С днем космонавтики всех!
А у меня лежит почти полная коллекция марок СССР про космос, все что печаталось до 1986 года. Приятно иногда перелистать. Эх, если б филателизм не рухнул, был бы богатым буратиной 😃
“Как оно было (108 минут истории)”:
Так Гагарин покидал свой корабль:
…Жду катапультирования. В это время приблизительно на высоте 7 тысяч метров происходит отстрел крышки люка № 1. Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и думаю: не я ли это катапультировался? Так, тихонько голову кверху повернул. В этот момент
произошел выстрел, и я катапультировался… Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка, и ввелся в действие стабилизирующий парашют… Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца…
Из дневника генерала Каманина:
12 апреля 1961 года, среда. Тюра-Там, площадка №2.
В 4:50 местного времени я, Карпов и Никитин встали как по команде. В 5:30 будем поднимать Юру и Германа. Ночь прошла очень хорошо, заснули около 22 часов. Чуть начинает рассветать, на дороге усиливается движение. Приехали наши с десятой площадки, Карпов пошел поднимать молодежь.
В 6:00 состоялось заседание комиссии. Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск». После заседания я подписал полетное задание, съездил в МИК и посмотрел, как идет медицинский осмотр и надевание скафандров. Все шло точно по расписанию. В 8 часов я вместе с ведущим инженером корабля на лифте поднялся к верху ракеты и проверил шифр (145) логического замка. Логический замок работал нормально. В 8:20 на старт прибыл маршал Москаленко. Мы с ним договорились о порядке посадки Гагарина в корабль. Автобус с космонавтами должен прибыть на стартовую площадку в 8:50. Все космонавты и провожающие остаются у автобуса, до лифта Гагарина должны провожать Королев, Руднев, я и Москаленко.
Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали — пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: «До встречи в районе Куйбышева через несколько часов».
Через 10 минут были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность. Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим. За несколько секунд до старта на сообщение Королева — «Старт», Юра ответил: «Поехали!»
Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально. На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: «Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная.» Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали — первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту.
Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград (расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров). Уже в воздухе мы прослушали сообщение ТАСС о благополучном приземлении космонавта в районе Саратова, а еще через несколько минут нам сообщили с КП ВВС: «Все в порядке, майор Гагарин вылетает в Куйбышев». После этого радостного сообщения все (в самолете нас было десять человек) начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой…
На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву. Позже, уже из Энгельса, вместе с Агальцовым они говорили по ВЧ с Хрущевым, Брежневым, Вершининым и другими руководителями». К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа народа. Приехали: секретарь Куйбышевского обкома КПСС, председатель облисполкома, командующий ВВС округа и другие руководители. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра — он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомленным. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома. Часа через три из Тюра-Тама прилетели Руднев, Королев, Келдыш и другие члены комиссии.
Дача обкома располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку. Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области. Руднев, Гагарин, Королев, Мурысев, Мрыкин произносили тосты, но пили очень немного - чувствовалось, что все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так закончился этот тревожный, радостный, победный день. День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных.
С днём Космонавтики!!!
Поподробнее про испытателя! первоисточник где взять?
ведь беда интернета - что раз написано - топорм не вырубишь! а люди по природе больше доверчивы как и ленивы.
Испытателем был Петр Долгов.
С праздником всех!
на контрольном испытательном сбросе с последующим катапультированием, предшествовавшем старту Гагарина, погиб испытатель. При выходе катапульты из “шарика” какая-то выступающая деталь конструкции порвала скафандр и человек задохнулся
Испытателем был Петр Долгов.
Оба этих замечания неверны.
Петр Долгов погиб 1 ноября 1962 года, через полтора года после полета Гагарина.
Главной целью эксперимента являлось испытание систем аварийного оставления летательных аппаратов (самолетов и космических кораблей). Для этого построили гигантский стратостат высотой 100 метров. По месту проведения будущих испытаний (приволжские степи) аппарат нарекли “Волга”.
