Г-22 спортивный самолёт Грибовского

Щорс

В этом году решил разнообразить полетную программу Г-22. Перебирал все возможные варианты, фигуры пилотажа… не то, хотелось чего-то редкого. И вот помог случай - попал в руки любопытный документ, подтверждающий, что на Г-22 производилась буксировка небольшого транспаранта (флага).
Конструкторская мысль заработала. Для начала я соорудил из полоски ткани простейший транспарант и попробовал на учебном самолете. В ходе эксперимента выяснилось, что взлететь с распущенной лентой не так просто - она цепляется за грунт и сильно тормозит. Потребовалось около 5 попыток и акробатическо-спринтерские навыки помощника, коей являлась моя супруга. На посадке то-же были трудности. Поэтому решил изобрести и изготовить механизм, который распускает транспарант в воздухе и сбрасывает после демонстрации. О конструкции я расскажу после (нет под рукой фоток). Опробование системы, естественно, проводил на тренере Г-22.
Вчера провел испытания. В первом полете лента распустилась, но не отцепилась - пришлось садиться в аварийном режиме.

После доработки механизма второй полет прошел успешно

Orel
Orel:

Упс,пардон-те😒,забыл сказать,что повадился летать с длинным шлейфом - георгиевская лента дл. 2000*10см .Для моих ограниченных площадок самый лучший якорь ,не даёт перелётов , как можно заметить в крайнем видео (9 минут),модель хорошо подтормаживается .Конечно лишний расход энергии в полёте (в полтора раза) ,за-то посадки классные . Так что особенности пилотажа были описаны при наличии этой ленты … (прошу прощения).

Серёжа , я тоже летаю на Г-эшке с лентой . об этом писал ещё в 49-м посте . Полёт с лентой вносит свои коррективы в управлении моделью.Перед взлётом сматываю ленту в рулончик , а после взлёта она сама распускается .

Щорс

Просто смотать я пробовал: даешь “газ” - лента тут же разматывается, модель не успевает разогнаться. Поэтому и мудрил. А посадка - таки да, Грибовский с лентой сел лучше, чем без нее. Но вчера была очень тихая погода, в ветер, боюсь, будет сложнее. Кстати, габарит транспаранта 170*3000, материал - подкладочная ткань типа “Болонья”.

sergey56gr
Щорс:

…В этом году решил разнообразить полетную программу Г-22. Перебирал все возможные варианты, фигуры пилотажа… не то, хотелось чего-то редкого. И вот помог случай - попал в руки любопытный документ, подтверждающий, что на Г-22 производилась буксировка небольшого транспаранта (флага).

А что за документ и где его нашел?

Р.S.1
на кордовых бойцовках применяли совсем простую приблуду для разворачивания ленты. Просто к фюзеляжу крепилась скоба-крючок в виде вопросительного знака , Скоба своей частью в виде дуги прижимает ленту сверху к рулю высоты а при резком отклонении руля "вниз"и резком возврате руля назад , лента освобождается из под скобы. внешне это выглядит как не большой но эффектный кивок. Аналогичный метод применяли гонщики для глушения мотора, что бы посадить ее прямо в руки механику.

Р.S.2

а сброс ленты-флага это не аполитично (в этом месте должна быть рожа- смайлик со смехом, но почему-то не вставляется.)

Щорс

Да, помню как за кордину пальцем дергали. Но на радиомодели сброс отклонением руля может произойти в ненужный момент. А хочется предсказуемости.

Щорс

Сегодня добрался до моделки и, как обещал, первая часть.
Устройство механизма и принцип работы
Для того, что бы максимально просто интегрировать новый механизм в существующую конструкцию Г-22, решил все разместить на крышке люка. Получилось так
вид снаружи

вид изнутри


крышка люка из фанеры 1 мм, усилена липовыми рейками. Стаканчики то же склеены из фанеры 1 мм. и усилены тонкой стеклотканью на смоле. На качалку привинчен текстолитовый рычаг причудливой формы. На двух боковых замках крепится смотанный в рулон транспарант, концы “упряжки” закреплены на центральном замке.
Работает это так:
1 положение - все закреплено

2 положение - транспарант сброшен

обратите внимание на паз в рычаге для проволочной тяги - размер его позволяет сбросить транспарант не открывая центральный замок.

