С днем космонавтики всех!

MWW

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с днем космонавтики!
Ведь именно сегодня, сорок шесть лет назад Юрий Гагарин впервые полетел в космос! 😃

PS Жаль, что за эти годы многие об этом стали забывать… Космос развалили, и даже про праздник стараются не вспоминать, почти нигде об этом ни звука… 😦

alkot

Мы в Королеве обязательно отметим. 😃 😃

lyoha

12 апреля 1961 года в космос пробрался советский космонавт Юрий Гагарин.

Однако негоже в демократической России праздновать успехи “совков”.
Есть мнение, значительно правильнее отмечать выход в космос американских астронавтов.
Ведь в космос вышло человечество, а не “совки”.

Если мы хотим жить при демократии, так будет правильнее.
Настоящие демократические страны - Грузия, Украина, Эстония - достижения “совков” не отмечают.

Не надо и нам.

lyoha

Лех, воспринимай через иронию. Писалось именно так. Твоим соотечественником.

Alex

Ааа… тогда прошу прощения если кого оскорбил.

BigDaddy

С праздником!
А ведь не многие наверно знают, что Гагарин приземлялся не так, как современные космонавты. Не внутри “шарика” спускаемого аппарата. Не успели в то время разработать надежную парашютную систему для такого веса. На высоте около 11 километров происходил отстрел люка у спускаемого аппарата, а через секунду из него катапультировался вместе с креслом космонавт. А на высоте около 1-2 километра, космонавт освободившись от кресла, спускался на землю на парашюте. На любой стадии такого спуска шансов расстаться с жизнью у Гагарина было предостаточно (на контрольном испытательном сбросе с последующим катапультированием, предшествовавшем старту Гагарина, погиб испытатель. При выходе катапульты из “шарика” какая-то выступающая деталь конструкции порвала скафандр и человек задохнулся). Из-за одного этого Гагарин достоин уважения и признания как герой!

DUDS

Поподробнее про испытателя! первоисточник где взять?
ведь беда интернета - что раз написано - топорм не вырубишь! а люди по природе больше доверчивы как и ленивы.

Себя любимого, друзей моих и всех кто с космосом связан (в первую очередь) и кто был … с ПРАЗДНИКОМ - Днем Космонавтики!!!

Vitaly

А у меня лежит почти полная коллекция марок СССР про космос, все что печаталось до 1986 года. Приятно иногда перелистать. Эх, если б филателизм не рухнул, был бы богатым буратиной 😃

Вячеслав_Старухин

“Как оно было (108 минут истории)”:

Так Гагарин покидал свой корабль:

…Жду катапультирования. В это время приблизительно на высоте 7 тысяч метров происходит отстрел крышки люка № 1. Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и думаю: не я ли это катапультировался? Так, тихонько голову кверху повернул. В этот момент
произошел выстрел, и я катапультировался… Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка, и ввелся в действие стабилизирующий парашют… Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца…

Из дневника генерала Каманина:

12 апреля 1961 года, среда. Тюра-Там, площадка №2.
В 4:50 местного времени я, Карпов и Никитин встали как по команде. В 5:30 будем поднимать Юру и Германа. Ночь прошла очень хорошо, заснули около 22 часов. Чуть начинает рассветать, на дороге усиливается движение. Приехали наши с десятой площадки, Карпов пошел поднимать молодежь.
В 6:00 состоялось заседание комиссии. Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск». После заседания я подписал полетное задание, съездил в МИК и посмотрел, как идет медицинский осмотр и надевание скафандров. Все шло точно по расписанию. В 8 часов я вместе с ведущим инженером корабля на лифте поднялся к верху ракеты и проверил шифр (145) логического замка. Логический замок работал нормально. В 8:20 на старт прибыл маршал Москаленко. Мы с ним договорились о порядке посадки Гагарина в корабль. Автобус с космонавтами должен прибыть на стартовую площадку в 8:50. Все космонавты и провожающие остаются у автобуса, до лифта Гагарина должны провожать Королев, Руднев, я и Москаленко.
Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали — пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: «До встречи в районе Куйбышева через несколько часов».
Через 10 минут были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность. Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим. За несколько секунд до старта на сообщение Королева — «Старт», Юра ответил: «Поехали!»
Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально. На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: «Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная.» Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали — первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту.
Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград (расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров). Уже в воздухе мы прослушали сообщение ТАСС о благополучном приземлении космонавта в районе Саратова, а еще через несколько минут нам сообщили с КП ВВС: «Все в порядке, майор Гагарин вылетает в Куйбышев». После этого радостного сообщения все (в самолете нас было десять человек) начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой…
На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву. Позже, уже из Энгельса, вместе с Агальцовым они говорили по ВЧ с Хрущевым, Брежневым, Вершининым и другими руководителями». К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа народа. Приехали: секретарь Куйбышевского обкома КПСС, председатель облисполкома, командующий ВВС округа и другие руководители. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра — он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомленным. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома. Часа через три из Тюра-Тама прилетели Руднев, Королев, Келдыш и другие члены комиссии.
Дача обкома располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку. Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области. Руднев, Гагарин, Королев, Мурысев, Мрыкин произносили тосты, но пили очень немного - чувствовалось, что все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так закончился этот тревожный, радостный, победный день. День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных.

