Двухдвигательная мотоустановка для FPV модели. За и против, конкретные реализации, готовые модели и самодел.
Приветствую, коллеги!
Облазив форум не нашел похожих тем, потому решил вынести на обсуждение.
Плюс данной схемы очевиден:
- отказоустойчивость, на одном двигле долетит если что.
Минусы:
- таскаем лишний вес
- не факт, что в плане энергопотребления эффективно.
- не факт, что автопилот (да и сам пилот) сможет притащить модель назад с одним отказавшим двигателем, если двигатели расположены на крыльях, будет все время заваливаться.
Отсюда возникает несколько вопросов:
- какая компоновка двухдвигательной модели оптимальная для ФПВ?
- от отдельных или от одного аккумулятора питать двигатели?
- питать-ли вообще второй двигатель или таскать в горячем резерве? Как будет эффективней в плане расхода электричества?
- есть-ли готовые двухдвигательные модели для FPV? Опыт использования.
Предлагаю тем, кто летает на двух- и более двигательных моделях поделиться опытом.
Вот при такой компоновке и возникает вопрос, вырулит-ли его автопилот на одном двигателе. Вряд-ли кто-то сталкивался, но вдруг у кого есть опыт?
Да и вообще, я не уверен, что смогу и сам подобный самолет на одном двигателе вырулить на базу, про автопилот я вообще молчу)
Так что предпочтительней компоновка с продольно расположенными на одной оси двигателями, а такое мне пока не попадалось.
Потому тему и завел)
Тема интересная, я как раз начал перезапиливать свой перелац на твин, с целью покорения высоты. Жду, когда придут моторы с регулями, пара SK3 35 размера 1150 кв и турниги A-45AE
Соображения следующие:
- Тянущий винт несколько эффективнее толкающего
- Обдув повышает несущую способность крыла, можно грузить больше батарей.
- Два мотора - дофига статической тяги, что полезно для скороподъемности.
- Тяга приложена в более правильном месте, ближе и к центру тяжести и центру давления
- При этом можно поставить винты побольше, если есть шасси, балка не мешает
- Два мотора , каждый мощностью 350вт скажем, можно грузить на 200-250вт каждый, это наивыгоднейший режим, хороший кпд.
- Если интересна скорость, то твин существенного прироста ее не даст думаю 😃
На дальняк двухмоторный сетап смысла считаю не имеет, а вот на высотняк хочется попробовать. Относительно долетит ли на одном моторе или нет - я бы вариант отказа одного мотора не рассматривал, вероятность этого мала. Но если вдруг случится, то действовать так же, как и на одномоторном варианте - прибираем газ и высматриваем площадку для посадки, пишем видео, трекер на борту.
В этом смысле практическая надежность твина такая же, как у одномоторника.
я бы вариант отказа одного мотора не рассматривал, вероятность этого мала.
Как раз из всех возможных отказов матчасти на мой взгляд и по моему опыту - этот самый вероятный.
- Два мотора - дофига статической тяги, что полезно для скороподъемности.
Что мешает поставить один мощностью как два?
- Тяга приложена в более правильном месте, ближе и к центру тяжести и центру давления
Согласен.
- Обдув повышает несущую способность крыла, можно грузить больше батарей.
Согласен.
Помимо всего сказанного - просто красиво)))
Как раз из всех возможных отказов матчасти на мой взгляд и по моему опыту - этот самый вероятный.
А на мой - наименее вероятный 😃 Проанализируйте ветку наши краши. Просто логически, почему никто не морочится вероятностью отказа на одномоторнике? Потому что выбора нет 😃 Тут то же самое - долетит на одном или нет - это чисто теоретический (для меня) интерес. Здесь нет разницы с одномоторником, тем более при полете в высоту. Отказ - значит садимся, все.
Что мешает поставить один мощностью как два?
Ничего не мешает. Только это ничего не даст. Вы наверно имели в виду, если поставить мотор с кв на 50% больше?
Вот при такой компоновке и возникает вопрос, вырулит-ли его автопилот на одном двигателе. Вряд-ли кто-то сталкивался, но вдруг у кого есть опыт?
На одном двигателе автопилот, както и сам пилот рулит самолет без проблема, если модел разчетена за ета. Имея два двух моторни за FPV, конечно ДВГ. Первъи сделал в 2012г, втории в 2013г.
