Giles 202 2.3 м (FW)
Доброго всем времени!
Решил рассказать про опыт приобретения, компоновки, эксплуатации и, чего уж там, ремонта этого самолёта. Пару лет назад, зимой 2018 года наткнулся я тут в нашей “барахолке” на показавшийся мне интересным самолёт. Оговорюсь, что раньше я никогда готовых моделей не приобретал. Разрабатывал, строил по своим и не своим чертежам, собирал КИТ одной “крутой” австрийской конторы и не безуспешно на всём этом летал. Меня всё больше тянуло к копийным вариантам, и даже были на этом поприще некоторые успехи. А тут строительство идёт, но медленно, летать охота, тем более, “завалялся” 70сс оппозитник. Вот и решил попробовать популярный сегодня размер 2.2-2.3 м, (до этого летал максимум на 50сс) и Giles пришёлся как раз кстати. Был приятно удивлён, что самолёт разрабатывался и строился в России, в “авиационном” городе Энгельсе. Насколько я понял, это был “предсерийный” образец, который Сергей Назин (nazinss) разработал, построил, облетал и… потерял к нему интерес. Что ж, так у конструкторов бывает. А я вот решил продлить (или сократить?..😃) жизнь этому самолёту.
Списались, созвонились, договорились, “ударили по рукам”. И вот звонок из транспортной - приходите, забирайте. Ну что сказать, мы естественно обговаривали упаковку, но что бы так… Приятная неожиданность. Думаю, что если бы раздолбаи-грузчики из ТК даже захотели повредить упаковку, то им бы пришлось ооочень постараться. Ящик был сколочен на совесть и из хороших досок, ломал - аж вспотел! В ящике картонная коробка, в которой части самолёта в чехлах и всё это пересыпано стружкой! В общем, Кащей со своей иглой отдыхает. И так, самолёт доставлен, распакован, осмотрен - всё в лучшем виде. Приступаю к установке начинки…
Самолёт получил вот в таком виде: Естественно, вторая консоль, РП, стойки шасси с "тапками - всё присутствует!
Что хочу сказать о конструкции. Самолёт вряд ли задумывался как конкурент крутым и модным аппаратам для отвязного 3D, а вот как альтернатива, пожалуй да! Вот такому “3D-шнику” как я - в самый раз! Не скажу, что летаю я “блинчиком” но и к разряду супер-пилотов тоже вряд ли отношусь. Поэтому и самолёт такой мне в самый раз. Как говорится, дёшево и сердито!
Набор выполнен из добротной шлифованной берёзовой трёхмилиметровой фанеры. Конструктивно никаких излишеств, но я бы сказал всё на своих местах. Вполне достаточная прочность при очень небольшом весе. Забегая вперёд, скажу, что сухой вес получился с не лёгким 70сс мотором получился 8100, что обеспечило приличную, даже наверное НЕ приличную тяговооружённость ~2! В теме продажи было видео облёта. Так вот там на нём стоял 55сс мотор и тянул его вполне нормально. Я же, как и рассчитывал, был очень приятно удивлён - самолёт “прёт” по вертикали без ограничений и спокойно вкручивается в восходящий “штопор”.
Но пока вернёмся на землю, в мастерскую. Начинку я выбирал скорее исходя из бюджета. Задачи получить спортивный снаряд не было, скорее самолёт “выходного дня”. Много фото сборки не делал, но кое-какие моменты запечатлел. Оппозитный мотор встал как родной!
Ремарка. Возможно, фото увидят не все, или вообще все не увидят - пока с телефона. Если так, то завтра поправлю с компа.
что сухой вес получился с не лёгким 70сс мотором получился 8100,
Для 2.3м отличный вес, даже если будет в районе 9000гр, он лучше будет делать инерционные фигуры.
Да, Николай, соглашусь. Но всё же должен поправиться. Самолёт в размере 2.2м. Это я немного ошибся, но тем не менее, это довольно лёгкий самолёт. Мне даже хотелось попробовать такую “здоровенную бабочку”. Попробовал. Понравилось! Взлёт с места, полёт в “горизонте” даже, пожалуй, не в треть, а в четверть газа, посадки вообще “пешком”.
Но всё же должен поправиться. Самолёт в размере 2.2м.
У меня был МХ-2 2.2м с ДЛЕ-55 полетный вес был 8200, отлично летал.