IP
DUDS:

Поподробнее про испытателя! первоисточник где взять?
ведь беда интернета - что раз написано - топорм не вырубишь! а люди по природе больше доверчивы как и ленивы.

Испытателем был Петр Долгов.

Вячеслав_Старухин
BigDaddy:

на контрольном испытательном сбросе с последующим катапультированием, предшествовавшем старту Гагарина, погиб испытатель. При выходе катапульты из “шарика” какая-то выступающая деталь конструкции порвала скафандр и человек задохнулся

IP:

Испытателем был Петр Долгов.

Оба этих замечания неверны.
Петр Долгов погиб 1 ноября 1962 года, через полтора года после полета Гагарина.

Главной целью эксперимента являлось испытание систем аварийного оставления летательных аппаратов (самолетов и космических кораблей). Для этого построили гигантский стратостат высотой 100 метров. По месту проведения будущих испытаний (приволжские степи) аппарат нарекли “Волга”.

К прыжку из стратосферы готовились два экипажа (совсем как к космическому полету). В основной состав входили известные парашютисты майор Евгений Андреев и полковник Петр Долгов. Долгов стал испытателем парашютных систем в конце 40-х годов. Офицер-десантник участвовал в Великой Отечественной, отличился в боях за Венгрию и Австрию, был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями. Ко времени полета на “Волге” он совершил тысячи прыжков с парашютом, установил восемь мировых рекордов. К тому же Долгов успел зарекомендовать себя как конструктор систем спасения пилотов. Одну из них он должен был испытать и в этот раз.

Не менее известным в кругах специалистов был и Евгений Андреев. Ученик легендарного советского парашютиста Василия Романюка, он в 1954 году при экспериментальном катапультировании получил тяжелейшую травму бедра. Врачи настаивали на ампутации ноги, но Андреев отказался, победил недуг, а потом даже вернулся на испытательную работу - один из редчайших случаев в мировой практике.

Дублирующий экипаж состоял из Василия Лазарева и Ивана Камышева. Кроме летной подготовки, оба имели медицинское образование. Впоследствии Василий Лазарев совершил космический полет на корабле “Союз-12”.

В задачу дублеров, кроме непосредственной подготовки к эксперименту, входил еще и испытательный полет на стратостате “Волга” с максимальным набором высоты. И они его совершили. Увы, ни точную дату, ни высоту, на которую поднялись Лазарев и Камышев, установить сегодня невозможно. Вероятнее всего, это произошло за месяц-полтора до основной фазы эксперимента. Испытатели были облачены в то же снаряжение, что и впоследствии Андреев и Долгов, имели те же средства спасения, но использовать их могли только в крайнем случае - если бы возникла угроза гибели. К счастью, этого не понадобилось - стратостат был успешно посажен. Трагичным же оказался основной эксперимент…

Стратостат “Волга” стартовал 1 ноября 1962 года в 7 часов 44 минуты утра по московскому времени с военного аэродрома на окраине города Вольска. Через 2 часа 20 минут он достиг максимальной высоты 25 458 метров, и с Земли поступила команда к началу “работы”.

Первым из кабины стратостата катапультировался Евгений Андреев. Двадцать четыре километра он преодолел в свободном падении и лишь на высоте 900 метров раскрыл купол. Все прошло успешно, а спуск на Землю занял чуть более 6 минут, причем парашютист развил скорость до 900 километров в час. Представьте полет реактивного лайнера, и станет ясно, с чем можно сравнить падение Андреева.

Вторым прыгал Петр Долгов, облаченный в высотный скафандр “СИ-ЗМ” - прообраз современного космического снаряжения. В его задачу входило и испытание специальной парашютной системы, обеспечивавшей автоматическое раскрытие купола на определенной высоте без вмешательства человека. По мысли конструкторов, среди которых был и сам Долгов, такая система могла сохранить жизнь летчика или космонавта в нештатной ситуации, например при внезапной потере сознания.

Долгов покидал кабину “Волги” самостоятельно, без катапульты. Тут-то и произошла трагедия, о которой стало известно почти час спустя. После катапультирования Андреева гондолу стратостата раскачало, и Долгов ударился шлемом об обшивку. Остекление не выдержало и слегка треснуло. Но даже этой маленькой трещины хватило, чтобы на такой высоте мгновенно вышел весь воздух и вскипела кровь…

Испытатель погиб. А оборудование продолжало работать, как ему было положено. Раскрывшийся на большой высоте купол бережно нес тело парашютиста к земле. Никто из тех, кто следил за снижением, и не предполагал, что Долгов уже мертв.

