Дооборудование покупной парусно-моторной "Регаты"

Ada

Купил своему мелкому в подарок субж. Хотелось именно парусно-моторную, ибо в управлении яхтами ни я, ни тем более он не спецы и всегда полезно иметь запасной вариант для возвращения к родному берегу 😃. Инструкцией предусмотрена установка р/у только для управления по курсу, что меня не очень радует и хочется большего.
Итак, хочется управление курсом, скоростью моторного хода и парусами. Соттветственно возникают вопросы:

  1. Какую аппаратуру брать? Желательно три пропорциональных канала и два из них без автоматического возврата в нейтраль (на скорость и паруса)
  2. Что лучше ставить для управления парусами – обычную сервомашинку или специальную (не помню, как называется, со шкивом вместо качалки) и почему?
  3. Штатный мотор – МП-3-00А. Что он собой представляет – без понятия. Какой регулятор скорости подойдёт для данного мотора и вообще, не стоит ли его заменить, дабы можно было на моторе выгрести против течения (в инструкции предельная скорость указана 1.1 м/с)?
  4. Каким боком организовать охлаждение регулятора скорости? Вариант с охлаждением забортной водой рассматривается, вопрос в том, насколько это снизит скорость яхты? Есть ли какие-то альтернативные варианты?
  5. Хочется, чтобы всё это безобразие питалось от одного источника.
  6. Насколько всё это реально? 😃
shda

Подскажу по мотору и регулятору. На модели спортивного катера “Дельфин”, из этой-же серии сборных моделей, таких двигателей было установлено два. Я их заменил на два SPEED 280 они чуть поменьше родных МП по диаметру и длине корпуса, но это я вылечил прокладкой из микропористой резины. Главное что у SPEED 280 диаметро вала равен диаметру МП и сочленение со стандартным валом с винтом обеспечивается входяшими в комплект детальками. Однако надо учесть что мощность на валу у SPEED составляет 5,5 вт против МП 0,5 вт, и обороты около 12 000 в мин против 4 500. Регулятор и двигатель при этом охлаждать нет необходимости. Рег можно использовать практически любой т.к. ток мотора даже на швартовых не будет превышать 3,5-4 А от 6 В. На счет реверса хода не знаю - на Дельфине я от него отказался по причине полной неэффективности.

Ada

2 shda_
Сеньксь. Тогда есть ещё два вопроса: 1 – как отнеслись к замене мотора (и соответственно увеличению оборотов) штатные винты и сальники? и 2 – на каких режимах регулятор греется сильнее: на максимальных оборотах или нет?

shda

Прошу извинить про ток потребления свой написал, на одном моторе в два раза меньше.
А сальников там как таковых нет. В дейдвуд, трубочка такая в которой вал вращается, набил очень густой силиконовой смазки и все нормально. Главное это сначала сделать а не потом как я.

Ada

Ну. я собсно под сальником и имел в виду эту конструкцию. А в чём разница – сразу набить или потом? Или оно при запуске без набивки отверстия разбивает?

FedotoFF
  1. Какую аппаратуру брать? Желательно три пропорциональных канала и два из них без автоматического возврата в нейтраль (на скорость и паруса)

Аппаратуру можно использовать любую с числом каналов, естественно более 2. Что касаться возврата в нейтраль, это очень просто решить сняв пружину и при необходимости поставив трещотку.

  1. Что лучше ставить для управления парусами – обычную сервомашинку или специальную (не помню, как называется, со шкивом вместо качалки) и почему?

Управлять парусами естественно лучше при помощи специальных лебедок. Конечно, это можно сделать и при помощи простой машинки, но этот вопрос надо решать на месте в корпусе. Для этого требуется очень мощная машинка, которая вряд ли будет стоить дешевле лебедки.

Ada

Аппаратуру можно использовать любую с числом каналов, естественно более 2. Что касаться возврата в нейтраль, это очень просто решить сняв пружину и при необходимости поставив трещотку.

А есть какие-то практические рекомендации, типа такая-то помехи любит, такая-то хорошая, но дорогая и т.д.? А для снятия пружины, насколько я понимаю, придётся разбирать корпус передатчика, гарантия при этом не тю-тю?

