Общая ветка про сервы: выбор, отзывы, хау-ту и ноу-хау

vandalzzz

Заметил что на форуме общей ветки про сервы нет, и все жалобы-предложения разбросаны по разным веткам, что в итоге неудобно.
===============================
Начнем с самого простого. Что такое современная серва:

  • Мотор. Современные сервы из диапазона адекватно применимых на четырехколесных моделях принципиально имеют два различных вида моторов: coreless (безъядерный в прямом переводе и бессердечниковый в правильном) и brushless (бесщеточный). Есть еще самый обычный щеточный мотор с металлическим сердечником, но применяется только на самых бюджетных сервах, поэтому даже если кто-то решил поменять свою серву из РТР-комплекта, то вряд ли захочет оставаться на таком же уровне.
    Coreless-мотор представляет из себя эволюцию классического: те же щетки, тот же внешний неподвижный магнит в роли статора, но только в роторе убрали ту металлическую часть, вокруг которой идет обмотка. В результате меньшая инерционность, быстрее раскрутка и т.п. Практически стандартный тип мотора в современных сервах широкого применения.
    Brushless-мотор - то же самое что и его большой собрат, трудящийся как источник основной движительной силы в самой модели (в случае если ерчь про электро). Магнит внутри, обмотка снаружи, никаких щеток, ну и преимущества такие же - меньше потребление, больше скорость. Применяется в топовых линейках нового поколения сервоприводов.
  • Редуктор. Представляет из себя логически промежуточное звено между выходным валом мотора и качалкой снаружи сервы. Фактически же это набор шестеренок, задача которых при помощи понижающих коэффициентов преобразовать очень высокую скорость и низкий момент вращения мотора в просто высокую скорость и высокий момент вращения выходного вала. Различаются редукторы по материалам, используемым для изготовления шестеренок. На данный момент их можно разделить на три основные группы: сталь, пластик и титан. Зачастую идет комбинирование, когда каждому материалу предоставляется работа по зубам: сталь ставится ближе к выходному валу ввиду своей прочности, а более легкие пластик/титан стоят ближе всех к мотору принимающими шестернями, за счет чего достигается меньшая инерционность этого звена. Есть некоторые производители, которые пишут что редуктор состоит из ‘metal gear’, скромно забывая указать тот факт что первая шестеренка из пластика, что явно не ведет к долгой и беззаботной эксплуатации сервопривода. Так что при выборе следует уделить этому моменту особое внимание.
  • Потенциометр. Занимается он тем, что отслеживает текущее положение выходного вала и сообщает об этом “мозгам” сервы. Это как раз тот узел, про который пишут ‘High resolution’, ‘12 bit’ и прочее. Для конечного пользователя за всей этой маркетинговой мишурой скрывается ощутимая польза в более точном и быстром позиционировании.
  • Мозги. В предельно упрощенном виде представляют из себя схему с двумя входами и одним выходом. На вход поступают сигналы с радио и потенциометра, на выход идут “сигналы” в виде готовых импульсов питания на сам мотор. Как раз первый из входных сигналов и бывает тех самых двух типов - analog и digital. Речи об аналоговом и цифровом сигналах в классическом понимании тут нет, все более сложно. Выходной сигнал ни в том ни в другом случае не представляет собой плавную кривую, нет. И там и там это череда коротких импульсов, различие начинается с их частоты: 50/сек для аналоговой сервы и 300 для цифровой. То есть при сдвиге качалки внешней силой от нулевого положения при прочих равных новое поколение сервопривода в 6 раз быстрее отреагирует и начнет сопротивляться такому изменению в сравнении со старым, если выражаться языком маркетологов. Помимо более частого интервала отправки этих импульсов еще также различается их длительность: для цифрового режима идет более широкий диапазон в 800-2200us, что в итоге дает более точные возможности по позиционированию мотора. Важно понимать, что цифровой режим, если поддерживается самой сервой, активируется на радиомодуле (для Airtronics MT4 к примеру в процессе привязки аппы и приемника). В конечном итоге пользователь имеет следующие плюшки: более точный ноль и его удержание, более резвый старт при амплитудных перемещениях и более точное позиционирование.
  • Корпус. Немаловажный элемент, состоящий из самого корпуса, подшипников выходного вала и осей шестеренок редуктора. С подшипниками все просто: очень хорошо если они есть, и совсем замечательно если наружный прикрыт какой-либо резинкой для предотвращения попадания грязи. С осями тоже все не слишком сложно: они должны быть достаточно прочные для уготованных им нагрузок и должны прочно держаться на посадочных местах, то есть металл оси не должен напрямую держаться за пластик корпуса. Корпус же бывает трех типов: пластик, металл (чаще всего Алюминий) и комбинированная версия, когда верх и низ из пластика, а середина из металла. Металл в средней части сервы способствует более эффективному рассеиванию тепла, генерируемого мотором, что благоприятно сказывается на работоспособности сервы вообще. Цельнометаллический корпус хорош тем, что опоры осей редуктора составляют с корпусом одно целое, в отличие от комбо-варианта когда в посадочное место б о льшего диаметра из пластика идет переходная проставка из металла.
    ------------
    Технические параметры сервопривода:
  • Скорость. Меряется в ненагруженном виде на отрезке в 60 градусов хода. Тут понятно что чем больше тем лучше, хотя слишком много на поверхностях с хорошим зацепом тоже не хорошо - слишком резкая и дерганная езда получается. Но тут уже на любителя, кто к чему привык.
  • Сила. Сколько килограмм, прицепленных к качалке в 1см от выходного вала вытянет серва из горизонтального положения. Если рассматривать рулевую серву для масштаба 1/8, то в течение последних лет общепризнанные “прожиточный” минимум смещался вверх вслед за характеристиками новых поколений самих приводов, что ни разу не удивительно. Универсального рецепта нет, следует отталкиваться от окружающих реалий: вес модели, зацеп за покрытие где катаешь и т.п.
  • Рабочий вольтаж. Паспортно выглядит как вариация из 6.0В и 7.4В (т.н. хай-вольт сервы), по факту обычные могут быть вполне запитаны и от двухбаночной LiFe-сборки (номинал 6.6В), хайвольты переваривают и 8.4В свежезаряженной липохи.
  • Прожорливость. Очень интересный параметр, про который в каталогах интернет-магазинов не пишут вообще. К примеру обычная серва Savox 1258, выдающая всего 12кг-см в пике способна выжрать 5 Ампер, отсюда и все проблемы с выгоранием встроенных БЕКов и “морганием” радио. Параметр этот надо смотреть на сайте производителя, и отталкиваться от способностей встроенного/внешнего БЕКа.
    ===========================
    Как оформлять отзыв по конкретной серве:
  • Первым абзацем идет наименование производителя и только цифры из индекса модели. К примеру Savox 1267, Hitec 7955
  • Вторым абзацем идет область применения: рулевая, газ/тормоз, тормоз на электричках или куда их еще можно поставить
  • Третьим следует указать внешние параметры: рабочее напряжение, использование внешнего БЕКа/кондеров, радиочасть, материал качалки и до упора ли затянут сервосейвер в случае рулевой сервы
  • Ну и далее уже можно расписать все плюсы и минусы, поломки-нюансы и прочее.
6 months later
oldmen
vandalzzz:

