Как сажать без хвоста?
Леонид, какой стати? 😃 Момента крутящего при авторотации нет.
На форуме не раз уже разбирались модели вертолётов с приводом ХР от основной шестерни. При авторотации ХР не работает. На авторотацию не влияет.
То при штатной авторотации ( или не связанной с отказом ХР). Предполагается, что в момент её начала вертолёт не вращается. Если же отказал ХР, и вертолёт успел раскрутиться до нажатия HOLD, за оставшиеся до падения (посадки) секунды вращение не погаснет . Пируэтить будет до земли. To ivansa Не у всех моделей вертолётов ХР при авторотации работает.
Прошлой зимой имел опыт полета с неработающим хвостом. Верт - Раптор 50-ка, вышел в поле, а натяжение ремня проверить забыл, как потом выяснилось болты у основания балки были ослаблены. Пока верт стоял на земле зацепления хватало, а раскрутив ротор и подорвав тушку на высоту около метров 10 - ремень совсем ослаб и пошло неконтролируемое вращение, т.к. хв. ротор не вращался вообще. Не растерялся, потихоньку опустил и на высоте около метра дал холд и сротировал на утоптанную снегом площадку - верт встал на лыжи, только чуток повернулся по инерции. ИМХО, посадить неконтролируемо вращающийся верт можно, НО только имея навык управления в пируэте. Просто в симе висишь на месте и крутишь, чем дольше, тем лучше, ну а потом и в реал потихоньку.
Леонид, какой стати? 😃 Момента крутящего при авторотации нет.
Я не говорю о штатной авторотации по желанию пилота и то, одно дело включить холд когда верт не вращается и совсем другое, когда он в пируэте. Если ХР исправен, то даже с пируэта на авторотации(при наличии запаса высоты) можно остановить вращение и нормально посадить. У топикстартера другой случай: верт БЕЗ хвостовых лопастей. Т.е. он уже крутится, как волчок, а остановит вращение нечем, нету лопастей на ХР, если я правильно понял, тут дрова побольше или поменьше по любому😌
Примерно тоже самое было у меня на полётах в прошлом году, правда немного в другом варианте: хвостовые лопасти были на месте, но хвостовую серву внезапно заклинило в крайнем положении. Верт мгновенно раскрутился, как волчок на высоте метров 10. Хоть я и успел почти сразу щёлкнуть холд толку не было никакого, верт продолжал бешенно вращаться до самой земли. От фатального краша спасло только то, что крутился он без наклона вертикальной оси и хотя шлёпнулся довольно жёстко, но ровно на шасси. Из повреждений оба вала ОР, смятое шасси(железные правятся легко;)), лопасти, покоцанное канопи, пару линков и редуктор одной сервы АП. Остановить пируэт не было никакой возможности при отказе хвоста.
ИМХО, посадить неконтролируемо вращающийся верт можно, НО только имея навык управления в пируэте.
Тут многое зависит ещё и от размера верта, 450-й Рэкс тяжело авторотирует даже будучи исправным, а 50-ка авторотирует очень хорошо. С другой стороны и от опыта пилота много зависит, когда я сажал верт, то в управляемом пируэте тогда не летал. Опять же лёгкое смещение оси вращения от вертикали и будут уже полные дрова, не каждый пилот сможет удержать верт в горизонтальной плоскости, когда он неуправляемо пируэтит со скоростью 2-3 оборота в секунду;)
но хвостовую серву внезапно заклинило в крайнем положении.
ну правильно, и при неработающем двигателе хвост все равно тянуло - серву-то заклинило в крайнем положении. Если б хвос в авторотации не работал вообще (не крутился), то оперением, хоть и скудным, его бы остановило. У меня была похожая ситуация летом - сорвало шестерню привода, ну ничего, холд и хвост остановился, не как вкопанный, но посадка была вполне удачной
ну правильно, и при неработающем двигателе хвост все равно тянуло - серву-то заклинило в крайнем положении. Если б хвос в авторотации не работал вообще (не крутился), то оперением, хоть и скудным, его бы остановило.
А это смотря в каком крайнем положении её заклинило.
А это смотря в каком крайнем положении её заклинило.
Вот заклинило у меня её как раз в положении левого пируэта, верт крутился, как бешенный:)
верт крутился, как бешенный:)
Такое видел только в симе (AFPD)😃. Этим летом отстрелилась лопасть ХР с цапфой ( верт пятисотка). Только подвис метрах на трёх - лёгкий хлопок , и вращение. Позже, оценивая, был удивлён, насколько вращение в симе быстрее. В реале подходящее определение- быстро но несуетливо. Правда там и обороты в нормале были вряд ли более 1800. Даже холд забыл врубить (мой примерно двадцатый полёт:)). Просто убавил газ-и всё. У земли чуть придержал секунд на пять- висит и вертится. Был на трениках- сел нормально. Легко отделался -в минусе почти ничего- вал ХР( загнуло от разбаланса), треснул вертикальный плавник ( починил) и еле заметно загнуло балку . Даже цапфу откопал. Но так посадить можно только с висения . Следующий отказ ХР через месяц это доказал;).Холд и вправду заметно снизил ущерб. Кстати, в симе если повредить ХР и верт бешено вращаясь, висит, он почти не реагирует на управление по крену и тангажу, как ни маши стиками. А как в реале?
А как в реале?
приблизительно так же
Кстати, в симе если повредить ХР и верт бешено вращаясь, висит, он почти не реагирует на управление по крену и тангажу, как ни маши стиками. А как в реале?
В реале тогда у меня, если честно, ума не хватило попробовать дёргать правый стик😒 Верт крутился с минимальным наклоном от вертикальной оси и всё что я успел тогда сделать это щёлкнуть HOLD и у самой земли немного подхватить его шагами. В управляемом пируэте тогда я летать вообще не умел;)
Видимо действительно, многое зависит от размеров вертолёта и конкретной ситуации.
У меня такой опыт. Из-за заводского брака внутри хвостовой сервы от печатной платы отпаялся минус. Вертолёт находился в спокойном висении в чётко горизонтальном положении на высоте 8-10 метров. Естественно, начались бешеные пируэты. Сразу же включил холд. К моменту посадки пируэты практически прекратились и посадка получилась почти штатной, в чётком горизонте, вообще без поломок. Жестковато конечно, но стойки выдержали.
Видимо просто неправильно переносить мой опыт с 500-й на другие модели и другие ситуации 😒