Управлять парусами естественно лучше при помощи специальных лебедок. Конечно, это можно сделать и при помощи простой машинки, но этот вопрос надо решать на месте в корпусе. Для этого требуется очень мощная машинка, которая вряд ли будет стоить дешевле лебедки.

То есть там всё дело в мощности?

FedotoFF

Дело вкуса. Мне нравиться Futaba, а кому-то JR или Graupner хотя часто это одно и тоже.
Но по соотношению цена – качество наверное выиграет Hitec. При незначительном проигрыше в качестве той же футабе цена значительно меньше.
Если не имеете больших планов в будущем вам вполне пойдет HITEC - LASER 4 FM. 4 канала, 3 машинки, зарядное и аккумуляторы в комплекте, и все до $140.

Для управления парусами вам нужен большой ход. Это обеспечивает либо лебедка, либо рулевая машинка с большим плечом. Естественно чем больше плече, тем больше должна быть мощность машинки.
Для примера могу сказать, что лебедка от Hitec стоит ~ $35 а рулевая машинка с достаточной мощностью > $60.
И что касаемо Тю-тю гарантии после установки трещотки. Это стандартная операция, предусмотренная производителями аппаратуры и описанная в документации. Если вы мимоходом не будите там еще что-то перепаивать, то гарантия ваша останется в целости.

shda

Густая набивка работает как демпфер и не дает валу входить в резонанс. Как следствие отверстия в дейдвуде не разбиваются или разбиваются но очень мало. У меня разбились на 0.2-0.5 мм от того что было. Не очнь приятно но работает.

SAN

Могу поделиться личным опытом. Собирал эту модель летом.
Двигатель не ставил. Подозреваю что при хорошем ветерке он не спасет.
Первым делом выкиньте штатный киль. С таким килем у лодки слишком сдвинут назад центр бокового сопротивления (ЦБС). С ним лодка не будет ходить против ветра. Кроме того ЦТ киля слишком высоко находится и при не сильном ветре лодка ложится парусами на воду.
Вторым делом выкиньте штатный руль: перо надо увеличить хотя бы в 2-3 раза по площади, в первую очередь за счет глубины погружения пера. Для оси руля (балер кажется) я сделал колодец под самую палубу.
НЕ приклеивайте палубу: не доберётесь потом до оборудования.
НЕ вклеивайте мачту в палубу. Поломаете при перевозках.
На паруса я ставил однооборотную лебёдку. Была года два назад в ТС за 20 уе (примерно). (Давно обещают привезти ещё).
Аппаратура - любая. Лебёдка обычно заводится на ручку газа, там как раз трещётка. Я использовал сначала Флэш 5, потом приспособил старую Термиковскую на 27 МГц.
Этим летом в чате был всплеск яхтенного психоза 😃. Было закуплено на Нагатинской единовременно 3 или 4 набора . Правда до воды дошли немногие 😦.

Сергей-Zitch

Не выдержал и я… 😉
Не нужно все выкидывать.
Просто приговорить себя сразу запускать (данную) модель в тепличных условиях, где нет возможности налететь и застрять в ветках, где нет сильного ветра, где нет тины и мусора. Т.к. после 5-10 минут запуска модель все-таки умудриться заплыть куда ей не следует или словить намот на винт, не смотря на всю красоту обстановки.
По определению модель все-таки стендовая, хоть и моторизованная.
По количеству переделок и сопутствующих девайсов, требуемых для более-менее серьезной хоббийной эксплуатации модели - много, слов нет. (и не пишу, что хорошо иметь подготовленную надувную лодку, пусть простую ПВХ, и не надеяться на авось, и не бегать по берегу, ища варианты выташить перевернувшуюся модель, т.к. это не серьезно даже для хоббиста).
Очень желательно, что б не утопить приемник, машинки и модель в придачу, предусмотреть хотя бы блок плавучести, на самый плохой случай.
Из реальных отзывов людей - да, смена мотора, да, машинка “Sail-arm” с большим плечом сквозь палубу, да надежное заклеивание корпуса на циакрине и дихлорэтане, да, побольше груза в киль, да слова…“черт возьми, а возить-то неудобно”.
Надеюсь, совсем не расстроил, т.к. убежденного человека сбить с пути очень сложно.
Искренне, удачи.

