Расколбас Раптора...
Присоединяюсь к теме. У меня тоже расколбас, но другого рода. В момент отрыва появляется ВЕРТИКАЛЬНАЯ раскачка вертолёта с амплитудой порядка 10 см. и частотой порядка 4/с. Первые полёты были беспроблемными - отлетал порядка 2 л. на висении и отработке взлёт-посадка. Шасси самодельное из деревянных реек - сломал в конце концов, но сломал удачно, на земле. Обошлось поломкой лопасти - обломок шасси ударил по лопасти СНИЗУ, оставив на ней вмятину. Поставил новый комплект лопастей и новое шасси - и началось… Лопасти отбалансированы. Пробовал ставить другой комплект, карбоновый. Пробовал другое тренировочное шасси - эффект раскачки присутствует. В чём засада?
Основной топливный бак рекомендую перестраховаться-закрепить от выпадания назад обычным пластиковым хомутом. Также рекомендую заменить саморезы крепления шасси к раме на болты с гайками.
Теперь что касается сцепления. Включение и выключение сцепления происходит плавно, с пробуксовкой, до момента, пока ротор не раскрутится. Когда именно, на каких оборотах, у тебя происходит расколбас?
Расколбас начинается в момент установления жесткого сцепления двигателя с ротором и в момент его пропадания.
Про болты с гайками я уже думал, однако к шурупному креплению шасси вопросов тоже нет пока…
Про твой расколбас: Я, конечно, ещё не авторитет в этой области но мне кажется - надо внимательно посмотреть голову ротора на предмет геометрических изменений.
С увж,
Рамиль
Добавлено
Увеличте обороты несущего винта и этот эффект пропадет.
Почему раптор так себя ведет при низких оборотах винта незнаю, на хиробо такого не наблюдал.
Я при сборке на топливный бак с двух сторон наклеиваю двухстороную липкую ленту толщиной 1мм.
Т.е. такая ситуация наблюдается поголовно?!
Ок! Сегодня попробую.
С увж,
Рамиль
Всем привет!
Последние три выезда на природу с целью повисеть на рапторе50в2 были омрачены усиливающимся каждый раз эффектом расколбаса вертолёта в момент включеня и выключения сцепления маховика-эксцентрика двигателя с муфтой. Если в первые 2 выезда - расколбас был умеренный - то в последний выезд - он был конкретный - …
Т.к. используется механизм самоустанавливающихся лопастей, то вибрацию может вызывать неправильная затяжка лопастей и состояние резиновых демпферов в “голове”. Она есть почти всегда, вопрос насколько сильная и продолжительная.
Добавлено
Присоединяюсь к теме. У меня тоже расколбас, но другого рода. В момент отрыва появляется ВЕРТИКАЛЬНАЯ раскачка вертолёта с амплитудой порядка 10 см. и частотой порядка 4/с.
Однозначно заочно трудно ответить. Необходимо тщательно проверить состояние “головы” и тяг на предмет геометрии и люфтов.
А обороты двигателя не плавают? Состояние сцепления?
А есть ли такой эффект, при запуске стартером на холостых оборотах все равно чуть стал схватывать? Т.е. проверьте чашку сцепления. Чтобы внутри всё было чисто и еще… чашка не должна ложиться на вал двигателя. Со временем она может опуститься из-за ослабления крепления той деталюшки, в которую мы вставляем шток стартера. попробуйте… вдруг… 😃
И еще вспомнил. У меня на фрее60 при включении гувернером 1860 оборотов начинается расколбас лопастей. Как только переключаю на 1650 всё пропадает и даже на 1750 не видно… правда ветер был сильный
У меня тоже была вибрация на маленьких оборотах и на больших ,на середине она пропадала,Раптор 50 се с ТТ мотором, я его перебрал поменял проставки рамы на дюралевые, поставил серволопатки чёрные вместо белых и двигатель поставил так, как он сам вставал ( глушитель сейчас не совсем паралелен карбоновой базовой площадке , а сначала я двигатель пытался выравнивать). Не могу понять , что помогло конкретно , но после этих действий вибрация пропала. Лопасти не менял. Да , ещё поменял красные резинки на синие и вал лопастей вставлял при помощи вазелина, до этого пихал на сухую.
Ребят - может фигней занимаетесь ?
Поясните - я не понял в первом посте о каком расколбасе- речь ?
Если шарик на треннер шасси вибрирует - это нормално .
