ТБ-3 4М-17 1.64м

IkranMakto


Всем привет!
Самолет, который *почти* никто не делает 😃 Долгострой начался год назад с поиска информации и чертежей, а также разработки собственных чертежей бальзового каркаса с учетом обшивки толщиной 3 мм.

Выбрал масштаб 1:24 из расчета на хорошие пилотажные качества и возможность транспортировки без разбора. Изначально в планах было разъемное соединение крыла, но я посчитал его неоправданно сложным, да и в машину и так влезть должен.
Материалы:
Клей по типу “титана”
Скрепки, штырьковые петли 43 мм
Бальза 3х100х1000 6 листов, потрачено чуть больше трёх
Подложка XPS 3 мм, к сожалению гофрированная.
Покупал с доставкой и не знал об этом. Для обшивки сойдет, но для слоеных и силовых конструкций ужасный материал и я сожалею, что вовремя не купил хотя бы обычную потолочку. Скоро куплю 5мм XPS для усилений, законцовок и возможно переделаю из него стабилизатор с другими петлями.

Размах 1.65, длина 1.0, площадь крыла 40 дм2, планируемый вес 850-1000 грамм. Расцветка под пустынный камуфляж для заметности.
Профиль крыла ЦАГИ-6 19% у корня и 10% на законцовке.
Расчетная скорость:
Взлетная 18 км/ч
Полетная 30 км/ч
Тяга 400-600 грамм

Моторы: 4 коллекторных 180 класса под 7-10 вольт с редукторами 8/22 от самолета hobbywing mini super cub. Характеристики у них особо не известны, так что заказал почти наугад.
Винты 6х4 CCW
Не нашел особо информации про использование коллекторных моторов и редукторов, так что опираюсь на летные качества 200-граммового мини-каба из видео в ютубе. Силовая установка - предмет наибольших сомнений. Выбор пал исключительно потому что редуктор идеально вписывается в мотогондолу. Возможно я просто так выкинул 2.5 т.р.
Вес на данный момент 200 грамм.



Ось вращения рулей высоты и направления находится в 5 мм от его носка в угоду копийности



FFedor
IkranMakto:

про использование коллекторных моторов и редукторов,

Не нашел, а зря, это не труднее чертежей. У вас потенциал приличный, судя по проделанной работе, а такая мелочь может испортить весь проект. Удачи.

Shurik-1960

Не открываются ссылки по фоткам только у меня? Но не пойму ЗАЧЕМ и пачему коллекторники? Ресурс у них работы небольшой.Все зависит от качества щеток,и оно разное. Я понимаю,когда валяются без дела и хочется пристроить,но заказывать…

IkranMakto
FFedor:

Не нашел, а зря, это не труднее чертежей.

Всё что мне известно это низкий КПД в районе 60% и быстрый износ щеток. Ни мощность, kV и даже ток на остановленом двигателе китайцы не пишут. Если я его дострою, то летать он будет редко, т.к. негде, в связи с этим ресурс щеток даже на час работы - не проблема. Если у кого есть опыт использования 180 моторов, я бы с удовольствием почитал

Тяга и вилка на рули высоты, ход около 20 мм без подклиниваний. И трос на руль направления, вероятно заменю его на более тонкую леску. У рулей в нынешнем виде… бальзовые кабанчики, и день ото дня это решение мне нравится всё меньше и меньше. Эстетики как оказалось никакой, да ещё и отвалиться легко может.

Shurik-1960:

Не открываются ссылки по фоткам только у меня?

Imgur может у провайдера недоступен.
Как ни странно преимущество коллекторника это… Вес. Нужен груз на нос. Вешать свинец неприятно, а тяжелые движки всё прекрасно балансируют. Потом данный редуктор на фото, которые у вас не загрузились, прям ииидеально подходит в мотогондолу.

Shurik-1960


вот Ваша последняя картинка грузится,остальные-нет. Поэтому могет перегрузите в нормальный фотохостинг. Если Вам интересно,чтоб другим было интересно и понятно…😒 По коллекторникам-хозяин-Барин. Хоть резинку ,главное-полет и видео. Если летать негде- приглашаю,огромное поле ,рядом село и 2 больших домика любителей полетать,в которых постоянно гостят начинающие и просто приехавшие облетать,полетать моделисты.122км Ярославски по столбикам 😆 Да и бальсовые кабанчики-это непонятки.10 лет,как вернулся в авиамоделизм и ФСЕ 10 лет делаю кабанчики из тонкого стеклотекстолита или из CDR диска (DVD- 2-х слойный и не подходит)

ВладимирМ
IkranMakto:

Самолет, который *почти* никто не делает

Такого не было , а похожий был

Летал очень даже не плохо .

