Проектирование и изготовление кораблика из листовых материалов.

SAZ118

Раньше при проектировании корабликов из листовых материалов пользовались графическими методами получения раскроя, что было очень трудоемко.
С появлением специализированных программ эта работа очень облегчилась, но многие программы очень сложны.
Как-то мне попалось видео Николая Алехина

, где он описывает методику проектирования с помощью последовательного использования четырех программ CARENE, FreeShip, Автокад и ArtCAM.
Мне эта методика показалась очень простой и несмотря на то, что она использовалась для больших лодок, решил попробовать ее для изготовления прикормочного кораблика из вспененного ПВХ плотностью 0,6.
Хотя материалом может быть и жесткий ПВХ и любые другие листовые материалы, например алюминий.
Полученные чертежи раскроя можно использовать по разному:

  1. Распечатать на большом принтере, наклеить на материал и вырезать вручную.
  2. Вырезать на станке с ЧПУ.
    Я решил использовать второй способ и обратился к рекламщикам. Оказалось, что разрабатывать управляющую программу в ArtCAM вовсе не обязательно, достаточно предоставить файлы Автокада.
    Шпангоуты вырезал вручную, хотя потом стал по полученным координатам чертить в Автокаде и вырезать на станке ЧПУ.
    В качестве стапеля использовал лист оргстекла, на котором расчертил линии для установки шпангоутов. Шпангоуты по краям закрепил капельками клея из пистолета, а по оси для жесткости установил обрезки ПВХ.

Первый пояс крепил к шпангоутам жидкой пластмассой, цианакриловый клей мог стечь на стапель со всеми вытекающими, а последующие цианакрилом.
Поскольку программа FreeShip не учитывает толщину материала, пришлось шпангоуты уменьшить на эту толщину, а на поясах сточить фаски для плотного прилегания. Этого можно и не делать, но тогда надо будет шпаклевать зазоры между поясами.

Вот так получается.

Все пояса легли без подгонки и только половинки днища по центру пришлось чуть шлифануть.

Генадич

Интересно. А как в таком " скелете" размещать внутренние органы? Вырезав шпангоуты форма не изменить, не ослабнет?

SAZ118
Генадич:

Интересно. А как в таком " скелете" размещать внутренние органы? Вырезав шпангоуты форма не изменить, не ослабнет?

На прямолинейных участках шпангоуты можно вырезать, или оставить боковые части. На скруглениях нужно оставить боковые и частично нижние части шпангоутов. Перед работой со шпангоутами надо стыки поясов заделать жидкой пластмассой, это придаст дополнительную жесткость.
Если есть повышенные требования к прочности, жесткости, то можно использовать жесткий ПВХ.

александр_амбаров

доброго… мы в моделке давим вакуумом корпуса и палубы яхт класса FOOTY 30.5 см… корпус типа Шарпи вообще без проблем . конечно затрат много на матрицу и сам станок но в массовом изготовлении… до 10 штук в моделке оправдывает. полистирол 2 мм

ALEX77NEW
SAZ118:

материалом может быть и жесткий ПВХ

Я так понимаю, что программа проектирует настоящие лодки. Мне кажется, количество шпангоутов можно уменьшить раза в два. Для маленьких корабликов, при толщине пластика 2-3 мм, вообще шпангоутов достаточно несколько штук.

александр_амбаров:

доброго… мы в моделке давим вакуумом корпуса и палубы яхт класса FOOTY 30.5 см… корпус типа Шарпи вообще без проблем . конечно затрат много на матрицу и сам станок но в массовом изготовлении… до 10 штук в моделке оправдывает. полистирол 2 мм

Можно увидеть фото, простите, если не в тему. Просто интересно- что за вакуумный станок, покупной, самодельный, какой насос? В чём разогревается пластик? Пластик 2мм при формовке не вытягивается тонко?

SAZ118
ALEX77NEW:

Я так понимаю, что программа проектирует настоящие лодки.

Правильно понимаете. Нередко, прежде чем нарезать материал на большую лодку, делают уменьшенную копию, примерно в наших размерах, и если все пояса укладываются без проблем, нарезают в натуральную величину, т. е. технология опробована на разных размерах.

ALEX77NEW:

Мне кажется, количество шпангоутов можно уменьшить раза в два.

Количество шпангоутов можно изменять в широких пределах, в данном случае это пробный вариант, поэтому их много.

ALEX77NEW:

Для маленьких корабликов, при толщине пластика 2-3 мм, вообще шпангоутов достаточно несколько штук.

Все зависит от свойств материала. В некоторых случаях недостаток шпангоутов может привести к искажению проектных обводов.

ALEX77NEW:

простите, если не в тему

Точно не в тему. Вопросы по другим технологиям уместнее задавать в личке.

9 days later
SAZ118

Теперь немного о финансовой стороне вопроса.
Вспененный ПВХ толщиной 3 мм плотностью 0,6 1 кв метр 255 руб.
“Жидкая пластмасса” SL-660.210 0,5 туб 153 руб.
Клей цианакрилат 1 фл китайский 45 руб.
Раскрой на станке ЧПУ 170 руб.
Итого 623 руб.
Это стоимость материалов и раскроя нижней, наиболее сложной нижней части корпуса. Т. е. получается весьма бюджетно.
Сам раскрой по времени занимает 10-15 минут.

7 days later
SAZ118

Один из вариантов прикормочного кораблика из листового ПВХ.