ББ-22 Ближний бомбардировщик

Orel
flying_yogurt:

Полученую выкройку обводили на бумагу,раскрашивали,фотографировали и сдавали в печать.Во как…

Костя , я не так широк в мыслях 😃 . Решил немного отойти от классического набора фюзеляжа . А ведь в молодости только корки для них и применял ( стеклопластик. для пилотажек). Старый стал , ленивый стал( Абдулла). Тряхну стариной . Здесь ведь как , сначала трудно, потом легко , а в наборной наоборот - сначала легко , потом …
Отложив в сторону изготовленные корки ,занялся крылом ,надо же всё это корочное хозяйство на что-то устанавливать
…Конструкция крыла будет двухлонжеронной , аки у прототипа . Лонжероны цельнобальзовые тл. 2 мм. Нервюры тоже из лёгкой бальзы 2 мм.Для изготовления нервюр с трёхкратным сужением ( корень 23 см , концевая 7.5 см) применён пакет с широкими пенопластовыми проставками для меньшего скашивания нервюры по наружным обводам . Учтена 1 мм толщина жёсткой обшивки.Для экономии были изготовлены сначала шаблоны из потолочки , а по ним уже заготовки нервюр из бальзы . Пакет собирается на двух дюралевых вязальных спицах длинной 25 см и Ф2.5мм . С двух сторон фиксаторы -прижымы из изоляции осветительного провода . Так же нервюры в пакете слегка прихвачены капельками клея “Титан” . После обработки , тонким модельным ножом , пакет разъединяется и оставшийся клей легко смывается спиртом .

изготовление бальзовых нервюр крыла

концеавя нервюра


вставляю корневую и концевую нервюры в лонжероны крыла
затем промежуточные


сколько же выдержит лонжерон
По расчётам для этой модели с полётным весом 350 гр для 5-ти кратной перегрузки с коёффициентом безопасности 1.5 достаточен размер бальзовой полки лонжерона в корне 5*2 мм при прочности бальзы на сжатие 1 кг. Я проверяю эти расчёты на практике .Как видно из опыта , двухлонжеронная конструкция крыла держит 1.7 кг , т.е 5G даже с облегчённым вспомогательным лонжероном . Бальзовая обшивка крыла увеличит прочность троекратно . Весь набор крыла изготавливается из очень лёгкой бальзы 0.09 гр/см3 .
постепенно наращивается детализация крыла кромками и законцовками




с облегчёнными нервюрами вес 11 гр. Нужно как можно легче сделать каркас , т.к
обшивка даст основную прочность , жёсткость и вес . Планирую вписаться в 80-90 гр … вес постепенно прирастает .Уже 15.5 гр., причём из них 2 гр клей … Внутренний набор крыла почти готов . Весу в нём 16.5 гр
Облегчение второго лонжерона дало мизер - 0.5 гр . Сам лонжерон весил 3.5 гр .

Расчёт лонжерона

teichmann

Валерий что то я НЭ понял,про изготовление Рёбер,могли бы вы выложить фото процесса поподробней.а то у меня вечная проблема с постройкой крыльев.

Orel
teichmann:

НЭ понял,про изготовление Рёбер.

“” Лонжероны цельнобальзовые тл. 2 мм. Нервюры тоже из лёгкой бальзы 2 мм.Для изготовления нервюр с трёхкратным сужением ( корень 23 см , концевая 7.5 см) применён пакет с широкими пенопластовыми проставками для меньшего скашивания нервюры по наружным обводам . Учтена 1 мм толщина жёсткой обшивки.Для экономии были изготовлены сначала шаблоны из потолочки , а по ним уже заготовки нервюр из бальзы . Пакет собирается на двух дюралевых вязальных спицах длинной 25 см и Ф2.5мм . С двух сторон фиксаторы -прижымы из изоляции осветительного провода . Так же нервюры в пакете слегка прихвачены капельками клея “Титан” . После обработки , тонким модельным ножом , пакет разъединяется и оставшийся клей легко смывается спиртом .“”

А, понял,где я упустил последовательность объяснения😒
""Для экономии были изготовлены сначала шаблоны из потолочки , а по ним уже заготовки нервюр из бальзы . “”


Изготавливаем из фанеры или дргого материала,если пожелаете резать пенопласт струной, шаблоны корневой и концевой нервюр с припуском на толщину будущей обшивки.Соединив эти нервюры вместе по оси профиля ,просверливаем отверстия для шомполов из спиц вязальных,ориентируя их расстояние между собой по концевой нервюре.Между корневой и концевой нервюрой устанавливаем пенопластовые пластины (из крупношарикового) толщиной по 20 мм.Колличество их равно колличеству нервюр -минус 1. Между этими пластинами устанавливаем пластины (будущие шаблоны промежуточных нервюр)из потолочной плитки .Всё это пронизано шомполами как шашлык:).Сжимаем плотно этот пакет установкой кембриков с обеих сторон (есть на предидущих фото). Шлифуем пакет сначала крупной ,затем мелкой шкуркой наклеенной на длинный брусок,пока наждачная бумага не начнёт касаться шаблонов.Разбираем пакет,если строить крыло из потолочной плитки, то нервюры для него уже готовы.Для бальзового исполнения крыла я их использую,как шаблоны. Изготовив по ним промежуточные нервюры из бальзы ,устанавливаю в пакет вместо потолочных и уже шлифую бальзовые нервюры до необходимого состояния.Чтобы пакет был более жёстким ,слегка прихватываю каждый сегмент в пакете “Титаном”. Можно и нужно каждую нервюру прорисовать в компе …но мне легче было изготовить ручным способом

Orel

Вернусь к мотогондоллам …
Обтягиваться они будут тонкой стеклотканью 0.03 мм .Ткань имеет уд. вес 35 гр/м2 ( по проведённому мной тестированию). На оклейку основной детали мотогондоллы ушло 1.2 гр стекла . Значит вес эпоксид.клея не должен составлять более веса самой стеклоткани, т.е + ещё 1.2 гр .