Я паталогии не вижу- а раздуваете проблемму на ровном месте.
непонятно одно - в режие висения - сцепление - не имеет переходных режимов- говоря просче - оно либо работает ( режим нормал или айдл)- либо - не работает ( режим холд )
Летает - Раптор ?
Суть проблеммы обьясните - а то мудрено пишите.
а люфт в обгонке- это совершенно нормально ( это не подшипник ).
А вот в подшипнике драйв шафта - это не нормально .
Я не понял о каком подшипнике речь ?
Получилось - два в одном… ☕
Ни фига не понял.
Я не понял о каком подшипнике речь ?
Получилось - два в одном… ☕
Ни фига не понял.
Ну вот лесник пришёл… 😃
У раптора 50в2 два подшипника главного ротора (в которых вал этого ротора и крутится), также подшипник посаженный на колокол сцепления, и подшипник на валу передачи крутящего момента от стартера к двигателю имеют ощутимый люфт, т.е. держа подшипник за внутреннюю обойму я могу пошевелить внешнюю, амплитуда небольшая конечно - но ощутимая. Собсно вопрос - это соответствует китайскому исо9001, или это уже пипец и надо менять, просто я не пробовал раскачивать обоймы подшипников перед сборкой вертолёта.
С увж,
Рамиль
ЗЫ. А ктонть может знает где приобрести аналогичные рапторовским подшипники, тока качественные?
Т.к. используется механизм самоустанавливающихся лопастей, то вибрацию может вызывать неправильная затяжка лопастей и состояние резиновых демпферов в “голове”. Она есть почти всегда, вопрос насколько сильная и продолжительная.
Добавлено
Однозначно заочно трудно ответить. Необходимо тщательно проверить состояние “головы” и тяг на предмет геометрии и люфтов.
А обороты двигателя не плавают? Состояние сцепления?
Сцепление в норме, раскручиваю ротор плавно, чтобы зря не жечь. Обороты не плавают. Такое впечатление, что скачет угол атаки лопастей. Из-за чего? 😃 Голову попробую перебрать, поменяю валы на новые.
Сцепление в норме, раскручиваю ротор плавно, чтобы зря не жечь. Обороты не плавают. Такое впечатление, что скачет угол атаки лопастей. Из-за чего? 😃 Голову попробую перебрать, поменяю валы на новые.
А попробуй серву сначала серву поменять питчконтрольную. Может от удара там чё съехало…
Рискну предположить, что фрикционная накладка в чашке сцепления проворачивается(идет проскальзывание по склейке ,на средних оборотах при увеличении нагрузки)
При дальнейшем увеличении оборотов начинается конкретное сцепление ( в том числе и по склейке).
А попробуй серву сначала серву поменять питчконтрольную. Может от удара там чё съехало…
Проверю и напишу.
Добавлено
Рискну предположить, что фрикционная накладка в чашке сцепления проворачивается(идет проскальзывание по склейке ,на средних оборотах при увеличении нагрузки)
При дальнейшем увеличении оборотов начинается конкретное сцепление ( в том числе и по склейке).
Нет, здесь всё в порядке.
Мотор приходилось уже дважды снимать по причине отвинчивания вентилятора на валу мотора. Первый раз повёлся на совет из обзора Раптора в Интернете и вентилятор накрутил без Локтайта 😃 😵 , на Локтайте была только контровочная гайка. Раз эдак на пятый стартер перестал прокручивать стартовый вал. Разобрался в причинах - вентилятор открутился на пару витков и центробежная муфта упёрлась торцом в корпус чашки. Собрал нормально, с Локтайтом. Через несколько запусков опять умудрился открутить - начал заводить мотор с закрытым выхлопным отверстием на глушителе 😃 - это вызвало повышенное давление в баке, перезалив мотора - мотор не прокрутился, а стартеру хватило мощности провернуть вентилятор на валу 😠
Соответственно, чашка центробежной муфты - самая знакомая часть моего вертолёта 😃 😃
Добавлено
Проверил серву - серва в порядке…
Ну вот лесник пришёл… 😃
У раптора 50в2 два подшипника главного ротора (в которых вал этого ротора и крутится), также подшипник посаженный на колокол сцепления, и подшипник на валу передачи крутящего момента от стартера к двигателю имеют ощутимый люфт, т.е. держа подшипник за внутреннюю обойму я могу пошевелить внешнюю, амплитуда небольшая конечно - но ощутимая.
Ну - не знаю , почему - я вдруг лесником стал ?
