Sorrell SNS-7 "Hiperbipe"

fed

Sorrell SNS-7 Hiperbipe

Я решил отправить себя в творческий отпуск по большому проекту большого ТБ-1.😁

Но это не значит, что надо пялится в ящик на диване или заниматься какой-то другой ерундой после работы.
Лучший отдых - это смена деятельности!
И я задал себе вопрос : а что-бы я хотел построить такого супер душевного и быстрореализуемого, от проекта до полета в течении максимум недели - двух.😍 Больше нельзя - а то весной не взлететь на ТБ.

Предистория.
Давным-давно, где-то в начале 80-х я работал в СКБ по легким самолетам и делал диплом по легкому двухместному самолету для народного хозяйства. Самолет проектировался универсальный - для первоначального обучения и для широкого круга задач. Естественно я собирал информацию по самолетам аналогичного назначения и размерности. Был на СЛА/84/85, доставал всю доступную авиационную литературу. И вот в каком-то журнале увидел фотографию и очень краткое описание “Hiperbipe”. Я был поражен тектоникой формы этого ЛА. И еще тогда зародилось огромное желание построить его модель.
Sorrell SNS-7 Hiperbipe

Периодически я вспоминал об этом самолете, сейчас в инете есть фотки построенных экземпляров, но хороших чертежей и описания я пока не встретил.
Как-то мне попались чертежи резиномоторной модельки “Hiperbipe”, класса F4F “Peanut”, размахом 330мм.

А это “Peanut” Hiperbipe, 330мм размаха (не мой)

Обожаю эти маленькие резиночки строить и реулировать. Вот где настоящая борьба за рациональность конструкции и достойный внешний вид, ну и конечно за летные качества. Модель, размахом 330мм надо уложить в 5-6 гр. полетного веса, настроить на стабильный, продолжительный полет в маленьких помещениях, достичь 40 - 50 сек. свободного полета! Не так это все просто!
Времени на постройку требуется немного, пальчики хорошо тренируются на правилные сечения и вес!
Так что у меня многолетняя традиция - раз в год выкраивать хотя-бы пару недель на это божественное, по-своему кайфу, занятие. И мой ангар резиночек ежегодно пополняется одной - двумя моделями.

Вот мои несколько резиночек “Peanut”, размахом 330мм
BD-4, взлетный вес 8гр., продолжительность полета 40 - 45 сек. в школьном спортзале, резина ТАН-2

Piper PA-20, взлетный вес 6гр., продолжительность полета до 60 сек. в школьном спортзале, резина ТАН-2

Но также давно мной одолевает еще одна навязчивая идея: Как совместить RC-моделизм с любимыми технологиями постройки резиночек - из тоньчайших бальзовых реечек и микаленты. Есть ощущение, что как раз резиночки “peanut” могут служить великолепными прототипами конструкции небольших RC-моделей для релаксных полетов на любой мало-мальски пригодной летной площадки на рассвете, на закате - любимейшее мое время для запуска резинок на воздухе. Но вот все никак не получалось провести полноценный эксперимент по конверсии конструкции классической резиночки в RC.

Тут тоже есть свои заморочки у меня.😁 Хочется сделать летающие коллекции знаменитых самолетов по разным направлениям (первая мировая, гонки 30-х, вторая мировая, пилотажные самолеты, легкие самолеты, СЛА, экспеиментальные, и т.д.). Периодически эта болезнь прогрессирует и проявляется в серии резиночек, а в последнее время RC-самолетов. Плюс к этому хочется еще и масштаб подобрать более-менее единый для сравнения ЛА и создания авиа-шоу. В общем не много - ни мало хотелось бы создать летающий музей знаменитых и интресных самолетов мира. Понятно, что с такими планами - лучше к психиатру… 😁 Но жизненное пространство пока есть, хоть и немного его осталось… Что успеем - то успеем…

Для начала - немного о прототипе.

