Двухдвигательная мотоустановка для FPV модели. За и против, конкретные реализации, готовые модели и самодел.

Papercut

Приветствую, коллеги!
Облазив форум не нашел похожих тем, потому решил вынести на обсуждение.

Плюс данной схемы очевиден:

  • отказоустойчивость, на одном двигле долетит если что.

Минусы:

  • таскаем лишний вес
  • не факт, что в плане энергопотребления эффективно.
  • не факт, что автопилот (да и сам пилот) сможет притащить модель назад с одним отказавшим двигателем, если двигатели расположены на крыльях, будет все время заваливаться.

Отсюда возникает несколько вопросов:

  • какая компоновка двухдвигательной модели оптимальная для ФПВ?
  • от отдельных или от одного аккумулятора питать двигатели?
  • питать-ли вообще второй двигатель или таскать в горячем резерве? Как будет эффективней в плане расхода электричества?
  • есть-ли готовые двухдвигательные модели для FPV? Опыт использования.

Предлагаю тем, кто летает на двух- и более двигательных моделях поделиться опытом.

Papercut
sashaNar:

Вот при такой компоновке и возникает вопрос, вырулит-ли его автопилот на одном двигателе. Вряд-ли кто-то сталкивался, но вдруг у кого есть опыт?
Да и вообще, я не уверен, что смогу и сам подобный самолет на одном двигателе вырулить на базу, про автопилот я вообще молчу)
Так что предпочтительней компоновка с продольно расположенными на одной оси двигателями, а такое мне пока не попадалось.
Потому тему и завел)

nyc73

Тема интересная, я как раз начал перезапиливать свой перелац на твин, с целью покорения высоты. Жду, когда придут моторы с регулями, пара SK3 35 размера 1150 кв и турниги A-45AE
Соображения следующие:

  1. Тянущий винт несколько эффективнее толкающего
  2. Обдув повышает несущую способность крыла, можно грузить больше батарей.
  3. Два мотора - дофига статической тяги, что полезно для скороподъемности.
  4. Тяга приложена в более правильном месте, ближе и к центру тяжести и центру давления
  5. При этом можно поставить винты побольше, если есть шасси, балка не мешает
  6. Два мотора , каждый мощностью 350вт скажем, можно грузить на 200-250вт каждый, это наивыгоднейший режим, хороший кпд.
  7. Если интересна скорость, то твин существенного прироста ее не даст думаю 😃

На дальняк двухмоторный сетап смысла считаю не имеет, а вот на высотняк хочется попробовать. Относительно долетит ли на одном моторе или нет - я бы вариант отказа одного мотора не рассматривал, вероятность этого мала. Но если вдруг случится, то действовать так же, как и на одномоторном варианте - прибираем газ и высматриваем площадку для посадки, пишем видео, трекер на борту.
В этом смысле практическая надежность твина такая же, как у одномоторника.

Papercut
nyc73:

я бы вариант отказа одного мотора не рассматривал, вероятность этого мала.

Как раз из всех возможных отказов матчасти на мой взгляд и по моему опыту - этот самый вероятный.

nyc73:
  1. Два мотора - дофига статической тяги, что полезно для скороподъемности.

Что мешает поставить один мощностью как два?

nyc73:
  1. Тяга приложена в более правильном месте, ближе и к центру тяжести и центру давления

Согласен.

nyc73:
  1. Обдув повышает несущую способность крыла, можно грузить больше батарей.

Согласен.

yaten

Помимо всего сказанного - просто красиво)))

nyc73
Papercut:

Как раз из всех возможных отказов матчасти на мой взгляд и по моему опыту - этот самый вероятный.

А на мой - наименее вероятный 😃 Проанализируйте ветку наши краши. Просто логически, почему никто не морочится вероятностью отказа на одномоторнике? Потому что выбора нет 😃 Тут то же самое - долетит на одном или нет - это чисто теоретический (для меня) интерес. Здесь нет разницы с одномоторником, тем более при полете в высоту. Отказ - значит садимся, все.

Papercut:

Что мешает поставить один мощностью как два?

Ничего не мешает. Только это ничего не даст. Вы наверно имели в виду, если поставить мотор с кв на 50% больше?

Gogo55
Papercut:

Вот при такой компоновке и возникает вопрос, вырулит-ли его автопилот на одном двигателе. Вряд-ли кто-то сталкивался, но вдруг у кого есть опыт?

На одном двигателе автопилот, както и сам пилот рулит самолет без проблема, если модел разчетена за ета. Имея два двух моторни за FPV, конечно ДВГ. Первъи сделал в 2012г, втории в 2013г.

Papercut
nyc73:

Тут то же самое - долетит на одном или нет - это чисто теоретический (для меня) интерес.

