Поговорим о буксировке планеров.

Waco

Уважаемые коллеги!
Я решил начать эту тему, т.к. получаю очень много вопросов, связанных именно с этим классом моделей. Да, это очень интересный, красивый и очень зрелищный вид моделизма. Всегда и везде во время буксировки все зрители очень внимательно смотрят на старт. Именно он завораживает взоры своей красотой и неповторимостью.
В теме предлагается обсудить все вопросы касательно узкой специализации по моделям, видам и технике пилотирования, техническим и многим другим вопросам, которые возникают в процессе работы.
Я не считаю себя профи в этом классе, но опыт наших буксировок, наши проблемы и ошибки - всем этим я готов поделится.
Для начала ссылка на немецкий форум, где выкладываются регулярно все буксировщики, у кого какие есть… С этого начнём и мы, ну а дальше углубимся в тему…
www.rc-network.de/…/260367-Eure-Schleppmaschinen

Mongoose9999

Да это зрелишна. Это одна из причин почемо я хотел приобрести декателон 3,5м. Наши колеги летом били в Эстоний на соревнованиях планеров. По дароге как раз и видели как этим занимались поднимая в небесах копейные планери копейными буксирами(самодельными). Красота.
С интересом почитал про эту тему , так как думаю на следуюший сезон тоже пробувать буксировтаь, ну навернo буксиром будет пилотажка.

В ангаре за настояшими птицами видна и копия бланека с рективной турбиной , ну это другой расказ.

Waco

На мой взгляд, достаточно попробовать буксировку только раз, как сразу начинаешь любить этот очень интересный класс моделей. Для того, чтобы избежать ошибок, и сделать правильное начало, я и хочу начать публиковать отдельные темы опираясь на материал, который собрал мой отец для своей книги. Сначала небольшой экскурс в самую неотемлемую часть процесса буксировки, а именно буксировочный узел.
Существует огромное разнообразие этих приспособлений - как выпускаемых серийно, так и изготовленных самостоятельно…

Критериев выбора не существует и тут каждый выбирает для себя подходящий по типо-размеру. Как правило, все выпускаемые серийно узлы уже имеют необходимую прочность и стабильность в работе. При его установке нужно иметь ввиду, что доступ должен быть свободным и контролируемым. Место крепления нужно усилить, чтобы при резких эволюциях в небе, которые частенько случаются по разным причинам, его не вырвало.
Также нужно сказать про серво, которое отцепляет буксировочный фал или трос. Нельзя ставить слабые и маломощные серва. Для буксировки планера весом около 5кг вам потребуется усилие на валу не меньше 8кг, а при буксировке большого планера от 15 до 25кг уже нужно серво с усилием не менее 20кг. Здесь важна не скорость отработки машинки, а её усилие на валу.
Немного о буксировочном “крюке” на планере. Как правило он расположен в носу планера. Но, существуют варианты его установки на днище или боковой части фюзеляжа. Я считаю, что установка в носу является самой оптимальной и не создает дополнительных моментов во время полёта за буксиром.
Немаловажным фактором является и место установки буксировочного узла на самолёте-буксировщике. Об этом я напишу в следующий раз…
Если есть вопросы, то я готов обсудить и ответить.

vlad_den

Я правильно понимаю, что возможности отцепа в буксировочных узлах обычно предусматриваются и в планере и в буксировщике? При этом, сами узлы там как правило разные?

Waco

Да,именно так… Отцеп предусмотрен в обоих моделях. Вот к примеру узел отцепа у планера.

Мощность машинки идентична модели самолёта.

