БК моторы под одну банку Lipo

Vladimir88
SkyBark:

Мне кажется, что сейчас самостоятельно возиться с изготовлением мотора на низкие напряжения уже не слишком актуально. Появились моторы, обеспечивающие очень приличную тягу при очень милых массо-габаритных показателях…

Не совсем с этим согласен.
Согласен с тем, что для подавляющего большинства возиться с изготовлением микро-моторов нереально.
Но не могу согласиться с тем, что появилось достаточно моторов с приличной тягой для микро- моделей всех типов.
Если иметь ввиду только планеры, для которых требования по тяговооруженности самые минимальные (из всех типов самолётов), то пожалуй уже существует полный ассортимент моторов с весом от одного грамма и более.
Что же касается моделей с более высокими требованиями по тяге, то выясняется что таких моторов c питанием от одной банки LiPo пока слишком мало.

Например, для моделей весом 30-35 грамм требуются моторы весом около 3- 4 грамм, а при тяговооруженности- 1,5…2 (“акробаты”, F3P, 3D…) они должны обладать статической тягой- 45…70 грамм.
Кто знает о моторе весом в 3 грамма с тягой хотя бы в 45 грамм?..
Или -весом в 4 грамма и тягой 70 грамм?..

Нужны моторы у которых отношение тяги к собственному весу (К тв) приближается к 20.

Если Вы обратите внимание на современные микро- моторы, то этот параметр у них составляет приблизительно- 10, а нужно минимум- 15.

Максимально приближенные к этому параметру моторы “Mighty Midget”- www.microbrushless.com/products.htm, но для моторов от 4-х грамм и более.
Характерная их черта - повышенное количество полюсов (12 вместо обычных 9) и как следствие большой диаметр ротора и соответственно хороший момент, а это позволяет создавать повышенные тяги с большими винтами.
Например мотор “MM 13/3/12T” при собственном весе 5 грамм имеет тягу (при 3,7 В) 75 грамм, т.е. его
К тв = 15 (очень хорошо).
Но их же мотор “MM 10/1/50T” весом в 1,5 грамм имеет тягу 12 гр. и соответственно К тв = 8 (очень слабо), не из-за того ли, что он имеет обычные 9 полюсов вместо 12 как у предыдущего мотора?

Очень высоким качеством отличаются и моторы GASPARIN - www.gasparin.cz/page.php?page=rc/products/g15/g15&….
Например, мотор “G15 12W 3.6V Bronco” при собственном весе в 7 грамм имеет тягу 90 (!) грамм при 3,5 В (!).
И такая громадная тяга на относительно маленьком по диаметру винте (GWS 5030)!
К тв у “Bronco” вполне высокое - около 14 (для 3,7 В).
Сейчас у GASPARIN появился интересный опытный образец новой модификации мотора “G10 Micro” с весом около 2 грамм, а тягой около 30 грамм (К тв= 15(!)).

Но моторов, о которых шла речь, слишком мало, чтобы закрыть все нужные комбинации для микро-моделистов.

На данный момент есть два варианта решения этой проблемы:

  1. Ждать пока производители смогут изготовить моторы с высокими тяговыми показателями.

  2. Делать самостоятельно мотор- редукторы.

  3. С ожиданием вроде всё понятно.
    Хотя можно их и “подталкивать”.

Например по моему заказу “MM” сделали модификации моторов с питанием 3,7 В:

а) “ММ 13/4/8Т” - Вес- 6 гр., Тяга- 90 гр. (GWS 6030, Ток- 3,5 А), К тв = 15;
б) “ММ 13/4/10D”- Вес - 6 гр., Тяга - 114 гр. ((GWS 5030, Ток- 5,4 А), К тв = 19 (!);
в) “ММ 13/3/12D”- Вес - 5 гр., Тяга - около 90 гр. ((GWS 5030, Ток- около 5 А),
К тв = 18 (!);

  1. Что касается изготовления мотор- редуктора - это вполне логичный вариант.
    На заре развития БК моторов обычного размера редуктора широко использовались для моделей с повышенными требованиями по тяге, но с появлением высококачественных моторов практически исчезли.

