То волей неволей начал задумываться над системой смазки этого мотора.
Как известно что 4Т калильные моторы в большинстве своем смазываются за счет масла которое просочилось в картер через кольца и зазор между поршнем и цилиндром.
И в дальнейшем это масло что просочилось в картер и смазав там все в картере удаляется в последствии через сапун.
Так как в калильное топливо масло добавляется в пропорции 15-20% к основному топливу, то возможно за счет большого содержания масла в топливе его достаточно чтобы смазать картер мотора.
На бензине же такое количество масла это явно перебор, и чтобы картер как то смазывался я придумал вот такую собственно систему смазку картера мотора.
Хотелось бы обсудить ее со всем и выслушать мнения по предложенной схеме.
Возможно кто то уже применял что то подобное и расскажет о своем опыте, или сможет посоветовать какой либо другой способ, или подскажет как еще возможно улучшить данную схему раздельной смазки.
Смазка мотора получается за счет масла которое будет засасываться через игольчатый регулятор напрямую в картер.
В этой системе смазки используется внешняя емкость которая закрепляется где то рядом с мотором на модели, и в которую заливается масло. Уровень масла не должен доходить до уровня верхних воздушных трубок
Через одну трубку поступает воздух.
А вторая трубка служит для того чтобы отработанное масло сливалось обратно в емкость с маслом.
Сама емкость необходимо к качестве сосуда куда заливается масло и к качестве промежуточного звена чтобы картер мотора дышал еще и воздухом.
Так как если весь картер залить маслом то мотор не сможет скорее всего работать.
В нижней части емкости с маслом подсоединяется трубка которая в свою очередь идет через обратный клапан и игольчатый регулятор в картер мотора.
Обратный клапан необходим чтобы масло не выкидывало обратно в емкость с маслом.
Игольчатый клапан необходим чтобы можно было регулировать скорость подачи этого самого масла в картер.
планируется использовать что то типа вот этого просто врезав в картер в мотора.
www3.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXWPT8&P…
К родному сапуну мотора подсоединяется трубка которая идет в емкость с маслом и все отработанное масло что будет вытекать из картера будет собираться обратно в емкость.
И все повторяется по кругу снова.
Вроде схема получается простая и понятная, остается менять масло в емкости по мере его загрязнения, точно так же как мы это делает в автомобилях.
В случае если мы в полете перевернем модель кверх ногами, то уровень масла опустится ниже воздушных трубок через которые дышит картер мотора и выходит обратка масла.
И просто в мотор в этот момент не будет поступать масло, но как только мы вернем все обратно то мотор обратно начнет смазываться, при это масло не должно вылетать из емкости где оно находится.
Собственно предлагаю все это обсудить, здравая критика приветствуется.
Айдар,а ты знаешь-это мне чем-то напоминает схему-чертёж Циалковского:Как преодолеть земное притяжение.(шутка)
которое будет засасываться через игольчатый регулятор напрямую в картер
Тогда на выход сапуна клапан обратный тож надо, иначе как засасывать будет?
Ну я рассчитывают что сосать будет за счёт того что снизу у сапуна все равно маленькое отверстие и разряжение создаваемое в картере будет сосать с обоих трубок и с верхней и с нижней, но для того чтобы масла не сасало много ставим сверху игольчатый регулятор, и в результате получается что основной воздух будет сосать через низ, а через обратный клапан понемногу сосать масло.
Если сделать второй обратный клапан, то он начнёт все сосать через верх, учитывая то что у масла плотность больше чем у воздуха мотор скинет обороты, так как картер будет полным масла, и маслу надо преодолевать сечение трубок. То есть мотор будет задыхаться из-за недостатка воздуха в картере.
😁
что снизу у сапуна все равно маленькое отверстие
Принимается!😁
А как Saito 36, OS gf 40 смазываются?
А как Saito 36, OS gf 40 смазываются?
