Реверс на реактивном самолете

sdlnd

Сегодня на работе заболтались на тему реверса на самолетах. Если с винтовыми все понятно, то вот с реактивными так и не выдвинули никаких предположений. Ну не могу я понять как такое возможно. Ведь не заставишь же реактивный двигатель работать в обратную сторону… 😵 Может кто подскажет или ссылку даст на эту информацию, а то интересно больно…

Vitaly

Может, там быстро турбину разворачивают, чтоб в другую сторону тянула?

hcube

На пасажирских самолетах турбины двухконтурные. То есть турбина и совмещенный с ней вентилятор. На вентиляторе можно установить отрицательный угол атаки. Тогда турбина будет тянуть в одну сторону, а вентилятор в другую. Поскольку вентилятор больше - то тянет он сильнее 😉)

flysnake

На пассажирских самолетах попадается и другой вариант. С боков двигателя в задней части есть решетки, которые сделаны так, что если на них дуть изнутри, то снаружи воздух будет выходить под углом вперед. При включении реверса перекрывают выход воздуха назад и он направляются в эти решетки. Как в деталях это работает - не знаю. Видел и варианты, когда сопло “раскрывается”, как парашют, и струя направляется под углом вперед.

pakhomov4
Vitaly:

Может, там быстро турбину разворачивают, чтоб в другую сторону тянула?

Ну что, самому скучно стало? 😁

Tomahawk
sdlnd:

Ведь не заставишь же реактивный двигатель работать в обратную сторону…

Может как на гидроциклах? принцип то тот же-отбрасывание воздуха (воды) на гидроциклах ковш специальный опускают, направляя воду в другую сторону, и тут че нить аналогичное можно предположить…

eliz
flysnake:

На пассажирских самолетах попадается и другой вариант. С боков двигателя в задней части есть решетки, которые сделаны так, что если на них дуть изнутри, то снаружи воздух будет выходить под углом вперед. При включении реверса перекрывают выход воздуха назад и он направляются в эти решетки. Как в деталях это работает - не знаю. Видел и варианты, когда сопло “раскрывается”, как парашют, и струя направляется под углом вперед.

Так это практически и усе варианты. У взрослых самолетов реверс тяги выполняется отклонением выходной реактивной струи с помощью разных приспособ в сторону куды этот самоль летит или около того.
И никаких изменений вращения турбины.

И кстати включается он не всегда когда уже самолет на полосе, а и в воздухе бывает… 😛

Bird2k4

лучше сделать такую штуку на 4 реактивных двигателях, напоминающую вертолет, 😁 и чтобы она летала по принципу вертикального взлета, и чтобы турбины разворачивались в любую сторону, тем самым двигая эту хреновину в нужное напрвление. 😃

санчес

хорошие сервы будут на 4 трубы! если тяга 10 кг то на каждую минимум5, а если гидравлика на большом ЛА…
а зачем двигать в другую сторону? есть же “боевой разворот”!

Angels

По поводу реверса на двигателях Д-30КП - имеет ревересивное устройство створчатого типа, с двумя наружными боковым створками, предназначено для получения обратной тяги, для управления положением створок имеет автономную гидравлическую систему. Режим реверса ставится при положении РУД “малый газ” с помощью специального переключателя. Величина отрицательной тяги на этом режиме зависит от скорости полета, причем, чем больше скорость полета, тем отрицательная тяга больше Так, на скорости пробега 200 км/ч реверсивная тяга составляет 5200 кгс. Кстати в реверсивном режиме расход топлива не указывается 😃
На ТУ-204 стоят несколько другие двигатели и реверсивное устройство там вроде как тоже другое. На двигателя ТУ-204(штатных, а не Роллс-Ройс или иных) дверес снаружи выглядит как будто кожух турбины сдвигается вперед(по ходу движения). При этом виден кусок реактивного сопла.