Мне - не нужно обьяснять детализацию кинематики Раптора 30 - 50.
Скажу по секрету - регулярно его перебираю раз в неделю минимум.
И ответ на четко поставленный вопрос- я так и не услышал .
Мне не нужно доказывать ,с настойчивостью прапора , что рацция на Танке.
Ладно - разложим.
Во первых ,у раптора 50в2 два подшипника главного ротора .
Неоспоримо, именно на них вращается основной ротор Main Shaft.
который и вращается на данных подшипниках
А вот вал стартера Starter Shaft
в сборе с колоколом сцепления Raptor Clutch Bell
в сборе с шестерней 10T Drive Gear
имеет развязку по средством 3х подшипников
Здесь - очень наглядно видно
Один - на раме , один на ведущей шестерне , и один внутри колокола сцепления.
Вот через них проходит вал стартера Starter Shaft .
Сама обгонка установлена внутри Clutch ( сцепления )
Ну - вроде мурзилки- довольно.
Теперь о передаточном числе :
В Вашем варианте - основная шестерня имеет соотношение 85 к 10 in соотношение 8,5.
При подьеме на висении 1650 об на основном роторе имеем 14025 об на двигателе .
Как там сцепление- разьединяется ?
Возможны кавитации-но - они явно - не из за механики.
А раздолбанные подшипники- говорят сами за себя .
Не хороший звук появляется и больше всего страдает спарка подшипник HMV 1608 и ведущая шестерня ( в месте посадки внутренней обоймы подшипника BK 0624)
В вашем случае- просто хочу добится ответа -
ЧТО ИМЕННО _ ВЫ трактуете - как РАСКОЛБАС ( интересует поведение самой модели)
Во втором случае , все просто - Погнут промежуточный вал тайл шафт ( промежуточный или межлопостной вал).
Проверяется наличием бабочки на ховеринге , ( альтернативные методы : катание вала относительно заведомо ровного вала на просвет , и не очень точно - катание на стекле).
Ну - не знаю , почему - я вдруг лесником стал ?
Есть такой старый анекдот про лесника, надеюсь без обид 😊
А раздолбанные подшипники- говорят сами за себя .
Не хороший звук появляется и больше всего страдает спарка подшипник HMV 1608 и ведущая шестерня ( в месте посадки внутренней обоймы подшипника BK 0624)
Пока нехорошего звука нет - но как раз в указанной Вами спарке наблюдается ярковыраженный люфт подшипника.
В вашем случае- просто хочу добится ответа -
ЧТО ИМЕННО _ ВЫ трактуете - как РАСКОЛБАС ( интересует поведение самой модели)
ОК. по порядку:
- Завожу двигатель.
- Отхожу на 5 м.
- Плавно прибавляю обороты.
- Вертолёт на земле, в определённый момент начинается раскачиваться хвост с амплитудой в 10-15 см.
5.Прибавляю оброты дальше - имею некий резонанс-расколбас корпуса в течении 1.5- 2 сек. это явление очень напоминает действие вылезшей из воды собаки, когда она с шерсти воду стряхивает. - Потом вроде всё нормально - взлетаю, вишу. Но очень не нравится вибрация…
Шарики на тренировочном шасси вибрируют с аплитудой 1-1.5 см. - При убирании газа - имею такой же резонанс-расколбас.
Когда был в пилотаже на сущёвском валу последний раз в феврале этого года, их главный вертолётчик поднимал 30го электрического раптора прямо в магазине. Вертолет совершенно не вибрировал. Я всё понимаю конечно и то что он электрический, и руки у меня ещё не те:(, но и у меня во время первых попыток висения(сразу после сборки) тоже расколбаса не было.
С увж,
Рамиль
ОК. по порядку:
- Завожу двигатель.
- Отхожу на 5 м.
- Плавно прибавляю обороты.
- Вертолёт на земле, в определённый момент начинается раскачиваться хвост с амплитудой в 10-15 см.
5.Прибавляю оброты дальше - имею некий резонанс-расколбас корпуса в течении 1.5- 2 сек. это явление очень напоминает действие вылезшей из воды собаки, когда она с шерсти воду стряхивает.- Потом вроде всё нормально - взлетаю, вишу. Но очень не нравится вибрация…
Шарики на тренировочном шасси вибрируют с аплитудой 1-1.5 см.- При убирании газа - имею такой же резонанс-расколбас.
