Поговорим о буксировке планеров.

piski

Жаль тема заглохла, как раз подумываю о буксировках планеров летом. Почти собрал Бивера 2800 размахом. На будующее приглядываюсь к точке крепления букс. устройства. Хотелось бы узнать правильные места 😃

valek82
piski:

Хотелось бы узнать правильные места 😃

На буксировщике надо стремиться к тому, чтобы отцепное устройство было поближе к центру тяжести, насколько возможно.

Mongoose9999

Я просматривал тему про планеров, ну так и ненашол про буксировку. Может и невнимательна искал. Может кто знает подскажет.
Больше всево щас интересует где разместить буксир на пилотажке.

valek82
Mongoose9999:

Я просматривал тему про планеров, ну так и ненашол про буксировку. Может и невнимательна искал. Может кто знает подскажет.
Больше всево щас интересует где разместить буксир на пилотажке.

На пилотажках как и на любых других буксиовщиках - вблизи центра тяжести и желательно сверху модели. Я видел как сцепное устройство ставили сразу за фонарем кабины пилота.

piski

То-есть трос должен лежать на горизонтальном оперении при старте?

valek82
piski:

То-есть трос должен лежать на горизонтальном оперении при старте?

По сути - да. Чтобы не было проблем с оперением - ставят раскосы между стабилизатором и килем так, чтобы леер гарантированно поднимался вверх, не цепляясь, как только планер поднимется в воздух. Качество планера таково. что он с легкостью способен лететь с превышением над буксировщиком.
Если располагать сцепное устройство в других местах, то могут возникнуть определенные трудности:

  • снизу - при взлете планер оторвется от земли быстрее и леер будет снизу упираться в стабилизатор, что не очень хорошо скажется на управлении буксировщиком.
  • в хвосте - моменты, возникающие в процессе буксировки будут сильнее воздействовать на буксировщик из-за большего плеча относительно центра тяжести, что также может не очень хорошо закончиться.
Mongoose9999

На большой Вильге крюк на хвосте. Ну я боюсь виводить точку на хвост . Я неопитный буксировшик и пилоты планеров на буксир неопитные, справедливей - ни однаво полёта у нас, ну и соответственно после отцепления планера ( если он недёрнет хвост на взлёте уже вверх 😁) , центровка уидёт сразу задняя , придётса буксир сбрасивать , а это значит потерять. Проста так рассуждаю. Xотя могу и в хариер возвращатса. 😁

valek82
Губанов_Игорь:

А как на настоящих буксировщиках цепляют?

На настоящих самолетах другие моменты возникают - планер гораздо легче буксировщика, поэтому не способен оказать такого сильного влияния. Плюс пилот, находящийся на борту самолета способен быстрее парировать отклонение. У пилота радиомодели на это уйдет гораздо больше времени, так как модель будет на большом расстоянии и время, затраченное на реакцию будет больше, что приведет к тому, что пилот начнет исправлять отклонение слишком поздно. К тому же наличие крюка в хвосте резко снизит маневренность модели в продольном отношении и вокруг вертикальной оси.

Mongoose9999

Да согласен , ну где ж тогда провадить буксир киль недёргнул в протевоположенную сторону - то есть , если планер будет уходить на лево а трос в то время идёт по правой стороны киля он ево дёрнет тоже на лево. Ешо думал пустить трос триугольником , ну тогда отцепляюшие места тоже две. Буксир у нас пoлучаетса 1/2 - 1/3 тяжелее планера. 1200cc буксировшик ~12Кг или 60cc 9кг планер 6кг.
На настояшем тоже самое , можна завалить самалёт , и многа слышал разных ситуаций от планеристов большой авиацийй , (там весовая категория лучше - скажем Wilga чуть за тонну , Blanik (например) чуть за 350, ну как Ви гaвoрили там легче пилоту планера следить за самалётом, так как хвост за носом.

valek82

Лучше, конечно, сделать раскосы. По другому - никак. Или очень аккуратно летать.