К прыжку из стратосферы готовились два экипажа (совсем как к космическому полету). В основной состав входили известные парашютисты майор Евгений Андреев и полковник Петр Долгов. Долгов стал испытателем парашютных систем в конце 40-х годов. Офицер-десантник участвовал в Великой Отечественной, отличился в боях за Венгрию и Австрию, был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями. Ко времени полета на “Волге” он совершил тысячи прыжков с парашютом, установил восемь мировых рекордов. К тому же Долгов успел зарекомендовать себя как конструктор систем спасения пилотов. Одну из них он должен был испытать и в этот раз.
Не менее известным в кругах специалистов был и Евгений Андреев. Ученик легендарного советского парашютиста Василия Романюка, он в 1954 году при экспериментальном катапультировании получил тяжелейшую травму бедра. Врачи настаивали на ампутации ноги, но Андреев отказался, победил недуг, а потом даже вернулся на испытательную работу - один из редчайших случаев в мировой практике.
Дублирующий экипаж состоял из Василия Лазарева и Ивана Камышева. Кроме летной подготовки, оба имели медицинское образование. Впоследствии Василий Лазарев совершил космический полет на корабле “Союз-12”.
В задачу дублеров, кроме непосредственной подготовки к эксперименту, входил еще и испытательный полет на стратостате “Волга” с максимальным набором высоты. И они его совершили. Увы, ни точную дату, ни высоту, на которую поднялись Лазарев и Камышев, установить сегодня невозможно. Вероятнее всего, это произошло за месяц-полтора до основной фазы эксперимента. Испытатели были облачены в то же снаряжение, что и впоследствии Андреев и Долгов, имели те же средства спасения, но использовать их могли только в крайнем случае - если бы возникла угроза гибели. К счастью, этого не понадобилось - стратостат был успешно посажен. Трагичным же оказался основной эксперимент…
Стратостат “Волга” стартовал 1 ноября 1962 года в 7 часов 44 минуты утра по московскому времени с военного аэродрома на окраине города Вольска. Через 2 часа 20 минут он достиг максимальной высоты 25 458 метров, и с Земли поступила команда к началу “работы”.
Первым из кабины стратостата катапультировался Евгений Андреев. Двадцать четыре километра он преодолел в свободном падении и лишь на высоте 900 метров раскрыл купол. Все прошло успешно, а спуск на Землю занял чуть более 6 минут, причем парашютист развил скорость до 900 километров в час. Представьте полет реактивного лайнера, и станет ясно, с чем можно сравнить падение Андреева.
Вторым прыгал Петр Долгов, облаченный в высотный скафандр “СИ-ЗМ” - прообраз современного космического снаряжения. В его задачу входило и испытание специальной парашютной системы, обеспечивавшей автоматическое раскрытие купола на определенной высоте без вмешательства человека. По мысли конструкторов, среди которых был и сам Долгов, такая система могла сохранить жизнь летчика или космонавта в нештатной ситуации, например при внезапной потере сознания.
Долгов покидал кабину “Волги” самостоятельно, без катапульты. Тут-то и произошла трагедия, о которой стало известно почти час спустя. После катапультирования Андреева гондолу стратостата раскачало, и Долгов ударился шлемом об обшивку. Остекление не выдержало и слегка треснуло. Но даже этой маленькой трещины хватило, чтобы на такой высоте мгновенно вышел весь воздух и вскипела кровь…
Испытатель погиб. А оборудование продолжало работать, как ему было положено. Раскрывшийся на большой высоте купол бережно нес тело парашютиста к земле. Никто из тех, кто следил за снижением, и не предполагал, что Долгов уже мертв.
Через 38 минут тело Долгова опустилось на землю. И тут подоспевшие к месту посадки поисковики обнаружили “парашютиста без всяких признаков жизни”.
За мужество и героизм Петру Долгову (посмертно) и Евгению Андрееву были присвоено звание Героя Советского Союза.
Те, кто интересуется историей освоения космоса и знакомы со слухами и сплетнями о догагаринских полетах, встречали имя Петра Долгова среди “космонавтов, погибших при попытке совершения космического полета”. Называется даже конкретная дата, когда это произошло, - октябрь 1960 года. Но Петр Иванович Долгов никогда не был космонавтом, хотя и мечтал об этом. И погиб он не в самом космосе, а на его границе, двумя годами позже, чем указывают досужие “раскрыватели тайн”.