С помощью редуктора реально довести значение К тв до 20.
К тому же с редукторами легко получить высокий энергетический коэффициент (отношение тяги к потребляемой мощности- К тм).
Например БК мотор без редуктора “ММ 13/4/10D” с рекордным значением К тв= 19 имеет посредственное значение
К тм = 5,7 гр./Вт.
А для мотор- редукторов К тм легко довести до 8 гр./Вт и выше, сохраняя при этом (что очень важно) высокие значения
К тв.
А это очень серьёзно может сказаться на общем весе самолёта, за счёт использования менее ёмких и с меньшими предельными токами аккумуляторов.
Но для редуктора нужны БК моторы со сверх - высоким значением KV.
Такие моторы начали появляться и благодаря этому сейчас стало реально делать микро- редуктора с БК моторами.
Я считаю, что редуктора легко изготовить любому моделисту.

Примеры моего опыта в этой области представлены здесь-
rcopen.com/forum/f80/topic170489
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1207845&h…

Так что Вам решать- ждать или делать редуктора.

P.s.

Мой последний мотор-редуктор имеет вес 4,5 грамм и тягу 80 грамм(!) (GWS 6030; 3,7 В; ток - 3А),
т.е. К тв= 18 (а в ближайшие дни доведу его до 20(!)); К тм = 7,2 гр./Вт (!).
Модификация его уже установлена на микро - Мустанг (P-51D)-
www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=15848365&po….
Вес самолёта составил 33,5 грамм, а тяговооружённость около- 2(!).
Летает- просто фантастика!
Планирует очень медленно и может взлетать “свечкой” вверх!

А Вы, не хотите так полетать или выбираете ожидание?..

Владимир#

Вот почитал и озадачился. У меня мотор Kv3700, штатный от ЯК54. С винтом 5030 тяга порядка 80 грамм. Все бы хорошо, но! У меня напряжение 7.4 и ток при этом почти 4А. То есть при всех тех же параметрах потребляет в два раза больше мощности при этом я бы не сказал что сильно греется. В чем причина такого расхода энергии?

Vladimir88
Владимир#:

… С винтом 5030 тяга порядка 80 грамм…У меня напряжение 7.4 и ток при этом почти 4А…

Получается К тм = 2,7 гр./Вт.
Это очень плохо.

Причин может быть несколько.

  1. дефекты мотора:
  • плохо работают подшипники (надо смазать);
  • меж-витковые замыкания в обмотках …
  1. Неправильный режим эксплуатации:
  • перегрузка мотора винтом (слишком большой для него).

А то, что мотор не слишком греется - очень субъективно.

  • надо замерить температуру инфракрасным термометром, желательно чтобы после одной минуты работы она была не выше 50- 60 градусов.

И ещё остаются варианты ошибок по замерам тока и особенно- тяги.

Владимир#

На счет точности замеров, конечно,да особенно тяга, достаточно колхозно мерялась но не думаю что больше 10 грамм погрешность. Температуру померять точно нечем, но руками держу спокойно. Вообще после прочтения нужно ещё раз попробовать замеры произвести. Но по току точно 3,9 А. Насчет перегрузки, Владимир у вас же был такой самолет, то что вы его переделали я читал , а вот стоковая мотоустановка что у вас выдавала не помните? Я говорю о micro YAK54-EPP от Techone Hobby.

Vladimir88

В YAK54-EPP используется мотор A05 - www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr… .
Я его не использовал и тягу не измерял.
Посмотрите внимательно на его характеристики.
Максимальный рекомендованный для него винт - GWS 3020.
С этим винтом К тм (Efficiency) = 3,53 гр./Вт- уже плохо, а с большим винтом этот параметр будет ещё ниже.

Всё правильно.

  1. Вы используете слишком большой винт для этого мотора.
  2. Мотор изначально имеет плохой К тм(Efficiency) и Вы его ещё больше ухудшаете.