Описаний и подробных чертежей я его не встретил, поэтому кратко изложу свое восприятие этого аппарата.
Есть такое выражение у авиационных самодельщиков - “летающий чемодан”. Может оно и немного обидное, но мне нравится! Чемодан не так уж плох! Компактный снаружи и очень вместительный!
В постройке легких одно - четырехместных самолетов можно увидеть это направление.
Основные признаки: большая прямоугольная кабина на 2-х - 4-х человек. Хорошо обтекаемый моторный отсек и ветровое стекло. Сравнительно небольшие несущие плоскости. Вся тектоника формы, как правило, образуется плоскими панелями, очень технологичными в плане постройки и сборки. Самое поразительное, что удается создать из плоских панелей очень нтересные в плане дизайна ЛА,
причем по своим летным характеристикам практически не уступающие “зализанным”, круглым собратьям. Впрочем, это вполне обьяснимо. В профиле крыла первостепенное значение имеет форма носика профиля, примерно до 30% САХ, а вот хвост профиля уже не столь существенен. Так и здесь с фюзеляжем “летающего чемодана”. Мидель есть мидель - и его никуда не денешь и у “зализанного” аппарата. Хорошо обтекаемый нос дает возможность правильно встретить поток, а остальной объем фюза может быть и плоским!
схема “Hiperbipe”

В “Hiperbipe” еще дальше конструкторы пошли - фюзеляж вообще без сужения в плане. Сбоку он смотрится практически, как авиационный профиль. Сам фюзеляж достаточно широкий, так что его можно, в какой-то мере рассмотреть как крыло сверхмалого удлинения. причем руль высоты расположен фактически только по ширине фюзеляжа и отклонение его создает S-образный профиль, необходимый для стабилизации летающего крыла. Концепция может и спорная, но однозначно интересная! Подьемную силу фюзеляж точно будет создавать, даже на небольшом угле атаки!


Маленькие плоскости расположены тоже очень логично. Нижнее крыло вынесено, за счет этого пилот получает хороший обзор и размещается в зоне ц.т.
Консолиимеют небольшую хорду и их разнос по высоте, гарантирует отсутствие затенения заднего крыла от скоса потока на переднем, По крайней мере на эксплуатационных улах атаки.
Вынос крыла также будет способствовать увеличению продольной устойчивости. Маленькие консоли ГО, пожалуй, вполне достаточны для продольной устойчивости, но надо будет для интереса посчитать коэффициент Аг.о.

Ну а дизайн аппрата мне очень нравится! Конечно о вкусах не спорят, но я балдею от толстых, жирных самолетов, где есть на что посмотреть в полете и внутри просторно! АН-10 - это вообще мечта всей жизни. А Hiperbipe очень модерново смотрится во всех ракурсах, на земле великолепны ракурсы сбоку и в 3/4 спереди. В полете тоже очень феерично смотрится его толстый зад! 😁 Эффектные, лаконичные раскраски дополняют образ этого “стиляги”

Одним словом, искушение построить и полетать на таком красавце непреодолимо! Да и люблю я нестандартные аппараты! Посмотрим в деле, что это за птица!

flying_yogurt

Привет,Андрей!С новым проектом тебя!
Прототип очень изящный и редкий,а в 330 размахе будет просто потрясающе хорош.По первым ощущениям прототип очень хорошо масштабируем до F4F-ного размера,а лично для меня это всегда является огромным стимулом к работе.Буду сопереживать за судьбу проекта.Ведь планка поднята на серьёзную высоту,так как для биплана в этом классе вес в 6 грамм просто очень был бы хорош!

PILOTon99

Интересный птиц:).
Расчет на коэффициент продольной устойчивости он явно не пройдёт. Хотя устойчивости там будет предостаточно, а всё дело в обводах фюзеляжа…
Успехов в постройке! Читаю ваши посты как священную книгу:)

fed
flying_yogurt:

По первым ощущениям прототип очень хорошо масштабируем до F4F-ного размера…
… для биплана в этом классе вес в 6 грамм просто очень был бы хорош!

Спасибо, Костя!
Да, самолеты с толстым фюзеляжем очень удобны для резинок, особенно в условиях соревнований. Их удобней обслуживать и заводить и меньше опасности при обрыве мотора. Но если уж говорить об оптимальном прототипе под резинку, то как раз бипланы меньше подходят, так как время полета в основном - это время моторного полета, соответственно чем тоньше резина, тем дольше будет крутится винт. Диаметр винтов у F4F, как правило не очень большой, и тут начинается оптимизационная задача, в которую входят: длина моторной части, потребная тяга для полета, нагрузка на крыло (полетный вес), аэродинамическое качество. Я довольно много резинок разных перестроил и все пытаюсь найти этот оптимум параметров для идеального прототипа. Лучше все-таки высокопланы с достаточно длинным фюзеляжем: К-5, Pilatus PC-6. Бипланы получаются тяжелей и с меньшим аэродинамическим качеством, плюс довольно короткий фюз. Но… строится то модель, как правило для души, поэтому и идешь по сложному пути.
Так и с “Hiperbipe”. Резинка будет не самой простой, в плане как раз оптимума параметров. Вес 6 гр. - это фантастический предел, к которому надо стремится, но реально вес такоо биплана, думаю, будет в пределах 9 - 11гр. Весь вопрос в обшивке. Каркас легкий сделать реально, но сделать обшивку приемлимого качества по отделке и цвету, да чтобы каркас не сдеформировать - задача отнюдь не простая!
Есть некоторые идеи, которые попробую реализовать в этой модели.

