Как замерить реальные обороты двигателя?
Производители указывают развиваемую мощность движка при определенных оборотах. На земле, когда держишь самолет за хвост (т.е. под нагрузкой, движок явно крутит обороты меньше, чем в воздухе.
Никто не озадачивался методологией замера оборотов без нагрузки?
Ну, положим, пропеллеру все равно как ты самолет держишь - за хвост или за уши. 😃
Единственное, на что влияет вертикальное положение фюзеляжа, так это подача топлива - мотор работает в слегка обедненном режиме.
Винты большого шака разгружаются в полете и обороты двигателя от этого увеличиваются. Помнится когда я в 70-е годы занимался в кружке в Харьковском дворце пионеров, рядом был кружок таймеристов под руководством Евгения Тимофеевича Вербицкого. Он тогда обороты двигателя улетающей таймерки мерял по шуму. Я, правда, не понимаю как он выделял нужную частоту - ведь силовая установка создает шум на разных частотах. выше и ниже частоты вращения вала…
Как то на соревнованих кордовых скоростных моделей видел как скорость модели и обороты мотора измеряли ноутбуком, какой-то звуковой редактор (кажется Sound Force, но могу и ошибаться) со встроенного микрофона принимал звуки пролёта скорости и выдавал потом цифры скорости и обороты.
Таймеристы применяют для измерения оборотов в воздухе “акустический тахометр”, вероятно чья-то уникальная самодельная конструкция, а у тех таймерных что несут в себе электронный таймер сам таймер оборудован устройством для измерения оборотов, потом на земле после полёта данные считываются “наладонником”.
Мощность двигателя вообще-то есть функция крутящего момента и частоты вращения. Расчитать можно по формуле: Р=М*n/6000, где:
М-крутящий момент, Н*м;
n-частота вращения, 1/мин.;
Р-мощность, квт.
Производители, указывая мощность при определённых оборотах, либо указывают параметры винта, либо ничего (лукавят наверное). “Обороты без нагрузки”, мне это не понятно. Каждый двигатель выдаёт максимальную мощность при определённой частоте вращения. Частота вращения зависит от нагрузки двигателя винтом. Поэтому винты могут быть “тяжёлые” и “лёгкие” для данного двигателя и для данного режима полёта. При увеличении скорости полёта винт разгружается становясь “легче”. Поэтому подбор винта задача не из простых. Из-за этого в большой авиации применяются винты изменяемого шага. Замер частоты вращения производится тахометрами. Принцип работы их различен. Есть тахометры “по шуму”. Такой тахометр состоит из генератора звуковой частоты, сигнал от которого через наушники, например, попадает в ухо измеряющего. Одновременно, естественно, измеряющий слышит звук работающего мотора, звуковая частота которого равна частоте вспышек горючей смеси в цилиндре. При приближении частоты звукового генератора к частоте работающего мотора в ухе измеряющего возникает хорошо различимый звук разности частот, исчезающий при точном совпадении. Остаётся только считать количество оборотов с отградуированого генератора тахометра. Существуют весьма простые схемы таких тахометров.
Самый надежный способ, - использовать бортовой компьютер, - модельный конечно, а не РС. Так многие спортсмены в Европе и поступают при оптимизации винтомоторной установки.
Я вот как раз сейчас и задумываюсь над этим самым бортовым компутером, уже и платку спаял, только еще не все детали подобрал, жду, пока ЖКИ из Москвы подвезут, а то без него грусно совсем. Экспериментирую с оптическими датчиками, чтоб и маленький был и обороты хорошо снимал. Было бы круто присобачить датчик холла для этих целей, да не будет он работать через картер, да и коленвал не намагнитить, а так удобно бы было. Можно было бы еще мембранку с контактиком к глушаку приделать, да сложновато и ненадежно как то…
А так на этот бортовой комп можно навесить бог весть чего - failsafe, servo rectifier, Engine cut-off BEC - само собой, просто записывать все манипуляции в память. Для этих целей поимел пару Z8F6401 на ядре Z8Encore!, замечательная штучка, таймеры, АЦП, 64К флэша, в последние 8К можно программно писать, 1К ОЗУ. Подкльчается к компу тремя проводами, через них и программа заливается и по шагам отлаживать можно, брейкпоинты ставить. Правда есть небольшое “но”, хрен их где у нас купишь, правда достаточно других аналогичных OTP.
…Винты большого шака разгружаются в полете и обороты двигателя от этого увеличиваются. …
Винты _любого_ шага разгружаются (т.е. шаг винта как бы уменьшается) в полете из-за увеличения скорости набегающего потока
Всех благ,
а народный способ есть?
или хотя бы статистика, на сколько процентов/оборотов - быстрее с таким то винтом?
а народный способ есть?
или хотя бы статистика, на сколько процентов/оборотов - быстрее с таким то винтом?
- Можно прицепить самик сверху на багажник автомобиля, к самику примотать скочем тахометр и, разогнавшись до интересуемой скорости, посмотреть на показания тахометра
2 Можно нарисовать на бумажке векторную диаграмму скоростей, вычислить “эффективный” шаг винта и взять данные по винту с таким шагом
Всех благ,