Сборка и настройка T-Rex 450SE новичком с нуля
Товарищи!
Давайте не будем неподелу. Плиз! 😃
На Helifreak главное смотреть.
Вообще-то, про 50 раз - это как раз про слэнг 😃
Слэнга там нет, а термины- да, есть. Но их знать надо, ибо темины и у нас звучат также: “си-со, свошплэйт, флайбар…”.
Тут ведь как, даже если есть чертеж или инструкция, то не всегда есть методика: т.е. пошаговое описание что к чему крепить в первую-вторую-третью очередь (и почему). В этом плане видеоматериалы Боба - незаменимая вещь, если собираешь с 0ля в-одиночку. Смотришь видео, слушаешь, смотришь в инструкцию и… делаешь! И при этом допускаешь на порядок меньше ошибок, нежели с 0-ля, сам и только по инструкции (чертежам). И еще важно, что это происходит не наскоком кавалерийским, а постепенно, с чуством-толком-расстановкой. Тут поневоле узнаешь об ответственности того или иного узла, как он работает и что будет, если “схалтуришь”.
Однако никакой виртуальный Боб не заменит реального общения с опытными пилотами в поле! По себе знаю!
Привет всем.
Тема по поводу сборки и настройки с нуля очень понравилась.
Тоже купил 450тый правдо жду приезда электороники,а пока просто набираю инфу по этому поводу и летаю на симе.
И сейчас уже уверен что в процессе сборки неизбежно появятся вопросы.
Поэтому всеми руками и ногами за развитие этой темы!
Итак, уважаемые, начинаем.
Первое - Ротор. Именно так, с большой буквы 😃
С его сборкой не возникло никаких проблем. Важно только правильно собрать тяги. Но при наличии штангенциркуля это не составит проблем. Всё равно, как я понял, их придется потом по длине регулировать. Имеем:
При установке оси серволопаток оказалось, что указанная в инструкции длина плеча не совсем соответствует действительности. Плечо оказалось длиннее
Но вроде ничего, лопатки навинчены.
И тут первый вопрос: я так понимаю, что они должны быть параллельны тому, что называется, если я не ошибаюсь, флайбару? И как это регулировать?
Следующее фото просто для красоты 😃
Приступаем к раме. Тут никаких проблем
Далее настает черед хвостового ротора
И тут возникает еще один вопрос: насколько свободно задние лопасти должны быть привинчены?
Далее - хвостовая балка
Тут мне если честно непонятно, как она крепится к раме и за счет чего держится? Ведь в том месте, где она вставляется в раму две дюралевые половинки ничем не стянуты. Подпорки тоже не могут служить этой цели, поскольку наконечники к ним просто клеятся. Надеюсь гуру разъяснят этот вопрос.
Установка основной шестерни… Никаких вопросов.
Пришлось только ослабить и подвинуть вверх по валу фиксирующее кольцо (кстати, а как правильно называется эта деталь?)
и после установки опустить его назад вниз.
При установке ремня возник еще вопрос: нигде я не нашел того места, в котором согласно инструкции можно ненавязчиво пальчиком проверить натяжение ремня.
Еще один вопрос: как я понял, модуль хвостового ротора никак жестко не фиксируется. Ну, т.е. каким-то пазом, выступом и пр. Т.е. - поставил на глаз перпендикулярно валу основного ротора (путем простого поворачивания на балке) и затянул болт.
Но мне кажется, что эта перпендикулярность важна. Или я не прав и можно на глазок? А если не на глазок, то как выставить ХР точно перпендикулярно ОР?
Установка двигателя. Вопросов нет.
Установка серв… Я вот все никак не могу решить, стоит устанавливать их на входящие в комплект резиновые прокладки, или они должны быть как можно более жестко привинчены к раме?
Шурупы оказались длинны, но вроде не должно ничему мешать?
Хвостовая серва. Надеюсь правильно
Ну и теперь думаю, как окультурить все эти провода…
Ну и всё же, зря я поставил резиновые прокладки под сервы?
С нетерпением жду советов и критики.
- Параллельность серволопаток флайбару - на глаз. Кстати, советую их снять и взвесить (при необходимости выровнять вес)
- Балка фиксируется затяжкой 4-х болтов в основании рамы (две половинки крепления сожмут балку)
- Лопасти ХР и ОР затягиваются до состояния “не болтаются, проворачиваются с небольшим усилием”
- Хвостовой ротор перпендикулярно валу ОР - на глаз. Перпендикулярность важна.
- Натяг ремня - сверху, отверткой
- Сервы - без резинок, от шурупов лишнее откусить
При установке оси серволопаток оказалось, что указанная в инструкции длина плеча не совсем соответствует действительности. Плечо оказалось длиннее
Но вроде ничего, лопатки навинчены.
Все нормально, если длиннее - ничего страшного, а вот грузики я бы снял и сразу учился бы без них или просто навернуть более тяжелые лопатки. Точно отстроить грузики довольно сложно, у меня все время была вибрация когда пробовал с грузиками летать.
И тут первый вопрос: я так понимаю, что они должны быть параллельны тому, что называется, если я не ошибаюсь, флайбару? И как это регулировать?