Теперь немного о концепции проекта.

  1. Планируется сделать резинку “Peanut” F4F, размахом 330мм. Тут трудно устоять против соблазна, да и очередной раз хочется взять планочку по минимальному весу, летным характеристкам резиночки. Многие годы я иду по этому пути, каждый раз с новым проектом, надеясь выйти на более высокий уровень изготовления и полетов.

  2. Планируется сделать по технологии резинки RC-модель, примерно в два раза больше, а если точно, то размахом 750мм, масштаб 1/9.
    Я уже как то конверсировал в RC свой старый резиномоторный Пайпер, размахом 660мм (двойной Peanut). Это был удачный опыт.
    Но теперь я хочу с самого начала построить RC-модель, предельно легкую, но ресурсную, цельнобальзовую, с обшивкой из микалентной бумаги на эмалите и покраской акрилом.
    Так получилось, что я, очень любя бипланы, в настоящее время оказался без бипов в летном состоянии. Все в ремонте. Это непорядок! Так что Hiperbipe будет для релаксных полетов. Думаю, что и пилотаж он будет выполнять неплохо!

Начать решил проект со второй части, т.е., первым в постройку ушла RC-версия. Для вхождения в тему, как говорится, и адаптации к миниатюре. Резиночка тоже пойдет, но чуть позже.

Для начала прикинул основные параметры:

Собственно постройка была начата 26 ноября.
Чертежи резиночки промасштабированы до размаха 750мм.
собираем на плазе боковину
две боковины обрабатываются совместно для полной идентичности

Восстанавливаем перпендикуляры.😁
Удобно отрезать пластину бальзы нужной ширины (расстояние между боковинами) и с нее уже нарезать все поперечные стойки, которые получаются пр этом абсолютно одинаковые. промазываем стыки предварительно ПВА - сушим почти до отлипа - потом притираем - хватает сразу очень неплохо без всяких удерживаний!
Теперь стыкуемся со второй боковиной по узлам фермы.
Остается визуально и с помощью угольика проконтролировать все перпендикулярности и параллельности
Носовой шпангоут из легкой 10мм бальзы.

Собираем киль и стабилизатор на плазе

Обработанное оперение. Киль с РН - 5р, стабилизатор с РВ - 9гр.

Усиливаем место будущей установки киля и нижнего форкиля 1мм бальзой. И вклеиваем киль и нижний форкиль

А теперь и стабилизатор:

вес каркаса фюзеляжа с оперением - 38гр.

fed

Консоли крыльев

Здесь все предельно просто и быстро получается.
В пакете делаем нервюры на одну пару крыльев. Все хорды одинаковые.
Собираем консоли. Лонжерн сосновый 6х2мм Остальное - бальза

предварительный вес 1-ой консоли до обработки - 8гр.

vbrf

BD-4 с чешских планов? Чудесное! Изысканное направление моделизма! (для тех кто понимает)

Orel

Андрей, любую твою фразу мог бы вставить в цитату!Совершенно со всем согласен!До 75 см размах в основном большинство моих резиночек - по старинным американским нормам… опять же из нашей КНИГИ ЮНОСТИ “Советские самолёты”. В скором времени я выложу тему по постройке RC - биплана с этим же размахом совершенно с аналогичной развесовкой 220-230 гр. Тема твоя -наслажденье.!!!😃😃:)Не всё авиамодельное сообщество может понять нас .Скажу от себя : авиамоделизм начинается с резиномоторных. Перескочив этот класс и начиная с электро и ДВС моделист теряется в догадках: что к чему. И долго, нарываясь на множество ошибок ,тернистым путём идёт к полному их освоению и пониманию… Нормальная обшивка для таких моделей хороша из микаленты, но желательна полегче- из плёнок(лёгких).Да что мне тебя учить 😃 сам у тебя и Кости учусь - спасибо вам ,друзья! На моём биплане в 0.75м вес одного крыла 18 гр. Плюс к этому обшивка 3 гр(микалента) + 3 гр эмалит + 3 гр краска. Итого - 27 гр. Вот тебе ориентация 😒Крутит любой пилотаж без напряжения при энерговооружённости 1 :1. О, как я буду ждать новой информации …

