Как сажать без хвоста?

ivansa

На днях по неаккуратности лишился в полете лопастей ХР. Возможна ли в такой ситуации мягкая посадка?

FRUKT
ivansa:

Возможна ли в такой ситуации мягкая посадка?

Нет, без хвостовых лопастей скорее всего будут дрова. В любом случае включенный во время HOLD смягчит последствия.

XASAN
ivansa:

На днях по неаккуратности лишился в полете лопастей ХР. Возможна ли в такой ситуации мягкая посадка?

Режим авторотация, если высота позволяет.

ivansa

Высоту, наверное, можно было бы и набрать, но сташно было на бок завалиться, еще хуже получилось бы…

FRUKT
XASAN:

Режим авторотация, если высота позволяет.

Всё равно будет неуправляемо пируэтить до самой земли, вращение без хвостовых лопастей не остановишь никак.

strannik

Основываясь на опыте, полученном в симуляторе REFLEX с моделью TREX-500, могу предположить, что если полететь куда-нибудь с небольшим наклоном, то хвостовая балка остановится под напором набегающего ветра и вертолетом можно будет управлять - развернуться и, снизившись и резко затормозив, включить холд. Полагаю, в таком случае повреждения будут минимальными.
P.S. в рефлексе есть такая фича - симулировать отказ того или иного узла с заданной вероятностью

ivansa

strannik, спасибо, но меня интересует реальный опыт. в симуляторе посадить можно

joniks
ivansa:

но меня интересует реальный опыт

Мне не удавалось посадить мягко ни 50-ку ни 500-ку, старался ронять на лыжи. Но ущерб минимальным назвать сложно.

ivansa

У меня 600-ка. Минус лопасти, шасси и шестерня. В общем-то самый мягкий краш из того, что с ней случалось. Но думается, лопасти все же можно было сберечь.

FRUKT
ivansa:

Минус лопасти, шасси и шестерня. В общем-то самый мягкий краш из того, что с ней случалось.

Шикарно отделался, ущерб минимальный;)

IvanSpb
FRUKT:

Всё равно будет неуправляемо пируэтить до самой земли, вращение без хвостовых лопастей не остановишь никак.

Леонид, какой стати? 😃 Момента крутящего при авторотации нет.

На форуме не раз уже разбирались модели вертолётов с приводом ХР от основной шестерни. При авторотации ХР не работает. На авторотацию не влияет.

ivansa

Иван, Вы не совсем правы. ХР при авторотации работает (если, конечно, исправен). Пока ОР набирает обороты при снижении, момента, разворачивающего вертолет почти нет (есть, но значительно меньший и направленный в обратом направлении), но как только угол изменится на положительный, момент снова появится. Кроме того, в моем случае на момент выключения двигателя уже была довольно ощутимая угловая скорость, которую в идеале надо было как-то погасить.

IGOR_70
IvanSpb:

Леонид, какой стати? 😃 Момента крутящего при авторотации нет.

На форуме не раз уже разбирались модели вертолётов с приводом ХР от основной шестерни. При авторотации ХР не работает. На авторотацию не влияет.

То при штатной авторотации ( или не связанной с отказом ХР). Предполагается, что в момент её начала вертолёт не вращается. Если же отказал ХР, и вертолёт успел раскрутиться до нажатия HOLD, за оставшиеся до падения (посадки) секунды вращение не погаснет . Пируэтить будет до земли. To ivansa Не у всех моделей вертолётов ХР при авторотации работает.

stier

Прошлой зимой имел опыт полета с неработающим хвостом. Верт - Раптор 50-ка, вышел в поле, а натяжение ремня проверить забыл, как потом выяснилось болты у основания балки были ослаблены. Пока верт стоял на земле зацепления хватало, а раскрутив ротор и подорвав тушку на высоту около метров 10 - ремень совсем ослаб и пошло неконтролируемое вращение, т.к. хв. ротор не вращался вообще. Не растерялся, потихоньку опустил и на высоте около метра дал холд и сротировал на утоптанную снегом площадку - верт встал на лыжи, только чуток повернулся по инерции. ИМХО, посадить неконтролируемо вращающийся верт можно, НО только имея навык управления в пируэте. Просто в симе висишь на месте и крутишь, чем дольше, тем лучше, ну а потом и в реал потихоньку.

FRUKT
IvanSpb:

Леонид, какой стати? 😃 Момента крутящего при авторотации нет.

