О тенденциях в большом и малом яхтинге
Доброго времени суток всем.
Тема эта пока чисто теоретическая - размышления на тему правил постройки моделей яхт.
Само собой - все это IMHO.
Я не отношусь к великим или даже просто спортсменам. Но, как человек, сочувствующий нашему городскому судомодельному кружку, я стараюсь все новое в большом яхтинге и водномоторном спорте, что я могу где-либо узнать, переносить на модели.
Причем, если скоростные модели так или иначе держатся на гребне новизны, в чем несомненная заслуга известного моделиста и хорошего человека Евгения Громова, то яхты продолжают строиться по замшелым правилам, наверное, 60-тых годов… Думается, что практически все, что можно выжать из конструкции, вытекающей из ограничении правил классов, уже придумано. А дальше начинается, как я где-то читал, победа техники над разумом… Карбон, кевлар и почие ухищрения, недоступные рядовому пацану из периферийного кружка…
А ведь яхты большого парусного спорта все время переживают множество трансформаций и тенденций. Вот, навскидку, парочка: крылатые кили, качающиеся кили, выдвижные шверты, увеличенная ширина яхт для движения в режиме серфинга, двойные рули для улучшения их работы при крене… Список можно продолжать.
Ничто из этого списка не нашло применения в моделях…
Слава богу, прогрессивное вооружение “Аэрориг” вписалось в правила нашего F-5-П и в этом году почти половина П-шек была вооружена именно им, а ведь мы такое вооружение применили, по моему проекту, еще два года назад. Правда, я не хвастаюсь…
А современная мода на многокорпусники, не нашедшая отражения в моделизме… Ведь
у нас на Украине, да, наверное, во всем бывшем СНГ, не культивируется многокорпусный класс. Прежний F-5-X не в счет, я давным давно о нем ничего не слышал…
А ведь многокорпусники - это такой динамичный класс, я ведь в прежние годы хаживал на катамаране “Торнадо”. И, кстати, надо сказать, что и этот класс пережил обновление. Современный “Торнадо-спорт” добавил себе геннакер для попутных курсов и заметно прибавил в скорости. Для тех, кого интересует самые последние тенденции, через полчаса выложу статью из “КиЯ”
Не имея целью поучать кого-либо, приглашаю всех, кому есть что сказать, обсудить тему, может быть, создания бюджетного класса моделей яхт - многокорпусник. Как отправную точку можно взять иностранный (нашел на рс-групс) RG-65 (боюсь ошибиться в названии) длиной 650мм. Почему такой маленький?
Проще в изготовлении, транспортировке (кто возил в общественном транспорте парочку моделек класса “F-5-Е” меня поймут, а ведь это не самые большие яхты),
можно использовать недорогие сервы в качестве парусных и т.п.
Буду рад любым конструктивным предложениям и суждениям. Особенно от наших украинских ведущих спортсменов, председателя парусной секции нашей федерации и просто сочувствующих.
Прошу прощения, это не самые последние…
Забыл на работе…
Последние будут завтра…
почитайте правила в классе парусных копий NSS. Там и многокорпусные есть, и нестандартной конструкции, и с жесткими “парусами”. Но копии.
Можете сделать копию Вольво Опен с качающимся килём, глиссирующими обводами, выдвижными швертами и прочими прибабахами оригинала.
Новые тенденции, это здорово 😃 Но мало чего применимо для моделей. Не стоит забывать, что настоящие яхты тоже развиваются не свободно, а в условиях обмерных формул. Тем более если хочется упростить-удешевить. Все равно будет гонка вооружение. Вспомнить хотя бы класс F-5-E который изначально задумывался как упрощенный.
Большинство современных идей не применимо к моделям. Они все основываются на большой энерговооруженности лодки. Принцип “ширина скользит”. Лодки рассчитываются на полуглиссирующий режим. В моделях, при наших ветрах и правилах, это практически не достижимо.
Про многокорпусники тоже сказать ничего хорошего нельзя. Для использования их преимуществ нужны дистанции с длинными участками и сильные ветра.
По моему мнению все упирается даже не в стоимость лодок и трудность изготовления. Все упирается в отсутствие ДОСТУПНЫХ соревнований.Именно доступных, чтоб на них мог без особых затрат выступать любой. И тогда будут и классы и простые лодки.