flying_yogurt

Андрей,вижу,что применяешь ламинирование.Как обычно делаешь:вырезаешь оправку и поджимаешь шпон к ней,или прямо по булавкам гнёшь?

fed

Спасибо, друзья!
Абсолютно верно подметил, Костя насчет ламинирования. Хотел, да забыл упомянуть про него. Я его часто издавна применяю. Формую обычно на оправке из пенопласта, если надо потом разрезать на одинаковые. Но бывает, что и по месту, прямо по плазу булавками. В этом проекте прямо на плазе ламинированный обвод делал, так как кривизна небольшая. Для законцовок оперения предварительно размачивал реечки бальзовые и подгибал на паяльнике.

Кстати помню твою темку про ламинированные шпангоуты. Есть у меня в задумках проектик под эту технологию

Валер, ты меня давно соблазнил своими маленькими копиями, но все не мог я выкроить время для реализации. 750мм размаха - магическая цифра, ты правильно заметил, откуда у нее ноги растут😁

Сегодня шасси поставил.
Тут главное все хорошо увязать. Каркас то бальзовый и надо максимально распределить нагрузки от шасси на конструкцию.
Стойки шасси из 2мм ОВС проволоки
приматываем на ЦА к сосновым реечкам и они уже приклеиваются к каркасу. Но еще кницы надо поставить будет для полной интеграции в каркас


Дошло дело и до консолей. Первую консольку спрофилировал по кромкам и примерил.

fed

… и еще три

Имеем сейчас вес каркаса планера 72гр. Пока идем по весовой сводке первого приближения весьма успешно.

И стал перед выбором:

  • то ли сейчас коробку бипланную собрать окончательно. Самолет хоть и маленький, но большой😁 , в смысле подходы к крыльям хорошие - можно обтягивать и красить уже собранный каркас. Соблазн велик…

  • или обтянуть все консоли и фюз отдельно, может даже покрасить - и потом стыковать. Здравый смысл за этот вариант.

пока думал - пора уж домой. Завтра посмотрим, как карта ляжет… 😁

Dr_On

Я извиняюсь, что встреваю. Но это же электровариант? А как же обтягивать, пока оборудование не установлено? Или я че-то не понимаю?

fed
Dr_On:

А как же обтягивать, пока оборудование не установлено?

Обтяжка будет после установки оборудования.

Решил таки собрать полностью бипланную коробку до обтяжки. Самолет неразборной, доступ к крыльям и фюзеляжу хороший.

Бипланная коробка собралась очень просто. Корневые нервюры приклеены к фюзеляжу, лонжероны консолей срощены. Стойка крыла из сосны 6 х 2.5 мм, потом еще будет задняя бальзовая часть. Вклеена в силовые нервюры консолей.
Выставил углы атаки верхнего (+1.5град.) и нижнего крыла(+2град.). Нижнее крыло вынесено вперед, поэтому сделал на нем на полградуса больший угол атаки, чем на заднем верхнем. Логика здесь следующая: утрировано можно считать заднее крыло стабилизатором для переднего, соответственно между ними должна быть разница углов для продольной устойчивости. Можно также представить бипланную коробку как схему “утка”, у которой также передний стабилизатор в плюсе по отношению к к заднему крылу. Более положительный угол на переднем крыле обеспечивает более ранний срыв потока при большом угле атаки, соответсвенно самолет опускает нос вместо сваливания на крыло, и восстанавливает нормальный полет.
Также с помощью стоек крыла сделал небольшую отрицательную крутку на концах консолей (около -0.5 град) для улучшения противоштопорных характеристик.

