Sorrell SNS-7 "Hiperbipe"

fed
VOX:

Ну вы,ребята, меня просто поражаете… Уж точно лет 35 не строил такие самолётки… Я уж думал, что это всё забыто давно!

Держу пари, Альберт, что 35 лет назад, такие точно не реально было построить (мощных, легких электромоторов не было, Li-Po тоже не было, микро электроники бортовой тоже не было, может и была где, но не для широких масс) Так что летающую RC-копию в 750мм размаха, весом в районе 200гр… реально появилась возможность строить к концу 90-х.
Думаю, ты имел в виду резиночки маленькие. Но тут тоже высший пилотаж с ними начинается после 50-ти летнего возраста. Так что мы еще молодые для них.😁
На серьезных соревнованиях по свободнолетающим копиям (их ведь несколько классов , в том числе и F4F “Pеanut”), в основном ребята под 60лет достигают вершин мастерства, когда миниатюрнейшая копия, насыщенная деталировкой и имеющая отличную отделку, летает в свободном полете больше минуты!
Несравнимый ни с чем кайф построить и отрегулировать такую модельку на идеальный свободный полет. И каждая добытая лишняя секунда полета в результате тщательнейшей регулировки становится огромным подарком за постройку. Ньюансов тут миллион, как по технологии, так и по настройке. Так что, оно только с виду вроде как детское… но дети пенсионного возраста с огромным модельным стажем должны быть!
Кстати, очень советую попробовать… Правда боюсь, будешь потом на меня обижаться, что “подсадил” на неизлечимую зависимость 😁 Мы вот с Костей и Валерой давно подсели…😁

flying_yogurt:

Андрей,марка пенопласта - ЕП 100?

Честно говоря, даже не знаю. Посмотрю, может на листе где нибудь написано.
К нас он продается как утеплитель большими листами разной толщины от 15 до 40мм и разного цвета. Много перепробовал разных, а вот этот попался очень замечательный - по плотности близок к шариковому, цвет почти под бальзу, отлично шкурится и даже полируется, не скатывается. Достаточно жесткий на продавливание. Я из него гофр катаю на ТБ.

Дошло дело до самого носа
Установил моторчик (совершенно замечательный китаец Turnigy 2204-14 Kv1450 об/в, дающий на 2банках Li-Po около 220гр. тяги с винтом 8х4)
Как то купили такие моторы - очень понравились!
Мотор ставится на мотораму из 3мм фанеры, приклеенной к бальзовому переднему шпангоуту. передняя бобышка предварительно обрабатывается изнутри по форме окон охлаждения.

Ставим ее на место тоже предварительно для наружней пердварительной обработки

впереди окончательная обработка изнутри, а потом и снаружи после окончательного приклеивания. Несколько итераций, так сказать😁

Еще не закончив бипа, решил сделать ему уже “абгрейт”😁
Суть вот в чем:
“ГиперБИП” имеет шикарную автомобильную кабину на двух пилотов с большими боковыми дверками. Ну, в общем соблазн… открыть эти дверки и сделать весь салон с пилотами. Собирался вначале по-быстрому, без ухода в детали сделать модель. Но уж больно он мне нравится своим дизайном. И такая кабина большая соблазнительная, и пилотов охота посадить, и штатно доступ к оборудованию сделать через человеческие двери. В общем я “попал” - не устоял.😁

Разламываю часть каркаса фюза.
Формируются проемы дверей. Тут уже немного другая логика силовых связей.
примерил приборную доску - пока просто распечатку. Может и не стоит приличную копийную с приборчиками делать для такого быстрого проекта. Попробую устоять.😁 Хотя… давно хочется позаниматься приборной доской… Доступ внутрь кабины шикарный - можно что хошь делать. В принципе можно работы по салону и на после облета оставить… В общем дальше - по настроению…

fed

Обрабатывается уже окончательно нос. Так как самолет делался для самосоятельной постройки самодельщиками , то форма капота была весьма разной на различных версиях. Поэтому я тоже имею полное моральное право сделать свой ньюанс дизайна формы, в соответствии со своим видением.
Надо отметить, что эта форма капота - широкая и очень приплюснутая весьма популярна на самолетах с опозитными двигателями, и я тоже питаю слабость к его форме - ну очень нравится!
Пропитываю бальзу циакрином. Это очень хорошо укрепляет волокна и бальза великолепо шлифуется - как пластмасса.
Акриловой шпаклевкой корректируем немного поверхность и мелкие изьяны.
стараюсь оставить минимальное количество шпаклевки, форма носа практически завершена под отделку.
Можно ставить начинку.
РМ установлены в такие ложементы практически в Ц.Т., так как мотор уже дал нужную центровку

Салон практически свободен для изощрений. В нем будут только аккумуляторы, да и то под сиденьями пилотов, скорее всего.
Оборудование установлено. Можно навешивать рули и делать тяги.

