Нерасчёт воздушных винтов

Марат
pakhomov4:

Cценка из жизни…Состязания по F2D. Происходит столкновение моделей, супостат падает, наша модель остаётся в воздухе, при столкновении повреждён винт и перебита верхняя часть моторамы (потом выяснилось). Если до удара модель летела 23-23,5 секунд, то после не быстрее 30-32… Все в напряжении, нам крайне необходимо держаться в воздухе да ещё и ленту отдавать нельзя! У супостата заминка с запуском второй модели, отсидели секунд 23-25, потом всё-таки возбудили и взлетели…  И в это время наш моторррчик ка-а-а-к взревёт!!! Скорость ну никак не менее 20! И мужичёк спокойненько делает на убитом аппарате пару отрубов. Конец боя, посадка… Берём в руки самолётик. Глаза из орбит - у одной лопасти отсутствует половина, у второй кончик похож на кисточку, мотор висит на одном болту и тот наполовину отвинчен…  Вот такой резонанс 😁  Попробуй сосчитай 😁

И как потом подшипники выглядели?
Почему спрашиваю - наверно помните в конце семидесятых была мода на однолопастные винты и на бою и на гонках и на скорости.
Я тогда гонками занимался.
Так вот раз мой пилот чиркнул на взлёте винтом по асфальту - за десять секунд модель (фюз - углепластик, крыло бальза) буквально рассыпалась на глазах у всей толпы. И у мотора пришлось подшипники менять.
Такой случай теоретически наверно невозможно расчитать.

КА-04

2 клен_c

😃 А я буквально понял. Я пять лет отработал в отделе аэродинамики на МиГе после института. Занимался суммарными аэродинамическими нагрузками на агрегаты планера. Собственно 29-ю и обсчитывал…

pakhomov4
Марат:

И как потом подшипники выглядели?
Почему спрашиваю - наверно помните в конце семидесятых была мода на однолопастные винты и на бою и на гонках и на скорости.
Я тогда гонками занимался.
Так вот раз мой пилот чиркнул на взлёте винтом по асфальту - за десять секунд модель (фюз - углепластик, крыло бальза) буквально рассыпалась на глазах у всей толпы. И у мотора пришлось подшипники менять.
Такой случай теоретически наверно невозможно расчитать.

Само собой от мотора остался картер и вал 😦 Всё остальное крякнуло 😦 НО!!! Свою задачу он выполнил 😁
Про однолопастные - скоростные рассыпаются в доли секунды 😃 Просто громкый ВВВЯК… И падает на асфальт крыло с кордами… Всё остальное просто в пыль…

Добавлено

Из смешного (но в тему!)
Тот же F2D… Попросили помочь на старте в качестве механика, НО… Велено НИЧЕГО не подсматривать и лишнего не крутить! Пошло рабочее время, разматываю тряпочку, которой мотор был замотан, возбуждаю… Звук какой-то сильно неправильный 😃 Но хозяин - барин, выпускаю в воздух… Да, летит, но как-то смешно 😁 Конец боя (выиграли!). ловлю модель, по привычке первый взор на ВМГ… Мама дорогая - винт стоит задом наперёд 😁 Хто ставил? Хозяин!!! И летело ведь!!! 😛

spoz

Теория – это когда вы знаете все, но ничего не работает

Практика – это когда все работает, но никто не знает почему.

В ЭТОМ МЕСТЕ мы совмещаем теорию и практику – ничего не работает и никто не знает почему!!!

авось небось пригодится для изобретателей велосипеда.
www.mh-aerotools.de/airfoils/javaprop.htm

pakhomov4
spoz:

Теория – это когда вы знаете все, но ничего не работает

Практика – это когда все работает, но никто не знает почему.

В ЭТОМ МЕСТЕ мы совмещаем теорию и практику – ничего не работает  и никто не знает почему!!!

авось небось пригодится для изобретателей велосипеда.
www.mh-aerotools.de/airfoils/javaprop.htm

😁 😁 😁 Не, это надо в РАСЧЁТ воздушных винтов 😁

8 months later
Psw

Пархомыч - смеялся до слез от историй, спасибо, душу отвел.
Про бойцовку с треснутым винтом.
В теории - ну конечно - авиамодельной практики (тем более соревновательной)у меня нет.

