Миллион об/мин в двигателе на авиамодели?!

blacksun

А то производители винчестеров мыкаются с подшипниками - дураки, не слыхали про газовые опоры похоже.

Все говорят о газовых опорах как будто это фантастика. Я три года в институте с этими газовыми опорами имел дело и скажу что вешь эта очень реальная и в очень многих случаях незаменимая (там где обороты за 100К зашкаливают). А почему не используют там? а почему там? на все есть свои причины.
Если говорить конкретно о HDD то слишком у них обороты маловаты для газовых (газодинамических) опор, а газостатические делать - это надо еще компрессор трубки запитки… геморно слишком. А вот самые точные токарные, фрезерные, … станки как раз на газовых опорах но только на газостатических.

А вот отсталому очень бы хотелось взглянуть на газовую турбину без осевых сил. Не покажете примерчик?

Есть конструкции турбин с сведенными на минимум осевыми силами (на определенных режимах, шаг в лево шаг в право - расстрел на месте). Но в данном случае это не приминимо, потому что конструкция турбины должна быть примитивной. В данном случае проще компенсировать это все подшипниками и осевыми упорами. Например как на эскизе - подшипники воспринимают как радиальные так и осевые нагрузки.

DUDS

Миллион ? Сто грам полезной массы? При размерах с ладонь - ПУРГА!

blacksun

Миллион ? Сто грам полезной массы? При размерах с ладонь - ПУРГА!

абсолютно согласен.
И чтоб небыло непоняток сообщу, что всю дисскусию я вел не о том летательном аппарате, который был описан в начале темы, а о турбогенераторе lenta.ru/news/2006/10/02/turbine/ - это гораздо больше похоже на правду.

pakhomov4
DUDS:

Миллион ? Сто грам полезной массы? При размерах с ладонь - ПУРГА!

Не, Серёга, всё реально, НО… К сожалению никто из спорящих или не знает или не понимает - при таких габаритах воздух НЕ СЧИТАЕТСЯ ВОЗДУХОМ 😛 Не даром DAPRA потратила 6(шесть) лет на ма-а-асенький пропеллер для супер-пупер БПЛА 😃 Так что… Ждём-с… Может и моделистам что перепадёт 😃

blacksun

Не, Серёга, всё реально, НО… К сожалению никто из спорящих или не знает или не понимает - при таких габаритах воздух НЕ СЧИТАЕТСЯ ВОЗДУХОМ

А чем же он считаеться??? наверно рассматриваеться как куча малекул, а между ними вакуум. Это при каких гаабаритах воздух надо рассматривать не как воздух?

Не даром DAPRA потратила 6(шесть) лет на ма-а-асенький пропеллер для супер-пупер БПЛА

Можно поподробнее, желательно с сылками на первоисточник

serj

Пахомыч имеет в виду число Рейнольса. динамическая вязкость воздуха для маленьких хорд совсем другая, вопрос этот мало изучен… Известный пример- шмэл летать по всем известным законам аэродинамики не должен, а летает 😃

но меня тоже сомнение берет 20 см (приблизительно) размах и 100г ПН! скорость полета великовата 😃
это ракета маленькая должна быть 😃… или вертолет 😃 😃

IgorG
serj:

… динамическая вязкость воздуха для маленьких хорд совсем другая, вопрос этот мало изучен…

динамическая (а равно и кинематическая) вязкость воздуха для маленьких хорд ровно такая же, как и для больших.

IgorG
Advanced:

Информация для размышления
lenta.ru/news/2006/10/02/turbine/

Генератор, детали которого показаны на фото по приведенной ссылке, был действительно испытан на 500 000 об/мин. Экспериментальный стенд представлял собой два одинаковых девайса, находящихся на одном валу. Один из них работал в режиме электродвигателя, а второй - генератора. В конструкции использовались 2 ШАРИКОВЫХ подшипника.

Что касается микрогазотурбинных приводов, то во всех конструкциях-прототипах, информацию о которых удалось нарыть, - в лучшем случае экспериментальный турбокомпрессор, работающий от внешнего источника горячего сжатого воздуха - для подвеса ротора используются или планируются к использованию только конструкции, которые можно назвать газодинамическими и газостатическими подшипниками. Также, как очень перспективные, упоминаются некие foil bearings.

NailMan

В жестких дисках уже давно пользуются не газодинамические, а гидродинамические подшипники.
А вот интересно насколько олни позволяют раскрутить шпиндель и не вскипеть при этом.

Александр_А_Н
IgorG:

Что касается микрогазотурбинных приводов, то во всех конструкциях-прототипах, описания которых удалось нарыть, - в лучшем случае экспериментальный турбокомпрессор, работающий от внешнего источника горячего сжатого воздуха - для подвеса ротора используются или планируются к использованию только конструкции, которые можно назвать газодинамическими и газостатическими подшипниками. Также, как очень перспективные, упоминаются некие “пленочные” подшипники (foil bearings).