Как и предполагал, фото “испарились”. Исправляю ситуацию. Фото к посту №2:
В процессе досборки и компановки решил кое-что поправить так сказать под себя. Первое. это отсутствие пеналов для крыльевой трубы и трубки стабилизатора. Я пони маю, что на прочностные характеристики это почти не влияет, меньше вес конструкции, проще изготовление. Но вот эксплуатационно… Мне не удобно каждый раз при сборке самолёта в поле “ловить” отверстие во второй нервюре держа консоль на весу, да ещё и при ветерке. Так же из-за малой площади соприкосновения и вибраций со временем отверстия в фанере в месте контакта с трубой истираются и даже подгорают.
Решение вопроса - несколько листов бумаги формата А3, смола ЭДП из хозмага, лист “цветочного” лавсана, сама труба и пара вечеров работы. Это я всё пишу к тому, что в реальности, владение, эксплуатация и даже ремонт самолёта в размере 2.2м не являются запредельными с точки зрения финансов. Опять же, спортивные снаряды для “завоевания превосходства в воздухе” не в счёт! И самолёт от Сергея Назина это прекрасно иллюстрирует.
Дальше переделке подвергся капот. Во-первых, потому что прорезан был под другой мотор, а во-вторых, потому что я решил сразу организовать направляющие дефлекторы в окнах для лучшего охлаждения обоих цилиндров. Кстати, мотор MLD-70 встал под капот как родной! Соответственно, капот перекрашивался. Ещё надо сказать, что цвет кабины мне не очень-то импонировал, но решил пока оставить до лучших времён.На фото капот уже ошкуренный и загрунтованный, но не покрашенный. Кстати, пластиковые элементы не супер жёсткие, но прочность их вполне достаточна а некоторая эластичность даже была мне на руку - надевать капот не откручивая глушители очень даже удобно!
…Досборка, доделка, комплектация завершены, можно облётывать! Что сказать, мои ожидания оправдались! Самолёт оказался очень ровным и триммировать его практически не пришлось - пара “пиков” по РВ, и то скорее за счёт центровки. На облёт, кстати, подогнал в 25% с возможностью отодвигать назад. Собственно, даже “пожадничал”, можно было сразу в 30% целиться. За счёт длинной хвостовой балки самолёт оказался очень устойчив и к самопроизвольным срывам не склонен. В общем, начали друг друга учить летать, я его, а он меня. Отдельное удовольствие - это тяговооружённость. При взлётном около 8500 мотор в 70сс уносит его вертикально с места и с разгоном. Площадей и отклонений рулевых поверхностей на мой неискушённый вкус вполне хватает. У меня выставлены двойные расходы. Малые примерно такие (градусы/экспонента): РВ - 25/40; ЭЛ - 20/40; РП - 30/60. Большие: РВ - 45/60; ЭЛ - 45/60; РП - 50/80. Конструкция вполне позволяет такие углы. Кстати, понимая, что каждый самолёт индивидуален, буду признателен, если кто из действующих пилотов, летающих в подобном размере поправит и подскажет оптимальные цифры. Ещё о рулевых поверхностях. Меня вот по началу очень сильно напрягал способ навески рулей на армированный скоч. Для меня это был “слом системы”. Как так, на 2.2 м пилотажке и скоч? Хотел даже переделать. А отлетав два сезона, могу сказать, что в данных условиях эксплуатации очень оправданный вариант! Никаких разрывов не появилось, люфтов и подавно! Для меня - приятная неожиданность.
К облёту самолёт подошёл вот в таком виде:
Нашлось тут видео полёта. Коллега снимал. Видно, что самолёт практически “пешком” по небу ходит! Ещё бы не мои кривые руки, вообще красиво было бы!😁
Ну не в укор конечно. Ну так и не понял как он летает пилотаж. Хотя бы одну какую-нибудь фигуру из 3D сделали бы. Какой-нибудь хариер, или блендер. А то что то похожее на штопор плоский в начале. Но увы, вылетел из него после первого оборота. Непонятны просто прелести самолёта. Или он под классический пилотаж заточен? Если что я не совсем в теме про этот самолёт поэтому интересуюсь.
Да нет, какой укор… Я писАл, что я далеко не джедай в 3D пилотаже. Тем более, что это съёмка буквально на втором десятке полётов. Центровка, опять же, ещё всего-то 25 процентов, никак не располагает к качественному 3D. Позже, когда и я малость прилетался, и центровку назад оттянул, стало несколько интереснее. Но всё же мне ещё учиться, учиться и ещё раз учиться, как завещал великий… Нет, это уже не отсюда!😁
А если серьёзно, снимать особо некому, тот раз оператор случайно “попался”. Думаю, в умелых руках самолёт покажет себя сильно интереснее. Во всяком случае, я уверен, что он может сильно больше, чем умею я.
Центровку если для 3D ,надо однозначно назад двигать.
