Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)

bumerang

Други,случайно нет сечений фюзеляжа на самолет KI-61 смотрел на сайте Уголок неба,но на тех чертежах их недостаточно.
Есть мысль построить этот самолет…Спасибо…

Денис_из_Петергофа

Давно собирался сделать два самолёта: Харрикейна и Лаптёжника (Ju-87 «Штука»). На Харрикейнах сражались английские лётчики в Битве за Англию, и частенько их противником были те самые Ju-87. В нашем небе они тоже встречались.
Оба самолёта имеют богатую боевую историю, у каждого был «его звёздный час». Люблю делать ТАКИЕ самолёты. Начну с харрикейна. Но повествование по обоим проектам буду вести параллельно.

Хоукер Харрикейн – самолёт для моделирования интересный. Есть плюсы и минусы. Начнём с минусов. По-моему, он всего один – внешняя неказистость (я бы даже сказал, некая «страхолюдность») самого прототипа. Ведь недаром появилось у наших лётчиков для него прозвище «птеродактиль». Хотя, конечно же, это - не единственное прозвище харрикейна. В ходу было и более приличное – «Харитон».


Надо сказать, что советские лётчики были от Харрикейнов (они поставлялись нам по Ленд-Лизу) далеко не в восторге. Но они появились в тяжёлый для нашей страны период 1941…42 г.г, когда эвакуированные заводы ещё не могли дать фронту нужное количество самолётов. А на безрыбье и рак рыба. На Харрикейне летал ас заполярья дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. Также они сыграли важную роль в «битве за Англию».

Теперь о плюсах:

  1. Самолёт с ярко выраженной харизмой и занимающий почётное место в истории авиации.
  2. Для моделирования самолёт довольно простой – фюзеляж простой формы, крыло с прямой передней и задней кромкой.
    Обратный пример: Р-51 «Мустанг» - и крыло с ломаной передней кромкой и «пузатый» (из-за воздухозаборника) фюзеляж, и объёмистый каплеобразный фонарь…
  3. в масштабе 1:12 получается очень летучий самолётик – размах крыла более 1м, приличная площадь крыла, что в сочетании с небольшим полётным весом даёт небольшую нагрузку на крыло и прекрасную управляемость.

Болванка:


на "групповом фото"рядом угадываются болванки Bf-109,FW-190,Ла-7

Харрикейнбыл достаточно большим истребителем – размах крыла более 12 метров. Вот консоль харрикейна в сравнении с консолями: Bf-109 и Ла-5:

С Як-9 и FW190:

Далее все, как обычно (обтяжка крыла):

Подробности с оперением и фюзеляжем опускаю, т.к. показывал эти этапы на примере других истребителей.
Готов к покраске:

Вес планера до покраски – 165 грамм.

Bob=
Денис_из_Петергофа:

…, крыло с прямой передней и задней кромкой. …Вот консоль харрикейна в сравнении с консолями: Bf-109 и Ла-5:

С Як-9 и FW190:

резалось по точке схождения?

расстояние от точки крепления струны до шаблона корневого профиля?

а для Яка, фоки, мессера…?

Денис_из_Петергофа
Bob=:

резалось по точке схождения?

расстояние от точки крепления струны до шаблона корневого профиля?

а для Яка, фоки, мессера…?

Резалось по точке схождения.
Расстояние:
харрикейн - 960мм
Як - 700
Фоккер - 1050
Мессер - 740

Юнкерс Ju-87 «Штука», он же «Лаптежник».

Лично для меня этот самолёт очень интересен – он принимал активнейшее участие в Великой Отечественной и Второй Мировой войне. Именно он, можно сказать, являлся «рабочей лошадкой» люфтваффе на Восточном фронте в первый период войны.
В условиях подавляющего превосходства немцев в воздухе «Лаптёжники» попортили много крови нашим наземным войскам. Именно тогда к нему приклеилась кличка «лаптёжник» (или несколько иначе – «лапотник»).