coreless (безъядерный в прямом переводе и бессердечниковый в правильном)

Если ближе к русскому языку, то скорее “мотор с полым якорем”.

vandalzzz:

Coreless-мотор представляет из себя эволюцию классического: те же щетки, тот же внешний неподвижный магнит в роли статора, но только в роторе убрали ту металлическую часть, вокруг которой идет обмотка

Неточность перевода привела к неточности описания конструкции. Магнит неподвижный, но внутренний. Ротор выполнен в виде стакана (колокола) и расположен снаружи магнита. Но, главное отличие- отсутствие “щелчков” при вращении. Т.к. витки в обмотке НЕ параллельны оси мотора, как на якоре классических щеточных моторах для сервоприводов. Что увеличивает точность отработки мотора и всего привода.

Эти неточности- мелочи. А, вообще, тема очень нужная. Собранная в одном месте информация по эксплуатации сервомеханизмов поможет с выбором.

vandalzzz:

Цельнометаллический корпус хорош тем, что опоры осей редуктора составляют с корпусом одно целое, в отличие от комбо-варианта когда в посадочное место большего диаметра из пластика идет переходная проставка из металла.

Ничего не понял. Оси промежуточных ступеней неподвижны. Только ось мотора и выходная под качалку вращаются относительно корпуса. Картинок с проставками под оси нет случайно? Наверное втулки имеются ввиду.

vandalzzz
oldmen:

Ничего не понял. Оси промежуточных ступеней неподвижны. Только ось мотора и выходная под качалку вращаются относительно корпуса. Картинок с проставками под оси нет случайно? Наверное втулки имеются ввиду.

Втулки, да. Или оси вращения, никто ж не говорит про подвижность в других осях. Смысл не меняется, главное что понятно о чем речь.

А что касается описания coreless-моторов в сервах, то думаю информация будет актуальной еще максимум с год, ибо тот же савокс уже имеет линейку brushless-серв по цене неотличимой от coreless, и с похожими характеристиками: 1267,1268 в роли прошлого поколения и 2273,2274 и пр. 227х в роли нынешнего. Аналогично и свежее поколение футаб.

oldmen

Речь не о сроках актуальности, а о достоверности.

8 days later
386

С мая, и ни одного отзыва… Печально…

yushkoff118

KO Propo RSx Response H.C. 30100 (цифровая сервомашинка с высокой скоростью работы в жестком корпусе)
• Усилие при 7.4V: 17.6 Кг-см
• Скорость при 7.4V: 0.06 сек. на 60°
на руле, 1/8 багги 7,4в липо
Качество 5, ноль держит идеально, пробег большой, без нареканий, хар-к хватает.