Самое большое заблуждение - это задняя центровка. Ее нет ни у кого из Брандмюллера, Чекконе, Лукача, Брукмана… Продолжить?
Поэтому они летают ровно и красиво, а не дёргают и ловят потом самолет.
Самое большое заблуждение - это задняя центровка
Андрей, я тоже понимаю что с задней центровкой самолет летает один раз, но судя по плоскому штопору который Т.С пытался сделать, центровка передняя, хотя может и чет с отклонениями РВ, трудно судить по видео.
Самое большое заблуждение - это задняя центровка. Ее нет ни у кого из Брандмюллера, Чекконе, Лукача, Брукмана… Продолжить?
Поэтому они летают ровно и красиво, а не дёргают и ловят потом самолет.
Тоже придерживаюсь того же мнения. У нас на поляне меня все сватали смешать центровку назад. Сместил, и ни чего кроме дерганья по тангажу не получил. А фигуры многие зависят в основном от прямых рук, ну и не мало важно иметь достаточные по площади рули. И достаточные по мощности сервы.
Расчеты расчетами, а инверт под 45 покажет центровку точнее. Надо просто настроить самолет, и по углам подсказчиков не будет, каждый выставляет под свои нужды и возможности.
Расчеты расчетами, а инверт под 45 покажет центровку точнее. Надо просто настроить самолет, и по углам подсказчиков не будет, каждый выставляет под свои нужды и возможности.
+100
Принял к сведенью, намотал на ус, сделал выводы. Продолжу. Полетав почти до конца сезона 2018, “успешно” приложил самолёт. После выполнения очередного штопора самолёт отказался останавливать вращение. То есть, не работал РП. Остальные рули шевелились штатно. В общем, вывернутый на 50 градусов руль поворота площадью с полторы совковых лопаты не способствовал удачному приземлению… В итоге мотор отпал от остального фюзеляжа с частью моторамы, пострадал капот, получила повреждение хвостовая балка и незначительно досталось законцовке одной из консолей. Виновницей оказалась заклинившая машинка руля поворота. При вскрытии обнаружилось, что промежуточный вал просто “прогрыз” пластиковый корпус, и шестерни заклинило. Итог - машинку на…, самолёт в ремонт. Подробнее о восстановлении чуть позже.
Чет я не понял. Сейчас самолёт летает, или вы нам прошлую историю рассказываете?😃 Причем тут 18 й год? Сейчас так то 20й.
Чё тут не понятно?
Решил рассказать про: опыт приобретения, эксплуатации, ремонта… 2018 г…
ТС решил рассказать как грицца лучше поздно, чем никогда 😁
Чё тут не понятно?
Решил рассказать про: опыт приобретения, эксплуатации, ремонта… 2018 г…
ТС решил рассказать как грицца лучше поздно, чем никогда 😁
Ну вопросов нет.
И так, ремонт. При осмотре были выявлены все повреждения и намечены пути восстановления. Что касается хвостовой части, то тут из повреждений стрингеры и косые распорки. Решил просто вырезать всё поломанное до “живого”, срастить, кое-где усилить косынками и, конечно перетянуть. Перетягивать решил тоже не всю хвостовую часть, а только повреждённые участки. С капотом было несколько печальней. Пострадал он значительно. Многочисленные трещины, оторванные дефлекторы. В общем, смола. стеклоткань, шпаклёвка, грунтовка и полный перекрас. Кстати о перекрасе. Когда красил капот в первый раз, краску брал без подбора, просто по “вееру” и готовому рецепту. Нууу… цвет был очень приблизительно похож на цвет плёнки. А в этот раз почти случайно нашёл человека, у которого покупал краски “сто лет назад”, а потом потерял контакт. Так вот, пришёл я к нему со стабилизатором и хотел тоже подобрать по “вееру”, а он сунул половинку стабилизатора вод некое подобие “микроскопа”, и через минуту вынул из принтера бумагу с рецептом краски. Сказал, что бы я его хранил, намешал по рецепту краску, капнул на стабилизатор в “невидном” месте. Что сказать, минут через пять капля стала видна только потому, что она имеет толщину. Попадание в цвет отличное! Конечно, нужно учитывать и выцветание плёнки, и материал на котором она лежит или его отсутствие.