VOX

Андрей , а видео покажешь??

fed
VOX:

Андрей , а видео покажешь??

Резиночки?
“Hiperbipe” будет и в формате “Peanut” обязательно. Хотя… Костя - соблазнитель со своим По-2!😁
Теперь и я о формате “pictacio” задумался!

Ну а пока пару клипов старых моих “peanut”:
полет BD-4 (F4F “Peanut”)

полет Piper PA-20 (F4F “Peanut”)

полет резиномоторного Як-3 (двойной “Peanut” 660мм размаха)

fed

Вдохновленный Константином, решил не откладывать реализацию первой части проекта. Был конечно соблазн за формат “pistachio” (203мм) взяться, даже чертеж промасштабировал и вывел…
Но потом все взвесил, решил все же идти последовательно. Хочется и на “peanute” полетать, порегулировать, да пополнить летный ангар резиночек традиционным проектиком в конце года.

Итак, стартуем реализацию любимого “Hiperbipe” в формате резиночки “Peanut” 330мм размаха.
Покраску будем параллельно потом делать для резинки и для радиоверсии.

Достал заветный брусочек бальзы плотностью 0,076 г/см3!!! Как то попалась такая, и теперь она используется по особо торжественным случаям постройки любимых резиночек.
Скрепя сердце пустил ее под нож😁 Хоть и на благое дело, но все равно не могу равнодушно ее пилить. Пилим практически калиброванные пластиночки 1.8 мм на “Умелых руках” очень тонкой фрезой 1мм Качество реза практически не нуждается в доводке. Но я ее дошкуриваю до 1.5 мм и режу реечки для боковин фюза 1.5 х 1.5мм уже лезвием под линейку. Как то анализировал, какую плотность лучше использовать для миниатюрных моделей: из плотной можно делать меньше сечения, вроде крепче древесина, но более легкая дает возможность увеличить сечения и в итоге каркас более жесткий выходит, лучше натяжению обшивки проивостоит.
Вот первая боковинка готова. Клею ПВА, используя бамбуковую иголку для промазывания стыка. ПВА смертельно клеит бальзу, упрочняя зону стыка. Раньше эмалитом клеил, но сейчас все запасы вышлиB-) К циакрину отношусь насторожено…

тарик

Да, было время просто балдел от этого класа моделей, в Марганце проводились соревнования по этому класу, на сколько мне известно, и сейчас проводятся, называются “снежинка”.
почитав ваши темы, руки чешутся))) при том даже есть начатый злин Z-50L по чертежам из чешского моделяра.
Андрей, я так понял летаете на ТАН-2, интересно сколько грамм резиномотора на Як-3? сколько модель держится максимум в воздухе?

flying_yogurt
fed:

Достал заветный брусочек бальзы плотностью 0,076 г/см3!!! Как то попалась такая, и теперь она используется по особо торжественным случаям постройки любимых резиночек.

Ого!Это не бальза,а как говорят в наших краях -,Госпожа Бальза,!

fed
тарик:

интересно сколько грамм резиномотора на Як-3? сколько модель держится максимум в воздухе?

Этот Як, что на видео, - очень старый, примерно 98-го года, очень много летал.
Сделан по технологии и чертежам “peanut” Яка, толко увеличен в два раза до размаха 660мм.
Взлетный вес в лучшие его времена был в районе 50гр. При этом мотор из резины ТАН-2 применялся в полтора раза длинее моторной базы, из 3 нитей 5х1 мм. Вес мотора примерно был от 8 до 10гр.
Заводился, как правило, дрелью с тройной вытяжкой до 400 - 500 об. При этом время полета составляло в лучшие его времена до 50 сек. Отрегулирован был на левый вираж с очень плавным набором высоты. Набирал где-то высоту 9-этажки (около 35 - 40 метров)

Проложается сборка резиномоторного “ГиперБИПа”