Теперь можно занятся носовой частью. Это очень значимая область, с точки зрения дизайна формы, она определяет тектонику формы, и восприятие этого необычного бипланчика с разных ракурсов.
Особо работает на форму огромное лобовое стекло. Это поверхность второго порядка (двойной кривизны), так что без горячей формовки не обойтись.
Бипланная коробка собрана и склеена. Пуансон лобового стекла из липы.
По ставшей уже классической технологии, обтягиваем пуансон бутылкой из под кваса. Остекление скорее всего будет темным в моей версии окраски.

Примеряем ветровое стекло и начинаем из пенопласта формировать обводы капота.
“Hiperbipe” имеет сверху капота характерный полукруглый выступ - продолжение кока винта. Капот еще окончательно не обработан. Устанавливаем бамбуковые “трубы”😁 для жесткости
Еще примерка ветрового стекла.

VOX

Ну вы,ребята, меня просто поражаете… Уж точно лет 35 не строил такие самолётки… Я уж думал, что это всё забыто давно!
Но, как-бы оно нибыло - что мало, то мило! Удачи вам в творчестве. А я буду наблюдать за вами и строить своих немаленьких “птичек”. Тоже кайф, в руки взять приятно, как и ваших крошек…

fed
VOX:

Ну вы,ребята, меня просто поражаете… Уж точно лет 35 не строил такие самолётки… Я уж думал, что это всё забыто давно!

Держу пари, Альберт, что 35 лет назад, такие точно не реально было построить (мощных, легких электромоторов не было, Li-Po тоже не было, микро электроники бортовой тоже не было, может и была где, но не для широких масс) Так что летающую RC-копию в 750мм размаха, весом в районе 200гр… реально появилась возможность строить к концу 90-х.
Думаю, ты имел в виду резиночки маленькие. Но тут тоже высший пилотаж с ними начинается после 50-ти летнего возраста. Так что мы еще молодые для них.😁
На серьезных соревнованиях по свободнолетающим копиям (их ведь несколько классов , в том числе и F4F “Pеanut”), в основном ребята под 60лет достигают вершин мастерства, когда миниатюрнейшая копия, насыщенная деталировкой и имеющая отличную отделку, летает в свободном полете больше минуты!
Несравнимый ни с чем кайф построить и отрегулировать такую модельку на идеальный свободный полет. И каждая добытая лишняя секунда полета в результате тщательнейшей регулировки становится огромным подарком за постройку. Ньюансов тут миллион, как по технологии, так и по настройке. Так что, оно только с виду вроде как детское… но дети пенсионного возраста с огромным модельным стажем должны быть!
Кстати, очень советую попробовать… Правда боюсь, будешь потом на меня обижаться, что “подсадил” на неизлечимую зависимость 😁 Мы вот с Костей и Валерой давно подсели…😁

flying_yogurt:

Андрей,марка пенопласта - ЕП 100?

Честно говоря, даже не знаю. Посмотрю, может на листе где нибудь написано.
К нас он продается как утеплитель большими листами разной толщины от 15 до 40мм и разного цвета. Много перепробовал разных, а вот этот попался очень замечательный - по плотности близок к шариковому, цвет почти под бальзу, отлично шкурится и даже полируется, не скатывается. Достаточно жесткий на продавливание. Я из него гофр катаю на ТБ.

Дошло дело до самого носа
Установил моторчик (совершенно замечательный китаец Turnigy 2204-14 Kv1450 об/в, дающий на 2банках Li-Po около 220гр. тяги с винтом 8х4)
Как то купили такие моторы - очень понравились!
Мотор ставится на мотораму из 3мм фанеры, приклеенной к бальзовому переднему шпангоуту. передняя бобышка предварительно обрабатывается изнутри по форме окон охлаждения.

Ставим ее на место тоже предварительно для наружней пердварительной обработки

впереди окончательная обработка изнутри, а потом и снаружи после окончательного приклеивания. Несколько итераций, так сказать😁

Еще не закончив бипа, решил сделать ему уже “абгрейт”😁
Суть вот в чем:
“ГиперБИП” имеет шикарную автомобильную кабину на двух пилотов с большими боковыми дверками. Ну, в общем соблазн… открыть эти дверки и сделать весь салон с пилотами. Собирался вначале по-быстрому, без ухода в детали сделать модель. Но уж больно он мне нравится своим дизайном. И такая кабина большая соблазнительная, и пилотов охота посадить, и штатно доступ к оборудованию сделать через человеческие двери. В общем я “попал” - не устоял.😁

