Поговорим о буксировке планеров.

nkablashov

Для этого воланы и стоят. Леер идет практически параллельно земле. Даже если и будет касание, это никак не повлияет на управляемость самолета.

Mongoose9999

Так как буду затягивитаь пилотажкой мне рекомендовали на леере в конце самалёта одеть пластмасувую лёгкую трубку , длиной до конца рудера , для тово чтоби леер немог заципитса , или попасть между плоскости руля и стабилизатора или киля. Это может случитса после отцепления планера когда леер частична будет касатса стабилизатора.

Waco

Я давно не был в теме… Очень хорошо, что много людей заинтересовались буксировкой. Очень интересный класс моделизма.
По поводу расположения места крепления леера или буксировочного шнура, кому как удобно. Мы всегда располагаем этот узел позади центра тяжести, примерно на 70% хорды или вообще по задней кромке крыла. Почему? Всё очень просто… Если на ЦТ то модель планера, скажем так, не правильно стартовавшая, начинает сильно раскачивать буксир, т.к. наверняка находится выше его. Погасить эти колебания весьма не просто. При расположении буксировочного узла позади ЦТ позволяет системе самолёт-планер автостабилизироваться в полёте.
Летать с выпущенным леером также опасно. Лучше, если есть возможность установить специальную лебёдку, которая за несколько секунд убирает леер внутрь фюзеляжа. У нас это очень актуально… Дело в том, что габарит полосы обозначен вешками высотой по 3 метра. Так вот , при посадке с боковым ветром иногда леер может намотаться на неё…Капут одним словом! Мы хоть и летаем с выпущенным леером, но всегда очень внимательны к направлению. ветра. Если нужна ссылка на лебёдки, могу дать…
По поводу буксировки всё написали правильно. Существует одно очень важное правило - рулит ВСЕГДА буксир. Планер ТОЛЬКО рулем поворота держит глиссаду в створе буксира. Нельзя рулить планер элеронами, это вышибит его с прямолинейного полёта и раскачивание неизбежно. Мощный буксир сам вырулит планер по кривой, не сомневайтесь. Классическим считается взлёт плавными кругами. Три круга - 450 метров.
На хвостовом оперении лучше иметь раскосы - это гарантия того, что леер не попадёт в рули. Хватает обычной угольной трубки или троса.
Длина леера зависит от размера планера и его веса. Обычно это около 20-30 метров. На коротком леере сложно тянуть планер. Лучше иметь большую длину, чем маленькую. Капроновая нить двойного плетения с нагрузкой до 100кг подойдёт.
Буду следить за темой…
На пилотажке буксировочный узел может выглядеть примерно вот так.

nazinss

Сматывать леер в полете это круто, Владимир конечно нужна ссылка 😉

Mongoose9999
Waco:

На пилотажке буксировочный узел может выглядеть примерно вот так.

А нинада устанавливать дополнительное крепление(хотяби притянут тросик) от крюка до мотошпангота? Если скажем самалёт 2.2м 60cc 8Kg а планер 4м 6кг

nkablashov

Дополнительных креплений не требуется. Достаточно хорошо подогнать и вклеить дополнительный шпангоут с прицепным устройством. Мы начинали буксировку с пилотажки. Я просто вклеил профильную бобышку из жесткого пенопласта и к ней прикрутил болт с кольцом. На пилотажке делать буксировочный полет достаточно сложно ( по сравнению со специальным самолетам). Пилотажка заточена под энергичные эволюции и резкие изменения скорости. Первое время Вам придется бороться за прямолинейность, постоянную среднюю скорость и очень плавные затяжные повороты. В этом сезоне ставили на планер высотомер. Замеры показали, что от взлета по прямой (около 200 метров ) и дальнейшего плавного разворота на 180 град набор высоты составил 250 метров. Для планера размахом 4 метра этого вполне достаточно, далее плохая видимость.

Waco

Лебёдку? Пожалуйста…
На серийных лебёдках установлен обычный мотор Speed, который мы меняем на более мощный и оборотистый. Обычный мотор заматывает шнур 25 метров примерно за 7-9 секунд. Наш за 4 сек. что намного лучше. Проблема при использовании таких лебёдок заключается в том, что шнур иногда наматывается неравномерно на катушку. Сейчас мы делаем модернизацию, т.е. сделаем направляющую, которая распределяет движение по поверхности катушки равномерно. Я потом покажу как это получилось.
Ссылку найду сегодня и выложу.

Waco

Ещё немного про лебёдку. Я подготовил небольшой фоторепортажик, чтоб было более понятно. Внутри катушки имеется металлический штырь, на котором через петлю закрепляется шнур. Движение этого металлического штыря осуществляет серво. При возникновении аварийной ситуации, серво выдёргивает штырь и весь шнур моментально слетает с катушки, освобождая буксир от планера.

nazinss

Владимир а сколько весит этот девайс?