Прмерно все так же как и в RC-версии, но чуть другая топология силовых связей, в расчете на резиномотор и носовая часть скорее всего будет незашитой - каркасной.
В таком виде каркас фюза 1100мг. Но. наверно, еще попробую чуть его облегчить после окончателной сборки - посмотрю что можно будет уменьшить по сечению и облегчить. Резервы есть😁

flying_yogurt

Да,фюзеляж такой формы очень удобно вышкуривать на шлиф-плоскости.Можно снять сотку миллиграм с клеевых швов,да наверняка в руках уже чувствуется,если запас лишней прочности можно убрать.Отлично смотрится ферменная структура!Сколько планируешь вес законченного каракаса всей модели?

fed

вот предварительная весовая сводка Hiperbipe в формате F4F 330мм
Очень оптимистичная. Кстати, масштаб получился 1/20 при размахе 330мм!

Вес, конечно, для резиночек архиважен. Тут все завязано с прочностью, продолжительностью полета и эксплуатационностью модели. Чем меньше вес, тем конечно прочность вроде ниже, но парадоксально, что при этом безопасность от поломок и жизнь модели увеличивается в разы, и естественно резко растет продолжительность полета, так как оно состоит в основном из рскрутки мотора,
И стоит только чуть перетяжелить модель, как проблемы наворачиваются как снежный ком!: Больше мотор надо -> надо прочнее фюз -> надо больше загрузка передней части для центровки -> меньше время раскрутки, так как диаметр винта не увеличишь -> больше скорость полета -> больше моменты инерции -> соответственно при встрече с препятствием модель начинает себя ломать.

Я всегда к резиномоторным копиям подходил со стороны полетов, так как именно полетная настройка и собственно полеты доставляют максимум кайфа. Зачастую, на детализацию и доводку модели до копийного вида дело не доходило. Когда модель полетела (а облетываю я всегда некрашенные и без деталировки), то когда видишь что веса многовато и так, то желание ее доводить до копийности уже пропадает.
Много лет идет гонка за идеалом. Чтобы и летала отменно и выглядела как стендовая. Начиная новый проект, всегда надеешься достичь какого то предела для себя…

Сегодня критически осмотрев каркас, решил пройтись безжалостно по жировым отложениям.😁 100мг отвоевал.
Но ту же достигнутое преимущество растворилось в достройке каркаса реечками носовой части и носовой бобышкой. С одной стороны бобышкку и нельзя делать сильно легкой. Это самая прочная часть модели, за которую модель переносят, держат при заводке, и основной ресурс для получения нужной центровки, так как у резиночек нет тяжеленного мотора, который на на стоящем прототипе и обеспечивает центровку.

Центровка фюзеляжа даже более передняя чем полетная. Это радует!
Предварительная формировка носа
два поросенка😁

flying_yogurt

Да,подписываюсь под каждым твоим словом,Андрей!
Скажи а почему ты не хочешь увеличивать диаметр винта?Из за тех 10 секунд,что добавляются за старт с земли?Ну,а если увеличить его и дать больше угол атаки лопостям,плюс заводку мотора увеличить?Получим при броске с плечевого уровня провал высоты на первых двух кругах и потом подъём по обычной спирали…Но зато раскрутка будет более медленная и при удачной настройке покроешь и те 10 секунд,и добавишь своих столько же.Провал при броске,по любому модели с земли подняться не даст,так,что вилочку можно нащупать…

тарик

никогда не пробовали исполизовать винт изменяемого шага на таких моделях? по аналогии как это делают на комнатных моделях? есть автоматы шага механические, которые изменяют шаг лопасти в зависимоти от силы натяжения резины.
на свох я использовал просто смещённую ось как на фото, соломинка играет роль лонжерона и задней кромки лопасти, а впереди мягкая кромка. при старте лопасть раскрывается - увеличивается шаг, под конец полёта при ослаблении резиноматора шаг уменьшается. при более-менее нормальной настройке это увеличивает время полёта на 20-25%.
на копийном злине было как указано на схематическом рисунке, вид спереди. (модель украли:( фото не успел сделать)

fed
flying_yogurt:

… а почему ты не хочешь увеличивать диаметр винта?