Параллельность выставляется обычно на глаз, смотрим чтобы задняя кромка серволопатки была напротив винтика рамки флайбара.
Далее настает черед хвостового ротора
И тут возникает еще один вопрос: насколько свободно задние лопасти должны быть привинчены?
Лопасти должны двигаться свободно чтобы при столкновении с землей могли складываться, но не должны болтаться и складываться под собственнм весом (тоже самое касается и основных лопастей)
Далее - хвостовая балка
Тут мне если честно непонятно, как она крепится к раме и за счет чего держится? Ведь в том месте, где она вставляется в раму две дюралевые половинки ничем не стянуты. Подпорки тоже не могут служить этой цели, поскольку наконечники к ним просто клеятся.
Балка держится на трении т.к. если приглядеться то половинки все-таки стянуты между собой, от проворачивания и уезжания на балке есть “ключ”, а на одной из половинок есть выступ, надо вдвинуть балку в раму до упора выступа в “ключ”
При установке ремня возник еще вопрос: нигде я не нашел того места, в котором согласно инструкции можно ненавязчиво пальчиком проверить натяжение ремня.
Натяжение удобно проверять не пальцем а отверткой в районе шкива промежуточного вала
Еще один вопрос: как я понял, модуль хвостового ротора никак жестко не фиксируется. Ну, т.е. каким-то пазом, выступом и пр. Т.е. - поставил на глаз перпендикулярно валу основного ротора (путем простого поворачивания на балке) и затянул болт.
Все верно, перпендикулярность делается “на глазок”, некоторые делают небольшой выкос ХР вверх, но не уверен что это правильно
Установка серв… Я вот все никак не могу решить, стоит устанавливать их на входящие в комплект резиновые прокладки?
Шурупы оказались длинны, но вроде не должно ничему мешать?
Здесь лучше жестко крепить, управляться будет точнее, шурупы выкинуть, закрутить на винт с гайкой, гайку на локтайт
Хвостовая серва. Надеюсь правильно
А вот здесь лучше подложить прокладки, винты на локтайт
Ну и теперь думаю, как окультурить все эти провода…
Провода укладываются в жгуты и крепятся пластиковыми стяжками через пары дырочек в раме (их видно на фото), маршруты прокладки надо хорошенько продумать (или подсмотреть как сделано у других), под стяжкой одеть на жгут термоусадку или обернуть изолентой чтобы не прорезать изоляцию проводов. Если хочется эстетики - можно использовать сеточку для проводов
Цель - силовые провода двигателя и регулятора как можно короче и дальше от всего остального, провода серв проложить и закрепить так чтобы было удобно их снимать если серьезный краш.
Гнездо гироскопа, в которое вставляется хвостовая серва удобно приклеить к гироскопу или раме на двусторонний скотч.
Провод от хвостовой сервы до гироскопа удобно свернуть “пружинкой” (намотав на что нибудь и слегка нагреть феном чтобы принял форму спирали) т.к. серву придется двигать для настройки, а балку иногда придется снимать.
Упс… пока писал Леха уже ответил 😃 Интересно почему так похожи советы… 😉
Возник еще один вопрос:
в инструкции написано - серву aileron в канал 2, elevator - в канал 3, pitch - в канал aux1
Так вот, какая из 3 серв тарелки перекоса aileron, какая elevator и какая pitch?
pitch - это как я понимаю задняя из трех?
Так вот, какая из 3 серв тарелки перекоса aileron, какая elevator и какая pitch?
Задняя - элеватор
По правому борту - элерон
По левому борту - питч
У меня вроде так…
Продолжение не следует. Продолжение уже здесь.
Ничего по поводу дальнейшей сборки к сожалению сказать не могу. Собирается всё просто. Основной вопрос, который у меня возник - как поставить хвостовую серву? Как-то она у меня под углом ставится.
Просматривая видео по сборке услышал, что чем меньше плечо хвостовой сервы, тем лучше. Попробовал. Тяга ну никак не встает параллельно балке.
Поставил качалку подлиннее. Вроде всё стало нормально (за исключением того, что серва всё же как-то под каким-то не эстетичным углом стоит)
Собрал. Ротор отрегулировал по видео с www.helifreak.com
Ну, что я могу сказать… Как работает CCPM рассказано внятно и доходчиво.
Итак, углы атаки ОР выставил, всё вроде настроил, даже расходы крена и тангажа при помощи прикрепленого на серволопатку уровня вроде поставил.
По компоновке получилось так
Всё, думаю, дай пойду хоть во двор лопастями поверчу. Бабочку завтра проверю. Всё равно это как-то уже сложно.
И пошел (12:00 ночи, улица, фонарь, нет, аптеки не было)
А теперь принимаю поздравления!
Это летает! Ну, минуты полторы висения. Но висело ведь! Причем как-то стабильнее, чем симуляторе.
Но потом, нет, не плюхнул, просто неаккуратно ПОСАДИЛ в траву.
И потом начались странности. Начало оно крутить хвостом. Против часовой стрелки.
Испугался я и пошел домой разбираться.
А, как говорят на Украине, гвынтокрыл, сложил крылышки и пошел спать.
