Graupner MZ 24

alien131314

По ряду причин я решил попробовать другую аппу.
Выбор был из трех вариантов:
Graupner
Jeti
FrSky
по ряду причин граупнер остался единственным претендентом, и был куплен.
На вид он мне нравится. Качество связи - по отзывам отличное, по спецификации - 4 км.
Вчера получил сабжа.
В комплект входит отличный на вид чемодан ( но великоват для меня ), все переходники для программирования firmware, аккум 5000 1S, microSD флешка и совершенно бесполезный, учитывая время зарядки (15 часов!!! ) блок питания на 500 мА.

Качество исполнения ( визуальное ) я бы оценил как отличное.

По дефолту оба стика центруются, что при использовании вертолета, естественно, меня не устроило.
Несколько поворотов винтика - и левый стик перестал центроваться.
По дефолту интерфейс был DE ( вот такие штуки меня раздражают, я заказывал GB ). Пришлось перешивать. Язык меняется перешивкой firmware.

Интерфейс - через точскрин, бОльшая часть дублируется кнопками. После зарядки Robbe, для запуска которой на заряд мне надо было несколько раз перечитать мануал, что явилось для меня культурным шоком, я от немецкой эргономики ничего хорошего не ждал. Но все выглядит неплохо, и даже - кажется - хорошо, пока неготов сказать определенно. В комплекте идет стилус, но мне показалось, что он неособо нужен.

Каким - то чудом мне случайно удалось заблокировать точскрин и управление ( это легко: надо нажать на замочек на экране ).
И получилась следующая история: включаю аппу. Она ни на какие контролсы не реагирует и через несколько секунд начинает орать дурным голосом что - то на немецком; ничего сделать нельзя. После перешивки на английский ( фирмваре шьется отдельно, войсы - отдельно ) оказалось, что она орет receiver strength. Орала она потому, что не был присоединен приемник. Все граупнеровские приемники - телеметрийные.

По эргономике аппа напоминает спектрум или по - крайней мере несильно от него отличается. Наконечники стиков от спектрума - подходят, чему я несказанно рад, ибо на спектруме у меня стоят эксклюзивные стики от братьев Гончаровых из стали, алюминий быстро стирается и палец часто соскальзывает. По весу она достаточно легкая, опять же, похожа на спектрум dx8g2.
Сами стики ходят очень хорошо, но чуть короче спектрумовских.
Почему - то в торцы наконечников стиков не вкручены бонки ( что странно ) и, естественно, они не фиксируются.

Сейчас мне надо разобраться с приемником gr - 18. Я его забиндил, но пока непонятно, надо ли заливать новое фирмваре, к тому же GraupnerStudio его не видит.

В приемнике есть свои настройки, и их можно менять через пульт.
Если я правильно понял, там есть встроенная стабилизация для самолета и вертолета, но до этих настрек мне покамест добраться не удается.
Несколько фоток:

mil-lion

Выглядит красиво. Фото бы чемодана ещё 😃

alien131314

пожжей 😃
Аппа на вид мне нравится! Но я ее не ради вида брал. Меня интересует
а) как там сделана смена установок брайна через пульт
б) как у нее будет со связью.
У спектрума связь нормальная, но вот работа spm4649T у меня пока вызывает вопросы…

alien131314

продолжаю разбираться с граупнером.
Для фанатов виброаларма сразу отмечу: вибраций в MZ - 24 нету! Это довольно странно для пульта такого класса, но - пишу как есть. Я как - то не фанат вибраторов, поэтому для меня это - не недостаток.

Вроде запрограммировал все что надо. Особо отмечу очень точные стики.

Разбирался с голосовыми подсказками. В состав GrStudio входит программа VDF Editor, который позволяет делать юзеровские голосовые подсказки, просто набрав нужный текст. Программа генерит этот текст голосом, и можно загрузить все это в пульт. Все это сделано достаточно просто и нормально, а не как, блин, колхоз.