Тонкий вопрос! У резиномоторных копий исторически выработались параметры винта в пределах 30 - 34% от размаха. относительный шаг примерно равен 1.4 от диаметра.
Я тоже, как правило, в этих пределах делаю. Пробовал разные винты. Чем больше диаметр, тем более мощный реактивный момент, с которым справится очень непросто бывает. Ну и конечно, хочется чтобы и с земли был возможен старт, при не очень сильном увеличении стоек. Вообще отрегулировать модель с маленьким винтом на порядок проще, чем с большим, и летает она намного стабильней! Для условий соревнований, стабильный полет зачастую бывает более важен.
В последнее время очень нравятся трехлопастные винты. Конечно, не на всех прототипах их можно применить, но вот для легких самолетов, особенно любительской постройки, это вполне правомерно. По моему опыту, с трехлопастным винтом модель летит намного приятней, как - то более уверенно и стабильно! Меньший диаметр винта компенсируется увеличением количества лопастей и время раскрутки не меньше, чем у двухлопастного.

flying_yogurt:

никогда не пробовали исполизовать винт изменяемого шага на таких моделях? ?

Я пока не применял винты изменяемого шага. Не видел реализаций такого механизма на зарубежных моделях.
Очень интересное направление развития данного класса. Здесь требуется глубокое погружение в этот класс моделей. У меня пока не получается много ими заниматься.

… потихоньку работы над резиночкой идут вперед…

ШАССИ

Стойки шасси из корда 0.4мм. Обматываются тонкой нейлоновой нитью с ЦА. Приклеиваются ЦА потом к бальзовой диафрагме, вклеиваемой в каркас. Бальзовые обтекатели также приклеиваются к стойке шасси.

ОПЕРЕНИЕ

Хвостовая часть фюзеляжа немного усиливается для распределения усилий от резиномотора на каркас.
Каркасы киля и стабилизатора из 1.5 мм реечек из легкой бальзы. Руль направления будет отдельным и выставляться будет при регулировке на нужный угол. Руль высоты решил не делать отдельным, а регулировка по тангажу будет делаться углом всего стбилизатора. (подробности позже…)

КРЫЛЬЯ

Крылья решил изготовить по своей старой технологии. Вернее технологии Антонина Алфери (чешского мастера резиномоторных копий). Она чрезвычайно технологична и дает ультралегкие и жесткие каркасы.
Константин как-то сравнивал крылья, построенные классическим способом и по этой технологии. Он тогда выбрал классику.
Но вопрос спорный. Есть плюсы и минусы в обеих. Я тоже строил по всякому. Но вот нравится мне именно эта конструкция.
В данных консолях большим плюсом в пользу выбора явилось увеличение ширины полок в корне для обтяжки, и в районе стоек. Это удобно для обтяжки и крепления стоек крыла, которые будут вставлятся в эти полочки.

первая фаза сборки
Верхние полочки нервюр изгибаются на паяльнике с размачиванием.
А вот так будут собираться консоли со стойками
Все основные агрегаты планера готовы

СУХАЯ СБОРКА

Сегодня сделал первую “сухую сборку” планера. Обтяжка будет вестись отдельно по каждому агрегату. Насчет покраски пока не решил, красить отдельно или в сборе…

Итак имеем фактическую весовую сводку на данный момент:
фюзеляж со стойками шасси - 2300 мг
консоли крыла (4шт.) - 1500 мг
стойки крыла (2шт.) - 80мг
стабилизатор 160мг
киль - 80мг

Всего 4гр. 120мг

Полного удовлетворения достигнутым весом нет! Впереди основная фаза борьбы за вес(обтяжка и отделка)…

fed

с “Большим БРАТОМ”😁 к обтяжке готовы!

flying_yogurt

Способ изготовления нервюр весьма хорош,бесспорно!Даже не знал,что техника эта пренадлежит Алфери.С твоей подачи узнал больше об этом легендарном мастере.Но,вот я попробовал и не остановился на этой технологии.Не понравилось,что нервюры не получаются одинаковыми.Силуэт крыла начинает гулять вдоль консоли.Это в моих руках,конечно.Я ещё попробую неоднократно.Ведь поклонников у методики гораздо больше,чем у классики,а ведь что-то да значит.

fed

А у меня эта неделя что-то “не-сложилась”😍
Какая-то цепь отрицательных моментов…
Нетипичное, резкое похолодание в наших краях создало в клубе не очень комфортную температуру для работы над микромоделями. Руки мерзнут и как-то не очень работается.😦

Эпопея с обшивкой.

Для меня всегда интересно попробовать на резиночках новые материалы и технологии. Хотя в этих размерах право на ошибку практически отсутствует, так как переделать потом бывает сложнее, чем сделать заново…
Но, горизонты того, что хочется достигнуть, пока очень далеки. Но надо к ним идти.

