Таймер для "самохода"
“Люди добрые, сами мы не местные…”(С) 😃
Знакомый попросил сделать судомодельный таймер для “самоходов”, а я совершенно не в теме. Подскажите, плиз:
- на какие интервалы времени (от и до) и с какой точностью ?
- нужен ли встроенный ШИМ-модуль для регулировки оборотов двигателя ?
- какой порядок включения-выключения, то есть, нужна-ли какая-то задержка на старте или двигатель запуск должен запускаться по нажатию кнопки и отрубаться по истечении заданного временного интервала (или сбавлять обороты) ?
- как должна быть исполнена кнопка “пуск”, чтобы не портить экстерьер, встраиваться пользователем в какой-то элемент модели самостоятельно или лучше что-то вроде геркона под палубой ?
- должна-ли в девайсе присутствовать функция “фальстарт”, чтобы можно было сбросить и перезапустить программу работы двигателя при необходимости ?
- до какого напряжения должен функционировать девайс (12В, 27В или более) ?
- что я упустил ?
Пункты 1, 4, 6 должны быть отражены в ТЗ от заказчика.
Пункты 3 и 5 в моем таймере реализованы в логике работы: интервалы времени задавались временем разряда конденсатора через сопротивление. Конденсатор с помощью кнопки подключался к + (нормально разомкнутый контакт) или к затвору полевого транзистора (нормально замкнутый контакт). При нажатии на кнопку конденсатор заряжался, при отпускании - полевой транзистор открывался и через усилитель включалось реле, которое оставалось включено пока не разрядится конденсатор.
чтобы кнопка не портила вид модели ставили герконы внутри корпуса у борта, а у спортсмена был “перстень” с магнитом - он проводил им по борту в нужном месте и таймер запускался.
другой вариант - замаскировать выключатель под пушку (включение при повороте башни), флагшток и т.п.
На взрослых соревнованиях прямоходы не проводятся, только на детских и то уже не один год ходят слухи, что и их надо бы отменить…
Стоит ли на детские модели такие заморочки?
Простейшее реле времени с возможностью коррекции, если электронное, то лучше со своим источником питания, т.к. на ходовых возможны просадки напряжения, помехи и пр. неприятные весчи 😃
Время определяется очень просто, скорость движения модели и длина дистанции которую она должна пройти…
Запуск обычной кнопкой. что бы не портить модель можно на корме просверлить отверстие диаметром 2 мм и использовать спицу толкатель…
Можно замаскировать под что нибудь или использовать геркон (очень интересно когда детки роняют запускающий магнит, а запасного нету 😃), но все это отвлечение от главного, обоими руками удерживать модель и правильно нацелить. Поэтому кнопка должна быть под рукой, т.е. на корме. Далее привычка, некоторые модель сразу отпускают, другие несколько сек удерживают, ждут когда моторы наберут обороты…
Стабилизировать напряжение на моторы глупость, чем за меньшее время модель пройдет дистанцию, тем меньше внешние влияния на точность типа ветра и течений, а в паспорте на модель заявляют не реальную скорость прототипа, а модели!..
Вот несколько фото старта прямоходов, сами посудите где лучше расположить кнопку!?
ЗЫ.Для 600-соток (модели с длинной корпуса до 600 мм) правилами таймер не нужен, а вот для 1250 ( до 1250 мм) рекомендуется, крупнее умерли и не строятся!
чем за меньшее время модель пройдет дистанцию, тем меньше внешние влияния на точность типа ветра и течений, а в паспорте на модель заявляют не реальную скорость прототипа, а модели!..
с первой половиной, насчет устойчивости, согласен - а вот со второй, насчет заявленной скорости - не очень - помнится заявили как-то на ПР (в Костроме это вроде было - достаточно давно, в 90-е годы) для прогулочного трамвайчика (польская EWA) скорость 30 узлов (в соответствии с реальной скоростью модели) - так судьи не поверили, гады - пришлось отстегивать банки в батарее - и как результат значительно ухудшилась “кучность стрельбы” 😦
еще, помнится просили найти в документации и показать прописанную скорость прототипа, у взрослых по крайней мере это точно было
поэтому при выборе прототипа лучше было искать кораблик побыстрее…
незнаю - может сейчас все стало прощще
а вобще, мое неправильное мнение - прямоходы уже давно пора убрать и у детей тоже, по крайней мере с летних соревнований, оставить только у младших школьников.