Пока впечатления такое:

  1. Я выше писал про очень легкую блокировку управления. Конечно, это - неправильно. Пока это - единственное, что можно назвать серьезным косяком. Хотя, это если нахаляву тыкать. При малейшей осмысленности действий случайно замок нажать вряд ли получится.
  2. Граупнер считает, что, коль скоро я включил RF тракт, то приемник ДОЛЖЕН БЫТЬ. Это в спектруме я могу спокойно включить приемник при выключенном вертолете и ковыряться; телеметрия не поступает - ну и фиг с ней. Здесь такое не прокатит! Впрочем, от истерик легко избавиться, просто выключив радиотракт. В этом случае газ сбрасывается в ноль, прочие же каналы остаются в том же положении, в котором были на момент выключения. Радиотракт включается и выключается очень легко, но - естественно - это действие требует подтверждения, т.е. случайным тычком выключить не получится. Мне это понравилось.
  3. MZ - 24 ощутимо более гибкий чем spektrum dx8g2. Совершенно без проблем и извращений удалось раскидать нужные мне функции куда надо. Но его по классу все же надо сравнивать с dx9 или с IX12, тогда, возможно, все изменится с точностью до наоборот.
    Если сравнивать эргономику с спектрумом, то здесь она отличается, и в целом, она ( когда ее поймешь ) кажется мне более простой. Все - таки большой экран, точскрин… Но - опять жже - правильнее сравнивать с IX12.
  4. Я пока не понял таймер. Хочется, как в спектруме, иметь голосовые подсказки каждую минуту. Как это сделать здесь, я пока найти не смог.
    Но вот старт таймера и его сброс здесь мне удалось настроить удобнее.

В принципе, уже можно летать, но осталось разобраться с телеметрией, настройкой брайна с пульта, и с тем, что за полетные логи пишутся на флеш карту пульта и как их читать. Далее приемник будет закреплен и разжгутован должным образом, и тогда уже будем проверять все это “в бою”.

В процессе работы возник вопрос по батарейке!
Я, работая, прибрал яркость. Потом, когда показывало, что батарейка - уже 3.7В, после 5 часов работы, я решил, что яркость можно увеличить или посмотреть, какой она будет на максимуме.
И - упс! Сразу же заорал аларм о просадке батареи ниже 3.6В.
Причем, сделать в этом случае ничего нельзя ( как и в spektrum dx8 ) - только посадить, выключить пульт и заряжать. Если бы верт находился в воздухе. естественно, ничего бы не случилось…
Очевидно, надо сдвинуть аларм вниз.
Подсветка экрана, видимо, много кушыэт…

mil-lion
alien131314:

продолжаю разбираться с граупнером.
Для фанатов виброаларма сразу отмечу: вибраций в MZ - 24 нету! Это довольно странно для пульта такого класса, но - пишу как есть. Я как - то не фанат вибраторов, поэтому для меня это - не недостаток.

Очень странно! 😦
Я тоже не сильный фанат, на Таранисе не пользуюсь совсем. Но вот на VBC настроено звуковая и вибро нотификация таймера и расхода батареи. И как практика показывает что в полёте иногда так увлекаешься вертолётом что иногда голосовое предупреждение мимо ушей (иногда шум трассы и ветер мешает) а вот вибрация пульта в руках сразу чувствуется и тогда обращаешь внимание на голосовое предупреждение. Так сказать встряхивает пилота.

Vladlen

Блокировка управления это к тачскрину относится или стики блокирует?

Таймер удобнее это как? В спектруме 9 обнуляется при включении, останавливается при холде и потом снова запускается и говорит каждую минуту а под конец посекундно. И есть отдельная кнопка сброса.

mil-lion

В VBC сброс таймера только отключение ФБЛ. Ну а считает когда мотор запущен. В начале после Тараниса как то было не комфортно, как нет сброса! А сейчас привык и не напрягает: включил отлетал, все само записалось и нормально 😃 таймер обычно срабатывает раньше чем предупреждение по расходу батареи. Поэтому когда таймер пищит, то я заканчиваю инверт и готовлюсь к посадке дожигая ампер-часы пируэтами и кругами в нормале 😃 очень удобно. В Брайне тоже вроде так же.
Игорь жду тест на дальность, ради чего ты и менял аппаратуру. Прям интересно очень.
Надо будет свой VBC тест на дальность сделать.

alien131314

Так как люди интересуются, сделал небольшой обзор сабжа.
Все установлено, завтра - замеры качества связи и облет.