И теперь, если можно, основной вопрос к старожилам (кстати, безмерно благодарю за помощь тов. Дми-III-й): почему тяги устроены таким образом, что для того, чтобы изменить их длину, нужно их снять, и потом уже подкрутить? Нет ли в природе таких, которые можно было бы подкручивать не снимая? Ну, т.е. с одной стороны правая резьба, с другой - левая. Взял пассатижики, крутишь в одну сторону - короче становится, в другую - длиннее.
Еще раз намекаю, что поздравления принимаются!
PS. Совсем ничего в настройке гироскопа (и даже вообще в принципах его работы на данном летающем агрегате) не понял.
Это следующий этап.
И потом начались странности. Начало оно крутить хвостом. Против часовой стрелки.
Испугался я и пошел домой разбираться.
Проверить зубья на ремне и затяжку Tail Rotor Hub - мог начать проворачиваться на валу.
Проверить зубья на ремне и затяжку Tail Rotor Hub - мог начать проворачиваться на валу.
Вроде ХР крутится (может недостаточно быстро?). Когда вертишь вертолёт гира шаг меняет.
И еще, если можно, как вы думаете, лопасти ХР менять? Ну, судя по их состоянию на фото?
Проверь шкив привода хостового ротора. Штатный очень слабый и проворачивается на валу на “ура”. Выглядит как буд-то хвост крутится. Но начинаешь раскручивать и под нагрузкой шкив проворачивается и получаешь отсутсвие хвоста при видимости, что все работает.
А про качалку хвостовой сервы можно спросить?
Дело в том, что по инструкции к гироскопу длина качалки должна быть 8мм. У меня она явно длиннее. Соответственно, настроил расход на гире, но теперь, двигаешь ручку руля направления, машинка прекращает своё движение где-то на середине отклонения ручки и дальнейшее ее отклонение никакого эффекта не дает. Конечно можно и так, но хотелось бы использовать весь диапазон ручки 😦
Вообще, это сильно страшно, что качалка длинная (около 12мм.)?
Знаете, вы судя по всему вы были правы.
Ну не может легко крутиться пальцем ХР при том, что вал, через который проходит ремень, остается неподвижным.
Осталось придумать, как шкив ремня в ХР закрепить на валу.
как шкив ремня в ХР закрепить на валу.
циакрином
На сайте www.helifreak.com в разделе “Finless Bob’s Helifreak Tech Room” есть пошаговая видеоинструкция сборки и настройки 450го, 500го, 600го.
А также очень много видео по настройке гироскопов, передатчиков, рег, и.т.д. Для новичка идеально, мне очень помогло, после многоразового просмотра 450го собрал и настроил без проблем.
Полность согласен и поддерживаю предыдущего докладчика - документальные фильмы г-на Белого считаю крайне полезными, доходчивыми и понятными (после третьего просмотра 😉 ). Поэтому считаю, что данная видеоколлекция должна быть в видеотеке каждого начинающего вертолетчика. Сам знаю, как противно, когда зашел в тупик при сборке или настройке, а подсказать некому 😵
Я уже когда-то выкладывал некоторые серии на Рапидшару для людей, не могущих зарегится на Хелифрике, а в продолжение этой идей могу попробовать сделать перевод. Если идея кажется интересной - дайте знать. Какая серия наиболее востребована - с какой начать? Какой тип перевода больше подходит - голос, наложенный на видео или отдельный звуковой файл (хотя одно другому не мешает)? Сразу оговорюсь - идеального перевода на получится - я не инженер, не переводчик, переводами в принципе на занимаюсь, но могу попробовать помочь тем, кто вообще не знает языка, да и самому лишний раз понять не помешает 😒
Осталось придумать, как шкив ремня в ХР закрепить на валу.
Нет. Это проворачивался не шкив ремня. Это проворачивался сам ХР. Вылечилось путем посадки на фиксатор и затягивания болтика, на котором всё это крепится.
циакрином
Леха, это была самая первая болячка моего 450-го (год назад). И никаким циакрином это не вылечилось (ну на один полет хватит). Только замена на металлический.
а в продолжение этой идей могу попробовать сделать перевод. Если идея кажется интересной - дайте знать. Какая серия наиболее востребована - с какой начать? Какой тип перевода больше подходит - голос, наложенный на видео или отдельный звуковой файл (хотя одно другому не мешает)?
Лягушатники уже субтитры прикрутили (отзывы у них положительные), посмотреть
можно там же (helifreak.com).
Имхо, голосовой перевод лучше, если он такой же проницательный, чёткий и со знанием дела. 😒
никаким циакрином это не вылечилось (ну на один полет хватит). Только замена на металлический.
Циакрин не той системы у тебя. У меня на циакрине не только шкив хвоста сидел, но и пиньон на Хайвольтовском моторе, с его-то дурью, и ничего, не проворачивало.
Леха, это была самая первая болячка моего 450-го (год назад). И никаким циакрином это не вылечилось (ну на один полет хватит). Только замена на металлический.
А мне хватило твоего красного локтайта - на поле прихватили прошлым летом и до сих пор не менял этот узел!