После 43-го его роль стала уменьшаться – слабозащищённый, относительно тихоходный, он стал нещадно выбиваться нашими лётчиками, являясь относительно несложной целью.
В 44-ом их было уже очень мало, а к 45-му почти не осталось…

( некоторые фотографии с «Военного альбома»)

Но в любом случае этот самолёт заслужил своё почётное место в истории авиации. И он достоин того, чтобы воспроизвести его в виде модели.
Надо сказать, что я делаю достаточно много истребителей –бойцовок в 12-м масштабе, недавно сделал Ил-2, и… а почему бы не сделать до кучи и «лаптёжника»?

Сделать-то хотелось давно, да останавливали два момента: ломаное крыло и шасси.

Крыло.
С крылом – более-менее понятно: вместо двух консолей, состыкованных по центральной нервюре придётся делать «ломаный» центроплан и к нему отдельно две консоли. Примерно так:

На небольших, легких истребителях в масштабе 1:12 лонжероны очень просты: это две хворостинки-бамбучины, вклеенные на титан в канавки (сверху и снизу). На Ил-2 делал то же самое, только увеличил количество хворостинок вдвое: две сверху, две снизу. Всё работает, жёсткости крыла хватает с избытком.
На Юнкерсе так не сделать. Пришлось сочинять составной лонжерон из 0,5мм стеклотекстолита: центральная гнутая секция и консольные «хлыстики». Ширина лонжерона – по строительной высоте профиля в месте разреза.

Секции лонжерона склеил внахлёст на циакрин и на всякий случай (а случаи всякие бывают) подкрепил стык парой винтиков М2 на каждый стык. Лонжерон в крыло вклеил на титан.
Обтяжка – тут всё как обычно, только геммора побольше из-за «ломанного» крыла.

Элероны.
Признаюсь честно, мне совсем не хотелось делать «фирменные» навесные элероны Юнкерса, как у реального Лаптёжника. Да, и, в конце-то концов, я делаю всё же полукопию, да ещё и с задатками бойцовки (ему пилотажить, бонбы швырять, биться с Яками и Лавочкиными на шоу, а не на стенде стоять), поэтому элероны решил делать, как обычно делаю:

Продолжение следует…. (про шасси).

Bf-109

Денис, а почему было бы не сделать цельный W-образный лонжерон? Я на юноне брал листок текстолита 0.5 длиной около метра, по Вашей же наводке кстати (наверняка с такого листка и делали)… С того листа можно нарезать с десяток таких лонжеронов, если не больше и что не мало важно - цельных.

olegtur77

Денис! Наконец Вы и до “штуки” добрались. Про его шарм и легендарность уже нового ничего не скажешь, а вот по модели можно. У меня было два Ю-87, первый из потолочки forum.modelka.com.ua/…/6858-Ju-87-quot-Stuka, второй еще лежит, киошевский, причем на разных моторах он летал - и электро и fs-30 forum.modelka.com.ua/threads/30739-Ju-87D-ЕР400. Могу уверенно сказать- что родных копийных элеронов ему хватает за глаза, даже зажимать круто приходилось, единственный минус конечно - больше трудочасов на навеску. А Вашем случае боюсь элеронов будет уж очень много. И в маневренности ему тоже не занимать.
Ну а шасси - это действительно заноза, без них некрасиво, а с ними хлопотно на посадке.
В любом случае удачи в очередной постройке. 😃
Сохранившееся видео

Денис_из_Петергофа
olegtur77:

В любом случае удачи в очередной постройке.

Олег, спасибо за внимание к моему проекту и за поддержку!

Bf-109:

Денис, а почему было бы не сделать цельный W-образный лонжерон? Я на юноне брал листок текстолита 0.5 длиной около метра, по Вашей же наводке кстати (наверняка с такого листка и делали)… С того листа можно нарезать с десяток таких лонжеронов, если не больше и что не мало важно - цельных.

Рома, я согласен с тобой - ты прав. Но текстолит дорожает, а “жаба” не дремлет - постоянно хочет задушить. Да и, надо сказать, я так много раз делал - в смысле, клеил на циакрин + винтики. Ни разу не сломалось.