SAN

2 Сергей-Zitch
Так вы свою сделали? Тогда как лед сойдет приезжайте на Люблинский пруд (там удобный подход к воде и водоросли косят, есть лодочная станция 😃).
Я там осенью несколько раз запускал, но одному скучно.
Может ещё кто-нибудь подтянется.

2 Ada
вот, если народ соберётся, можно будет сравнить опыт модернизации набора - тогда и свой проще собрать будет.
По поводу лебедки посмотрите здесь www.amya.org/us1mpt4.pdf
Где-то было описание “ихнего набора” с управлением парусами машинкой с удлиненной качалкой, если очень надо, могу поискать.
ЗЫ В чате я - АНС

Сергей-Zitch

to SAN:
Сорри, я написал, что не выдержал ответить.
Данную модель я не собирал, хотя соблазн был и человек доставал за смешные деньги. По причине низкой цены сразу трое знакомых приобрели яхты, один, что половчее, моделист в анамнезе, но без четкой модельной ориентации, собрал, не скупясь на машинку от Хайтек за 30…32 долл. У двоих лежат неоткрытые коробки по целой гамме причин.
Я психозу все-таки не поддался (слово - прям отличное в “десятку”), я сдвинут на ДВС, по этой причине решил не изменять им с парусами.

Еще очень поддерживаю идею совместных запусков, т.к. уровень зрелищности и вовлечения народа просто растет с геометрической прогрессией.

SAN

2 Сергей-Zitch
Каюсь: был одним из организаторов этого психоза 😊
Вообще то я занимаюсь самолетами, а яхта - это так для разнообразия.
Я имею некоторый (небольшой) опыт хождения под парусом; ну и захотелось порулить и на модели, сравнить. Тем более, что набор на Нагатинской был даром - 450р. а лебёдка уже была ранее про запас куплена. Так что деваться было некуда 😃.
“Добивайте” своих друзей, собирайте сами и вперёд!
ЗЫ Вы в чат не выходите?

Сергей-Zitch

to SAN: вот мы тихонько и ушли от темы 😉 .
Я в Асе весь рабочий день, в inv.mode.
Все сказанное нами только подтверждает, то, что не мир тесен а круг узок.
Своих друзей я уже не добью, одного с трудом в механики себе окрестил, теперь уже вместе гоняемся иногда на Алтуфьевском пруде. Так что не отдам его в парусники.

… где же уважаемый Ada? мы тут стараемся …

7 days later
dron=

Здраствуйте. 😁
SAN , не могли бы вы написать поточнее как переделать киль,
ведь я в этом ни ухом ни рылом а яхта пылится она у меня уже 2 года
т.к с штатным килем плавать просто невозможно.

C 300м от8банок NiCD2400 идет как катер 😈 ,аж нос поднимается .
(а меня не возьмете погоняться )

SAN

Штатный киль я с сам ого начала делал съемным (крепление на двух винтах). Вам придется его аккуратненько срезать, видимо.
Свой киль я склеил из 3 слоев пластмассы (крышки от ЕСовских съемных диссков). В среднем слое два канала для стальных шпилек. Напильником и шкуркой довел профиль до чечевицеобразного. Верхняя часть подогнана под переднее углубление в корпусе яхты для штатного киля. Точно размеры могу посмотреть позже; примерно так: верх - 8-9см, низ -5-6см, высота - 12-13см. На шпильки снизу насживаю пластиковый флакон. Я использовал из-под клея БФ и ПВА. И засыпаю туда свинцовую дробь. Первоначально - 400г, потом увеличил до 600г. Вся конструкция стягивается двумя шпильками М3 или М4 из проволоки типа ОВС. Такой вариант позволяет уменьшить требуемое для зимнего хранения место 😃, и продолжать эксперименты с подбором нужной формы и размера киля.
После пробных пусков я бы теперь увеличил площадь киля раза в полтора, т.к. при ветре 8-10м/с наблюдается большой боковой снос.
Главное центр площади киля должен быть недалеко (несколько см) от линии мачты.