с первой половиной, насчет устойчивости, согласен - а вот со второй, насчет заявленной скорости - не очень - помнится заявили как-то на ПР (в Костроме это вроде было - достаточно давно, в 90-е годы) для прогулочного трамвайчика (польская EWA) скорость 30 узлов (в соответствии с реальной скоростью модели) - так судьи не поверили, гады - пришлось отстегивать банки в батарее - и как результат значительно ухудшилась “кучность стрельбы” 😦
еще, помнится просили найти в документации и показать прописанную скорость прототипа, у взрослых по крайней мере это точно было
поэтому при выборе прототипа лучше было искать кораблик побыстрее…
незнаю - может сейчас все стало прощще
а вобще, мое неправильное мнение - прямоходы уже давно пора убрать и у детей тоже, по крайней мере с летних соревнований, оставить только у младших школьников
Кострома там зубры, чуть ли не через год ЧР проводили, плавали знаем!
У нас по сравнению с ними провинция, все зависит от судий, они тоже люди 😃
Неудачно выбранный прототип, малая осадка и большая парусность… Как правило наоборот занижают заявленную скорость, т.к. модель не всегда может развить мах прототипа… Но иногда попадается, когда бронекатер выходит на глиссирование или Миссури носится как моторноя лодка… Солидности им нехватает 😃
Вывод: на прямоходы делайте эсминцы типа пр.7.
Неудачно выбранный прототип, малая осадка и большая парусность… Как правило наоборот занижают заявленную скорость, т.к. модель не всегда может развить мах прототипа… Но иногда попадается, когда бронекатер выходит на глиссирование или Миссури носится как моторноя лодка… Солидности им нехватает 😃
Вывод: на прямоходы делайте эсминцы типа пр.7.
“семерка” это хорошо, конечно, но ведь еще есть класс ЕН - гражданских прототипов с большой скоростью не так много. Конкретно по EWA - все там нормально и с парусностью (невысокий надводный борт и надстройка) и с осадкой (ватерлинию подняли, на чертежах тоже подправили). отношение длины к ширине около 1:8 - вполне ходячая модель - до сих пор “пуляем” на местных соревнованиях. но вот снижение скорости не пошло на пользу…как впрочем и любой другой модели.
что-то мы ушли от темы… таймер там кстати стоит - электронный. выключателей аш два - на палубе в носу и на транце - передний для экстренного выключения если модель уже подошла к берегу, а таймер еще не сработал (например при уходе с дистанции вбок или если места за “стенкой” ограничено, а запускающий не додержал модель нужное время)
Прямоходы это было искусство! Это как стрельба из лука. Жалко, что они “кончаются”.
Но иногда это было похоже на метание бумеранга.
Спасибо за советы и иллюстрации, все более или менее ясно. Остался практический вопрос №1: какое максимальное время закладывать на
прохождение дистанции - 30 секунд, 1 минута, 2 минуты … ?
Остался практический вопрос №1: какое максимальное время закладывать на прохождение дистанции
Сделай ему на Ардуино с ЛСД экранчиком самый электронный таймер из всех таймеров )), пусть если нужно прямо перед стартом, нажатием кнопки сам выставит именно то время, которое необходимо …
какое максимальное время закладывать на
прохождение дистанции - 30 секунд, 1 минута, 2 минуты … ?
все зависит от скорости модели - проехать ей нужно 25 метров + 5-10 метров запаса и несколько секунд на “прицеливание”. даже для совсем медленной минуты должно хватить (этот параметр конечно лучше сделать регулируемым в сторону уменьшения)
Делал на Tiny13 с программируемым временным интервалом 0.5 сек. 8 разрядный счетчик 256/2=128 секунд.
Делал на Tiny13 с программируемым временным интервалом 0.5 сек. 8 разрядный счетчик 256/2=128 секунд.
