Кит биплана "Лазурит" 30сс
Решил создать эту тему по сборке биплана 30 сс. из кита.
Прикупил я его пару лет назад. Руки дошли только сейчас.
Кит разработан и нарезан Иваном Тиуновым (Stracher).
Кит изготовлен из 3 мм. тополевой фанеры.
ТТХ:
- Изготовлено из тополиной фанеры
- Передняя кромка крыла имеет плавное скругление
- Тонкий профиль крыла
- Размах 1550 мм
- Длина 1450 мм
- Площадь крыла 94 дм2
- Ориентировочная полетная масса 4,5…5 кг
Двигатель бензиновый 30…35 кубиков или электрический эквивалент.
Сайт разработчика:
laser74.ucoz.ru/news/…/2012-09-01-12
Как Иван на днях написал - это чуть ли не единственный изготовленный и реализованный кит, так что о его полетных качествах, как я понял, пока ничего не известно.
В ките - только дрова и фонарь, так что капот надо делать самому. Фурнитуру то же надо докупать отдельно.
Вообщем начал собирать.
Пока только сваял оперение и каркас фюзеляжа. так что оценивать (пока) буду только их конструкцию и сборку.
К оперению претензий нет. Все стыкуется отлично.
Я бы только не делал облегчения в концевых нервюрах деталей оперения.
Они бальзовые и отверстия облегчения никакой заметной экономии веса не дают. Зато усложняют обтяжку модели пленкой. Даже не усложняют , а делают затруднительной надежность обтяжки концевых. Да и концевые получаются излишне хрупкие.
По фюзеляжу:
К точности “нарезки” претензий нет.
По стыковске деталей нашел одну ошибку, в пазах крепления полушпангоута к фюзеляжу (который сразу за кабиной устанавливается). На прилагаемом фото - стрелочкой указал где такая байда получилось. Ошибка мелкая и за секунды исправляется натфилем.
Поскольку фюзеляж уже практически собран могу сделать только ДВА существенных замечания (или пожелания) по его конструкции:
-
После зашивки РН (его вклеиваемой в фюзеляж части) оказалось, что ее ширина на 1 (1,5) миллиметр больше, чем ширина задней части фюзеляжа. Это не страшно, но на эстетику влияет. (см. на прилагаемом фото).
-
Задние гаргроты (и нижний и верхний) - нарезаны из пенопласта. При этом ответная часть (для формования сендвича) в посылке отсутствует. Да и один из двух пенопластовых гаргротов нарезан кривовато.
Попортив пару заготовок пенопласта на изготовление нового гаргрота своими силами я (Ради экономии времени и из нежелания городить для этого шаблоны и стенд) решил сделать гаргроты наборными. Т.Е. изготовил несколько полушпангоутов и стянул все это стрингерами (карбоновыми прутками - 2,5 мм.). Зашивать гаргроты не буду. Только поставил бальзовые косынки там, где это необходимо для обтяжки. К тому же, грамотная обтяжка таких гаргротов придаст фюзеляжу некоторое сходство с фюзеляжем самолета 20-30 - х. Что прикольно.
Конструкция гаргротов получилась ГОРАЗДО крепче и надежней, а по весу - идентична сендвичу. Если не легче.
Насмотревшись, за последние пару лет, как делают самолеты такого класса бренды, я бы запроектировал его под 2 мм. фанеру, делая места силовых элементов из склейки 2-х 2мм. пластин. Модель получилась бы легче. Но она и так не тяжелая. Даже если взлетный вес получится в районе 5000 гр., при такой площади крыла самолет будет порхать, как бабочка. А 30 мотора ему хватит с избытком. Тем более, что профиль “узкий”. Точно не мерил, но похоже на 9-10 %.
Мне сборка данного самолета доставляет удовольствие тем, что он очень необычен по конструкции. К тому же я к бипланам давно “не ровно дышу”. 😃
Поскольку “черновые” работы по фюзу закончены, все стыки в нем проклеены (Кроме планки ног, мотокороба и конструкции крепления верхнего крыла. По ним еще буду думать), то, в следующий раз, займусь сборкой крыльев. Начну с нижнего.
Тополевой фанеры 2мм нигде не встречал совсем. Бренды делают, кажется из липовой, 2мм, но где купить в малых количествах, то же не совсем ясно
В fasrshop она продается. Около 400 рублей за лист 930x300. Я там , пару месяцев назад,набрал листов 20-30. Двушки (там она толщиной 2 - 2,3 мм) и полторашки (Хотя, скорее, 1.6-1,8). Толщина там “гуляет” от листа к листу и лучше приезжать закупаться со штангенциркулем. Что бы набрать более-менее одинаковые листы для конкретного проекта.
Единственное что плохо- фрезер эту фанеру “крошит” слегка и она от этого склонна к расслоению. При резке лазером все отлично.
PS/ Иван (автор кита) прислал мне файлы капота. Во всех возможных форматах. Что здорово упростит его изготовление.
Кит разработан и нарезан Иваном Тиуновым (Stracher)
Разработан - да, нарезан - нет.