Отдельно хочется сказать про логи, которые пишет пульт.
Карта - микроsd, 8GB
Т. есть - вечная. Каждый полет, если я правильно понял - один файл, в имени которого фигурирует дата ( она выставляется в пульте ) и порядковый номер полета. Лог содержит параметры связи и абсолютно все каналы ( в данном случае - 12 ) с дискретностью 100 сэмплов в секунду. Также, естественно, в лог пишется телеметрия, напряжение радио и батареи, и так далее.
Пишутся и максимальные задержки между валидными пакетами данных.
Если имеется GPS, можно даже посмотреть паттерн полета в графическом виде.
Т.е. логгирование - мощное. Надеюсь, что связь не подкачает и покажет хороший результат.
Я измерил лаг между резким движением стика питча и отработкой тарелки. Он равен примерно 30-40 мС. Т.е. на уровне спектрума или лучше. Более точно померять я не могу.

Осталось разобраться с мп3 плеером, наушниками и подключением к симулятору…

alien131314

Сегодня разложил вертолет. В первую же минуту полета.
Причина следующая:
У пульта гимбалы по умолчанию сконфигурированы как у квадрика ( и стоял не мой мод ), т.е. оба стика подпружинены к центру во всех четырех осях.
Это убирается регулировкой. Я убрал. Левый стик стал падать под своим собственным весом, никаких тормозов или трещоток активировано не было.
В спектруме у меня он почти так же падает, но чуть - чуть туже, я летал полгода, проблем не было.
Взлетел я, начал летать, дай, думаю, гляну, что там показывает вариометр.
Как только я снял палец с левого стика, он свалился вниз, соответсвенно, верт дал полный шаг вниз. Среагировать я не успел, я как раз отвел глаза.

Неприятно!
Тем более неприятно то, что чтобы настроить тормоз - он, кстати, может быть какой хошь: хоть трещотка, хоть просто тормоз, без трещотки, надо отдирать резиновую боковину. Я об этом с ужасом думал, потому как в спектруме отодрать - то его можно, а вот взад приклеить…
Неее, здесь все отодралось и приклеилось без проблем.

Я вообще понятия не имел, что этот тормоз нужен, никогда не сталкивался, и не слышал даже про такое. Теперь получил урок. Его цена - ок. 200евро.

Когда начинается эксплуатация, начинают вылезать всякие странности. Описывать их пока не буду, т.к. идет разбирательство.
Одна из странностей - невзможность сделать так, чтобы пульт проговаривал бы количество отлетанных минут. Я в спектруме сделал, очень удобно.
В итоге на хелифрике мне таки объяснили, как это сделать, но ценой того, что телеметрийные алармы тоже будут повторяться раз в минуту.
Т.к. в рунете кому - либо задавать вопросы по данному пульту - бесполезно, я завел тему на хф.

С утра проверил связь. Скажу коротко: она не вызывает никаких вопросов, качество связи постоянно логгируется в бездонную флешку, и кстати, анализируя эти логи я понял, что кое - какие проблемы, которые я списывал на кривые руки и слабые сервы, на самом деле могут оказаться лагами связи.
Логи показывают, что связь - хорошая, но я не буду сравнивать ее с спектрумовской: проведенных тестов недостаточно. А сравнивать с моим SPM4649T - бесполезно: у меня с ними явно какие - то проблемы, и пока выглядит так, что проблемы эти - только у меня. Причем, походу проблемы эти - именно с моими spm4649T, с обоими, а не с этим приемником вообще.
Но чтобы это сказать точно, надо, чтобы ктонить, имея spm4649T с последней версией записал бы логи. Свят мне сегодня записал, спасибо ему, но к сожалению у него первая версия, она не отдает нужный параметр.
Определенно здесь пока сказать ничего не могу.

Т.е. если кто пожелает брать граупнера, надо сразу перестраивать гимбаллы.

Далее. В граупнере все построено на Phases. Это фактически - банки настроек. Каждая Phase включает в себя свою кривую газа и питча, экспоненты, гайн гироскопа и еще всякое, при этом поменять, скажем, экспоненту или гайн гироскопа можно только если соответствующая фаза активирована, в противном случае даже посмотреть величину нельзя.
Это и удобно, и геморройно: скажем, те же экспоненты надо выставлять в нескольких местах, а с гайном гироскопа - вообще засада.
Я задал на хф про это вопрос:
к примеру, я летаю в Idle 2 и хочу чуть прибрать хвостовую чуйку на этих оборотах. В спектруме это просто: сажусь, выключаю мотор, прибираю.
Здесь - жопа: чтобы получить доступ к параметру чуйки гироскопа в IDLE2, я должен в нем находиться, т.е. крутить мотор.
Посмотрим, что ответят.