12 days later
Ada

Ой, сколько всего понаписали, пока меня не было 😃 Сорри, был весьма сильно занят…

Теперь по существу – с килем вы меня сильно озадачили, на пальцах прикинул – действительно, разворачивать её должно здорово. Впрочем, всё равно уже приклеил, так что перед тем, как ломать можно попытаться поплавать, вдруг всё не так плохо будет. 😃. Движок я на неё купил speed 280, посмотрим, как себя поведёт. Для перевозки я планирую ящик состряпать, куда всё это хозяйство со сложенной мачтой будет помещаться. Громоздкий, конечно, получиться, но всё лучше, чем просто так таскать. Теперь вопросы – если не приклеивать палубу (понятно, что если приклеить то про аппаратуру можно забыть) – хватит ли этой резинки по периметру, чтоб эта палуба не ушла в автономное плавание? Вроде должно хватить, но чёрт его знает…

SAN

Ну если пользоваться электротягой в дополнение к парусу, то наверно будет и в бейдевинд идти, опять же руль в струе будет поэффективней. Только это уже неспортивно будет 😃.
Ящик я клеил из гофрокартона. Да громоздко, но иначе - никак.
Палуба вполне удерживается штатным привальным брусом. Дополнительно можно усилить, скажем, двумя шурупами на носу и корме, в корпус под них надо будет вклеить перемычки. Это понадобится, если увеличить высоту мачты.
Я пока не придумал, как “малой кровью” герметизировать люк в кокпите. У меня он прикрывает доступ к выключателю и зарядному разъему.
По такой погоде на майские праздники можно будет уже на воду выходить 😃.

Ada

Так оно и бралось с расчётом, что в случае чего врубить движок и на полном ходу к берегу 😃. Вещь всё-таки для пацана покупалась, я вообще сначала хотел просто катер какой-ндь взять, но яхта всё-ж таки поэффектней будет.
А люк разве не получится герметизировать прокладкой из резины? Правда, надо будетв этом случае его на шурупы сажать, но это вроде не сильно “большая кровь”…
Кстати, насчёт погоды мне тут сообщили кошмарную новость, типа в середине марта морозы неслабые пршкандыбают, так что… Вообще вон, года четыре назад в середине мая! снег пошёл. Хорошо хоть, я этот снег увидел из окна поезда, увозящего меня в Крым 😆
И небольшой вопросик в дополнение – смонтировал я вчера движок, тот самый speed 280. Как белый человек, по инструкции, прилагаемой к движку, впаял два конденсатора (емпип, по 47 nf) между выводами и корпусом движка, подключил регулятор скорости, включил всё это хозяйство и обнаружил, что рулевая машинка начала подёргиваться. Причём независимо от того, крутится движок или нет. Движок и приёмник запитаны от одного источника. Что сие за безобразие и как от этого избавиться?

SAN

Обмерял я свою яхту. Значит так:
руль- верх-низ-высота в мм 65х 45х120, ось примерно на1/3 ширины.
киль 75х55х110 (это без учета балласта). Расстояние от киля до уступа корпуса для штатного киля - 90мм.
По поводу дрожания посмтрите топики по борьбе с помехами.
И статьи (и топики типа статьи) Глайдера на РСМастер.
А для начала: регулятор имеет встроенный стабилизатор для приемника?

Ada

Регулятор мне в магазине подобрали GWS ICS-100FP. На упаковке написано, что функция BEC присутствует. Впрочем, я немного поторопился вопрос задать – ещё не попробовал все меры по подавлению. Так что пока можно этот вопрос отставить, вот если ничего не получиться – тогда и буду приставать 😃 У меня пока другие вопросы – как себя поведёт этот регулятор в случае, если от него отключен двигатель (например, проводок отпаялся)? И на каких режимах работы мотора он греется сильнее всего?

3 months later
11 months later
ryck

Кто нибуть жив в это теме?
Я вспомнил детство, и купил яхту. Катер как то не втыкает, а вот под парусами …
Отзовитесь!