1 month later
El_Chupacabra

Улдис, тема архиважная, но здесь боюсь она и вправду заглохнет, поскольку она гораздо шире просто больших моделей. Такой теме самое место в “планерах”. Я с некоторых пор увлекся планерами, сюда заглянул совершенно случайно и наткнулся на эту ветку. Владимир, спасибо большое за то что делитесь опытом, мне это очень интересно. Я уже достраиваю тягач для своего копийного планера, SD GREENLEY, как у вас говорят дизайн ящика. Мне на данном этапе важна функциональность модели именно как тягача, поэтому не до свисточков и колокольчиков. Готовые чертежи любезно предоставлены коллегами с SSUK, чуть подправил их под имеющуюся трубу и начал строить. И то, планировал уложиться в месяц, но уже работаю над ним почти два- жизнь вносит коррективы.
Здесь у нас никто не таскает планера тягачом, я пожалуй буду единственным и мне интересны все аспекты этого процесса. Отцепное устройство на тягаче я выточил из прочного алюминиевого сплава

и установил в районе задней кромки, на планке куда вкручиваются крепежные болты крыла.

Машинку поставил стандартную, посмотрел много видео буксировки, где видно как провисает буксирный конец и решил что там нет больших нагрузок.

Но ваш пост меня озадачил, вес моего планера ожидается приблизительно около 9 кг.

Что вы используете в качестве буксировочного конца? Полагаю, там нужно что то растягивающееся и гасящее рывки, подойдет ли рыболовная леска?

valek82

А как закреплена стойка отцепного устройства? Если только гайкой снизу прикручена, то ее оторвет при первом же рывке или загнет буквой z.
Надо было бы сделать крепление к шпангоуту для надёжности.

El_Chupacabra

Да, только гайкой, но гайка эта М10, а корпус сцепного устройства выточен из Д16Т. Просто из фото масштаб не очевиден, думаю прочности там с достатком.

Mongoose9999

А я вобше лох в этом деле. Ну у нас на следуюший сезон появитса первие модели которие висказали желание о буксировке. Самалёт у меня пилотажка, Многа ево уродовать для этой цели нехочстса. По скoлько навиков у нас больших по бускировки нет не планеристам не бускировшикам, думаю крюк цепить как можна ближе центру тяжести чтоб по меньше болтало. Сколько я заметил планер по любому всегда чуть више буксировшика. Я думаю делать сёмный триугольник каторий будет крепитса в 3 точках корневая нервюра - место лонжерона на обоих крилах (кроншетеины одеваетса на трубу и крепитса между фюзом и крилом) и мотошпангоут средняя oпора. При буксировке кабина снимаетса , и примерна на висоте рудера в раёне труби размещена точка буксировки. Или всё гараздо проще/сложнее. Проста незнаю где на пилотажке пустить буксир чтоб непопал в рули и по меньше болтало.Tехническое исполнение RC крюка буду думать когда определюсь с расположением самой точки

valek82
El_Chupacabra:

Да, только гайкой, но гайка эта М10, а корпус сцепного устройства выточен из Д16Т. Просто из фото масштаб не очевиден, думаю прочности там с достатком.

Ваш планер будет весить не 1 кг, а площадка, на которой закреплено сцепное устройство держит еще и крыло с его нагрузками.
Просто не очень хотелось бы, чтобы при старте с планером эта площадка оторвалась, а вместе с ней и крыло буксира.

piski

Жаль тема заглохла, как раз подумываю о буксировках планеров летом. Почти собрал Бивера 2800 размахом. На будующее приглядываюсь к точке крепления букс. устройства. Хотелось бы узнать правильные места 😃

valek82
piski:

Хотелось бы узнать правильные места 😃

На буксировщике надо стремиться к тому, чтобы отцепное устройство было поближе к центру тяжести, насколько возможно.

Mongoose9999

Я просматривал тему про планеров, ну так и ненашол про буксировку. Может и невнимательна искал. Может кто знает подскажет.
Больше всево щас интересует где разместить буксир на пилотажке.

valek82
Mongoose9999:

Я просматривал тему про планеров, ну так и ненашол про буксировку. Может и невнимательна искал. Может кто знает подскажет.
Больше всево щас интересует где разместить буксир на пилотажке.