Через 38 минут тело Долгова опустилось на землю. И тут подоспевшие к месту посадки поисковики обнаружили “парашютиста без всяких признаков жизни”.

За мужество и героизм Петру Долгову (посмертно) и Евгению Андрееву были присвоено звание Героя Советского Союза.

Те, кто интересуется историей освоения космоса и знакомы со слухами и сплетнями о догагаринских полетах, встречали имя Петра Долгова среди “космонавтов, погибших при попытке совершения космического полета”. Называется даже конкретная дата, когда это произошло, - октябрь 1960 года. Но Петр Иванович Долгов никогда не был космонавтом, хотя и мечтал об этом. И погиб он не в самом космосе, а на его границе, двумя годами позже, чем указывают досужие “раскрыватели тайн”.

После Евгения Андреева и Петра Долгова более 30 лет никто не поднимался так высоко и никто не пытался прыгнуть с парашютом с такой высоты. Лишь в последнее время стали появляться сообщения о подготовке подобных прыжков в США, Великобритании, Австралии, Испании.

Подробнее об этом можно прочитать в книге “Заметки парашютиста-испытателя”:

за 270 секунд Е. Андреев пролетел с нераскрытым парашютом 24 500 метров. Раскрытие купола произошло на высоте 958 метров. Существующий мировой рекорд прыжка с задержкой раскрытия парашюта 14 620 метров, который был установлен известным советским парашютистом Н. Никитиным 20 августа 1957 года, был перекрыт на 9880 метров.
В оптический прибор я хорошо видел, как через 1 минуту 18 секунд после Андреева от гондолы отделился Петр Долгов.
Помню, как-то сразу после Великой Отечественной войны известный летчик-испытатель Сергей Анохин сказал: «А для нас, испытателей, борьба не кончилась». Он подразумевал борьбу за прогресс авиации, за безопасность полетов. В этой борьбе бывают и раненые, бывают и необратимые потери.
Сейчас, говоря о последнем прыжке Петра Долгова, я с трудом подбираю слова. Что скажешь о погибшем товарище, друге, которого знал почти полтора десятка лет, с которым вместе не раз делил опасности. Ночь перед полетом Андреева и Долгова я почти не спал. Перед своими ответственными прыжками я бессонницей не страдал, а тут беспокоился и глаз не мог сомкнуть. Несколько раз выходил на улицу, смотрел в небо. Беспокоился за обоих, но больше за Долгова, Андреев — отличный мастер по прыжкам с задержкой в раскрытии парашюта. Смертельную зону низкого барометрического давления он пролетит стремглав. А Долгов, открыв сразу парашют пробудет в этой опасной зоне много времени.

Мы видели, как он покинул гондолу, как над ним раскрылся купол парашюта. Но мы не знали, что, когда Долгов покидал гондолу, разгерметизировался скафандр, и эта нелепая случайность убила его. 38 минут опускалось тело испытателя под раскрытым парашютом на землю. Составленная им схема прыжка сработала безукоризненно, но творец ее погиб.

IP
Вячеслав_Старухин:

Оба этих замечания неверны.
Петр Долгов погиб 1 ноября 1962 года, через полтора года после полета Гагарина.
Подробнее об этом можно прочитать в книге “Заметки парашютиста-испытателя”:

Странно, блин. Я это слышал от человоека лично знавшего Долгова. Хотя конечно в то время все это было так засекречено что путаница вполне возможна…

mbrick

Праздравляю всех с Днем Космонавтики и авиации!
Что-то вспомнил, что в американских учебниках у них написано: “В 1961 году человек впервые полетел в космос, а уже в … году (не помню) американцы высадились на Луну”.
Поднимем бокалы за Гагарина и Королева!
Кстати, “Коламбия” с экипажем впервые улетела тоже 12 апреля. Старт был намечен на 11, но что-то у них якобы не заладилось (конечно, “подарок” вполне сознательно такой нам приготовили 😃

Samson

А теперь вспоминаем историю освоения космоса - и очень крепко думаем: что из аппаратов разработано нами (вернее - нашим поколением - нынешними тридцати-сорокалетними)?
Я лично - ничего не вспомнил, все разработано и сделано поколением моих родителей (1933 и 1938 г.р.)…

IP
Samson:

А теперь вспоминаем историю освоения космоса - и очень крепко думаем: что из аппаратов разработано нами (вернее - нашим поколением - нынешними тридцати-сорокалетними)?
Я лично - ничего не вспомнил, все разработано и сделано поколением моих родителей (1933 и 1938 г.р.)…

А тот кто знает и не скажет ничего - все же серъезные проекты под военными.

Samson

Угу… На прошлом МАКСе я это наблюдал, все гораздо хуже…

avtandil
IP:

А тот кто знает и не скажет ничего - все же серъезные проекты под военными.

что все как в былые времена? самую секретную инфу обычно мы узнавали из западных публикаций.