IgorG
sdlnd:

Сегодня на работе заболтались на тему реверса на самолетах. Если с винтовыми все понятно, то вот с реактивными так и не выдвинули никаких предположений. Ну не могу я понять как такое возможно. Ведь не заставишь же реактивный двигатель работать в обратную сторону…    😵    Может кто подскажет или ссылку даст на эту информацию, а то интересно больно…

Принцип работы устройства реверса тяги - изменение направления истечения реактивной струи с помощью отклоняемых поверхностей. См. рисунки:


Angels

На нижнем рисунке как раз “ревересивное устройство створчатого типа, с двумя наружными боковым створками”. А на среднем - то что я назвал “кожух вперед сдвигается”.
Большое спасибо за рисунки кстати. А то я их так и не нашел.

vovic
Tomahawk:

Может как на гидроциклах? принцип то тот же-отбрасывание воздуха (воды) на гидроциклах ковш специальный опускают, направляя воду в другую сторону, и тут че нить аналогичное можно предположить…

Именно так реверс и сделан.

КА-04

На Ту-154 такая же система, как на нижней картинке.

sdlnd

Спасибо большое. Вообщемто так и думал что поток сзади выводится против движения. не мог понять как это реализовано. Очень познавательно.

кузьмич

[quote=Angels,Mar 17 2005, 01:29]
Величина отрицательной тяги на этом режиме зависит от скорости полета, причем, чем больше скорость полета, тем отрицательная тяга больше Так, на скорости пробега 200 км/ч реверсивная тяга составляет 5200 кгс. Кстати в реверсивном режиме расход топлива не указывается 😃

5200 получается потому, что тяга измеряется по оси двигателя,а струя газа идёт под углом,и получается что Д-30КУ-154 с прямой тягой в 10000кг,на обратной даёт точно не помню но где то так.У ПС-90 обратная тяга получается другим способом,там направляют не весь газ,а только из внешнего контура.При этом первый контур продолжает гнать газ назад.
На двигателях Соловьёва Д-30КП,ПС-90 и т.д привод реверса от гидросистемы,у кузнецовских Нк-8,НК-86(ил-86) и Словьёвском д-30 (ту-134) привод реверса воздушный,там ковши не выскакивают наружу,а поворачиваются внутри сопла.У большинства наших моторов величина обратной тяги не регулируется,расход топлива почти как на взлёте. Как зависит обратная тяга от скорости самолёта я не знаю,мне казалось что тяга двигателя это кал-во газа отбрасываемое двигателем назад,про скорость самолёта там ничего нет.

tlvct

Хм… а стоп-кран не пробовали применить? Турбину загасить и ручку дернули… всё, тормоз. видали кино горячие головы??? Помните? летит самолёт, за ним гонется другой, ну он по тормозам, пропустил его вперёд и дальше полетел… а вы всё про реверс турбин 😃))

papaAlex

Здравствуйте.

Не, стоп кран применяется при обледенении - дёрнул ручку, самолёт как вкопанный…, лёд по инерции и слетает - всё просто.

Удачи.

flysnake

О практическом применении реверса в воздухе я читал в статье про “Буран” (многоразавый косм корабль). Когда отлаживали автоматику посадки, то для иммитации планирования “Бурана” на Ту154 (использовался в качестве летающей лаборатории) включали реверс на высоте 10км, потом планировали и сажали… Не знаю, насколько это достоверно.

346

По поводу стоп-крана на самолете смех смехом, а таковой на многих самолетах
(да и вертолетах тоже) имеется и служит для остановки двигателя вне зависимости от положения РУД. Как правило путем отсечки топлива. И совершенно официально называется “Стоп-кран” и цвет у него не голубой (как в анекдоте), а красный.

Albert
flysnake:

… на Ту154 (использовался в качестве летающей лаборатории) включали реверс на высоте 10км, потом  планировали и сажали… Не знаю, насколько это достоверно.