Саито-36 и прочие сделанные на базе метанольных моторов (FG-14, 21, 30) имеют такую же систему смазки. Рекомендованного производителем количества масла в бензине достаточно для обычного способа эксплуатации мотора. Разница только в наличии бронзовой втулки на нижнем ухе шатуна, меньшем диаметре выхлопного клапана и свече М10. На ОС-160 шатуны и так бронзовые, думаю проблем со смазкой быть не должно, при содержании масла 5-6% (не меньше). При этом, видимо, можно сделать как на ОС-ФС120 - масло из сапуна сбрасывается во впускной трубопровод.
Как сделано на ОСе 40-м точно не скажу, но судя по конструкции картера так же как на метанольных ОСах - через ГРМ по трубкам штанг толкателей в полость клапанов. Картер как обычно от просачивающегося масла через кольца.
На ОС-160 шатуны и так бронзовые, думаю проблем со смазкой быть не должно, при содержании масла 5-6% (не меньше)
Тем не менее в сети встречаются фотографии обрыва шатуна.
Точно видел обрывы на ОС 300.
Даже вот одну фотографию нашел.
А вот это фото шатунов какой то саиты трехцилиндровой конверсированой в бензин.
При этом у трехцилиндровой саиты смазка осуществляется с счет картерного питания.
Но как видно даже это не спасло шатуны.
Вот нашел видео как сделали на ОС 300 принудительную систему смазки картера.
здравствуйте, попробую вставить своё видение недостатков такой схемы смазки при переделке.
- думаю что абсолютно раздельной смазка не получится, в бенз придётся добавлять минимальное количество масла для смазки впускного клапана и его седла со штоком, ну к примеру 1/50 (незнаю).
- картер будет находиться в значительной степени с большим количеством смазки, чем в варианте без переделок. Но раз масло попадает из цилиндра в картер при обычной схеме смазки, то оно так же будет попадать и из картера в камеру сгорания, то есть может быть режим при котором будет забрасывать маслом свечу (холостой). Не зря же на моторах с раздельной системой смазки имеются маслосъёмные кольца. Но мне кажется будет и режим масляного голодания для поршня по причине “подпора” давлением сгоревшими газами на максимальных оборотах. мне это так видится.
- фильтр вводить в систему обязательно, притом тонкой очистки, а тонкая очистка имеет сопротивление при прокачке масла, отсюда попросится принудительная система подачи масла, и понеслась
- изза того что сечения трубок мало по отношению к их длине и к объёмам перекачиваемого газа, + прорыв картерных газов, думаю максимальное давление в картере будет выше чем без переделок, а изза этого масло будет сочиться из переднего подшипника, ну и в других местах, где найдёт выход
- увеличение веса и усложнение конструкции
- изменение условий смазки при эволюциях модели
эта переделка задумана как целевое применение, или же просто попробывать получится/не получится?
Спасибо вам Сергей за то что изложили свои мысли, теперь буду думать над вашими мыслями.
Попробую ответить по пуктам как это вижу я.
-
Полностью отказываться от масла в топливе и не планировалось, а вот снизить его кол-во…
-
Интересная мысль насчет прорыва масла в цилиндр из картера, тоже думал что так будет происходить.
А вот насчет масляного голодания из-за подпора давления сгоревших газов думаю такого не должно произойти, по той просто причине что масла в картер будет поступать больше (например 3-5 капель в секунду) чем при обычном способе, и по идее эти капли должны превратиться в масляный туман, в картере.
При обычном способе (просочившись через кольцо) масло попадет в картер в гораздо меньшем количестве может быть 1 капля в секунду.
И опять же в виду того что масло в картере будет находится в виде тумана, думаю что маслом не будет закидывать свечу. -
Не совсем понимаю для чего в данном случае фильтр тонкой очистки?
Ведь можно после полетного дня просто целиком заменить все масло. -
При картерном надуве ничего не сочится, почему здесь должно начать?
-
В этом ничего страшного нет, +100 грамм веса не сильно скажутся на полетных характеристиках модели.
-
Здесь да согласен что масло перестанет поступать на эволюциях, но ведь в обычном способе его в картер и так поступает мало.
И ничего моторчик живет.
