Поговорим о буксировке планеров.
А незнайте случайна силочку где посмотреть, гда на пилотажке так зделана.
К сожалению я не сохранил. Не думал, что понадобится.
Завтра попробую набросать схематично и выложу сюда.
По сути - да. Чтобы не было проблем с оперением - ставят раскосы между стабилизатором и килем так, чтобы леер гарантированно поднимался вверх, не цепляясь, как только планер поднимется в воздух. …
Можно поставить раскосы, чтобы буксировочный трос не попадал между рулями или рулем направления и килем. Можно на отрезок буксира надеть теплоизоляцию от труб из вспененного ПВХ.
Можно почитать здесь forum.alexwest.ru/index.php?showtopic=6488&hl=����…
Хорошо бы, если Владимир Куликов смог ответить на наши наивные вопросы. У парней большой опыт в этом деле
Вот примерно так придётся располагать сцепку.
Добрый день! Хочу поддержать тему. Мы в Новосибирске два сезона практикуем буксирные полеты. В качестве буксировщика использую чешскую Miss morava размахом 2420 мм с двигателем EME 60 cc. Планера размахом до 4-х метров. В качестве иллюстрации - несколько фоток с облета LUNAK. В данный момент занимаюсь строительством большого буксировщика размахом 3500 мм с двигателем DLE-111. В авиа парке моих коллег появились 6-ти метровые планера взлетным весом 16 кг. Если будет интересно, расскажу поподробнее.
Николай что используют для леера?
Используем обычный плетеный капроновый шнур. Главное, чтобы сильно не пружинил. Со стороны самолета кольцо, а со стороны планера карабин для крепления сменных поводков - у каждого планера свой замок. По длине леера распределяем несколько воланчиков.
Самое главное забыл 😃 Длина леера какая обычно?
Главное, чтобы сильно не пружинил.
А я думал наоборот лучше использовать эластичный леер, чтоб сглаживал возможные рывки. Прошу объяснить подробней этот момент 😉
По длине леера распределяем несколько воланчиков.
Расскажите пожалуйста подробней, сколько валанов и на каком расстоянии? И что в полете получается?
Когда я летал на планере который затягивали с земли, на конце леера (где планер) был парашутик маленький, после сброса парашутик раскрывался и леер сам ложился по ветру в растянутом состоянии на поле, очень удобно. Я вот думал парашутик на леер буксира прицепить, чтоб после сброса леер не падал а летел за буксиром, и например пролетая над ВПП сбрасывать леер с буксира, перед посадкой. Как вам такой план? 😁
Мы делаем длину леера 25 м. По поводу жесткости леера. Представьте условную тележку, стоящую на траве. Прицепите к ней мягкую резинку и тяните. Сначала будет растягиваться резина, потом начнется движение тележки, причем с ускорением, т.к. резина будет сжиматься. В этот момент скорость тележки превысит скорость буксира и леер провиснет. Потом цикл повторится. Если такое произойдет в воздухе, особенно на первом этапе набора высоты, это краш. Вообще одно из основных условий стабильного и безопасного полета - постоянно натянутый леер. Пилоту планера в составе “аэропоезда” надо представлять себя водным лыжником, который не дает провисать лееру и все повороты проходит по внешнему радиусу. Если в повороте уйти во внутрь поворота, происходит набор скорости по причине более высокого аэродинамического качества планера, провисание леера и последующий рывок.
По поводу парашюта - поставьте его, если он есть. Будет работать так же как волан, растягивать и стабилизировать леер на проходах после отцепки.
Сбрасывать леер над полосой дело неблагодарное. Никогда точно не рассчитаете визуально высоту и удаление точки отцепа и силу ветра. В общем бегать по траве придется много. Гораздо удобнее посадить самолет в место старта, отцепиться и отрулить на стоянку, освободив полосу планеру.
Гораздо удобнее посадить самолет в место старта, отцепиться и отрулить на стоянку, освободив полосу планеру.
Садиться с леером?
Конечно! Ничего страшного в этом нет. И как удобно: при последующем взлете леер в стартовом положении. Цепляемся и в небо.
А при посадке (во время полета) леер летит или волочиться?
Для этого воланы и стоят. Леер идет практически параллельно земле. Даже если и будет касание, это никак не повлияет на управляемость самолета.