Mongoose9999

А незнайте случайна силочку где посмотреть, гда на пилотажке так зделана.

valek82

К сожалению я не сохранил. Не думал, что понадобится.
Завтра попробую набросать схематично и выложу сюда.

valera#
valek82:

По сути - да. Чтобы не было проблем с оперением - ставят раскосы между стабилизатором и килем так, чтобы леер гарантированно поднимался вверх, не цепляясь, как только планер поднимется в воздух. …

Можно поставить раскосы, чтобы буксировочный трос не попадал между рулями или рулем направления и килем. Можно на отрезок буксира надеть теплоизоляцию от труб из вспененного ПВХ.

Можно почитать здесь forum.alexwest.ru/index.php?showtopic=6488&hl=����…

Губанов_Игорь

Хорошо бы, если Владимир Куликов смог ответить на наши наивные вопросы. У парней большой опыт в этом деле

valek82

Вот примерно так придётся располагать сцепку.

1 month later
nkablashov

Добрый день! Хочу поддержать тему. Мы в Новосибирске два сезона практикуем буксирные полеты. В качестве буксировщика использую чешскую Miss morava размахом 2420 мм с двигателем EME 60 cc. Планера размахом до 4-х метров. В качестве иллюстрации - несколько фоток с облета LUNAK. В данный момент занимаюсь строительством большого буксировщика размахом 3500 мм с двигателем DLE-111. В авиа парке моих коллег появились 6-ти метровые планера взлетным весом 16 кг. Если будет интересно, расскажу поподробнее.

nazinss

Николай что используют для леера?

nkablashov

Используем обычный плетеный капроновый шнур. Главное, чтобы сильно не пружинил. Со стороны самолета кольцо, а со стороны планера карабин для крепления сменных поводков - у каждого планера свой замок. По длине леера распределяем несколько воланчиков.

nazinss

Самое главное забыл 😃 Длина леера какая обычно?

nkablashov:

Главное, чтобы сильно не пружинил.

А я думал наоборот лучше использовать эластичный леер, чтоб сглаживал возможные рывки. Прошу объяснить подробней этот момент 😉

nkablashov:

По длине леера распределяем несколько воланчиков.

Расскажите пожалуйста подробней, сколько валанов и на каком расстоянии? И что в полете получается?

Когда я летал на планере который затягивали с земли, на конце леера (где планер) был парашутик маленький, после сброса парашутик раскрывался и леер сам ложился по ветру в растянутом состоянии на поле, очень удобно. Я вот думал парашутик на леер буксира прицепить, чтоб после сброса леер не падал а летел за буксиром, и например пролетая над ВПП сбрасывать леер с буксира, перед посадкой. Как вам такой план? 😁

nkablashov

Мы делаем длину леера 25 м. По поводу жесткости леера. Представьте условную тележку, стоящую на траве. Прицепите к ней мягкую резинку и тяните. Сначала будет растягиваться резина, потом начнется движение тележки, причем с ускорением, т.к. резина будет сжиматься. В этот момент скорость тележки превысит скорость буксира и леер провиснет. Потом цикл повторится. Если такое произойдет в воздухе, особенно на первом этапе набора высоты, это краш. Вообще одно из основных условий стабильного и безопасного полета - постоянно натянутый леер. Пилоту планера в составе “аэропоезда” надо представлять себя водным лыжником, который не дает провисать лееру и все повороты проходит по внешнему радиусу. Если в повороте уйти во внутрь поворота, происходит набор скорости по причине более высокого аэродинамического качества планера, провисание леера и последующий рывок.
По поводу парашюта - поставьте его, если он есть. Будет работать так же как волан, растягивать и стабилизировать леер на проходах после отцепки.
Сбрасывать леер над полосой дело неблагодарное. Никогда точно не рассчитаете визуально высоту и удаление точки отцепа и силу ветра. В общем бегать по траве придется много. Гораздо удобнее посадить самолет в место старта, отцепиться и отрулить на стоянку, освободив полосу планеру.