Что мы имеем из обтяжечных материалов в наличии?

  • японка белая 0,16 г/дм2
  • 4 сорта конденсаторной, матовой, глянцевой, под какой-то пропиткой…
    уд. погонный вес: 0,125 ; 0,15 ; 0,095 ; 0,091 г/дм2
  • лавсан металлизированный 0,065г/дм2
  • прозрачная пленка для микромоделей - 0,022г/дм2 :
    (прислал Д.Силин из Штатов)
    Эта пленка представляет наибольший соблазн. Хотя я уже делал в прошлом году к ней подход на Fokker DVII. (не очень удачный и очень нервный)😃 Уж больно непросто с такой толщиной работать!

Но решил еще раз попробовать.
обтянул одну консоль
и частично фюзеляж…
Клеил на жидко разведенном “Моменте”. Есть растворитель еще “советского” разлива, который его растворяет. Современные его не берут😠

Хоть и мало веса добавилось к каркасу, но…
НЕ ПОНРАВИЛОСЬ полученное качество обшивки. Не удается удалить все морщинки, особенно в углах каркаса - при покраске все проявится. Пленка хоть и тоньчайшая, но тянет каркас нехило. Пошли в некоторых местах фюзеляжа “ребра худой собаки”.
Не натягивать тоже нельзя- нет вида!
Смущает гладкость обшивки. На микромоделях обшивка должна быть шершавой для лучшего полета!!!

В общем сомнения, раздумья…
Обтянул две консольки самой легкой конденсаторной. Опять сделал ошибку. Взял легкую, но чем-то пропитанную.
Не удалось идеально ее натянуть влагой - микро морщинки в углах и качество самой поверхности опять не нравится…

Ободрал фюз от пленки😈
Потянул другим типом конденсаторной. Приклейка тоже на жидком “Моменте” с утюгом. Потом натягивание влагой. Уже получше получилось, но не идеально!😠
В общем пока имеем такое состояние… Счастье пока не наступило😠

flying_yogurt

Андрей,приветствую тебя в твоей теме!Эта плёнка прозрачная,что весит 2.2 гр.Часом не Майлар?Или модный в последние пару лет OS Film?

fed
flying_yogurt:

плёнка прозрачная,что весит 2.2 гр.Часом не Майлар?Или модный в последние пару лет OS Film?

Да фиг его знает? Вот этикетка, что была на упаковке:

Очень заманчивый материал, но с ним очень непросто работать. Напоминает микропленку для комнаток по некоторым свойствам. Жуть как липнет к рукам. Особенно когда руки мерзнут, нервы начинают пошаливать😁
Сложно режется даже самым свежим лезвием. Чуть неаккуратное движение и можно отхватить кусок обтянутой обшивки. Заусенец на ногте привел к латке на крыле😇 Латку опять таки, как с микропленкой, надо технологию применять - через газету…
Каркас надо очень серьезно проектировать под эту обтяжку. Нужно продумать все силы от натяжения, все углы должны быть подкреплены кницами, углы между рейками каркаса не должны быть острыми, длина пролета бальзового стрингера сечением 1.5х1.5 мм не должна быть больше 20мм…
В общем, с одной стороны, как бы опыт приобретен и ясно как надо делать каркас,
но… это уже будет другая модель… Соблазн остается в силе…😁

flying_yogurt

Да,я понял о какой плёнке идёт речь.Я сней пробовал работать на Министиках.Действительно резать её нечем.Её заморские парни режут микро паяльником на подобии нашего выжигательного аппарата,но поминиатюрнее и жальце там тоненькое.Вобщем сам о такой машинке подумываю.Да и резак для резины нужен уже срочно.

fed

Решил таки и вторую верхнюю консоль пленочкой обтянуть. Хоть и сложно с ней работать, но надо осваивать.
Потом еще подумал, и … ободрал стабилизатор от конденсаторки и тоже пленочкой затянул. Все-таки вес на хвосте очень вредная штука, а тут хоть чуть-чуть можно сэкономить.
Конечно, по хорошему всю хвостовую часть надо бы пленочкой… но уж больно неприятно обдирать, да и каркас немного не тот под пленку.

Собрал уже окончательно биплан. Сначала хотел по деталям красить, но потом все взвесив, решил красить в собранном виде.

Задул очень тоненьким слоем белой нитро.
Тоже стиль “сепия” очень нравится!