128 секунд- 2 минуты с лишним очевидно и было достаточно, при необходимости и интервал был бы побольше, почти без верхнего предела или ограничений, к примеру 512 минут с той же точностью, устроило бы совсем любого “гурмана” ))
Решение на Tiny, конечно подешевле выйдет, но не по времени конечно при условии что и за одним и за другим нужно идти в магазин. Я предложил самый простой и быстрый вариант, предполагая что, не каждый человек, моделист, который дружит с инструментом, готов подержать в руках еще и паяльник - электронщик/программер. В этом плане Ардуина как то проще, достаточно иметь лишь самые начальные навыки программирования, а можно и совсем не иметь, заодно и приобрести, благо цена вопроса относительно не велика, да и других не бесполезных применений для нее можно найти огромное множество на той же или на совсем другой модели, например в качестве “побочного эффекта”, реализовать множество совершенно сопутствующих эффектов, освещение, звуковые эффекты и тп ))
А такой таймер если слегка доделать?
Главное требование к данному таймеру - дешево и сердито. Никаких Ардуин и цифровых индикаторов. Таймеры должны попасть в цепкие деццкие руки, не ведающие пощады (в полном соответствии с многочисленными фотографиями в данной теме). Пока в первом приближении видится 25 тинька с керамическим резонатором, двумя кнопками, одним светиком и мосфетиком на включении-выключении мотора.
Спасибо всем, участвовавшим в наставлении на путь истинный 😃
Петрович
Если уж не на контроллере, то на спец микросхеме таймере NE555, дешевле не бывает. Делал такой лет 8 назад, время регулировалось резистором.
А двоичные счётчики и мультивибраторы это сильно громоздко.
Хотя автор вроде “в теме”, поэтому на тини вполне нормально делать таймер.
А кто пишет про 256 бит счётчика, задумайтесь о том что при желании можно сделать любой шаг и любой диапазон, программными методами.
Делается элементарно любым инженером.
…и мосфетиком на включении-выключении мотора.
И диод защитный не забыть на мотор, рядом с мосфетом.
А вот керамический резонатор ставить скорее всего не надо.
Учитывая отсутствие стабилизации оборотов двигателей в зависимости от разряда аккумулятора, и изменение времени пристрелки спортсмена на мостике, делать точное выдерживание временных интервалов не нужно.
Температурная нестабильность встроенного в контроллер RC при этом особой роли не сыграет.
От посылки статьи в МК до ее публикации проходит мин. 1,5-2 года и до…
Это делалось в конце 90-х, дефолт, мизерные зарплаты и те задерживали на 3-4 месяца…
Делалось из того, что осталось от СССР, поэтому с критикой полегче!
Текст переписывался редактором в своем литературном стиле, потом за ним приходилось править технические ошибки и всеравно они проникали и публиковались…
Зря выложил, всегда найдется слижком умный…
Делалось из того, что осталось от СССР, поэтому с критикой полегче!
Кто говорит о критике, это просто обсуждение возможных вариантов.
Зря ничего не делается, просто надо видеть текущие альтернативные варианты.
ИМХО, на данный момент столько всего построено, продается и выпускается серийно, что строить такие вещи - слегка невыгодно.
Если конечно вашем пристрастием не является чисто создание подобных прибамбасов. Искусство ради искусства тасказать…
Сорри за оффтоп.
ИМХО, на данный момент столько всего построено, продается и выпускается серийно, что строить такие вещи - слегка невыгодно.
Дайте ссылку, на таймер для прямохода?
Конкретно “таймер для прямохода” найти не обещаю, но (опять же по моему мнению) для этих целей можно использовать любой не большой дигитальный таймер с точностью хода в одну секунду, слегка его доработав…
Возможно я не прав.
Конкретно “таймер для прямохода” найти не обещаю
Ну вот и началось! Это же очевидно, что таймеров много, но для того чтобы их применить в конкретном изделии требуются доработки, и зачастую они превышают трудозатраты и стоимость изготовления необходимого изделия, да еще с учетом массогабарита!. Да и для мозгов и рук полезно.
столько всего построено, продается и выпускается серийно
!!!
Таймеры должны попасть в цепкие деццкие руки, не ведающие пощады
В прочном корпусе выживет ни чуть не хуже тиньки с керамическим резонатором )) а кнопок все равно 2 )