Тут то же самое - долетит на одном или нет - это чисто теоретический (для меня) интерес.
А вот для меня практический, потому что если и ваять двухмоторник, то только ради того, чтобы не бояться отказов ходовой части, имхо.
А на мой - наименее вероятный Проанализируйте ветку наши краши.
Ну а у меня за последние полгода на основном ФПВ носителе регуль уже вылетал один раз, хорошо что сразу после взлета, а не черт знает где.
Если ветку наши краши анализировать, то там половина вообще по криворучию бъется))) А когда я туда последний раз заходил, то два попавшихся на глаза отчета из последних были именно по отказу ходовой)
потому что если и ваять двухмоторник, то только ради того, чтобы не бояться отказов ходовой части, имхо.
Тогда у нас цели разные, значит и подходы будут разные. На мой взгляд ваять двухмоторник ради только надежности - смысла нет. Ибо привносится куча минусов - борода из проводов, свисающих с крыла, нюансы по подключению датчика тока и тд. Для летать на 100км он тоже не нужен. И в целом он просто надежнее не будет. Ибо куча разъемов , всяких Y-кабелей и прочей мишуры. Это съест весь гипотетический запас надежности в виде еще одного мотора.
Для надежности намного выгоднее просто подбирать компоненты с запасом и не перегружать их.
Ибо привносится куча минусов - борода из проводов, свисающих с крыла, нюансы по подключению датчика тока и тд.
Вот поэтому я и склоняюсь к продольному расположению двигателей. Один с тянущим винтом, второй с толкающим. Но пока не нашел подходящей платформы, а сам не настолько крут, чтобы самолет с нуля построить.
Кстати по поводу датчика тока, тут два на мой взгляд очевидных варианта:
- одна батарея - все как и при одномоторном варианте.
- две отдельных батареи на каждый мотор, тут либо считаем только на одном (том который питание серв и передатчика обеспечивает), предполагая, что расход на втором будет заведомо меньше.
Есть-ли еще какие-нибудь варианты?
У меня - больше нет 😃
- две отдельных батареи на каждый мотор,
А смысл? Лучше общее питание, тогда при отказе одного мотора, второй будет обеспечен полным запасом энергии, а не оставшейся половиной.
На мой взгляд, если цель именно в высоту, то при этом можно обеспечить относительно небольшое удаление от базы. Тогда при отказе одного из моторв можно вообще не заморачиваться, отключать все моторы и планировать на базу.
А вот полетит ли в горизонте (хотя бы) с одним мотором… Вот интересная книжка:
“Полёт двухмоторного самолета с одним работающим мотором.”
Год: 1950
Автор: Лебедев Н.В.
Инетерсно ознакомиться. Даже если не вникать в уравнения.
Облазив форум не нашел похожих тем, потому решил вынести на обсуждение.
поддерживаю
питать-ли вообще второй двигатель или таскать в горячем резерве?
таскать в горячем резерве совсем не интересно, питать надо от одной батареи или пака, но не по схеме одна батарея на мотор моё ИМХО
А смысл? Лучше общее питание, тогда при отказе одного мотора, второй будет обеспечен полным запасом энергии, а не оставшейся половиной
Как вы представляете себе отказ двигателя- крутился, крутился и просто взял и остановился? А все остальное продолжило работать как ни в чем не бывало?
Ни разу такого не видел 😃
Зато видел срывы синхронизации, двиг нагретый до over200 градусов, КЗ в регуле- огонь, дым, провода плавятся))
двиг нагретый до over200 градусов
Канонiчно писать - нагретый over 9999 градусов 😃)))
поддерживаю
Yden, а чего не поделитесь практическим опытом? Если я не путаю, вы выпиливали такой. А то мы тут больше теоретеги.
Я правда когда-то баловался, ставил два мотора с винтами 9х6 на хлипчайший планерок 1200 размаха, грузил его гидридом и зажигал 😃 Летало как бешеная колбаска, по крену не удержать,
перепахал все поле нах. Потом забил
Для увеличения надежности имхо точно помогут только две полностью независимые системы: 2 акка, 2 рега, 2 приемника, 2 камеры, 2 передатчика, 2 OSD/АП, 2 сервы (вот правда если одну вклинит в край… а это ведь весьма вероятно…) . Ну и логично доходим до двух носителей (крылья тоже ломаются)… Все остальное компромиссы, которые трудно оценить на уровне вероятностей.