Из описанного явно видно, что где-то есть разбалансированные детали (или с неправильной геометрией)
То, что при взете мотает хвостом, говорит об установке повышенной чувствительности гироскопа. Он был настроен до появления вибрации, после появления, с такой чувствительностью он не может нормально работать.
Попробуйте оценить частоту вибрации (совпадает с оборотами двигателя, главного ротора, хвостового винта), тогда проще искать причину.
Сцепление у Раптора до второй версии было больным местом. Сейчас осталась только проблема, вызываемая установкой двигателя.
Отверствия его крепления слегка увеличивают в диаметре и устанавливают в такое положение, чтобы колокол сцепления свободно вращался, не задевая за диск, приэтом, имет смысл проверить в различных положениях вала двигателя.
Ветилятор на локтайт не ставят, т.к. его потом снять тяжело 😃 .
Просто, когда его навинчивают на вал двигателя, его необходимо накрутить туго, используя фиксатор (упор) положения вала дигателя. Тогда все будет ОК.
То YuriyDnepr
Если мне не изменяет память, что-то было в интернете на тему “плавания” углов. Посмоторите на сайте Раптортехника, там про это есть и было описание модификации головки ротора (ссылки под рукой нет, но я ее давал в других постах про раптор)
Еще тут можно посмотреть pages.sbcglobal.net/g2driver/_wsn/page10.html
5.Прибавляю оброты дальше - имею некий резонанс-расколбас корпуса в течении 1.5- 2 сек. это явление очень напоминает действие вылезшей из воды собаки, когда она с шерсти воду стряхивает.
6. Потом вроде всё нормально - взлетаю, вишу. Но очень не нравится вибрация…
Шарики на тренировочном шасси вибрируют с аплитудой 1-1.5 см.
7. При убирании газа - имею такой же резонанс-расколбас.
Возможно, что это “резонанс земли”.
Лечится: 1. максимальное устранение всех люфтов
2. убрать тренировочные шасси (их собственнные колебания вводят всю систему в резонанс).
3. изменить соотношение шаг-газ, чтобы отрыв был на других оборотах( больших или меньших)
Во втором случае , все просто - Погнут промежуточный вал тайл шафт ( промежуточный или межлопостной вал).
Проверяется наличием бабочки на ховеринге , ( альтернативные методы : катание вала относительно заведомо ровного вала на просвет , и не очень точно - катание на стекле).
Действительно, межлопастной вал (spindle shaft) оказался погнутым! 😲
Проверяется элементарно просто ☕ - снимаем одну из лопастей и отвёрткой-шестигранником прокручиваем вал, вставив её в винт крепления лопастедержателя. Смотрим на конец второй лопасти - если он отклоняется вверх-вниз - вал погнут и подлежит замене. При замене настоятельно рекомендуется смазать резиновые демпферы (я использовал стандартную силиконовую смазку для пластиковых шестерен)
Скорее бы суббота! 😋
Спасибо и мягких посадок! 😃
Добавлено
Сейчас осталась только проблема, вызываемая установкой двигателя.
Отверствия его крепления слегка увеличивают в диаметре и устанавливают в такое положение, чтобы колокол сцепления свободно вращался, не задевая за диск, приэтом, имет смысл проверить в различных положениях вала двигателя.
Ветилятор на локтайт не ставят, т.к. его потом снять тяжело 😃 .
Просто, когда его навинчивают на вал двигателя, его необходимо накрутить туго, используя фиксатор (упор) положения вала дигателя. Тогда все будет ОК.
А в чём проблема с установкой двигателя? Если не забыть снять шайбу с вала двигателя перед накручиванием вентилятора, нигде ничего вроде не цепляет, по крайней мере с родным ТТ50. Всё становится просто и точно, не надо ничего выставлять или ловить углы.
По поводу Локтайта - я тоже снимал крышку и фиксировал вал - не помогло. С синим Лктайтом разобрать не так уж сложно.