Для этого самолёта я изначально использовал мотор AX 1304N 2100kv - www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr… .
Для него винт GWS 5030 является рекомендованным.
Он имеет большее, чем обычно количество полюсов (12 вместо 9) и это определяет его высокую эффективность

Владимир#

А у меня не такой мотор. Мой С05 silver techonehobby.com/proview.asp?id=270
к нему винт 5030. Правда в инструкции KV3700 а на сайте KV3500. Но все равно у них на сайте очень неплохо 3.4А при тяге 108грамм.
Ладно, надо ещё раз все перемерять, хотя тяги явно не больше 100 грамм, при массе 50 грамм вверх конечно летит но нельзя сказать что прям рвет.

Vladimir88

Мотор С05 silver значительно лучше, чем - А05 хотя К тм тоже не очень хорошее - 4,4 гр./Вт.
Проще всего- заменить мотор.
Самый лучший вариант- сделать мотор- редуктор.
Тогда возможно с использованием питания 1S, приёмника AR6400 достичь веса YAK54-EPP около 30-35 грамм и иметь при этом тяговооружённость около двух!

Владимир#
Vladimir88:

Самый лучший вариант- сделать мотор- редуктор. Тогда возможно с использованием питания 1S, приёмника AR6400 достичь веса YAK54-EPP около 30-35 грамм и иметь при этом тяговооружённость около двух!

Да я понимаю, вы мне уже писали об этом. Приемник кстати у меня 6400. С заменой мотора не хочется заморачиваться, просто не пойму чего он так много жрет. Получается что эфективность меньше 3-х:o

Vladimir88
Vladimir88:


Мой последний мотор-редуктор имеет вес 4,5 грамм и тягу 80 грамм(!) (GWS 6030; 3,7 В; ток - 3А),
т.е. К тв= 18 (а в ближайшие дни доведу его до 20(!)); К тм = 7,2 гр./Вт (!).

С помощью новой модификации мотора AP03S и нового конструктивного решения удалось снизить вес редуктора до 3,7 грамм !
И соответственно К тв= 21,6 !
Описание здесь- www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=16015098&po…

KUD

Пост #21 Мотор супер.
Редукторы у меня не получаются.
Вот опять попытка переделать заводской (облегчить).
Т.к. после восстановления MM13/3/14T (всетаки у меня “14т”,а “12т”) остался статор от китайского AX-1304N/2100.
Железо уменьшил до 3 мм, высверлил внутри и вставил пластиковую вставку, намотал 12 витков (больше не влезло).
Подшипники вставил в сточенную алюм. втулку от другого китайского мотора.
Вес 4,8 гр с разъемом.
Тяга ~48 гр, при токе ~1,8А и питании 4,1В.

1 month later
Vladimir88

Вопрос от Егора Яковленко:

"… хочется найти компромисное решение, цена-качество, я так понимаю есть 2 способа увеличения оборотов двигателя, это увеличение U или же перемотка и соответственное увеличение I?

Да а как вы фиксировали карбоновую ось в роторе, на сколько я знаю карбон в этом плане уступает металлу и его туда не запрессовать с натягом, или я не прав?"

Я специально отвечаю на Ваш вопрос здесь, т.к. для микро-моделей важно чтобы питание не превышало напряжения одной банки LiPo.

  1. В связи с этим, обороты мотора увеличить с помощью повышения напряжения крайне нежелательно.
    Поэтому нужные обороты мотора достигаются соответствующей обмоткой мотора и его конструкцией.
    Например, при создании высокооборотных “оутрунеров” для редукторов, приходится сокращать количество магнитов в роторе.

  2. Карбоновая ось вполне надёжно вклеивается в ротор.

fabrikator66

“Уменьшение количества магнитов” имеется в виду на стадии разработки двигателя? или сннятие с ротора установленных?

Vladimir88
fabrikator66:

“Уменьшение количества магнитов” имеется в виду на стадии разработки двигателя? или сннятие с ротора установленных?