Продолжаю (про шасси).
Характерные «лапти» и крыло с изломом «обратная чайка» - две основные фишки, которые и определяют облик этого самолёта.
Да, я знаю, что делали бойцовки Ju-87 для АСИСа без шасси (правила допускают). Да, понимаю, что с лаптями у него шансов на победу не будет… но….

Ju-87 без шасси - ЭТО уже не «Лаптёжник».

То, что «Юнкерсуу» надо делать «лапти», - факт непреодолимый.
Вопрос в другом: как сделать так, чтобы шасси было:

  1. прочным
  2. лёгким
  3. простым
    Как увязать все эти пункты воедино? Проблема осложняется ещё и тем, что никаких подкосов там быть не должно.
    Долго мозги скипидарил. Наконец – родилось.
    Стойки – из 7мм фанеры (фанеру, как материал, я применяю не часто. Но здесь другой альтернативы не нашёл):

Стойки имеют ступеньки – задней ступенькой стойки упираются в главный лонжерон, а передняя ступенька упирается в передний, дополнительный полулонжерон. Он идёт в 15мм от передней кромке крыла, по всему центроплану и частично заходит на консоли. Но проку от него будет с гулькин хрен, ежели стойки будут в него только упираться. Их надо намертво к нему привязать. Иначе при фронтальном ударе обе эти стойки с хрустом вывернет назад. Хоть и по-крестьянски привязал, зато надёжно:

Фанерные сухарики, посаженные на циакрин, и прикручены маленькими саморезами. А уже к этому сухарику крепится ушко, к которому и притягивается стойка.

Довольно грубо расковырял щель в крыле под полулонжерон, вклеил:

Как высохло, заклеил всё это безобразие полосками бумаги на ПВА. Торчат только «силовые» ушки.

Да, забыл сфоткать – от боковых выломов стойки (обычная ситуация: грубая, «грязная» посадка – с большой вертикальной скоростью, на одну ногу. Нога подламывается под брюхо) её предохраняют силовые элементы из стеклотекстолита 0,5мм. Небольшие пластинки 60х15мм, вклеенные вертикально в пространство между лонжеронами. Они как бы подпирают каждую стойку с обоих сторон. Они скрыты под общей1 полоской бумаги. Сам паз под корневую часть стойки тоже скрылся под бумагой. Потом прорежу.

Сама по себе стойка из 7мм фанеры смотрится уж очень «худосочно». В масштабе 1:12 её толщина около 18…19мм. Пришло простое решение: нарастить «мясо» по бокам из потолочки. Потолочка в 2 слоя – получается 6мм. Да с каждого бока: 6+7+6=19мм. То что доктор прописал:

Обточил, взвесил, получилось 34 грамма:

Лапти – отдельная песня. Как водится, сделал болванку:

Но на такой болванке ничего не натянешь (кто пробовал, тот ЗНАЕТ).
Пришлось исхитрожопиться по-полной, чтобы получить то, что хотелось:

Вес лаптей: 14 грамм

Колёсико – 11 грамм.

Стойка+лапоть+колёсико: 35 грамм (и это ещё без «вилки»)

продолжение следует…

П.С. что-то попутал я немного хронологию этапов - фотки с обтяжкой крыла должны по идее быть именно здесь, а не в предыдущем посте. Ну, как говорится - от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Bf-109

Интересное повествование, лапти понравились (в своё время ломал голову над тем как их изготовить для GeeBee R-3)… А можно подробней про подпорки от боковых изломов. Планируется ли амортизация - торсионы например?

Денис_из_Петергофа
Bf-109:

А можно подробней про подпорки от боковых изломов. Планируется ли амортизация - торсионы например?

Могу только нарисовать:

лонжероны условно не показаны, чтобы не загромождать картинку.