Вывел регулировку громкости на правую нижнюю крутилку. Орет она хорошо, надо мп3 плеер потестить…

alien131314

всплыл интересный нюанс по spm4649T.
Инженеры не смогли запихать в него все фильтрующие цепи, которые полагаются вертолетному приемнику. Поэтому все мои проблемы могут быть связаны с фиговым питанием. Мне советуют поставить конденсатор.
Наверное, я попробую…

alien131314

потестировал граупнер на предмет качества связи. Дома. С рендж тестом.
Это трындец.
Субъективно скажу, что качество связи у граупнера в режиме рендж теста приближается к качеству связи SPM4549T, работающего штатно.
Что я увидел:
по мере отдаления пульта от приемника мощность сигнала падает пропорционально расстоянию. Цифры, характеризующие падение сигнала, у граупнера и у спектрума - примерно одинаковые.
Что неодинаково - так это то, что при сигнале ниже -65 -70 dB спектрума начинает глючить, пропадают пакеты, залипают сервы ( я их постоянно шевелю ) После -74 dB связь практически пропадает.
Граупнер же работает не напрягаясь примерно до -90 dB и даже чуть ниже.

Еще раз подчеркну: говоря о спектруме, я говорю исключительно о spm4649t.
Весь мой огромный негатив адресован не спектруму в целом, а данному конкретному недоразумению. Работа пульта и сатов не вызывают у меня никаких вопросов.

mil-lion

Вообще-то мощность сигнала обычно обратно-пропорциональна квадрату расстояния 😃

Hase

Игорь, не жалеешь что не взял VBC?

alien131314

вообще, я искал пульт с интеграцией брайна. Разве VBC ее имеет?
Если бы я хотел, то давно бы взял NEO, и тогда - да, самый логичный выбор к нему - VBC.
Однако, мне нужны логи. Они мне нужны для понимания того, чтот происходит в вертолете.
А летают на моем уровне все ФБЛ одинаково, а именно - как настроишь. Ну не дорос я как пилот до того, чтобы чувствовать разницу в работе разных фбл систем.

Далее. С прискорбием сообщаю всем владельцам нео и вбц, что если Микадо в ближайшее время не выпустит аналог спиритовского GeoLink, т.е. автоматической спасалки, то через год - два все вибары нео, вибарконтролы, вбц точ, равно как и брайны, кстати, будут продаваться на барахолке хорошо если в половину - треть цены.

NiksonE
alien131314:

Далее. С прискорбием сообщаю всем владельцам нео и вбц, что если Микадо в ближайшее время не выпустит аналог спиритовского GeoLink, т.е. автоматической спасалки, то через год - два все вибары нео, вибарконтролы, вбц точ, равно как и брайны, кстати, будут продаваться на барахолке хорошо если в половину - треть цены.

Не будут. Не нужно нагонять страху. Сейчас народ по играет и забудет этот спирит. Ты же сам, к примеру, не пользуешься спасалкой. Так значит тебе и геолинк не к чему. Логов то в нем нет. Так же как и большинству пользователей vbc не нужен этот спирит по ряду причин.
Летят же руки, а не спасалка.
Для новичка может быть спирит и хорош, только я не вижу толпы новичков вообще.

alien131314
NiksonE:

Не будут. Не нужно нагонять страху.

Будет. Не нужно себя успокаивать. Впрочем, время покажет. Посмотрим… ФИча в любом случае полезная.
Лично я спасалкой не пользуюсь, да. Но вот автоматическая спасалка - это несколько другой вопрос. Я даже рассматриваю взять ее и под это дело протоса собрать. Потому как что с спасалкой, что без протос бился раз в 100 акков.
Я никогда не успевал ее дернуть.

alien131314

Кому интересно, вот такие логи пишет пульт. Лог стартует со стартом таймера и прекращается с его остановкой, старт и стоп таймера привязан к старт - стопу мотора.
Приятно удивила частота записей. Пишутся:

  • все параметры работы радиолинка, включая мощность приема, передачи, температуру и напряжение радиоприемника,
  • показания вариометра, т.е. высота модели
  • параметры работы регуля, получаемые по телеметрии включая ток, напряжение, потраченную емкость если регуль ее отдает ( в моем случае брайн имитирует регуль и преобразовывает телеметрию с него в формат, понятный граупнеру )
  • абсолютно все 12 каналов, причем - частота 100 Гц.
    Картинки кликабельны.