облегчение модели
прорезанием окон облегчения в элементах набора крыла и фюзеляжа никого не удивишь, особенно в электролетах, где остается меньше, чем вырезается, один воздух, но вот если кто обращал внимание, при постройке самолета с ДВС, сколько удавалось выигрывать на окнах в нервюрах, шпангоутах и т.д. (речь и о бальзе и о фанере)
мне интересно, сколько весили все вырезанные при облегчени кусочки дерева? именно вырезанные.
у меня при постройке стабилизатора размахом ~950 мм и киля соответствующего размера, вся вырезанная бальза весила около 10 граммов, ну пусть даже 20, когда сам стаб и киль с рулями весит около 380 грамм (с лотками для серв в стабе). окна вырезались в нервюрах и переднем лонжероне стаба (он конструктивно просто плоский), все обшито полторушкой бальзой.
Думаю вот, на кой черт корячился-резал, так и прочнее было бы, и быстрее, и проще.
собираю весь вырезанный на облегчение материал, что бы узнать потом, сколько сэкономил и стоило ли это того.
хотя с нервюр крыла нарезал кусочки поприличнее, грамм 70-75 тянет, но сами крылья тоже не пол кило весить будут, одни лонжероны 10х10 чего стоят…
А я вот тоже, для камикадзе 45 бальзу резал и решил складывать в пакетик обрезочки и из окон облегчения тоже. Там такие круги вырезались что легко на шпангоут для какого-нить планерочка потянут:))))
10 грам там, 75 тут, на пыли от аккуратного шкурения со всего самолета наберется грамм 40, окна на фюзеляже грамм от 40 до 100, лонжероны 8х8 вместо 10х10. Набегает везде. По собственному опыту знаю. Смысл в коряченьи есть всегда.
в принципе так то оно так, но 8х8 лонжероны на 2,5 метра крыло - слабовато, итак 10х10 вместо 11х11. речь то о 9 кг… приблизительно, хотя хотелось бы 7,5 кг с мотором, но это вроде как несбыточно, а вот 9 может быть.
Если найдешь подходящие угольные трубы, то можно ставить 4мм. Перед сборкой их слегонца зашкурить и клеить циакрином. На фунтане и катане именно так Сильвестри делает.
На таком весе сэкономить можно вот где: стойка шасси - композит, труба крыла - композит. Облегчения боковин фюзеляжа: если фанера, то лонжероны по контуру облегчений 10х10. Грубо говоря ферма слегка усиленная фанерой. Получится очень жестко. Либо весь фюзеляж собирать как ферму из бальзы средней плотности 12х12.
Облегчения коробки крепления моторамы.
На всем этом хозяйстве порядка кила можно сбросить особо не потеряв в прочности.
стойка шасси из композита это хорошо, изыскивю варианты, уголь достать негде (пока?), может из стекла?
крыло без трубы, крепится на фанерной (пустотелой) балке 10х78мм,
только что взвесил все это хозяйство.
оперение в сборе - 434 гр
крылья - по 480 гр каждая консоль
(правда еще не до конца собранные, но взвесил так же и материал для этого, каждая консоль прибавит около 100 гр.)
та самая фанерная соединительная балка - 420 гр (еще есть возможность для облегчения до -100 гр, но пока не спешу, вырезать в ней окна не поздно никогда)
удаление 1см2 фанеры 3мм дает выигрыш 0,21 гр (посчитал)
а вот фюзеляж - каркас - ферма из бальзы 10х10, переходящая в подмоторную коробку, и снаружи обшивка (круглая) 2 мм бальзой, окна в обшивке не предусматриваются, так как он круглый (СУ-26МХ)
как шасси из стекла сваять?
или из угля. и где его взять (не в Москву же ехать…)