На пилотажках как и на любых других буксиовщиках - вблизи центра тяжести и желательно сверху модели. Я видел как сцепное устройство ставили сразу за фонарем кабины пилота.

piski

То-есть трос должен лежать на горизонтальном оперении при старте?

valek82
piski:

То-есть трос должен лежать на горизонтальном оперении при старте?

По сути - да. Чтобы не было проблем с оперением - ставят раскосы между стабилизатором и килем так, чтобы леер гарантированно поднимался вверх, не цепляясь, как только планер поднимется в воздух. Качество планера таково. что он с легкостью способен лететь с превышением над буксировщиком.
Если располагать сцепное устройство в других местах, то могут возникнуть определенные трудности:

  • снизу - при взлете планер оторвется от земли быстрее и леер будет снизу упираться в стабилизатор, что не очень хорошо скажется на управлении буксировщиком.
  • в хвосте - моменты, возникающие в процессе буксировки будут сильнее воздействовать на буксировщик из-за большего плеча относительно центра тяжести, что также может не очень хорошо закончиться.
Mongoose9999

На большой Вильге крюк на хвосте. Ну я боюсь виводить точку на хвост . Я неопитный буксировшик и пилоты планеров на буксир неопитные, справедливей - ни однаво полёта у нас, ну и соответственно после отцепления планера ( если он недёрнет хвост на взлёте уже вверх 😁) , центровка уидёт сразу задняя , придётса буксир сбрасивать , а это значит потерять. Проста так рассуждаю. Xотя могу и в хариер возвращатса. 😁

valek82
Губанов_Игорь:

А как на настоящих буксировщиках цепляют?

На настоящих самолетах другие моменты возникают - планер гораздо легче буксировщика, поэтому не способен оказать такого сильного влияния. Плюс пилот, находящийся на борту самолета способен быстрее парировать отклонение. У пилота радиомодели на это уйдет гораздо больше времени, так как модель будет на большом расстоянии и время, затраченное на реакцию будет больше, что приведет к тому, что пилот начнет исправлять отклонение слишком поздно. К тому же наличие крюка в хвосте резко снизит маневренность модели в продольном отношении и вокруг вертикальной оси.

Mongoose9999

Да согласен , ну где ж тогда провадить буксир киль недёргнул в протевоположенную сторону - то есть , если планер будет уходить на лево а трос в то время идёт по правой стороны киля он ево дёрнет тоже на лево. Ешо думал пустить трос триугольником , ну тогда отцепляюшие места тоже две. Буксир у нас пoлучаетса 1/2 - 1/3 тяжелее планера. 1200cc буксировшик ~12Кг или 60cc 9кг планер 6кг.
На настояшем тоже самое , можна завалить самалёт , и многа слышал разных ситуаций от планеристов большой авиацийй , (там весовая категория лучше - скажем Wilga чуть за тонну , Blanik (например) чуть за 350, ну как Ви гaвoрили там легче пилоту планера следить за самалётом, так как хвост за носом.

valek82

Лучше, конечно, сделать раскосы. По другому - никак. Или очень аккуратно летать.

Mongoose9999

А незнайте случайна силочку где посмотреть, гда на пилотажке так зделана.

valek82

К сожалению я не сохранил. Не думал, что понадобится.
Завтра попробую набросать схематично и выложу сюда.

valera#
valek82:

По сути - да. Чтобы не было проблем с оперением - ставят раскосы между стабилизатором и килем так, чтобы леер гарантированно поднимался вверх, не цепляясь, как только планер поднимется в воздух. …

Можно поставить раскосы, чтобы буксировочный трос не попадал между рулями или рулем направления и килем. Можно на отрезок буксира надеть теплоизоляцию от труб из вспененного ПВХ.

Можно почитать здесь forum.alexwest.ru/index.php?showtopic=6488&hl=����…