3 положение - рычаг двигается дальше и тянет тягу центрального замка - транспарант полностью сбрасывается с модели

Про конструкцию транспаранта и “упряжки” расскажу завтра.

Щорс

Вот блин, с утра посмотрел, чего я понаписал вчера и увидел, что вставил одинаковые фотки. “Положение 2” - не та фотка. Извините, вечером поправлю.

valera#

А в каком именно месте на модели точка крепления фала транспоранта? Если можно фото…

Ну и по опыту затяжки планеров устройство сброса леера на буксире ставится примерно за задней кромки крыла, тогда этот “хвост” практически не влияет на поведение модели.

Ну и от себя, уж больно мудреное у Вас устройство…😃

Щорс

Так, исправляю вчерашний косяк
1 положение

2 положение

3 положение

Теперь о самом флаге и его креплении
В момент взлета флаг закреплен на брюхе модели (положение 1 механизма)


на стабилизаторе вклеены проволочные ушки, через которые проходят концы “упряжки”

так как стабик бальзовый, ушки вклеены в отверстия, просверленные сквозь завесы руля - для прочности.

После открытия боковых замков (положение 2) флаг разматывается и занимает вертикальное положение. Именно для этого нужно развести веревки как можно шире, иначе флаг будет крутится.


веревочки с кольцами для крепления флага в свернутом положении.

Сам флаг сшит из подкладочной ткани, подложен и прострочен со всех сторон - что бы ткань не растрепалась. Впереди вставлена буксировочная планка из фанеры 2 мм., дополнительно ткань приклеена к ней ПВА

Через каждые пол-метра пришита полоска и вставлена круглая палочка 3мм.

эти палочки не дают ткани свернутся в трубочку. Благодаря такой конструкции флаг сохраняет форму и вертикальное положение за моделью.

Ну и “положение 3” - все сброшено

Управление вывел на трехпозиционный тумблер на передатчике.
Пошивом флага занималась моя жена, пока я делал сам механизм. На все-провсе у нас ушла неделя работы по вечерам плюс воскресенье в поле на доводку.

sergey56gr
valera#:

А в каком именно месте на модели точка крепления фала транспоранта? Если можно фото…

Ну и по опыту затяжки планеров устройство сброса леера на буксире ставится примерно за задней кромки крыла, тогда этот “хвост” практически не влияет на поведение модели.

Ну и от себя, уж больно мудреное у Вас устройство…😃

Как видишь, все довольно просто и понятно,( мне так кажется, как говорил - Мрктычан)

Щорс

И еще. Привод осуществляется машинкой 3,5 кг. На текстолитовом рычаге (который крепится на машинке) расстояние между “рожками” - 80 мм. Этот размер влияет на надежность удержания свернутого флага и потребное усилие машинки. Если меньше - есть риск разбалтывания свертка под пузом модели. Больший рычаг не влез в модель, да и ход его будет очень большим даже с ограничением хода машинки в 30%. Поэтому считаю этот размер оптимальным. Усилия машинки для работы механизма хватает, но на пределе. А большая по габариту у меня не лезет в люк.
Такой механизм можно ставить не только на копиях, но и на моделях для разных фестивалей или шоу, а может и для рекламных полетов.

fed

Сергей, приветствую!
Помнится, в 2008г, на День Победы проводили своим клубом показательные полеты на городском стадионе. Я сделал длинный вымпел к тренировочному самолету на 46-м движке.
Вымпел был из папиросной бумаги красного цвета, шириной примерно 25см и длиной около 5м. Закреплен был на реечке, сразу за килем на минимальном расстоянии, чтобы не скручивался. Риск был велик, конечно, сразу на публике лететь, но рискнули. Все получилось! В полете смотрелся великолепно под музыку. Но полет был довольно напряженный (для меня). На виражах самолет ощутимо скользил на крыло из-за такого хвоста. Поэтому пилотировать надо было крайне аккуратно!

Правда, на посадке, из-за волнения сделал очень низкую глиссаду и хвост зацепился за сосны, окружающие стадион со стороны захода, и самолет повис на дереве (поэтому на видео - другая концовка 😃

И еще видео пилотажа с этого же праздника, на другом самолете с двумя вымпелами на концах крыльев. Пилотаж смотрелся очень выразительно с ними!