Так как буду затягивитаь пилотажкой мне рекомендовали на леере в конце самалёта одеть пластмасувую лёгкую трубку , длиной до конца рудера , для тово чтоби леер немог заципитса , или попасть между плоскости руля и стабилизатора или киля. Это может случитса после отцепления планера когда леер частична будет касатса стабилизатора.
Я давно не был в теме… Очень хорошо, что много людей заинтересовались буксировкой. Очень интересный класс моделизма.
По поводу расположения места крепления леера или буксировочного шнура, кому как удобно. Мы всегда располагаем этот узел позади центра тяжести, примерно на 70% хорды или вообще по задней кромке крыла. Почему? Всё очень просто… Если на ЦТ то модель планера, скажем так, не правильно стартовавшая, начинает сильно раскачивать буксир, т.к. наверняка находится выше его. Погасить эти колебания весьма не просто. При расположении буксировочного узла позади ЦТ позволяет системе самолёт-планер автостабилизироваться в полёте.
Летать с выпущенным леером также опасно. Лучше, если есть возможность установить специальную лебёдку, которая за несколько секунд убирает леер внутрь фюзеляжа. У нас это очень актуально… Дело в том, что габарит полосы обозначен вешками высотой по 3 метра. Так вот , при посадке с боковым ветром иногда леер может намотаться на неё…Капут одним словом! Мы хоть и летаем с выпущенным леером, но всегда очень внимательны к направлению. ветра. Если нужна ссылка на лебёдки, могу дать…
По поводу буксировки всё написали правильно. Существует одно очень важное правило - рулит ВСЕГДА буксир. Планер ТОЛЬКО рулем поворота держит глиссаду в створе буксира. Нельзя рулить планер элеронами, это вышибит его с прямолинейного полёта и раскачивание неизбежно. Мощный буксир сам вырулит планер по кривой, не сомневайтесь. Классическим считается взлёт плавными кругами. Три круга - 450 метров.
На хвостовом оперении лучше иметь раскосы - это гарантия того, что леер не попадёт в рули. Хватает обычной угольной трубки или троса.
Длина леера зависит от размера планера и его веса. Обычно это около 20-30 метров. На коротком леере сложно тянуть планер. Лучше иметь большую длину, чем маленькую. Капроновая нить двойного плетения с нагрузкой до 100кг подойдёт.
Буду следить за темой…
На пилотажке буксировочный узел может выглядеть примерно вот так.
Сматывать леер в полете это круто, Владимир конечно нужна ссылка 😉
На пилотажке буксировочный узел может выглядеть примерно вот так.
А нинада устанавливать дополнительное крепление(хотяби притянут тросик) от крюка до мотошпангота? Если скажем самалёт 2.2м 60cc 8Kg а планер 4м 6кг
Дополнительных креплений не требуется. Достаточно хорошо подогнать и вклеить дополнительный шпангоут с прицепным устройством. Мы начинали буксировку с пилотажки. Я просто вклеил профильную бобышку из жесткого пенопласта и к ней прикрутил болт с кольцом. На пилотажке делать буксировочный полет достаточно сложно ( по сравнению со специальным самолетам). Пилотажка заточена под энергичные эволюции и резкие изменения скорости. Первое время Вам придется бороться за прямолинейность, постоянную среднюю скорость и очень плавные затяжные повороты. В этом сезоне ставили на планер высотомер. Замеры показали, что от взлета по прямой (около 200 метров ) и дальнейшего плавного разворота на 180 град набор высоты составил 250 метров. Для планера размахом 4 метра этого вполне достаточно, далее плохая видимость.
Лебёдку? Пожалуйста…
На серийных лебёдках установлен обычный мотор Speed, который мы меняем на более мощный и оборотистый. Обычный мотор заматывает шнур 25 метров примерно за 7-9 секунд. Наш за 4 сек. что намного лучше. Проблема при использовании таких лебёдок заключается в том, что шнур иногда наматывается неравномерно на катушку. Сейчас мы делаем модернизацию, т.е. сделаем направляющую, которая распределяет движение по поверхности катушки равномерно. Я потом покажу как это получилось.
Ссылку найду сегодня и выложу.
Ещё немного про лебёдку. Я подготовил небольшой фоторепортажик, чтоб было более понятно. Внутри катушки имеется металлический штырь, на котором через петлю закрепляется шнур. Движение этого металлического штыря осуществляет серво. При возникновении аварийной ситуации, серво выдёргивает штырь и весь шнур моментально слетает с катушки, освобождая буксир от планера.