Штопор и крутка крыла. Какая зависимость?

El_Chupacabra

Сегодня, на облете бойцовки 1/12, неплохо полетевший и даже управляемый самолет внезапно вошел в штопор и далее в поверхность нашей с вами планеты.
Самолет Як-3 построен по самостоятельно подготовленным чертежам, крыло не имеет крутки. Год назад при облете бойцового FW-190 произошло то же самое, т.е. неожиданный штопор и краш. Там тоже крыло без крутки. Есть мнение, что к срыву самолета в штопор приводит отсутствие этой самой крутки крыла. Где можно почитать теорию на эту тему? Ну,😒 только доступным языком по возможности… Спасибо.

serge35

Штопор является результатом того, что при увеличении угла атаки крыла срыв потока начинается с концевых участков.
Склонность к штопору снижается, когда в результате тех или иных мер срыв потока при увеличении угла атаки модели происходит сначала в корневой части крыла, а потом уже перемещается к законцовкам.
Этого можно достичь, во первых, благодаря круткам. Крутка может быть двух видов - геометрическая, когда отличаются установочные углы разных участков крыла и аэродинамическая, когда на разных участках крыла используются разные профили, с плавным переходом от одного к другому. При геометрической крыло как бы закручено так, что установочный угол законцовки меньше установочного угла корневой части крыла (чем крутка больше, тем меньше склонность к штопору, но хуже несущие свойства крыла), для самолёта, как я полагаю, приемлемое значение около 2 градусов. При аэродинамической на концах крыла используются профили, на которых срыв потока происходит позже, чем у профиля центральной части крыла (нередко, просто используют более толстый профиль).
Во-вторых, на штопорные характеристики влияет форма крыла в плане. Прямоугольное крыло не склонно к штопору без всяких ухищрений и поэтому его используют на тренерах. Сужение крыла, из-за снижения числа Рейнольдса к концам, повышает склонность к штопору. Незначительная стреловидность практически не влияет.

По моему, где-то так. С уважением.

П.С. Пока стучал, уже ссылку дали.

lemlem

…Абсолютно согласен с автором предыдущего поста… некоторые добавления:

  1. достаточная стреловидность увеличивает склонность к штопору
  2. обратная стреловидность - сильно препятствует штопору
  3. штопор обычно развивается лавинообразно при снижении скорости модели до некой критической, при этом чем ниже нагрузка на крыло, тем ниже эта критическая скорость и ниже вероятность штопора. В предельном случае штопор не развивается, а происходит парашютирование…
El_Chupacabra

Блин, спасибо большое. Все встало на свои места, надо строить новый самолет 😃.
Обе модели имели профиль с одинаковой относительной толщиной в корне и на законцовке и, особенно у сегодняшнего Яка, имело место сужение крыла в плане. В общем, набор ошибок хрестоматийный 😃

lemlem

…Для модели на фотке, я думаю, самым лучшим эксплуатационным лекарством против штопора будет поддержание высоких скоростей полета, а конструкционным лекарством - отрицательная геометрическая крутка крыла (если это возможно сделать - например утюжком)
Аэродинамическая крутка для таких размеров не очень эффективна.

Вячеслав_Старухин

Штопор - это настолько сложная штука, что, когда аэродинамика в нашей стране ещё была в почёте, для улучшения противоштопорных характеристик самолётов иногда применялись совершенно неожиданные решения:

Амирьянц "Лётчики-испытатели"

Самолет МиГ-23 был весьма сложным в части штопора.
Известно, что на этой машине, попавшей в США, погиб при испытаниях на штопор один из квалифицированных американских летчиков-испытателей.
Но машина постоянно совершенствовалась, она была доведена и по штопорным характеристикам.

Очень эффективными оказались предложения ЦАГИ: установить небольшие крылышки на приемнике воздушного давления - так называемые ПВД-генераторы - в носовой части cамолета
и использовать небольшой “зуб” в месте сочленения крыла с фюзеляжем.

Аэродинамические усовершенствования на МиГ-23МЛД широко известны.
Были приварены маленькие пластины-вихрегенераторы по бокам штанги ПВД (такие же как на МиГ-29),
а также сделан вырез (“клык”) в передней кромке неподвижной части крыла примыкающей к фюзеляжу.

Rozario

Сделайте центровку по передней кромке и все полетит, крутка не обязательна, сам уже несколько лет крутку не применяю - все отлично летает.

vurger_13

Крутка крыла бывает трёх видов: геометрическая ( к примеру F-16), коническая (F-15). аэродинамическая (МиГ-29).
Геометрическая - профиль крыла остаётся неизменным, кроме относительной толщины, но угол атаки крыла в корневой части один, в концевой другой, плюс или минус. Коническая, когда средняя линия профиля в концевой части идёт по окружности, радиус и то же плюс и минус. Аэродинамическая - средняя линия идёт уже по аэродинамическим расчётам, или по какой-то кривой.
Только это всё для других скоростей. Предыдущее сообщение Rozario самое для тебя подходящее.

Palar
vurger_13:

Геометрическая - профиль крыла остаётся неизменным, кроме относительной толщины, но угол атаки крыла в корневой части один, в концевой другой, плюс или минус. Коническая, когда средняя линия профиля в концевой части идёт по окружности, радиус и то же плюс и минус. Аэродинамическая - средняя линия идёт уже по аэродинамическим расчётам, или по какой-то кривой.

Зачем показывать своё полное незнание и писать этот бред ? Люди с неокрепшим мосхом могут окончательно свихнуться.
Автору темы - “Штопор и крутка крыла. Какая зависимость?” Ответ - нет никакой зависимости. Классические пилотажки имеют ломовую устойчивость с тонким срывным профилем и трапецевидным крылом без крутки. Кто хочет, может задуматься, почему ?
www.oxai-rc.com/main/List.aspx?MID=1

Сделайте центровку по передней кромке и все полетит, крутка не обязательна, сам уже несколько лет крутку не применяю - все отлично летает.

Абсолютно верно.

Андрей_Зазулин

У меня полетел только третий “Як” . Прототип для бойцовки оказался крайне неудачный .Крутку делал , расширял крыло на разрешенные 2 см , увеличивал на 2 см плечо между крылом и стабилизатором , максимально ( в пределах правил) увеличивал площадь стабилизатора , профиль плоско-выпуклый , центровка передняя . Полетел , конечно , куда он денется … А потом построил “Ил-2” и про всю эту хрень забыл . Летаю и наслаждаюсь .Чего и Вам желаю .

8 days later
hottab
Вячеслав_Старухин:

Штопор - это настолько сложная штука, что, когда аэродинамика в нашей стране ещё была в почёте, для улучшения противоштопорных характеристик самолётов иногда применялись совершенно неожиданные решения:

По поводу “зуба”, Пришли к нему случайно. На испытаниях модели миг-29 в аэродинамической трубе на штопор, он никак не хотел из него выходить, а тут на очередных испытаниях неожиданно вышел … На обтекателе обнаружили кусочек скотча, который создавал вихрь …😉