Разламываю часть каркаса фюза.
Формируются проемы дверей. Тут уже немного другая логика силовых связей.
примерил приборную доску - пока просто распечатку. Может и не стоит приличную копийную с приборчиками делать для такого быстрого проекта. Попробую устоять.😁 Хотя… давно хочется позаниматься приборной доской… Доступ внутрь кабины шикарный - можно что хошь делать. В принципе можно работы по салону и на после облета оставить… В общем дальше - по настроению…

fed

Обрабатывается уже окончательно нос. Так как самолет делался для самосоятельной постройки самодельщиками , то форма капота была весьма разной на различных версиях. Поэтому я тоже имею полное моральное право сделать свой ньюанс дизайна формы, в соответствии со своим видением.
Надо отметить, что эта форма капота - широкая и очень приплюснутая весьма популярна на самолетах с опозитными двигателями, и я тоже питаю слабость к его форме - ну очень нравится!
Пропитываю бальзу циакрином. Это очень хорошо укрепляет волокна и бальза великолепо шлифуется - как пластмасса.
Акриловой шпаклевкой корректируем немного поверхность и мелкие изьяны.
стараюсь оставить минимальное количество шпаклевки, форма носа практически завершена под отделку.
Можно ставить начинку.
РМ установлены в такие ложементы практически в Ц.Т., так как мотор уже дал нужную центровку

Салон практически свободен для изощрений. В нем будут только аккумуляторы, да и то под сиденьями пилотов, скорее всего.
Оборудование установлено. Можно навешивать рули и делать тяги.

VOX

Андрей , а видео покажешь??

fed
VOX:

Андрей , а видео покажешь??

Резиночки?
“Hiperbipe” будет и в формате “Peanut” обязательно. Хотя… Костя - соблазнитель со своим По-2!😁
Теперь и я о формате “pictacio” задумался!

Ну а пока пару клипов старых моих “peanut”:
полет BD-4 (F4F “Peanut”)

полет Piper PA-20 (F4F “Peanut”)

полет резиномоторного Як-3 (двойной “Peanut” 660мм размаха)

fed

Вдохновленный Константином, решил не откладывать реализацию первой части проекта. Был конечно соблазн за формат “pistachio” (203мм) взяться, даже чертеж промасштабировал и вывел…
Но потом все взвесил, решил все же идти последовательно. Хочется и на “peanute” полетать, порегулировать, да пополнить летный ангар резиночек традиционным проектиком в конце года.

Итак, стартуем реализацию любимого “Hiperbipe” в формате резиночки “Peanut” 330мм размаха.
Покраску будем параллельно потом делать для резинки и для радиоверсии.

Достал заветный брусочек бальзы плотностью 0,076 г/см3!!! Как то попалась такая, и теперь она используется по особо торжественным случаям постройки любимых резиночек.
Скрепя сердце пустил ее под нож😁 Хоть и на благое дело, но все равно не могу равнодушно ее пилить. Пилим практически калиброванные пластиночки 1.8 мм на “Умелых руках” очень тонкой фрезой 1мм Качество реза практически не нуждается в доводке. Но я ее дошкуриваю до 1.5 мм и режу реечки для боковин фюза 1.5 х 1.5мм уже лезвием под линейку. Как то анализировал, какую плотность лучше использовать для миниатюрных моделей: из плотной можно делать меньше сечения, вроде крепче древесина, но более легкая дает возможность увеличить сечения и в итоге каркас более жесткий выходит, лучше натяжению обшивки проивостоит.
Вот первая боковинка готова. Клею ПВА, используя бамбуковую иголку для промазывания стыка. ПВА смертельно клеит бальзу, упрочняя зону стыка. Раньше эмалитом клеил, но сейчас все запасы вышлиB-) К циакрину отношусь насторожено…

тарик

Да, было время просто балдел от этого класа моделей, в Марганце проводились соревнования по этому класу, на сколько мне известно, и сейчас проводятся, называются “снежинка”.
почитав ваши темы, руки чешутся))) при том даже есть начатый злин Z-50L по чертежам из чешского моделяра.
Андрей, я так понял летаете на ТАН-2, интересно сколько грамм резиномотора на Як-3? сколько модель держится максимум в воздухе?

flying_yogurt
fed:

Достал заветный брусочек бальзы плотностью 0,076 г/см3!!! Как то попалась такая, и теперь она используется по особо торжественным случаям постройки любимых резиночек.