После Евгения Андреева и Петра Долгова более 30 лет никто не поднимался так высоко и никто не пытался прыгнуть с парашютом с такой высоты. Лишь в последнее время стали появляться сообщения о подготовке подобных прыжков в США, Великобритании, Австралии, Испании.
Подробнее об этом можно прочитать в книге “Заметки парашютиста-испытателя”:
за 270 секунд Е. Андреев пролетел с нераскрытым парашютом 24 500 метров. Раскрытие купола произошло на высоте 958 метров. Существующий мировой рекорд прыжка с задержкой раскрытия парашюта 14 620 метров, который был установлен известным советским парашютистом Н. Никитиным 20 августа 1957 года, был перекрыт на 9880 метров.
В оптический прибор я хорошо видел, как через 1 минуту 18 секунд после Андреева от гондолы отделился Петр Долгов.
Помню, как-то сразу после Великой Отечественной войны известный летчик-испытатель Сергей Анохин сказал: «А для нас, испытателей, борьба не кончилась». Он подразумевал борьбу за прогресс авиации, за безопасность полетов. В этой борьбе бывают и раненые, бывают и необратимые потери.
Сейчас, говоря о последнем прыжке Петра Долгова, я с трудом подбираю слова. Что скажешь о погибшем товарище, друге, которого знал почти полтора десятка лет, с которым вместе не раз делил опасности. Ночь перед полетом Андреева и Долгова я почти не спал. Перед своими ответственными прыжками я бессонницей не страдал, а тут беспокоился и глаз не мог сомкнуть. Несколько раз выходил на улицу, смотрел в небо. Беспокоился за обоих, но больше за Долгова, Андреев — отличный мастер по прыжкам с задержкой в раскрытии парашюта. Смертельную зону низкого барометрического давления он пролетит стремглав. А Долгов, открыв сразу парашют пробудет в этой опасной зоне много времени.
…
Мы видели, как он покинул гондолу, как над ним раскрылся купол парашюта. Но мы не знали, что, когда Долгов покидал гондолу, разгерметизировался скафандр, и эта нелепая случайность убила его. 38 минут опускалось тело испытателя под раскрытым парашютом на землю. Составленная им схема прыжка сработала безукоризненно, но творец ее погиб.
Оба этих замечания неверны.
Петр Долгов погиб 1 ноября 1962 года, через полтора года после полета Гагарина.
Подробнее об этом можно прочитать в книге “Заметки парашютиста-испытателя”:
Странно, блин. Я это слышал от человоека лично знавшего Долгова. Хотя конечно в то время все это было так засекречено что путаница вполне возможна…
Праздравляю всех с Днем Космонавтики и авиации!
Что-то вспомнил, что в американских учебниках у них написано: “В 1961 году человек впервые полетел в космос, а уже в … году (не помню) американцы высадились на Луну”.
Поднимем бокалы за Гагарина и Королева!
Кстати, “Коламбия” с экипажем впервые улетела тоже 12 апреля. Старт был намечен на 11, но что-то у них якобы не заладилось (конечно, “подарок” вполне сознательно такой нам приготовили 😃
А теперь вспоминаем историю освоения космоса - и очень крепко думаем: что из аппаратов разработано нами (вернее - нашим поколением - нынешними тридцати-сорокалетними)?
Я лично - ничего не вспомнил, все разработано и сделано поколением моих родителей (1933 и 1938 г.р.)…
А теперь вспоминаем историю освоения космоса - и очень крепко думаем: что из аппаратов разработано нами (вернее - нашим поколением - нынешними тридцати-сорокалетними)?
Я лично - ничего не вспомнил, все разработано и сделано поколением моих родителей (1933 и 1938 г.р.)…
А тот кто знает и не скажет ничего - все же серъезные проекты под военными.
Угу… На прошлом МАКСе я это наблюдал, все гораздо хуже…
А тот кто знает и не скажет ничего - все же серъезные проекты под военными.
что все как в былые времена? самую секретную инфу обычно мы узнавали из западных публикаций.