Поговорим о буксировке планеров.
Сергей, вообще то болтающийся леер ни как не мешает управлению модели…
Наверняка, ведь летали раньше. Но есть дань моде 😃 Смотать в полете это круто 😃 Буду раморачиваться обязательно 😃
Бог с ними с лебедками. Давайте лучше обсудим аварийные случаи при буксировочных полетах. Какие неожиданности ждут нас в будующих полетах?
Все неожиданности мы вряд-ли сможем обсудить… А вот о часто встречающихся вполне можно пообщаться. Я напишу исходя из нашего опыта и я не претендую на истину в последней инстанции.
По нашему мнению существует ряд правил, при выполнении которых можно, в большей степени, избежать потери моделей.
Подготовка к старту - обязательно проверьте возможность отцепа шнура у обоих моделей. Для начала лучше пробовать буксировку на фале 25 метров. Он прекрасно подходит для любого планера от 3-х метров и выше.
Старт - в начале придержите модель планера, чтобы шнур вытянулся и с небольшой пробежкой отпустите планер за буксиром. Пока планер не взлетел можете рулить по крену элеронами, но как только он оторвался от земли - -забудьте про них. Только руль поворота и небольшая корректировка рулем высоты.
Полёт - планер всегда взлетает первым, помните об этом! В момент отрыва от полосы немного “придавите” планер, чтобы он резко не стал набирать высоту. Оптимальным считается полёт выше буксира около 2-3 метров. Возможно немного справа или слева. Если ваш планер лёгкий 3-4 кг, то ему лучше немного приподнять тормозные щитки. Вообще на время взлёта щитками нужно пользоваться постоянно. Для этого их тумблером нужно переключать на канал газа. Торможением нужно научится пользоваться, это поможет всегда корректно “идти” за буксиром. Ведь планер - это помеха , по большому счёту, для буксира. Поэтому, чем меньше планер рулит, тем спокойнее будет ваш взлёт. Очень эффективно можно использовать баттерфляй, но не полностью дискретно открытый, а опять-же пропорционально управляемым с удобного канала.
Маневры - надо помнить, что ведущий это буксир. Планер всегда ведомый! Мощный буксир сам потянет за собой планер. В момент поворота, планер должен только держать крылья ровно. Всегда! В повороте можно очень немного подрулить элеронами… Для чего это необходимо? Для того, чтобы планер не вывалился из кривой поворота. Если крылья накренятся, то моментально возникнет угловая скорость. Планер начнёт уход в сторону крена и потерю высоты, т.к. он на леере. Пилот планера начнёт выравнивание…Планер потянет буксир… И вся сцепка начнёт хаотичный полёт. Если такое произошло и в течении пары секунд вам не удалось восстановить ситуацию, то лучше расцепитесь.
Скорость буксировки - всегда подбирается по планеру. Не все планера можно и нужно тащить с большой скоростью. Оптимальной для нас считается скорость, при которой устойчиво летящий буксир держит натянутым шнур, модель планера не взмывает вверх или вниз от постоянных корректировок рулем высоты и набор высоты происходит в диапазоне 30-40 градусов.
Отцеп - делайте всегда с натянутого шнура и желательно против ветра. Буксир в момент отцепа начинает горизонтальный полёт, а планер уходит вверх и в сторону.
Также следует отметить, что в момент буксировки два пилота - это единое целое. Общайтесь друг с другом, предупреждайте о предстоящем маневре.
Если соблюдать эти простые правила, то ваши взлёты будут всегда удачными.
Из замеченных ошибок у начинающих пилотов… Классическая ошибка - превышение скорости у планера. Пилот не своевременно компенсирует увеличившуюся скорость и в итоге планер догоняет буксир. Уход в сторону - как итог сильный рывок по буксиру. Избегайте этого, работайте тормозами. Всегда позади буксира, всегда с натянутым шнуром.
Следующая ошибка пилота планера - быстрый отрыв и резкий взлёт. Компенсируйте этот момент, притормаживайте…
Конечно достичь единого целого двух пилотов позволят только постоянные тренировки в паре . Опыт - дело нажитое!
“Быстрый отрыв и резкий взлет” У нас в прошлом сезоне был такой случай. В результате падение скорости на взлете, срыв потока и энергичный переворот буксировщика через крыло на спину с высоты 1,5 метра. Планер успел отцепится и сесть с отворотом. Другой случай, когда примерно на высоте 100 метров пилот планера передал ручку на себя, потерял скорость и повис под буксиром как колбаса на ниточке. В это время буксировщик газовал на максимум, пытаясь вытянуты ситуацию. Пришлось аварийно расцепляться. Высоты хватило, все благополучно сели.