Waco

Вес лебёдки 330гр. без серва. аккумулятор 2S.
Вот сайт, посвященный лебёдкам… www.modellbaufun.de/Fraese/Shop/…/Seilwinde.html
Я поищу, где-то у нас были чертежи, потому как в начале сами изготавливали на CNC Там делов-то…
Можно посмотреть в Швейцарии: www.schleppseilwinde.ch
В этом варианте шнур прекрасно ложится на колесо, а большой диаметр позволяет быструю намотку. На мой взгляд очень удачный вариант.
Это лебёдки с микропроцессором…

nkablashov:

Замеры показали, что от взлета по прямой (около 200 метров ) и дальнейшего плавного разворота на 180 град набор высоты составил 250 метров. Для планера размахом 4 метра этого вполне достаточно, далее плохая видимость.

Мы затаскиваем 4-х метровые планера стандартно на 400 метров, 6-и метровые на 600м. При нормальном небе видимости вполне хватает, особенно если летать с дымом. Электро дымовая помпа или пиропатрон.
Мы также взлетаем вдоль нашего платца. Наша спираль это поочерёдные правые и левые повороты, как-бы восьмерка в воздухе получается. Это делается для того, чтобы поворот всегда был против ветра. Такой принцип полёта позволяет держать всегда шнур натянутым.
Вот так мы затаскиваем…Вообщем-то классика жанра. Наш биплан 2500мм, основная лошадка с мотором 112см3. Он легко тащит Фокса 4500мм композитного весом 14кг.

nazinss
Waco:

Там делов-то…

Вот смотрю на сие, делов действительно не много, даже в ручную можно изготовить. Но где брать такой ремень со шкивами?

Waco:

Это лебёдки с микропроцессором…

Как я понял стоит безколлекторник, для него регулятор и еще серва отцепа леера туда же, и видимо управляется все с одного канала. Понять этого не могу, зачем все так сложно, какие плюсы?

Waco

Ремень говоришь… Да, вот тут есть любые ремни и шкивы под них. www.keilriemenexpress.de
Про новую лебедку ничего сказать не могу, видел только на выставке. Ещё из наших никто не покупал. Мы по старинке, тем , что есть…

nazinss

В России бы эти ремни и шкивы найти:)

valera#
nazinss:

В России бы эти ремни и шкивы найти:)

Такой, или похожий ремень стоит на швейных машинках. Видел у продавцов швейных машинок даже разных модификаций. А вот зубчатые шкивы необязательно, нагрузка небольшая, у швейной машинки ремень эубчатый, а шкивы гладкие.

Сергей, вообще то болтающийся леер ни как не мешает управлению модели…

nazinss
valera#:

Сергей, вообще то болтающийся леер ни как не мешает управлению модели…

Наверняка, ведь летали раньше. Но есть дань моде 😃 Смотать в полете это круто 😃 Буду раморачиваться обязательно 😃

nkablashov

Бог с ними с лебедками. Давайте лучше обсудим аварийные случаи при буксировочных полетах. Какие неожиданности ждут нас в будующих полетах?