Лично я не снимал магниты.
Производитель мне выслал модификацию с уменьшенным количеством, при этом заявил, что магниты установленные в меньшем количестве, обладают большей магнитной силой, чем те которые стояли ранее.
Но насколько можно этому верить я не знаю.
В принципе, вы можете легко удалить “лишние” магниты- через один и попробовать работу, я думаю скорее всего получится.
Только это вариант повышения оборотов нужен только для редуктора, т.к. момент скорее всего упадёт и в прямом приводе никакого преимущества вы не получите, тем более, что KV=7000…8000 моторов AP-02 и AP-03 и так достаточно для без- редукторного варианта.

fabrikator66

Именно интересует сборка редуктора

Я смог перенести вал с помощью втулки и тисов, на нужную сторону, теперь интересует как отделить статор от рамы неповредив его? Я дамую опилить родную раму чтобы можно было ее вклеить потом в карбоновую раму редуктора

Vladimir88
fabrikator66:

…интересует как отделить статор от рамы неповредив его? Я дамую опилить родную раму чтобы можно было ее вклеить потом в карбоновую раму редуктора

Предлагаю вариант с сохранением обмотки.

Сначала “откусываете” и возможно “опиливаете” выступающую часть корпуса мотора.
Затем подбираете трубку (в моём случае карбоновая) для упора в крайние точки статора и выбиваете держатель подшипников и “остатки” корпуса мотора.
При выбивании держателя подшипников следует использовать керн большего диаметра, чтобы он упирался во внешнее кольцо подшипника.
Это гарантирует сохранность подшипников (мне это было не нужно).
Затем удаляете “остатки” корпуса, а трубку- держатель подшипников вставляете обратно на место.

В принципе, обмотку можно не сохранять, т.к. возможно её придётся всё равно перемотать для достижения оптимальных характеристик мотора.

fabrikator66

Ваш способ меня устраивает, но мне кажется лучше для этого использовать слесарные тисы а не молоток.

fabrikator66

После долгих поисков втулки подходящего диаметра мне всетаки удалось аккуратно отделить статор от рамы.

Vladimir88
fabrikator66:

После долгих поисков втулки подходящего диаметра мне всетаки удалось аккуратно отделить статор от рамы.

Поздравляю.
Осталось совсем немного.
Фиксирующая шайба не нужна.
"Лишние " магниты легко отделяются от ротора, достаточно их подцепить скальпелем.

fabrikator66

Шайба действительно ненужна, я вобще думаю чуть укоротить вал ротора как раз по канавку под кольцо.
Vladimir88 немогли бы вы мне подсказать как лучше закрепить подшипники на ведомом валу редуктора я хочу сделать следущим образом

Vladimir88
fabrikator66:


Vladimir88 немогли бы вы мне подсказать как лучше закрепить подшипники на ведомом валу редуктора я хочу сделать следущим образом

При вашем способе крепления сначала приклеиваете мотор с установленной шестернёй, затем- переднюю накладку держателя подшипника.
Приклеивать накладку надо с установленным валом и подшипником, контролируя зацепление шестерёнок и перпендикулярность вала.
Затем, когда высохнет клей, с обратной стороны надеваете на вал второй подшипник и вторую накладку с клеем. Прижав вторую накладку к основанию перемещаете её до перпендикулярной установки вала, при этом убедитесь в свободном вращении вала.
Получается довольно -таки сложная, прецизионная процедура монтажа.

Можно сделать приспособление - плата с двумя перпендикулярно установленными валами.
Один вал соответствует диаметру держателя подшипников мотора, а другой - ведомому валу редуктора.
Расстояние между валами должно точно соответствовать аналогичному размеру в редукторе.
С помощью этого приспособления, вы можете точно приклеить накладки без участия шестерён.
Такое приспособление резко упростит процесс прецизионного наклеивания накладок.

Есть ещё вариант, сделать всё основание из трёх листов.
Прецизионные отверстия под подшипники и мотор сверлятся в жёстко- связанных двух листах.
Перед сверлением, эти листы соединяются друг с другом с помощью винтов и гаек через вспомогательные отверстия.
А к точности отверстий третьего листа, который должен быть посередине, нет больших требований.
Затем, прецизионное склеивание (совмещение) листов можно осуществить за счёт всё тех же технологических отверстий.

Пока ничего не вижу технологичней, чем использование подшипников с фланцами (www.homefly.com/proddetail.asp?prod=a15f) .

fabrikator66

Да подшипники с фланцами это очень удобно, но у меня таковых нет, а заказывать долго, я заменил заднюю шайбу на втулочку изготовленную из колена антены подшипник туда очень хорошо входит, чтобы соблюсти перпендикулярность я сделал нехитрое приспособление