Отлетал на двухмоторнике сезон (кажется 2010), и согласен:
просто красиво
Что не малый аргумент…
“Просто красиво” мне кажется более чем аргумент. Я уже второй месяц смотрю пристально на 2 лежащих турниджи парк 450/1200 и старый скай. Поставить винты 8х6 и будет 2кг тяги в статике и поток 105 км/ч … Опять же решится проблема с видео - воткну его на штатное место мотора.
Пока только останавливает необходимость как-то сделать и вклеить моторамы.
И центровка
кто летает на двух
Ну, я летаю- никаких проблем.
В прошлый раз не смог в поле отключить тормоз у одного регулятора- так ему по барабану: на посадке газ убрал, один винт стоит, другой крутится- сел, как по рельсам. В воздухе тоже пробовал стопорить- без разница.
Тяги- за глаза: на 1/3 газа взлетает.
Общий вес- такой же (толкающая версия- движок Турниги 3536 1100, здесь- ХК2836-1000)
Сам по себе самолет- более летуч становится на низких скоростях: крыло обдувается потоком от винтов.
Винты работают в более комфортной обстановке- нет впереди аэротени и возмущения потока.
Для увеличения надежности имхо точно помогут только две полностью независимые системы: 2 акка, 2 рега, 2 приемника, 2 камеры, 2 передатчика, 2 OSD/АП, 2 сервы (вот правда если одну вклинит в край… а это ведь весьма вероятно…)
У Вас часто камера или передатчик отказывали?)
Я не претендую на соц исследование, но по моему личному мнению мотоустановка - самый уязвимый и самый критичный узел. Без камеры, передатчика, приемника и даже с отказавшей сервой (ну только если не в крайнем положении заклинило) автопилот, если не отказал, самолет домой притащит) а вот без тяги - хрен)
Зато видел срывы синхронизации, двиг нагретый до over200 градусов, КЗ в регуле- огонь, дым, провода плавятся))
Это да, потому и склоняюсь я к отдельному питанию на каждый двигатель.
Ну, я летаю- никаких проблем.
А автопилот имеется у вас на этом агрегате?
И центровка
Центровку (умные люди)- делают свободно регулируемой.
Если посмотреть внимательно на ряд дырочек вдоль верхнего шпангоута- это места, куда может устанавливаться центроплан, с шагом 10 мм.😃
точно помогут только две полностью независимые системы
Ну, или попроще: Пауэр- бокс?
А автопилот имеется у вас на этом агрегате?
Да чего только на нем не имеется: и ФПВ (собственно, самолет и проектировался под это) и радиомодем и АП.
Даже зеркалку- есть куда поставить.
И для “мыльницы”- специальное место (расширение внизу фюзеляжа)
И со всей этой фигней- оно еще и летает отлично: специально садисты- испытатели пробовали в штопор свалить, в скольжение- фигушки.
Если я не путаю, вы выпиливали такой. А то мы тут больше теоретеги
путаете, я не строил такой
Один с тянущим винтом, второй с толкающим.
В 30е годы в ЦАГИ- делали такой тяни-толкай.
Ничего хорошего не вышло.
А в нашем случае- вообще непонятно, как выровнять их тягу?
Они же совсем в разных условиях работать будут?
И как добиться, чтобы везли оба, о не один “битый-небитого”?
При нормальном (параллельном расположении моторов) разноход (по тахометру) во всем диапазоне оборотов укладывается в 1,5 %.
Естественно, винты, моторы и регули- одинаковые.
Если интересна скорость, то твин существенного прироста ее не даст думаю
Как раз скорость в двухмоторном варианте- возрастает (максимальная)
В прошлый раз специально дали полный газ- понесся, как подорванный.
Вообще тяги с двумя (2х2,2КГ=4,4) больше, чем у одного (3кГ)
И центровка
Не, центровка нормально - я уже прикидывал. ОСД и ЛРС приемник переезжают в нишу под крылом, видеопередатчик на место мотора, что полностью освобождает “трюм” и позволяет батарейку задвинуть до упора.