Действительно, межлопастной вал (spindle shaft) оказался погнутым! 😲
Проверяется элементарно просто ☕ - снимаем одну из лопастей и отвёрткой-шестигранником прокручиваем вал, вставив её в винт крепления лопастедержателя. Смотрим на конец второй лопасти - если он отклоняется вверх-вниз - вал погнут и подлежит замене. При замене настоятельно рекомендуется смазать резиновые демпферы (я использовал стандартную силиконовую смазку для пластиковых шестерен)
Скорее бы суббота! 😋
Спасибо и мягких посадок! 😃
у меня после падения точно такаяже фигня с вибрацией при взлете, до падения было все нормально. поменял обе лопасти, отбалансировал, поменял этот межлопастной вал, главный вал(хотя как оказалось он кривым не был), пруток на котором серволапатки висят, и дабл-линкейдж. уже не знаю что еще делать… 😦
Действительно, межлопастной вал (spindle shaft) оказался погнутым! 😲
Проверяется элементарно просто ☕ - снимаем одну из лопастей и отвёрткой-шестигранником прокручиваем вал, вставив её в винт крепления лопастедержателя. Смотрим на конец второй лопасти - если он отклоняется вверх-вниз - вал погнут и подлежит замене. При замене настоятельно рекомендуется смазать резиновые демпферы (я использовал стандартную силиконовую смазку для пластиковых шестерен)
Скорее бы суббота! 😋
Спасибо и мягких посадок! 😃
Я решил тоже поглядеть на этот вал. И что вы думаете, он оказался такой же кривой как турецкая сабля…
Заменил - сегодня попробую ощутить эффект.
С уважением,
Рамиль
З.Ы. Огромное спасибо Михаилу Юнину за совет.
у меня после падения точно такаяже фигня с вибрацией при взлете, до падения было все нормально. поменял обе лопасти, отбалансировал, поменял этот межлопастной вал, главный вал(хотя как оказалось он кривым не был), пруток на котором серволапатки висят, и дабл-линкейдж. уже не знаю что еще делать… 😦
В Вашем случае-советую присмотреться к бабочке- на ховеринге ОР.( если вибрация низкочастотная ) выравнивается- путем подкручивания коротких тяг цапф лопостей на подлетах.( дело в том, что не все угломеры - калиброваны с точностью до 0,5 Град )
Если вибрацция выосокочастотная ( наблюдается вспенивание в топливном баке к примеру ), советую прокатать вал хвостового ротора.
А вообще - борьба - с вибрацией это отдельная тема.
Весьма обширная.( к примеру - при избыточном натяжении ремня привода хвостового ротора , и на солнышке алюминиевая балка- имеет температурное расширение , что влечет дополнительный перенатяг ремня , и всякие не хорошие последствия)
НО отталкиваться от базиса- это просче.
[quote=YuriyDnepr,Jun 16 2005, 14:37]
Действительно, межлопастной вал (spindle shaft) оказался погнутым! 😲
Проверяется элементарно просто ☕ - снимаем одну из лопастей и отвёрткой-шестигранником прокручиваем вал, вставив её в винт крепления лопастедержателя. Смотрим на конец второй лопасти - если он отклоняется вверх-вниз - вал погнут и подлежит замене. При замене настоятельно рекомендуется смазать резиновые демпферы (я использовал стандартную силиконовую смазку для пластиковых шестерен)
Скорее бы суббота! 😋
Спасибо и мягких посадок! 😃
Решил сегодня у себя посмотреть, и чтож, тоже погнут, поменял, дабы запчасти есть. Расколбаса только не было.
Заменил межлопастной вал на новый - результат супер…
Верт совершенно не вибрирует и не колбасит. К тому же резко улучшилась управляемость. Посему снял тренировочное шасси и летал немного без него… Сначало было страшновато, потом привык, ну а потом дочка обсикалась и жена объявила полеты на сегодня закрытыми:)
Всем спасибо за ответы и советы, господину Юнину одельный респект!
С уважением, Рамиль
ЗЫ. Буду в Москве в четверг и пятницу, хотел бы посмотреть при случае на полеты коллег. Подскажите , где обычно проводятся полёты и когда(в Москве).
Такой расколбас наблюдался на PREDATOR GASER.После отрыва на висении трясло так,что разогнулись в стороны подкосы хв.балки(они алюмин.).Устранил так,винт хол.хода закрутил на 1/2 оборота и стянул скотчем подкосы слегка,ну так чтоб в стороны не расходились.Какая вибрация на висячем вертолёте,определить не возможно,может она и есть,но вибрация видна только на концах тренировочного шасси в пределах 1-1,5см. и шарики на концах подкручиваются.Самое интересное,когда летал на симуляторе AERO FLY PROFESSIONAL на модели RAPTOR и MILLENIUM при переводе ручки газа в максим. положение наблюдался расколбас(тряска была и продольная и поперечная).Если дальше поднимать ручку газа тряска пропадает и модель отрывается.Вот так примерно.