почитайте правила в классе парусных копий NSS. …
Спасибо за сочувствие и оперативный ответ. К сожалению, у нас подобные классы не культивируются. И раздобыть более или менее подробные чертежи дейчтвующих гоночных яхт, я думаю, непросто… Секретность.
Гм… Модели-копии парусных яхт… Честно сказать, до сих пор я думал, что копиям парусников место на полке дома… А можно какую-нибудь ссылочку по этой теме?
Да, и в ближайшем окружении, я не видел покупных моделей, которые в большей степени являются копиями реально сушествующих яхт, хотя, конечно, читал о них. Видимо, они больше распространены в России.
Еще раз спасибо за ответ.
Новые тенденции, это здорово 😃 Большинство современных идей не применимо к моделям. Они все основываются на большой энерговооруженности лодки. Принцип “ширина скользит”. Лодки рассчитываются на полуглиссирующий режим. В моделях, при наших ветрах и правилах, это практически не достижимо.
Про многокорпусники тоже сказать ничего хорошего нельзя. Для использования их преимуществ нужны дистанции с длинными участками и сильные ветра.
По моему мнению все упирается даже не в стоимость лодок и трудность изготовления. Все упирается в отсутствие ДОСТУПНЫХ соревнований.Именно доступных, чтоб на них мог без особых затрат выступать любой. И тогда будут и классы и простые лодки.
По поводу Вашей реплики.
Безусловно и я полностью с Вами согласен, прямой перенос достижений большого яхтинга на модели невозможен. Нужно пробовать и опытным путем определять пригодность новшеств. Ведь моделизм - это не только спорт, но и творчество, эксперимент.
И, конечно же, нужны легкодоступные соревнования…
По многокорпусникам.
Ветер им нужен не больше, чем любой другой яхте. Я почти каждый год бываю на соревнованиях моделей яхт “Кубок Днепра” в Днепропетровске которые почти всегда проходят при очень слабых ветрах, исключая нынешний год; и могу точно сказать, что ведущие спортсмены в любой ветер приходят первыми. Как и в большом яхтинге.
А вот обещанная статья из “КиЯ” о самых последних веяниях в проектировании парусных яхт открытого моря.
При попытке прорисовать механизм перемещения балласта, я столкнулся со сложностями и не нашел удовлетворяющего меня решения, хотя конструирование - моя работа.
С интересом включусь в обсуждение статьи, если это кому-нибудь интересно.
…При попытке прорисовать механизм перемещения балласта, я столкнулся со сложностями и не нашел удовлетворяющего меня решения, хотя конструирование - моя работа…
Поиск по “kanting (canting на самом деле) keel” даст Вам множество ответов. А поиск по ЮТУБУ еще и покажет решения что-то вроде этого:
как это всё герметизируется?
или ставятся сальники на ось (как на руле) или герметизируется полностью отсек с механикой.
Гм… Модели-копии парусных яхт… Честно сказать, до сих пор я думал, что копиям парусников место на полке дома… А можно какую-нибудь ссылочку по этой теме?
Вот, к примеру: www.minisail-ev.de
Правда, это это minisail, а не naviga, а про NSS вообще отдельный разговор.
На форуме масса ссылок и на NSS A? И на проекты Вольво 70.
Только для меня так и осталось непонятность, как считать дешевизну и простоту конструкции с новыми тенденциями. По моему, либо одно, либо другое.
Так же введение нового класса связывает руки. Кто будет участвовать. Как быть с поддержкой федерации?
Про многокорпусники, мне кажется, их преимущество над монокорпусом на наших дистанциях будет только при сильном ветре. И сильно встает вопрос тактики и стратегии гонки.
Хотя тема очень интересная. Мне,например, всегда хотелось узнать, что для моделей более лучше: “длинна плывет” или “ширина скользит” ?
Мне,например, всегда хотелось узнать, что для моделей более лучше: “длинна плывет” или “ширина скользит” ?
Вопрос конечно интересный, но для правильного ответа стоит уточнить условия и формат проведения гонок. А так же наиболее часто встречающиеся ветровые условия в конкретном регионе.