IkranMakto
Shurik-1960:

Поэтому могет перегрузите в нормальный фотохостинг

Всегда считал imgur.com хорошим фотохостингом 😦 Все фото здесь оттуда. У меня со всех операторов и через WPN они загружаются. Проверьте как он у вас работает. Я всё же грешу на одну небезызвестную организацию, работающую методом кувалды и топора.

ВладимирМ:

Такого не было , а похожий был

Кажется находил этого красавца. Однако годный ТБ-3 я видел всего однажды. Его автор тоже отзывался об отличных летных качествах

Кузя

Интересная у вас конструкция.
Сразу пара вопросов?
Как вы собираетесь крепить мотогандолы там вообщето всякие вибрации и винты постоянно пытаются их оторвать.
Похоже вы собираетесь делать не разборную модель? как вы собираетесь её транспортировать модель не маленькая?
Есть ещё вопросы но я пока подожду их задавать.
я немного скромнее и не стал делать четырёх моторную модель ограничился Р-6

Может быть пока не поздно пересмотрите свою конструкцию?
я для своей поделки использовал выкройки для картонный моделей естественно немного их доработав.
ещё вы похоже совершили мою ошибку (мен потом потребовалось серьёзно переделать модель) угол атаки крыла на таких моделях лучше ставить нулевой а площадь ГС увеличить процентов на 20-25 иначе модель наверняка будет рвать в верх.
ЗЫ
Ссылка на весь альбом
Размах 1450
вес 970-1050 (в зависимости от батарейки.

IkranMakto:

Его автор тоже отзывался об отличных летных качествах

За исключением того что у ТБ хроническая задняя центровка и маленькая площадь ГС

IkranMakto
Кузя:

Как вы собираетесь крепить мотогандолы там вообщето всякие вибрации и винты постоянно пытаются их оторвать.
Похоже вы собираетесь делать не разборную модель? как вы собираетесь её транспортировать модель не маленькая?

Приветствую! Крепить буду на усиления ко 2 и 3 нервюрам консолей. Из-за редуктора длиной 70 мм вылет моторамы перед носком крыла будет всего 3 мм.
Модель с таким размахом крыла должна поместиться в авто с разложенными сиденьями.

Я в Reflex XTR изменил параметры одной из моделей под соответствие моей, ее действительно тянет вверх, но с большим газом. При планируемой тяге всего в 400-500 грамм всё должно быть хорошо. Возможно сделаю выкос в 2-3 градуса вниз. Во всяком случае менять угол атаки уже невозможно, разве что стабилизатор повернуть на 1-2 градуса.

Кузя
IkranMakto:

Из-за редуктора длиной 70 мм вылет моторамы перед носком крыла будет всего 3 мм.

А подумать на счёт других моторчиков?
у этих ТБ оч хроническая задняя центровка. Надо всё вперёд выдвигать и всё одно без груза в носу не обойтись.

IkranMakto:

Во всяком случае менять угол атаки уже невозможно, разве что стабилизатор повернуть на 1-2 градуса.

лучше элероны вверх задрать

IkranMakto:

ее действительно тянет вверх, но с большим газом

сим для продувки ну не то.
с таким углом как у вас её будет драть при любом газе и даже без.
вот реальность с таким углом.

youtu.be/zlTuPNftsnM

лучше угол в нули и ГС процентов на 20 увеличить

IkranMakto
Кузя:

вот реальность с таким углом.

Действительно сильно тянет. Это 30% САХ?
Другие моторы только в том случае, если если коллекторники не выдадут хотя бы по 110 грамм тяги. Редукторы есть, моторы, винты и регуляторы едут с али. Почему бы не попробовать? Я не гонюсь за характеристиками. У вашей же модели тяговооруженоость получилась большая, на мой взгляд 0.8, мне столько не нужно. Следующим я буду делать скоростной моноплан на мощном БК моторе, вот там надо будет тщательно выбирать начинку и бороться за аэродинамику 😃

Кузя
IkranMakto:

Это 30% САХ?

Увы нет приблизительно 20%

IkranMakto:

регуляторы едут с али

а зачем регуляторы для колектроников достаточно одного.