Ого!Это не бальза,а как говорят в наших краях -,Госпожа Бальза,!

fed
тарик:

интересно сколько грамм резиномотора на Як-3? сколько модель держится максимум в воздухе?

Этот Як, что на видео, - очень старый, примерно 98-го года, очень много летал.
Сделан по технологии и чертежам “peanut” Яка, толко увеличен в два раза до размаха 660мм.
Взлетный вес в лучшие его времена был в районе 50гр. При этом мотор из резины ТАН-2 применялся в полтора раза длинее моторной базы, из 3 нитей 5х1 мм. Вес мотора примерно был от 8 до 10гр.
Заводился, как правило, дрелью с тройной вытяжкой до 400 - 500 об. При этом время полета составляло в лучшие его времена до 50 сек. Отрегулирован был на левый вираж с очень плавным набором высоты. Набирал где-то высоту 9-этажки (около 35 - 40 метров)

Проложается сборка резиномоторного “ГиперБИПа”

Прмерно все так же как и в RC-версии, но чуть другая топология силовых связей, в расчете на резиномотор и носовая часть скорее всего будет незашитой - каркасной.
В таком виде каркас фюза 1100мг. Но. наверно, еще попробую чуть его облегчить после окончателной сборки - посмотрю что можно будет уменьшить по сечению и облегчить. Резервы есть😁

flying_yogurt

Да,фюзеляж такой формы очень удобно вышкуривать на шлиф-плоскости.Можно снять сотку миллиграм с клеевых швов,да наверняка в руках уже чувствуется,если запас лишней прочности можно убрать.Отлично смотрится ферменная структура!Сколько планируешь вес законченного каракаса всей модели?

fed

вот предварительная весовая сводка Hiperbipe в формате F4F 330мм
Очень оптимистичная. Кстати, масштаб получился 1/20 при размахе 330мм!

Вес, конечно, для резиночек архиважен. Тут все завязано с прочностью, продолжительностью полета и эксплуатационностью модели. Чем меньше вес, тем конечно прочность вроде ниже, но парадоксально, что при этом безопасность от поломок и жизнь модели увеличивается в разы, и естественно резко растет продолжительность полета, так как оно состоит в основном из рскрутки мотора,
И стоит только чуть перетяжелить модель, как проблемы наворачиваются как снежный ком!: Больше мотор надо -> надо прочнее фюз -> надо больше загрузка передней части для центровки -> меньше время раскрутки, так как диаметр винта не увеличишь -> больше скорость полета -> больше моменты инерции -> соответственно при встрече с препятствием модель начинает себя ломать.

Я всегда к резиномоторным копиям подходил со стороны полетов, так как именно полетная настройка и собственно полеты доставляют максимум кайфа. Зачастую, на детализацию и доводку модели до копийного вида дело не доходило. Когда модель полетела (а облетываю я всегда некрашенные и без деталировки), то когда видишь что веса многовато и так, то желание ее доводить до копийности уже пропадает.
Много лет идет гонка за идеалом. Чтобы и летала отменно и выглядела как стендовая. Начиная новый проект, всегда надеешься достичь какого то предела для себя…

Сегодня критически осмотрев каркас, решил пройтись безжалостно по жировым отложениям.😁 100мг отвоевал.
Но ту же достигнутое преимущество растворилось в достройке каркаса реечками носовой части и носовой бобышкой. С одной стороны бобышкку и нельзя делать сильно легкой. Это самая прочная часть модели, за которую модель переносят, держат при заводке, и основной ресурс для получения нужной центровки, так как у резиночек нет тяжеленного мотора, который на на стоящем прототипе и обеспечивает центровку.

Центровка фюзеляжа даже более передняя чем полетная. Это радует!
Предварительная формировка носа
два поросенка😁

flying_yogurt

Да,подписываюсь под каждым твоим словом,Андрей!
Скажи а почему ты не хочешь увеличивать диаметр винта?Из за тех 10 секунд,что добавляются за старт с земли?Ну,а если увеличить его и дать больше угол атаки лопостям,плюс заводку мотора увеличить?Получим при броске с плечевого уровня провал высоты на первых двух кругах и потом подъём по обычной спирали…Но зато раскрутка будет более медленная и при удачной настройке покроешь и те 10 секунд,и добавишь своих столько же.Провал при броске,по любому модели с земли подняться не даст,так,что вилочку можно нащупать…