  1. Одноцилиндровый кривошипный ДВС весьма неуравновешен (невозможно) даже без винта - максимальный размах колебаний естественно равен размаху перемещения центра тяжести мотора при вращении коленвала.
    Из-за етого от мотора отбирается ощутимая мощность в колебания моторамы и всего далее аппарата, которая потом в тепло через потери на внутреннее трение и/или в разрушение механики/конструкции аппарата - кому как повезет.
    Вывод (согласующийся с приведенными Вами экспериментальными данными) - подбор жёсткости связи мотора и планера в плоскости перпендикулярной оси коленвала увеличивает амплитуду вибрации картера мотора и уменьшает отбор мощности на вибрирование всего летательного аппарата - особенно если резонансная частота подвеса мотора совпадает с макс оборотами мотора (последовательно включенный резонансный контур - радиоаналог - сопр стремится к бесконечности при бесконечной добротности контура).
    Второй простой эксперимент в подтверждение - берем вполне предсказуемый (с Vovic полностью согласен) коллекторник, вешаем на его вал эксцентрик например из стёрки проколотой на краю, подаем напругу, слушаем обороты. Так вот - если пытаться увеличивать/уменьшать жёсткость подвеса (сжимать моторчик в руках/мотораме/висит на проводах - наблюдаем резонансные явления во всей их красе) При ентом массу мотора и груза на оси легко регулировать/симулировать ДВС с его оборотами без его Возбуждения/Дыма/Прочего.
    Выход - конструировать/пробовать на практике (для потом объяснения теорией)
    моторамы различной ПРЕДСКАЗУЕМОЙ жесткости в плоскости перпендикулярной оси вращения коленвала. А резонансную частоту маятника груз-пружина не Фуко ли ещё обрисовал теорией ? Кстати Неполностью сбалансированный однолопастный винт для одноцилиндрового ДВС может ещё и дополнительным противовесом служить - для уменьшения вибраций - при соответственном (я предполагаю 0 градусов) угле установки по отношению к НМТ - и Пахомыч об ентом наверняка знает - просто сказать не хочет.
  2. Опять полностью согласен с Vovic в плане капризности ДВС - вещь в себе.
    По етому предлагаю (малореальный естественно) выход (просто Клён ещё более нереальную тему пытается поднять, но это не повод его отговаривать):
    Разработать прогу для МК/ПК для измерения характеристик ДВС в полевых условиях НЕПОСРЕДСТВЕННО перед стартом на соревнованиях следующей схемы:
    Вместо винта на вал ДВС вешается образцовый стальной маховик известного (или хотя бы постоянного во времени для одного и того же мотора) момента инерции с отверстием для оптического/магнитного датчика оборотов.
    Двигатель ВоЗбуЖдается (уж больно понравился термин Пахомыча), прогревается и регулируется как перед полетом.
    Затем дается полный газ (до набора макс оборотов) и на основании замеров времени каждого оборота/общего течения времени (измеряется ускорение маховика) меряется/записывается кривая зависимости крутящего момента от оборотов. МК вполне сможет найти/вывести две точки этой кривой - Макс крут момент и макс мощность (абсолютные значения или относительные эталонным при неизвестном моменте инерции маховика) и обороты соответствующие этим двум точкам, а ПК вполне может прорисовать всю кривую на экране. Для оценки точности/повторяемости измерений цикл (полный газ-сброс оборотов) повторяется несколько раз - благо занимает он несколько секунд. На основании ентих цифирей + взгляд на термометр/барометр/гигрометр опытный (ну к примеру Пархомыч) вполне сможет определить массовую плотность воздуха. Далее - выбрать из своей коллекции винт, изготовленный и расчитанный по проге Клёна или ей подобной с ИЗМЕРЕННЫМИ перед соревнованиями данными ( обороты/макс мощность и плотность воздуха, ВоЗбуЖдать моторчик со свежеприкрученным вентилятором - и в путь к рекордам. Я думаю - шансов на победу при комбинировании теории с опытом - всё-таки побольше будет.
    При всём моём уважении к тем, кто добивается рекордов БЕЗ теории.
    А уж тем более совмещения теории с практикой - когда ничего не работает и никто не знает почему - сам в такой ситуации находился не раз…
    Кстати, Пахомыч - а ведь я заочно одну весьма похожую личность наблюдаю - это руководитель местного нашего авиамодельного кружка. Прикольный мужик, мою модель от крашей не раз спасал, за что ему большое спасибо.
    Пахомычу за прикольные рассказы о соревнованиях - тоже.