Вот с моторамой было всё совсем плохо. Разрушения критические, собирать нечего. Прикинув трудозатраты на самостоятельное вычерчивание и изготовление деталей. решил обратиться к производителю модели, Назину Сергею. У него на сайте было указано, что можно заказать любую нарезку. Он сказал, что может нарезать полностью переднюю часть фюзеляжа, частью которой и является моторама. Мне это было не совсем нужно. точнее совсем не нужно, так как разрушения касались только моторамы. а всё, что было дальше первого шпангоута осталось целым. и перекраивать мне всё это не хотелось. Сергей и тут пошёл мне навстречу и прислал ровно те детали, которые я попросил. Гибкий подход к клиенту это очень приятно! Нарезка пришла быстро и хорошо упакованная. Цена оказалась вполне сопоставимой с затратами на самостоятельное изготовление. Дальше было дело техники. Из присланных деталей сформировал мотораму с учётом её стыковки со шпангоутом и армировал её углём. Скажем, больше для красоты, нежели для прочности. Всё состыковалось замечательно и приобрело первоначальный вид. Вновь покрашенный капот стал гораздо лучше подходить по цвету к плёнке. И, наконец. я перекрасил фонарь, предав ему благородный цвет “глухой тонировки”. В таком виде самолёт и продолжил эксплуатироваться.
del
Всё когда-то случается во второй раз. В прошлом сезоне самолёту снова досталось. На этот раз винить некого, кроме себя. Ну, зарулился, ну, бывает. В общем, самолёт уронил почти плашмя. И на первый взгляд вроде как ничего страшного. Отпавший вместе с капотом мотор предвещал очередной ремонт моторамы, но ни тут-то было. При ближайшем рассмотрении оказалось, что фюзеляж пострадал очень серьёзно. Получилось так, сто самолёт упал практически на стойки с большой вертикальной скоростью, и всё что было впереди и сзади площадки шасси попросту аннигилировалось. Зато стойки целы.😃 Прямо как в анекдоте про попа, который с колокольни наеб… упал, в общем. Поп в дребезги, а сапоги как новые!😁 Консолям тоже досталось. Локальные проломы обшивки, корневые нервюры хоть и целы, но выломаны со своих мест. Труба погнута.
После полноценной дефектовки принял решение: заднюю часть фюзеляжа ремонтирую с заменой стрингеров и раскосов (всё что из реек), шпангоуты, боковины хвоста оставляю (всё что из фанеры), переднюю часть фюзеляжа делаю новую. Вот тут были варианты. Заказать у Сергея комплект передней части или же создать свой. Связался с производителем. Ответ был “Да без проблем!” Но проблемы пришли, откуда не ждал. И в связи со сложившейся ситуацией (к делу не относится) решил воссоздать пол фюзеляжа своими силами. Разложил оставшиеся “пазлы”, вооружился линейкой, штангелем и ноутом с CorelDRAW за недельку вечерами создал себе “вечный ремкомплект”. Дальше дело техники: в магазин за фанерой - лист сорта 1/1 стоит 600р, пошло ровно пол-листа. Резка “горячим светом” 1200р, Тюбик ПВА всегда в мастерской. При вычерчивании учёл те моменты, которые хотел изначально изменить, но не доходили руки. Теперь всё так, как меня устраивает. Моментом истины была стыковка оригинальной задней части и передней собственного изготовления по собственным чертежам. Сомнения развелись, когда две части фюзеляжа соединились в единое целое без малейших доработок и подгонок! Все размеры и углы были выдержаны! Ну а дальше приятное (для меня) занятие обтяжки и “разукраски”, и вот фюзеляж приобрёл законченный цельный вид.
Про ремонт консолей рассказывать особо нечего. По сути вставил на место и проклеил вырванные корневые нервюры и заделал пролом в лОбике одной консоли. Пришлось срезать участок плёнки, а потом поставить заплатку. Но так даже брутальней.😃 На сегодняшний день самолёт собран, мотор запущен, аппаратура настроена. Осталось покрасить капот и “тапки” и можно лететь!
В целом, самолёт опять показал себя как вполне летучий, неприхотливый и ремонтопригодный аппарат “на каждый” день.
PS Фото по тексту вставлять поленился, но последовательность понятна будет.
Грузы прикольные:)😃😃
Это уникальные, специального обжига технологические грузы типа “кирпич”. Если нужно - могу выслать. Только не говори потом что тебе в посылке кирпич пришёл!😁
Забыл упомянуть. При ударе оба глушителя по самые … банки въехали в планету. При этом они разошлись почти по всем вам, но остались "одним куском (китайцы молодцы здесь). А тут как раз мой хороший знакомый прикупил себе модный сварочный аппарат, который умеет всё, чего бы не пожелал от него оператор. Я ему глушители и подсунул на “потренироваться”. Проварить ему пришлось оба глушака почти по всем швам, включая обварку фланцев. Результат порадовал! Нигде не засифонило и даже не просочилось! И выглядят замечательно. Так что теперь есть “свой” аргонщик!