IkranMakto:

хотя бы по 110 грамм тяги

Не боитесь что придётся стик газа в обратную сторону выправлять? для такой модели таких размеров этого точно маловато будет.
Для того чтоб получить 500г тяги с четырёх моторчиков можно было просто купить 4 бк маненьких и дешёвых, а не парится с редукторами и прочим да ещё и дешевле получилось бы.

IkranMakto:

на мой взгляд 0.8, мне столько не нужно

Вы ошиблись раза в 2 приблизительно 1.4
На счёт не нужно это вопрос спорный
Ну какбы стик газа не дискретный, а на первых полётах запас тяги ой как даже нужен.
Не будь у меня такого запаса тяги сомневаюсь, что с мог бы даже так в траву плюхнутся.
потом при вашем размахе и конструкции думаю хорошо если вы в 2.5кг уложитесь.
просто прикиньте хотя бы вес моторов с редукторами пегулями и батарейкой уверен уже будет в районе пол кило.
а потом прикиньте по весу хотя бы то что у вас получилось уверен что тоже ещё с полкило а ещё сервы (тоже не маленькие) ещё приёмник + то что не сделали.

IkranMakto
Кузя:

потом при вашем размахе и конструкции думаю хорошо если вы в 2.5кг уложитесь.
просто прикиньте хотя бы вес моторов с редукторами пегулями и батарейкой уверен уже будет в районе пол кило.
а потом прикиньте по весу хотя бы то что у вас получилось уверен что тоже ещё с полкило а ещё сервы (тоже не маленькие) ещё приёмник + то что не сделали.

Текущий вес модели со стабом и рулем направления - 200 грамм. Осталась верхняя обшивка крыла, немного усилений из пены 5 мм, обшивка фюзеляжа и детализация. Шасси грамм на 50-80. Вся электроника весит 490 грамм. В кило я думаю впишусь.

Вы ошиблись раза в 2 приблизительно 1.4

"Летает двигатель, а крылья ему мешают? " 😁 Я всё же не квадрокоптер с крыльями делаю, а самолет с расчетным качеством около 5-6. Пусть блинчиком летает. А не полетит - поставлю на полку в комнате и будет глаз радовать.

Кузя
IkranMakto:

екущий вес модели со стабом и рулем направления - 200 грамм

Как уже ))))

IkranMakto:

В кило я думаю впишусь.

ой ли.
не буду ничего вам доказывать
вот это весило 750г

а вот это 970 или 1050 ну какую батарейку поставишь

в общем я пока по молчу а то вы так и всё знаете.
Удачи

11 months later
IkranMakto

2-летняя годовщина проекта! (примерно)

И всё ещё не потерян интерес, даже наоборот. Приехали моторы с Китая, а также множество необходимых прочих запчастей. Шестерни 1.99 на вал 2.0 мм были насажены немного по-варварски, но валы в результате абсолютно ровные. Замерил тягу - 170 грамм с винтом 6х4 на 3s li-po. Ток не знаю, амперметр ещё не приехал.

Управление элеронами я с самого начала хотел делать одной машинкой. На фото тросики из рыболовной лески, первоначальная качалка, самодельная, и неудачный элерон. Бутербродный принцип мне не понравился. Друг с Рязани напечатал мне пару новых качалок, которые оказались многократно лучше моих. В результате заменил. Как покажет себя управление тросами(РН и Элероны) в полёте не знаю. Движения рулям они передают точно, но присутствует эластичность.

Пробовал красить и имитировать гофрированную обшивку. Трудоемкий процесс и я не уверен, что получится сверху заламинировать скотчем.

Полностью закрыл фюзеляж обшивкой, приклеил на место стабилизатор и сделал киль. Изначальный механизм изменения угла установки стабилизатора признан неоправданно сложным для пенолёта.

Примерены расчалки хвостового оперения (должны быть двойные как раз) и сделал 4 окна 12х16 мм для носовой части. Самая “ювелирная” для меня работа на данном этапе.

Примерное крепление мотора(будет напрямую к мотораме или через тонкую резиновую прокладку), ложемент для АКБ, проводка к крайним моторам(24AWG) и точки крепления стоек шасси с нижним хребтом фюзеляжа. Шасси также будет напечатано из PETG.

Общий вид. Следующий шаг это элероны и верхняя обшивка крыла, кстати уже в процессе. Общий вес с АКБ, моторами, регуляторами, сервами и проводкой измерен в 849 грамм. В планах вписаться в 1100 грамм. Максимальный копийный вес 1240 грамм.