А вот для меня практический, потому что если и ваять двухмоторник, то только ради того, чтобы не бояться отказов ходовой части, имхо.

nyc73:

А на мой - наименее вероятный Проанализируйте ветку наши краши.

Ну а у меня за последние полгода на основном ФПВ носителе регуль уже вылетал один раз, хорошо что сразу после взлета, а не черт знает где.
Если ветку наши краши анализировать, то там половина вообще по криворучию бъется))) А когда я туда последний раз заходил, то два попавшихся на глаза отчета из последних были именно по отказу ходовой)

nyc73
Papercut:

потому что если и ваять двухмоторник, то только ради того, чтобы не бояться отказов ходовой части, имхо.

Тогда у нас цели разные, значит и подходы будут разные. На мой взгляд ваять двухмоторник ради только надежности - смысла нет. Ибо привносится куча минусов - борода из проводов, свисающих с крыла, нюансы по подключению датчика тока и тд. Для летать на 100км он тоже не нужен. И в целом он просто надежнее не будет. Ибо куча разъемов , всяких Y-кабелей и прочей мишуры. Это съест весь гипотетический запас надежности в виде еще одного мотора.
Для надежности намного выгоднее просто подбирать компоненты с запасом и не перегружать их.

Papercut
nyc73:

Ибо привносится куча минусов - борода из проводов, свисающих с крыла, нюансы по подключению датчика тока и тд.

Вот поэтому я и склоняюсь к продольному расположению двигателей. Один с тянущим винтом, второй с толкающим. Но пока не нашел подходящей платформы, а сам не настолько крут, чтобы самолет с нуля построить.
Кстати по поводу датчика тока, тут два на мой взгляд очевидных варианта:

  • одна батарея - все как и при одномоторном варианте.
  • две отдельных батареи на каждый мотор, тут либо считаем только на одном (том который питание серв и передатчика обеспечивает), предполагая, что расход на втором будет заведомо меньше.
    Есть-ли еще какие-нибудь варианты?
jusupoff
Papercut:
  • две отдельных батареи на каждый мотор,

А смысл? Лучше общее питание, тогда при отказе одного мотора, второй будет обеспечен полным запасом энергии, а не оставшейся половиной.

На мой взгляд, если цель именно в высоту, то при этом можно обеспечить относительно небольшое удаление от базы. Тогда при отказе одного из моторв можно вообще не заморачиваться, отключать все моторы и планировать на базу.
А вот полетит ли в горизонте (хотя бы) с одним мотором… Вот интересная книжка:
Полёт двухмоторного самолета с одним работающим мотором.
Год: 1950
Автор: Лебедев Н.В.

Инетерсно ознакомиться. Даже если не вникать в уравнения.

Yden
Papercut:

Облазив форум не нашел похожих тем, потому решил вынести на обсуждение.

поддерживаю

Papercut:

питать-ли вообще второй двигатель или таскать в горячем резерве?

таскать в горячем резерве совсем не интересно, питать надо от одной батареи или пака, но не по схеме одна батарея на мотор моё ИМХО

KBV
jusupoff:

А смысл? Лучше общее питание, тогда при отказе одного мотора, второй будет обеспечен полным запасом энергии, а не оставшейся половиной

Как вы представляете себе отказ двигателя- крутился, крутился и просто взял и остановился? А все остальное продолжило работать как ни в чем не бывало?
Ни разу такого не видел 😃
Зато видел срывы синхронизации, двиг нагретый до over200 градусов, КЗ в регуле- огонь, дым, провода плавятся))

nyc73
KBV:

двиг нагретый до over200 градусов

Канонiчно писать - нагретый over 9999 градусов 😃)))

Yden:

поддерживаю

Yden, а чего не поделитесь практическим опытом? Если я не путаю, вы выпиливали такой. А то мы тут больше теоретеги.
Я правда когда-то баловался, ставил два мотора с винтами 9х6 на хлипчайший планерок 1200 размаха, грузил его гидридом и зажигал 😃 Летало как бешеная колбаска, по крену не удержать,
перепахал все поле нах. Потом забил

msv

Для увеличения надежности имхо точно помогут только две полностью независимые системы: 2 акка, 2 рега, 2 приемника, 2 камеры, 2 передатчика, 2 OSD/АП, 2 сервы (вот правда если одну вклинит в край… а это ведь весьма вероятно…) . Ну и логично доходим до двух носителей (крылья тоже ломаются)… Все остальное компромиссы, которые трудно оценить на уровне вероятностей.
Отлетал на двухмоторнике сезон (кажется 2010), и согласен:

yaten:

просто красиво

Что не малый аргумент…