Бывало и такое… Буксировщик никогда не должен терять скорости, тем более на взлёте. ( Кстати, а чего вдруг она упала?) Если он потерял скорость, то был слабоват для этого планера или сбросил газ до критического минимума, вот и сам свалился. Скорость не должна быть такой низкой. На взлёте разгон однозначно нужен. После отрыва планер должен подобрать скорость путём использования различного торможения. Если и после этого продолжается набор высоты, то буксиру надо немного сбросить газ. Планер, в идеале должен просто “тащиться” за буксиром не мешая ему лететь. Он ведомый…
По поводу “повис под буксиром как колбаса на ниточке”. Все наши буксиры имеют запас тяги, ваш видимо был очень слабый. Если у нас происходит такое, то буксир начинает резкий манёвр в любую сторону, таким образом разгоняя планер на кривой, а затем выводит его, после стабилизации на взлётную траекторию. Или второй вариант - резкое пикирование буксира, с той-же целью - разогнать планер в пикировании, т.к. буксир полетит быстрее. Газовать на максимум не надо было вам в той ситуации, надо было сбросить газ и дать буксиру начать пикирование, 100 метров хватило-бы, что вырулить. Как только достигли разгона резко газуйте и закрылки на всю вниз. Этот манёвр только для планеров с крепкими крыльями, могут сложиться… Главное не паниковать и говорить партнёру о своих маневрах иначе упадёте оба. Бесспорно отцепиться - самый простой выход…но можно и попробовать вырулить.
Планер конечно ведомый, но очень часто он оказывает большое влияния на буксир. Например, я заметил, что планера ведут себя по разному на взлете в зависимости где расположено прицепное устройство- или четко в носу или или со смещением на брюхо. В первом случае пилот планера максимально выбирает ручку на себя, а во втором случае наоборот. Поэтому неправильное пилотирование планера может задушить любой самый мощный буксир. А в целое я с Вами полностью согласен.
У нас все прицепные устройства строго в носу. Мы никогда не выбираем руль вверх. Всегда немного вниз. Проверьте ЦТ и углы у планера. Планер должен лететь ровно.
На вашем буксировщика стоит электростартер двигателя?
У нас несколько типов буксиров. Наименьший с мотором 112см3, а большой 250см3- на нём есть стартёр. Это Моки 250. Самый большой планер - 10 метров в размахе, вес 24кг. На старте нет планеров меньше 4000мм. Меньшие планера таскают Биг Лифтом с мотором 50см3. Пацаны ещё летают на электросамолётах ЕРР и затаскивают ЕРР планера. Тоже лихо так управляются, глядя на нас.
А у меня вот такой буксир.
Нет случайна видео как он по такой траве поднимаетса. У нас Swift с похожей каляской по такой взлётке некак нехочет поднятса. Когда планер при разгоне на гране критической скорости коляска по ямкам ево подбрасивает , он соскакивает , а скорость ешо недостаточна…
Ми по началу думали передние ушки зделать с наклоном , ну потом окозалось что с малеькова разбега ему тяги хватает чтоб проста бросить с руки - планер 6Кг
Взлётный вес планера 9.0 кг. С руки ни как. Видео сейчас нет, в выходные если будет погода сниму. Но у нас взлётная полоса укатана, пробег метров 10 и спокойный взлёт.
Кто летает на мотопланере STRATON 5,00m на RC форуме посмотрите видео правда не моё , но за основу я взял это видео.
Доброго дня коллеги!
У нас в клубе есть такой планер. Летает изумительно, взлетает также с тележки. Есть даже видео где-то на клубном сайте. У нас подобного размера парк моделей VORTEX с размахом 5, 0 и 4,2 метра соответственно. Много и часто летаем с планером ALPINA 4001. Есть какие-то вопросы по эксплуатации или настройкам? Кстати, в безмоторном варианте эти планера прекрасно буксируются. А на Фортексах наши умельцы устанавливают турбинку Колибри.
В субботу прошел первый буксировочный день. Пока привыкаю к новой машине. Для тренировки поднимали 4-х метровый композитный Lunak. Все прошло отлично. В следующий летный день поднимем 6-ти метровый. Фотографии большие, поэтому посмотреть фотоотчет можно по ссылке drive.google.com/open?id=0BydVZ8qE4vRNUWZjM3JtQlhx….