Waco

Все неожиданности мы вряд-ли сможем обсудить… А вот о часто встречающихся вполне можно пообщаться. Я напишу исходя из нашего опыта и я не претендую на истину в последней инстанции.
По нашему мнению существует ряд правил, при выполнении которых можно, в большей степени, избежать потери моделей.
Подготовка к старту - обязательно проверьте возможность отцепа шнура у обоих моделей. Для начала лучше пробовать буксировку на фале 25 метров. Он прекрасно подходит для любого планера от 3-х метров и выше.
Старт - в начале придержите модель планера, чтобы шнур вытянулся и с небольшой пробежкой отпустите планер за буксиром. Пока планер не взлетел можете рулить по крену элеронами, но как только он оторвался от земли - -забудьте про них. Только руль поворота и небольшая корректировка рулем высоты.
Полёт - планер всегда взлетает первым, помните об этом! В момент отрыва от полосы немного “придавите” планер, чтобы он резко не стал набирать высоту. Оптимальным считается полёт выше буксира около 2-3 метров. Возможно немного справа или слева. Если ваш планер лёгкий 3-4 кг, то ему лучше немного приподнять тормозные щитки. Вообще на время взлёта щитками нужно пользоваться постоянно. Для этого их тумблером нужно переключать на канал газа. Торможением нужно научится пользоваться, это поможет всегда корректно “идти” за буксиром. Ведь планер - это помеха , по большому счёту, для буксира. Поэтому, чем меньше планер рулит, тем спокойнее будет ваш взлёт. Очень эффективно можно использовать баттерфляй, но не полностью дискретно открытый, а опять-же пропорционально управляемым с удобного канала.
Маневры - надо помнить, что ведущий это буксир. Планер всегда ведомый! Мощный буксир сам потянет за собой планер. В момент поворота, планер должен только держать крылья ровно. Всегда! В повороте можно очень немного подрулить элеронами… Для чего это необходимо? Для того, чтобы планер не вывалился из кривой поворота. Если крылья накренятся, то моментально возникнет угловая скорость. Планер начнёт уход в сторону крена и потерю высоты, т.к. он на леере. Пилот планера начнёт выравнивание…Планер потянет буксир… И вся сцепка начнёт хаотичный полёт. Если такое произошло и в течении пары секунд вам не удалось восстановить ситуацию, то лучше расцепитесь.
Скорость буксировки - всегда подбирается по планеру. Не все планера можно и нужно тащить с большой скоростью. Оптимальной для нас считается скорость, при которой устойчиво летящий буксир держит натянутым шнур, модель планера не взмывает вверх или вниз от постоянных корректировок рулем высоты и набор высоты происходит в диапазоне 30-40 градусов.
Отцеп - делайте всегда с натянутого шнура и желательно против ветра. Буксир в момент отцепа начинает горизонтальный полёт, а планер уходит вверх и в сторону.
Также следует отметить, что в момент буксировки два пилота - это единое целое. Общайтесь друг с другом, предупреждайте о предстоящем маневре.
Если соблюдать эти простые правила, то ваши взлёты будут всегда удачными.
Из замеченных ошибок у начинающих пилотов… Классическая ошибка - превышение скорости у планера. Пилот не своевременно компенсирует увеличившуюся скорость и в итоге планер догоняет буксир. Уход в сторону - как итог сильный рывок по буксиру. Избегайте этого, работайте тормозами. Всегда позади буксира, всегда с натянутым шнуром.
Следующая ошибка пилота планера - быстрый отрыв и резкий взлёт. Компенсируйте этот момент, притормаживайте…
Конечно достичь единого целого двух пилотов позволят только постоянные тренировки в паре . Опыт - дело нажитое!

nkablashov

“Быстрый отрыв и резкий взлет” У нас в прошлом сезоне был такой случай. В результате падение скорости на взлете, срыв потока и энергичный переворот буксировщика через крыло на спину с высоты 1,5 метра. Планер успел отцепится и сесть с отворотом. Другой случай, когда примерно на высоте 100 метров пилот планера передал ручку на себя, потерял скорость и повис под буксиром как колбаса на ниточке. В это время буксировщик газовал на максимум, пытаясь вытянуты ситуацию. Пришлось аварийно расцепляться. Высоты хватило, все благополучно сели.

Waco

Бывало и такое… Буксировщик никогда не должен терять скорости, тем более на взлёте. ( Кстати, а чего вдруг она упала?) Если он потерял скорость, то был слабоват для этого планера или сбросил газ до критического минимума, вот и сам свалился. Скорость не должна быть такой низкой. На взлёте разгон однозначно нужен. После отрыва планер должен подобрать скорость путём использования различного торможения. Если и после этого продолжается набор высоты, то буксиру надо немного сбросить газ. Планер, в идеале должен просто “тащиться” за буксиром не мешая ему лететь. Он ведомый…
По поводу “повис под буксиром как колбаса на ниточке”. Все наши буксиры имеют запас тяги, ваш видимо был очень слабый. Если у нас происходит такое, то буксир начинает резкий манёвр в любую сторону, таким образом разгоняя планер на кривой, а затем выводит его, после стабилизации на взлётную траекторию. Или второй вариант - резкое пикирование буксира, с той-же целью - разогнать планер в пикировании, т.к. буксир полетит быстрее. Газовать на максимум не надо было вам в той ситуации, надо было сбросить газ и дать буксиру начать пикирование, 100 метров хватило-бы, что вырулить. Как только достигли разгона резко газуйте и закрылки на всю вниз. Этот манёвр только для планеров с крепкими крыльями, могут сложиться… Главное не паниковать и говорить партнёру о своих маневрах иначе упадёте оба. Бесспорно отцепиться - самый простой выход…но можно и попробовать вырулить.

nkablashov

Планер конечно ведомый, но очень часто он оказывает большое влияния на буксир. Например, я заметил, что планера ведут себя по разному на взлете в зависимости где расположено прицепное устройство- или четко в носу или или со смещением на брюхо. В первом случае пилот планера максимально выбирает ручку на себя, а во втором случае наоборот. Поэтому неправильное пилотирование планера может задушить любой самый мощный буксир. А в целое я с Вами полностью согласен.

Waco

У нас все прицепные устройства строго в носу. Мы никогда не выбираем руль вверх. Всегда немного вниз. Проверьте ЦТ и углы у планера. Планер должен лететь ровно.