На самом деле это - лепестковые газодинамические подшипники. Вот моя спецчасть из диплома, рассказаны принципы и конструкция таких подшипников. Сейчас я работаю как раз по этому направлению. Мы прикидывали применение наших разработок в турбореактивных двигателях. Все уперлось в необходимость нахождения таких материалов лепестков, котрые нормально работали бы при высоких температурах, характерных для зоны турбины.

vovic:

А вот отсталому очень бы хотелось взглянуть на газовую турбину без осевых сил. Не покажете примерчик? 😉

Вообщето, если говорить газовая ТУРБИНА и не подразумевать под этим турбореактивный (газотурбинный) двигатель, то есть так называемая Активная Турбина. Это турбина со степенью реактивности равной 1. Такое турбинное колесо не передает осевое усилие на вал, т.к. его просто нет у нее:) Такие турбины применяются в турбонасосных агрегатах питания жидкостных ракетных двигателях, в схеме “без дожигания”.
Вот пример сечения такой турбины (развертка):

blacksun

Пахомыч имеет в виду число Рейнольса. динамическая вязкость воздуха для маленьких хорд совсем другая, вопрос этот мало изучен… Известный пример- шмэл летать по всем известным законам аэродинамики не должен, а летает

Есть такой парадокс. Но только его уже раскрыли. По традиционным законам аэродинамики (возникновение аеродинамических сил за счет обтекания верхней и нижней частей профиля частицами с разными скоростями) щмель летать не должен. Но шмель летает на теории вихрей. Вихри возникают на верхней поверхности крыла шмеля за счет закритических углов атаки крыла. А “летать на вихрях” как раз очень эффективно на очень маленьких числах рейнольдса.

но меня тоже сомнение берет 20 см (приблизительно) размах и 100г ПН! скорость полета великовата
это ракета маленькая должна быть … или вертолет

Да это все долбанные журналисты. Они просто заколебали писать о том о чем не имеют ни малейшего представления. Для них главное сенсация, а правда это или нет их не волнует.
За примерами далеко ходить не надо. В этой статье lenta.ru/news/2006/10/02/turbine/ есть фраза

Мотор размером со спичечную коробку имеет мощность 100 ватт, а его эффективность близка к 95 процентам. Генератор оснащен миниатюрной газовой турбиной, а полностью заполненный топливный бак позволяет ему работать до десяти часов.

Полностью заполненный бак - это пол литра или двадцатилитровая канистра?

IgorG
blacksun:

… а полностью заполненный топливный бак позволяет ему работать до десяти часов.

Полностью заполненный бак - это пол литра или двадцатилитровая канистра?

в данном конкретном случае - 1 литр

blacksun

в данном конкретном случае - 1 литр

Не понял?? всетаки газотурбинный двигатель к генератору сделали или это только расчеты, что он проработает на 1 литре топлива 10 часов???

expert-x

1 200 000 об/мин-это 20 000гц умножим на кол-во лопастей
допустим 3 получаем 60 000 ударных волн в секунду-ультразвук!
что происходит с газом -вопрос к физикам-может плазма!плюс
длина звуковой волны волны близка к габаритам крыльчатки
значит могут возникать резонансовые явления,которые могут
поднять кпд системы до 95%-эффект лазерного явления
а может там б/к на на магнитных подшипниках одно витковый
всё засекречено! но мухи то летают!

rcred

Согласен с экспертом,взлёт с руки за секунду,это явно не газовая турбина(а запуск,а прогрев,а ожег).1мил. об. без проблемм,подшипников не надо,а если не одна ступень.Современных химических элементов как раз на пол часа.

flysnake
expert-x:

…длина звуковой волны волны близка к габаритам крыльчатки
значит могут возникать резонансовые явления,которые могут
поднять кпд системы до 95%-эффект лазерного явления
но мухи то летают!

Сильно сомнваюсь в такой эффективности за счет резонансов…
Что касается мухи, то из нее постоянно “слона” делают. Думаю, что, если посчитать вертолет с массой и “ометаемой площадью” мухи, то ничего сногсшибательного (кроме системы управления и малых Re, про которые ни хрена не известно) не обнаружится. Обычные птицы не менее загадочны: например, чучело вороны планирует намного хуже вороны (хотя крылья устанавливали точно так же, как и у живой)…
Что же касается “лазерных эффектов”, то у меня уже давно (месяца три-четыре) есть проект “вечного двигателя” (второго рода), который нет смысла реализовывать (просто из-за мизерной мощности).