На спине мы не весь полет летаем, а лишь иногда и то по несколько секунд как правило.
При возврате в обычное положение вся схема по идее должна начать функционировать.
эта переделка задумана как целевое применение, или же просто попробывать получится/не получится?
Вообще переделку мотора под бензин начал переделывать для того чтобы в дальнейшем использовать мотор на модели, а не просто посмотреть получится или нет.
Но и задумался над системой смазки мотора чтобы не убить моторку раньше времени.
Все таки мотор будет работать на бензине с меньшим количеством масла, и при этом будет сильнее греться чем на метаноле.
Вот и ищу способа продлить жизнь мотору.
Похоже вы уже всё решили и переделке быть именно такой какой вы её задумали, по этому предлагаю сделать и посмотреть что получится и естественно вносить изменения в процессе. Фильтр вы всёже сами захотите после первых пусков, да и логично металлическую пыль не пускать обратно в мотор, в каком бы количестве мотор её не производил бы. А если подумать над принудительной подачей масла в картер?, причём с привязкой количества масла к оборотам двигателя, а остатки выбрасывать через сапун, как обычно. эта штука уже будет посложнее, дым помпа, регуль оборотов колекторника, лишний акум, занятый канал, ну итп. но при этом уже и эволюции побарабану.
Удачи, видос будет?
Здравствуйте джентльмены. На мой взгляд, незаслуженно забыли лубрикатор. Маленький плунжер, с приводом от толкателя клапана, при точной регулировке, удастся впрыскивать точную дозу масла в картер, в район распредвала. Далее оно само разлетится по картеру, а излишек стечет в расходный бак по обратке. Можно попробывать топливный насос, на каком-то моторе, он имел указанный привод.
Айдар, на бензопиле есть система смазки цепи, попробуйте глянуть в этом направлении.
Мне думается, что там решены все озвученные проблемы и она куда проще.
Может и готовый узел приспособить получится.
Есть несколько более сложный способ (но гораздо более эффективный) смазки с использованием плунжерного масляного насоса с приводом от распредвала - мотор Kavan FK-50 (как всегда немцы все придумали раньше японцев). Мотор имеет внизу картера небольшую масляную емкость (35млл) и плунжерный насос с приводом от распредвала. Масло разбрызгивается на шейки коренных подшипников - они практически такие же как на ОСе-300 или 160-м. Правда и на поршне предусмотрено маслосъемное кольцо (в дополнение к обычному компрессионному). Других отличий нет, в топливо просят добавлять 2% масла (при работе на метаноле). Думаю на бензине достаточно 1%. Конструкция распредвала у ОСа такая же как у Кавана, только масляной ванны нет.
Думаю что если уж городить систему смазки, то желательно внимательно присмотреться к опыту Кавана - работает как часы (на Youtube я какие то видео выкладывал).
Айдар, привет . Если взять давление из глушителя , пусть дует в бачок с маслом ?
Тоже начал заниматься данным вопросом, планирую взять бензонасос от автомобиля, небольшого размера, и подавать масло в картер через два штуцера каждый смотрит на поршень, и два штуцера в клапанных крышках дабы поливать выпускной клапан, фильтр присмотрел также от бензиновой техники продаются мелкие такие, т.к бензонасос давит приличное давление рассчитываю что продавит масло через бензофильтр, но это уже вопрос второго плана, соответственно практически отказаться от масла в топливе, оставить небольшой процент 0.5-1,5%.
Про уровень масла: емкость с последним находится ниже сапуна, и уровень масла в ёмкости не превышает уровень сапуна, в случае если масло в емкости заканчивается, маслонасос работает в холостую, как только масло стечет в бак насос опять по кругу его гонит, подобрать производительность насоса таким образом чтобы работал как можно меньше в холостую. Следовательно картер маслом перелит никогда не будет, отверстия для связи с атмосферой отдельное. Мой мотор установлен на автомодели.
Собственно жалобы/предложения интересно услышать =)
Топик стартер занимался вопросом, может быть есть практический результат?