Мне кажется, что преимущества широких лодок будут в том случае, когда лодка идет на полных курсах, а это чаще возможно когда гонки проводятся по классической схеме при среднем и выше силе ветра. Именно тогда возникает тот самый эффект глиссирования за счет которого появляется это преимущество.
На гонках по Зеленоградскому треугольнику, при слабом ветре узкая лодка будет иметь преимущества, так как резаться к ветру будет лучше и площадь обтекания водой будет минимальной. Следовательно при штиле ее проще сдвинуть с места.
Таково мое мнение.
На гонках по Зеленоградскому треугольнику, при слабом ветре узкая лодка будет иметь преимущества, так как резаться к ветру будет лучше и площадь обтекания водой будет минимальной
- Согласен полностью. В Зелике с его слабым крутящимся ветром быстрее идут “приёмистые” яхты, способные мгновенно трогаться с места от малейшего движения воздуха. У нас проигрывает обычно не тот кто едет медленнее, а тот кто дольше стоит на месте.
Мне кажется, что глиссирование на длинных перегонах при ровном “тугом” ветре тоже спорно. При таких условиях вырастает уже нехилая волна, и все преимущества скольжения в болтанке могут сойти на нет.
Судя по тому, какие делают лодки в F5E. Не только в Зелике такие условия.
Хотя ММ достаточно широкая лодка и разгоняется лихо.
Хотя ММ достаточно широкая лодка и разгоняется лихо
Дык у неё мокрая поверхность по отношению к парусам маленькая. Да и вообще все отношения объёмов масс площадей и размеров ММ хоть за эталон бери.
Видимо я сообщение Макса понял по своему. Из действительно узких лодок припомню разве что Зеландию, Монсон и Дельфин киоши, хоть и с большим натягом. В отличии от последней, которая узкая лишь условно, две первые разгоном совсем не блещут. Для динамики важна не столько общая ширина при заданной длине, как ширина действующей при данном крене ватерлинии.
Интересный глиссирующий корпус “типа вольво” приезжал на последнюю тропикану. Хоть чистого глиссирования мы так и не увидели (да и не могли увидеть при том неподвижном балласте), при малейшем крене лодка вставала на борт и таким образом “на ноже” буквально срывалась с места. При более удачном для любительских правил соотношении длины и высоты, этот корабль вполне мог бы стать очень грозным конкурентом.
Я отвечал на вполне конкретный вопрос, и позволю повторить еще раз узкая лодка для Москвы и МО наиболее предпочтительна. Только проблема в том, что среди выпускающихся лодок я такой не знаю.
Вообще считаю оптимальной лодку JIF 2, но увеличенную до размеров класса Опен 800 или Опен 1000
Практически круглые шпангоуты, относительно не широкая. До подлинно известно, что круглые шпангоуты имеют минимально смоченную поверхность при любом крене, а узкая лодка лучше режется к ветру. Вот вам и повод для размышления:
Узкая с минимально смоченной водой поверхностью!
[QUOTE=Boroda;1489042]
Интересный глиссирующий корпус “типа вольво” приезжал на последнюю тропикану…UOTE]
а можно подробнее? сорри за офтоп
Только что-то он не очень быстрым был…
Узкая с минимально смоченной водой поверхностью
Т.е. при заданной длине корпус вырождается в соломинку? Ты сам игрался с водоизмещением и наткнулся на минимальный вес для восьмисоток. Если этот минимальный объём достигать только увеличением постоянного радиуса дуг, то получившееся веретено выйдет крайне валким и пригодным лишь для полного штиля. Ведь яхта тащит с собой не только вес прилипшей к обшивке воды, но и вес присосавшихся волновой и вихревой систем. С ним тоже надо бороться.
а можно подробнее? сорри за офтоп
Наоборот как раз точно по теме. Приезжала яхта, проходящая по длине в класс 800, но по обмеру высоты допущеная только в метр. Метровкам она понятно сливала, а вот восьмисоток могла догонять. Как там оно могло быть, кабы всё под наш обмер строилось - это всё домыслы. Зато при низкой скорости в заявленом классе такой вроде неподходящий для штиля корпус очень чутко реагировал на ветер разгоном. Если ничего не путаю, то этот корабль обсуждался в соседней теме про вольво.