Я бы только не делал облегчения в концевых нервюрах деталей оперения.
Принято к сведению.
По стыковске деталей нашел одну ошибку
Действительно моя ошибка. Исправил.
нового гаргрота своими силами
Можно было у меня шаблоны запросить.
Иван!
“Последний” шпангоут фюзеляжа ( к которому крепиться РН) обязательно сделай на 2-3 мм. шире. Это единственный , с моей точки зрения, косяк в конструкции фюзеляжа.
Как вариант - сделать у РН профиль потоньше. На те же 2-3 мм. Так даже лучше получится. Не надо чертеж фюза “перебирать”, да и “попа” (по весу) станет легче чуток.😒
Посмотрел чертёж. С килём всё в порядке. Не знаю, почему так получилось. Ширина должна быть 20 мм.
Я точно не измерял, что там и как. После сборки ты сам можешь посмотреть - что получилось. Думаю, что ты не учел толщину зашивки киля. Он, профиль киля, по любому должен быть (зашитый) меньше ширины фюза на 1-2 мм. Иначе заднюю часть гаргрота , “обтекающую” киль, красиво “заформовать” невозможно.
А какой толщиной зашит киль? Должна быть 1,5 мм.
Ширина нервюры и шпангоута киля 17 мм (+2х1,5 мм обшивка), а ширина шпангоута фюзеляжа почти 14 мм (+2 боковины по 3 мм). Всё должно получаться
По моему я зашивал бальзой 1,5. Но если даже и двушкой - это увеличило бы “ширину” киля только на 1 мм, т.е. до 21 мм.
Это не критично. Но для правильной сборки надо, что бы ширина обшитого киля была на 1-2 мм. (лучше на 2) меньше, чем ширина последнего шпангоута, зашитого боковинами фюза. Как я писал выше - иначе грамотно верхний гаргрот “не сведешь”.
А продолжение будет?
Завтра в моделку собираюсь. Руки, после новогодних праздников, только дрожать перестали.😒
Сегодня удалось собрать руль высоты и одно из нижних крыльев.
Крыло пришлось собирать не без проблем. Главная - полки , которые примыкают к задней кромке, вообще не от этого самолета. Пришлось делать их самостоятельно, как и стрингер (полку) лба. Сборка крыла заняла 6!!! часов. В основном - из-за борьбы с возможными скрутками. Вроде бы удалось их победить.
Что еще напрягло по крылу, так это то, что сужение профиля на крыле неравномерное. То есть, ближе к концевой (где последние 3 нервюры) угол сужения сильно увеличивается.
При наличии отсутствия “ножек” на нервюрах- собрать крыло ровно сверхтрудно. Пришлось долго городить псевдостенд из подручных материалов.
Горизонтальное оперение “влезает” в фюзеляж нормально. НО ВСТАВИТЬ ЕГО В ФЮЗЕЛЯЖ ПОЛНОСТЬЮ (так , что бы перемычка рулей свободно ходила в фюзеляже) без серьезной переделки будет невозможно. На фото можно посмотреть, как это выглядит в сборке.
По мотору для этого самолета я еще не определился.
В наличии есть ТРИ.
DLE30, VVRC40 twin и NGH38 (четырехтактник).
В принципе, подходят они все. Но у них разный вес.
Если центровка будет получаться сильно задняя, то однозначно буду ставить NGH38. Он самый тяжелый. Но и самый интересный.
Нижнее крыло , в принципе, закончено.
Я решил оставить в крыле карбоновые трубки (до 2 шпангоута с каждой стороны крыла). Веса наберет грамм 20-25, зато жесткость получилась офигительная.
Что бы я посоветовал несколько изменить:
-
Конструкцию крепления крыла в фюзеляж. Поскольку нижнее крыло крепиться к фюзеляжу аж 3-мя болтами.
По моему достаточно одного сзади крыла. И двух штырьков на лбу крыла , входящих в шпангоут. Однако переделывать я конструкцию не стал, сделал , как хотел автор. -
Планки люков машинок (да и сами люки) сконструированы не совсем правильно. Их, по замыслу автора, надо вклеивать заподлицо с нервюрами. И тогда их придется полностью покрывать обшивочной бальзой, что бы можно было потом их обтянуть пленкой.
Кроме этого,люки машинок достаточно малы. С учетом того, что в люки надо вставлять еще и подложку (что бы было куда вкручивать крепежные болты) то даже машинки средних размеров вложить будет затруднительно. А мини в такой самолет ставить явно не стоит.
Так что и планки, и люки буду делать новые.
- Так как думал собирать набор сам, поэтому не хотелось со штырями связываться.
- По чертежу должны влезть Hitec HS-5245MG. А как получится на самом деле я не знаю.
5245 не влезут точно. По вышеуказанным причинам.
Но это не проблема. Выпилить новые планки - дело 5-ти минут.
Думаю, что, на следующей неделе, удастся собрать верхнее крыло. В таком случае останется только подгонка и обтяжка. Так, глядишь, скоро и в небо!!!😒