Амортизации не будет. Зачем? Это ж не хрустальная ваза. Это-бутылочник! Хряп! - и порядок. Летаем дальше (козлить-неперекозлить).

olegtur77

Денис! еще одно мнение(мое) по поводу шасси : если нет ровной и чистой взлетки, то больше вероятность подломать ногу на данной модели близка 80% случаев, так что можете сильно не переживать по поводу усложнения конструкции 😃 лучше сделать так, что бы при изломе не страдал сам лонжерон.
Для полной жесткости нужно жестко завязывать с каркасом крыла, причем желательно двухлонжеронной конструкцией. В пене его все равно вывернет.
Так что решение по большей части у Вас верное 😃

Денис_из_Петергофа
olegtur77:

Так что решение по большей части у Вас верное

Олег, а где и что можно улучшить? Такие шасси до сих пор не делал, многого могу не знать…

olegtur77

Для максимального усиления при минимальных затратах можно сделать из тонкой фанерки нервюры в местах излома крыла, тогда увеличиться площадь соприкосновения и продольное усиление стойки. Тогда нагрузка будет идти не в точке крепления к лонжерону, а распределиться больше по крылу. Но без амортизации стоек это все равно будет сильный удар на все крыло. В мей АРФ-ной штуке стоит обычная Г-образная стойка с отводом вдоль лонжерона, но подрывало ее в месте соприкосновения с крылом. И колеса я поставил полукопийные “дутики”, они немного мягче чем микропорка.
Я на пенопластовой делал похожее крепление как у Вас,Денис, и при первом же тычке в густую траву они подломились, хоть и самолет был не тяжелый.

Valera311971

Работа над ошибками или повторение пройденного.

Не раз ловил себя на том, что такие модели как Fw и Ла не часто учавсвуют в соревнованиях, да практически и не воюют, вроде по летным характеристикам все хорошо да вот только вал часто ломается ну как говориться причину выяснили, начал с модернизации Fw-190 переделал его мордаху под обратное крепление движка теперь он с капотом, но как говориться опять не то, получилась очень большая плоскость без ребер жесткости в простонародьи «хлопун» даже с фанеркой для крепления двигателя. На средних оборота оборотах еще терпимо а вот ближе к максимальным начинало резанировать и появлялась вибрация и звук как работающий КВПТ.
Решил эту проблему очень просто.
Спереди болвана на котором тяну моторный отсек прикрепил 5 мм фанерку в форме квадрата 55х55мм, а по сторонам добавил 4 лучика из 3мм бамбучины длинной по 20 мм , получилась жесткая площадка устойчивая к нагрузкам возникающих при работе двигателя на максимальных оборотах.
Удачно сложилось и с крылом (Вес 55 гр), при его изготовлении использовал пенопласт (плотность 30) для лонжерона применил упаковочную пластиковую ленту от тротуарной плитки. Толщина ленты 1.2 мм ширина 15 мм вклеивал на клей «Титан», а вот обтягивал крыло скотчем язык не поворачивается назвать, но очень похожа на скотч и называется это правильно (МЕТАЛЛИЗИРОВАННАЯ ЛЕНТА 50х50) имеет ярко выраженный металлический цвет, очень плохо тянется, сам я ее не покупал можно сказать отнял у друга которому ее оставили мастера устанавливавшие отопление. Номер на ее штрих коде 4 607089 542030
Что касаемо ПЭТ используемого на фюзе, то это бутылки 2л. из под Кока Колы, руль высоты и направления из сотового полистирола, с покраской и металлической скобой в РН потянул на 23 гр. Вес планера с резиночками на крыльях в боевом окрасе составил 185 гр. Уже и не знаю много это или мало, думаю нормально.

Фото сего аппарата к сожалению будет только завтра, загрузит его мой соратник и друг «Геннадий 53 »,друзья не поверите как меня задолбал этот вяло текущий интернет, и над этим тоже работаем.

В отношении Лавочкина после таких же манипуляций с моторным отсеком все эти болезни ушли, было сделано копийное крыло, копийность заключалась в строгом соблюдении геометрии крыла, пришлось крыло лепить из 4 частей, мои подозрения в этом плане подтвердились модель на всех режимах полетела стабильно уверенно эту модель сейчас пользует мой один хороший знакомый и после 2-х десятков боев поверьте она не в очень приглядном состоянии. Но. Я вновь собираю сейчас очередную модель Ла-7 … и как говориться вскрытие покажет. Тогда и фото будет.
Ну вот и поделился мыслями на пол страницы.