KO Propo RSx Response 30103 (цифровая сервомашинка с высоким усилием)
• Усилие при 7.4V: 31.6 Кг-см
• Скорость при 7.4V: 0.11 сек. на 60°
на руле 1/8 трагги 7,4в липо
для трагги усилия показалось мало, в стоячем положении поворачивает тяжело. в движении - все отлично.
на газ\тормоз обе сервы достаточно, как по скорости так и по усилию.

vandalzzz

Пожалуй внесу и я отзыв:

  • Savox 1268
  • Рулевая серва на обоих баггах - двс и электро
  • Спеки производителя 7.4В: 26кг/0.11с, стальные шестерни. У меня питалась в одном случае от бортового 2s аккума, в другом - внешний бек на 7.8В, позже встроенный на 8В. В обоих случаях сейверы были затянуты весьма щадяще для самой сервомашинки. Приемники - sanwa 461/462 в SHR режиме (цифровой).
  • Весь сезон отработали беспроблемно, скорости поворота руля хватало, в то же время скручивать ее назад не пришлось. Из объективных минусов отмечу длину кабеля до приемника (тот же хайтек заметно длиньше), кому-то субъективно могут показаться шумными. Ну и разъем под приемник саньва пришлось ножом подстругивать. При помощи этой сервы успешно выполнил selfshake-test для MT4.
12 days later
386

подскажите.
написан интервал рабочих температур 0- +55 градусов по цельсию…
зимой нельзя что ли кататься?

romanmotruk

Савокс 1258 -без всяких характеристик,-САМАЯ популярная и самая лучшая по соотношению цена\качество, все остальные могут быть очень хорошими, но лучше чем эта, по потребительским параметрам, вы не найдёте!
Имею 4 штуки, 1 спалил мне-дал покататься, починил, мотор с китайца поставил, 1 поломались втулки в крычшке-сейвер перетянул, поставил металлические втулки, проклеил, всё работает! 2 других пока в поряде!

vandalzzz
386:

подскажите.
написан интервал рабочих температур 0- +55 градусов по цельсию…
зимой нельзя что ли кататься?

Скорее производитель перестраховывается. Если в редукторе сервы нет воды способной замерзнуть, то единственное что по большому счету может грозить - отломаются крепежные уши (в случае когда они пластиковые)

Lysenok54

Тоже пользуюсь савокс 1258 газ/тормоз, на руль встоячку явно нехватает 12кг даже для багги.
Отличная серва, ноль держит хорошо, скорость отменная. Серва реально стоит своих денег 😉
На руле багги стоит 1233SG тоже очень доволен, только вот дизайн верхней крышки неочень😌

9 days later
palkan

Парни, подскажите, серва засвистела. ( sanwa ERS-962) Плавно если, свиста нет, резче, свистит прямо! Других проблем в её работе не наблюдаю. В каком направлении двигаться? Не хочется сломаться на соревнованиях…

palkan

Всем спасибо! Решил проблему мойкой/смазкой.

1 month later
Exiles

Помогите выбрать серву в пределах 3-4 тысяч рублей для Трагги 1:8.

2 months later
7_45

Ребят может кто подскажет.Подбираю серву на руль,багга 1/8,питание только от регулятора,без Бека.Что не буть из Savox.

7_45
lehuy:

К савоксу бек нужен.

ну так это к 7.4в. Я хочу взять до 6в.

kabuum

Не важно сколько вольт. Савоксы любят кушать и им надо от 5А ток от бека.
Так что или другие сервы выбирать или савоксы и к ним бек на 8-10А.

7_45
kabuum:

Не важно сколько вольт. Савоксы любят кушать и им надо от 5А ток от бека.
Так что или другие сервы выбирать или савоксы и к ним бек на 8-10А.

Тогда ХР посмотрю, не охота с Беками возится.

7 days later
vandalzzz
lehuy:

К савоксу бек нужен.

Смотря какой рег. На текине работает и без бека

lehuy

Везде работает,вот только в полную силу?

vandalzzz
lehuy:

Везде работает,вот только в полную силу?

ну там 7А рег, у савка самые жадные сервы 5А в заблоченном состоянии жрут. параноикам можно еще кондер воткнуть, тогда точно хватит. и это будет явно проще чем лепить внешний бек

1 month later
Replika2

Всем привет. Мучаюсь с выбором сервы для одного чудо проекта. Главное требование- тяга. Скорость не важна. Питание 6 вольт. Вес любой. Двигаться ЭТО будет по земле. Рулить колесом 200 мм диаметром весом около 1 кг на угол около 180 град. . Вес всего устройства около 20 кг. Смотрю на серво от 20 до 30 кг которые на 360 град. На алиэкспрессе до 1000 р . Может присоветуете чего? Бюджет до 1500 с доставкой…спасибо.

kabuum

День добрый!
Интересует мнение по серве XQ-S4020D Характеристики не плохие и цена гуманная.
Насколько честно выдает заявленные параметры? Ноль держит?

13 days later