Я не говорю о штатной авторотации по желанию пилота и то, одно дело включить холд когда верт не вращается и совсем другое, когда он в пируэте. Если ХР исправен, то даже с пируэта на авторотации(при наличии запаса высоты) можно остановить вращение и нормально посадить. У топикстартера другой случай: верт БЕЗ хвостовых лопастей. Т.е. он уже крутится, как волчок, а остановит вращение нечем, нету лопастей на ХР, если я правильно понял, тут дрова побольше или поменьше по любому😌
Примерно тоже самое было у меня на полётах в прошлом году, правда немного в другом варианте: хвостовые лопасти были на месте, но хвостовую серву внезапно заклинило в крайнем положении. Верт мгновенно раскрутился, как волчок на высоте метров 10. Хоть я и успел почти сразу щёлкнуть холд толку не было никакого, верт продолжал бешенно вращаться до самой земли. От фатального краша спасло только то, что крутился он без наклона вертикальной оси и хотя шлёпнулся довольно жёстко, но ровно на шасси. Из повреждений оба вала ОР, смятое шасси(железные правятся легко;)), лопасти, покоцанное канопи, пару линков и редуктор одной сервы АП. Остановить пируэт не было никакой возможности при отказе хвоста.

stier:

ИМХО, посадить неконтролируемо вращающийся верт можно, НО только имея навык управления в пируэте.

Тут многое зависит ещё и от размера верта, 450-й Рэкс тяжело авторотирует даже будучи исправным, а 50-ка авторотирует очень хорошо. С другой стороны и от опыта пилота много зависит, когда я сажал верт, то в управляемом пируэте тогда не летал. Опять же лёгкое смещение оси вращения от вертикали и будут уже полные дрова, не каждый пилот сможет удержать верт в горизонтальной плоскости, когда он неуправляемо пируэтит со скоростью 2-3 оборота в секунду;)

paratozor
FRUKT:

но хвостовую серву внезапно заклинило в крайнем положении.

ну правильно, и при неработающем двигателе хвост все равно тянуло - серву-то заклинило в крайнем положении. Если б хвос в авторотации не работал вообще (не крутился), то оперением, хоть и скудным, его бы остановило. У меня была похожая ситуация летом - сорвало шестерню привода, ну ничего, холд и хвост остановился, не как вкопанный, но посадка была вполне удачной

IGOR_70
paratozor:

ну правильно, и при неработающем двигателе хвост все равно тянуло - серву-то заклинило в крайнем положении. Если б хвос в авторотации не работал вообще (не крутился), то оперением, хоть и скудным, его бы остановило.

А это смотря в каком крайнем положении её заклинило.

FRUKT
IGOR_70:

А это смотря в каком крайнем положении её заклинило.

Вот заклинило у меня её как раз в положении левого пируэта, верт крутился, как бешенный:)

IGOR_70
FRUKT:

верт крутился, как бешенный:)

Такое видел только в симе (AFPD)😃. Этим летом отстрелилась лопасть ХР с цапфой ( верт пятисотка). Только подвис метрах на трёх - лёгкий хлопок , и вращение. Позже, оценивая, был удивлён, насколько вращение в симе быстрее. В реале подходящее определение- быстро но несуетливо. Правда там и обороты в нормале были вряд ли более 1800. Даже холд забыл врубить (мой примерно двадцатый полёт:)). Просто убавил газ-и всё. У земли чуть придержал секунд на пять- висит и вертится. Был на трениках- сел нормально. Легко отделался -в минусе почти ничего- вал ХР( загнуло от разбаланса), треснул вертикальный плавник ( починил) и еле заметно загнуло балку . Даже цапфу откопал. Но так посадить можно только с висения . Следующий отказ ХР через месяц это доказал;).Холд и вправду заметно снизил ущерб. Кстати, в симе если повредить ХР и верт бешено вращаясь, висит, он почти не реагирует на управление по крену и тангажу, как ни маши стиками. А как в реале?

paratozor
IGOR_70:

А как в реале?

приблизительно так же

FRUKT
IGOR_70:

Кстати, в симе если повредить ХР и верт бешено вращаясь, висит, он почти не реагирует на управление по крену и тангажу, как ни маши стиками. А как в реале?

В реале тогда у меня, если честно, ума не хватило попробовать дёргать правый стик😒 Верт крутился с минимальным наклоном от вертикальной оси и всё что я успел тогда сделать это щёлкнуть HOLD и у самой земли немного подхватить его шагами. В управляемом пируэте тогда я летать вообще не умел;)

IvanSpb

Видимо действительно, многое зависит от размеров вертолёта и конкретной ситуации.

У меня такой опыт. Из-за заводского брака внутри хвостовой сервы от печатной платы отпаялся минус. Вертолёт находился в спокойном висении в чётко горизонтальном положении на высоте 8-10 метров. Естественно, начались бешеные пируэты. Сразу же включил холд. К моменту посадки пируэты практически прекратились и посадка получилась почти штатной, в чётком горизонте, вообще без поломок. Жестковато конечно, но стойки выдержали.

Видимо просто неправильно переносить мой опыт с 500-й на другие модели и другие ситуации 😒