Денис_из_Петергофа

Ну, тогда и я на полстраницы…😃

Хвост:
материал – потолочка. Усилил углём.

Фюзеляж:
Так получилось, что болванку к нему я не делал. Некоторое время назад Олег Мельников (Олег из Петергофа – ник на форуме), увидев у меня чертёж Юнкерса-87, загорелся идеей его сделать. Причём сделать «здесь и сейчас». А я как раз был занят другими проектами, и мне было не до Юнкерса. Болванку Олег сделал по своей технологии (из гипса) и сделал несколько Юнкерсов для АСИСа. Лаптёжниками их язык не поворачивается назвать, т.к. делал он их без шасси (правилами АСИСа допускается). Ну, да Бог с ним – в каждой избушке свои погремушки.
Ну и что? Не делать же ещё одну болванку, тем более что она уже есть у коллеги, с которым ты в хороших отношениях? Короче – Олег любезно согласился мне помочь и натянул скорлупки для моего Лаптёжника на своей болванке.

Да, я ж многие вещи как-то упустил в повествовании:

  1. Лаптёжник делается в масштабе 1:12
  2. Делается модификация Ju-87D
    Ну, с первым пунктом понятно – все полукопии я делаю именно в этом масштабе. Юнкерс – не исключение.
    Пункт второй – у модификации Ju-87В более сложные обводы верхней части капота – там есть заборник наподобие, как у Ил-2, + к этому ещё и выхлоп, да борода снизу побольше. И фонарь более горбатый. А на первом этапе была мысля делать фонарь заодно с фюзом, и более покатый сзади фонарь модификации D вроде как вписывался. И хотя сейчас фонарь делается отдельно, о выборе не жалею – модификация D мне нравится больше.

Готов к покраске:

Крепление крыла: две рейки 10х10мм, каждая крепится к фюзу четырьмя маленькими саморезиками + клей момент.

На крыле – две подкладки из 1мм текстолита. + 4 самореза.

На всех модификациях Ju-87 были подкосы стабилизатора. Не особо мучаясь в выборе материала, взял кусочек ПЭТ-пластика и соорудил из него подкосы:

Специально для Люфтваффе у меня намешан оливковый цвет (хаки + светло-зелёный). Им и задул базовый цвет. Низ – светло-серый.

на этих двух фотках цвет немного искажён. На последующих - более правильно.

Для камуфляжа забодяжил грязно-бурый цвет (хаки + немного чёрного), стойки и лапти покрасил этим самым бурым цветом:

На стойках уже стоят вилки.

Когда нанёс камуфляж, фотика с собой не было, потом сразу унёс Юнкерса домой, а там уже нормально не фоткнуть. Поэтому – пока фрагментально.
Покрасил пилотов (за основу взяты копеечные и очень лёгкие пилоты с хоббикинга с цветастой, попугайской расцветкой):

Примерка фонаря:

Bob=
Денис_из_Петергофа:

Ну, тогда и я на полстраницы…😃

Хвост:
материал – потолочка. Усилил углём.

будет руль направления?

Денис_из_Петергофа
Bob=:

будет руль направления?

Да, будет. Ещё и управляемое хвостовое колёсико хотелось бы… По взлётке рулить.

Олег_из_Казани
Геннадий_53:

Это фото самолета Валеры

Если можно фото усиления мотоотсека ,по описанию не очень понятно, а проблеммы с резонансом на многих бутылочниках возникают.

Valera311971
Олег_из_Казани:

Если можно фото усиления мотоотсека ,по описанию не очень понятно, а проблеммы с резонансом на многих бутылочниках возникают.

Попросил Гену сделать фото покрупней.

В двух словах, как токовых усилителей нет, есть ребра жесткости которые не дают пластику играть по площади.