Все так и было

Angels
Angels

Величина отрицательной тяги на этом режиме зависит от скорости полета, причем, чем больше скорость полета, тем отрицательная тяга больше  Так, на скорости пробега 200 км/ч реверсивная тяга составляет 5200 кгс. Кстати в реверсивном режиме расход топлива не указывается 😃

кузьмич:

5200 получается потому, что тяга измеряется по оси двигателя,а струя газа идёт под углом,и получается что Д-30КУ-154 с прямой тягой в 10000кг,на обратной даёт точно не помню но где то так.У ПС-90 обратная тяга получается другим способом,там направляют не весь газ,а только из внешнего контура.При этом первый контур продолжает гнать газ назад.
На двигателях Соловьёва Д-30КП,ПС-90 и т.д привод реверса от гидросистемы,у кузнецовских Нк-8,НК-86(ил-86)  и Словьёвском д-30 (ту-134) привод реверса воздушный,там ковши не выскакивают наружу,а поворачиваются внутри сопла.У большинства наших моторов величина обратной тяги не регулируется,расход топлива почти как на взлёте. Как зависит обратная тяга от скорости самолёта я не знаю,мне казалось что тяга двигателя это кал-во газа отбрасываемое двигателем назад,про скорость самолёта там ничего нет.

Я цитировал книжку “ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА САМОЛЕТА Ил-76Т”. 😃 По поводу скорости как раз оттуда. Кстати на нем(ИЛ-75Т{ТД}) вроде как двигатель Д-30КП-2 шел. У него тяга 12000 кгс.
Главу с этими данными вешаю в аттач.

CHAPTER2.ZIP

кузьмич

Статья очень хорошая,я из неё узнал очень много нового.Например что ИЛ-76 может безопасно садится с двумя неработающими моторами.У нас были посадки с одним отказавшим, при этом три оставшиеся работали на режиме близком к взлётному.Хотя если самолёт без груза и без топлива то может это и возможно.К тому же статья больше похожа на теорию.На практике всё несколько по другому.
По поводу двигателей.Просто разговор был про ТУ-154,а Д-30КП, Д-30КП 2 серии,Д-30КУ,Д-30-КУ-154,это в принципе один и тот же мотор.Просто у КП створки реверса открываются в горизонтальной плоскости,у КУ в вертикальной.Если на КП поставить реверс от КУ получится КУ. КУ-154 отличается тем, что он зажат по мощности,поэтому его тяга 10000кг.Двигатели КУ стоят на ИЛ-62М.КП я не видел давно, КП 2серии на ИЛ-76,КУ 2серии на 154.
Основной упор при создании моторов был на работу выше НАР, 86%,поэтому при оборотах ниже 86% он работает как получиться,например на высоте 9000м у него обороты малого газа могут быть больше 80%.

Angels

Понял 😃
Кстати, коль понравилось то выкладываю дополнительно следующие книги

РЛЭ ИЛ-76

Практическая аэродинамика ИЛ-76

НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР (НПП ГА-85)

НОРМАТИВЫ ОЦЕНОК ПО ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА САМОЛЕТА ИЛ-76 (ИЛ-76Т)

АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ

ЗАПОЛНЕНИЕ ФЛАЙТ-ПЛАНА

СВЕТООБОРУДОВАНИЕ АЭРОДРОМОВ

МАРКИРОВКА АЭРОДРОМОВ С ИСКУССТВЕННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ

РАСЧЕТ ГРУЗОНАПРЯЖЕННОСТИ АЭРОДРОМА

С.А. Микоян Заход на посадку по приборам

ПАРАДОКСЫ НАВИГАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛЕТОВ

flight_marks.rarNPP_GA.rarrle_il76.rartechnology.rarmeteo_codes.rarflight_plan.rarrw_lights.rarRW_MARKS.rarACN_PCN.rarzahod_po_priboram.rarnav_paradox.rar

кузьмич

Спасибо!
Дело в том, что в авиации я работаю уже 20 лет.Из них 10 лет на ил-76.Работаю в эксплуатации,и мне этого всего хватает на работе.Обслуживал Миг-23,миг-29,ил-76,ил-86.Сейчас работаю на 154.Изучал 134, правда пока не работал.😃