стеклоткань 0,03мм
прижимается к пуансону через пищевую плёнку тем же мед.бинтом
корка мотогондоллы обтянута стеклотканью(не ошкурена).Оклеиваемая деталь до обтяжки имела вес 4 гр . После оклейки композитным материалом - 6.5 гр. Вот корка оклеена этой стеклотканью и притянута пищевой плёнкой . Затем несколько раз помещена на короткое время в муфельную печь для прогрева до температуры 70 град(рука терпит) . Полимеризация эпоксидной смолы проходит в течении 30-40 мин. Плёнка от температуры ещё больше натягивается ,плотно обжимая пуансон . Корка снятая с болванки , взвешена и вновь водружена и притянута на место ( к болвану)для
полного отверждения мед.бинтом.
оклеенные части мотогондолл

воздухозаборник
вырезы под створки шасси
установка силовых шпангоутов
примерка на крыле
левая мотогондолла
и правая

вклеены
низ центроплана обшит



…Который раз уже меняю решение по применению убирающегося шасси . Почему так происходит ? Изначально не поставил для себя конкретной цели :- что я хочу получить от этой модели ? красивый копийный полёт или хорошую летучесть . Всё больше меня привлекают хорошо летающие модели … а применение различной механизации усложняет выполнение такой задачи . Если пилотажить на ББ , то не стОит применять ничего демонстрационного , очень мала площадь крыла - 13 дм2.
“А я для нашей девятки новые штуцера выбил” ( В бой идут …) 😃
прикидки для конструктива ретракта шасси

Пора бы определиться , и не решусь из модели кирпич делать… не тот размерчик для механизмов . Ещё на раздумъя даю себе некоторое время , пока не упрусь в установку шасси. А вообще , будет ясно по постепенно вырисовывающемуся полётному весу . Знаю я себя , если шасси начну убирающееся делать , то пойдёт цепная реакция , закрылки бы , да бомбы бы…бы…бы…

Обтяжка стеклотканью не потребовала грунтовки , лишь тщательного зашкуривания и поверхность готова к окраске . Общую толщину корок довёл до 0.9-1 мм и в таком состоянии , что на фото ,в мотогондоллах осталось по 11 гр.

Wit

Валера ну жуть как КРАСИВО!

Orel
Wit:

жуть как КРАСИВО!

Виталий,давно авиамоделизм отношу к рангу искусства и так же наслаждаюсь красивыми работами друзей , как твоих с сыном так и многих и многих форумчан. Спасибо!

Nooobie

Единственное, зачем я захожу на форум-это посмотреть на работу “взрослых дядек” =)
Охренеть! =)

Orel

Для общей информации опубликую развесовку планера модели которой я придерживался. Для модели без механизации:
Фюзеляж - 40 гр.
Крыло - 70 гр.
Гондоллы - 40 гр.
ГО - 10 гр
ВО - 5 гр
Шасси - 20 гр
Окраска - 10 гр
боудены - 5 гр
ИТОГО : -200 гр

Обшивка 1мм бальзовым шпоном нижней части крыла имеет вес 13 гр . Если считать,что и верхняя часть обшивки будет аналогична по весу , то вес крыла будет : 13+13+ 17( внутр. набор)= 43гр. .
26 дм2 обесторонней обшивки микалентой даст : 26 дм *0.4гр = 10.4 гр + 3гр элероны Итого крыло должно выйти 57 гр веса . Это теоретически… Но не учтены ещё лючки и ложементы серво …

Его Величество Выбор! Принятие нужного решения … без него ни одно дело, ни один проект не сдвинется с мёртвой точки . Иногда решение приходит мгновенно, иногда занимает минуты , часы … Но как у нас говорится: с каждым решением , идеей нужно переспать . Утро всегда вечера мудренее. Долго ж я спал с принятием решения по уборке или нет стоек шасси . Вечером убираю , утром снова ставлю в неубранное положение . Но сегодня вечерние и утренние думы наконец совпали , и окончательное решение было принято - убирать ! Хотя и на перекор комфортной летучести , ввиду увеличения полётного веса . Однако и сопротивление воздушного потока будет уменьшено. Всё же полёт с убранным шасси будет эффектнее ,ну а пилотажки из бомбардировщика всё-равно не получится . Каким бы небыл полётный вес , модель будет механизирована . И это не только для демонстрации , но в большей мере …, короче, повозиться захотелось . Это дело я люблю.
…Теперь приступлю к малозаметному этапу …к мелочам . Начну с изготовления шасси , а шасси с вилки.Дуги выгнутые из двух слоёв 0.8 мм фанеры и промежуточного слоя угля и ещё слой фанеры .Не пришлось делать оправку , подошла от фигурного “сухарика”.Арка распилена . Вес вилки 1.4 гр . Стойка -углепластиковая трубка Ф5мм заполнена изнутри липовым стержнем … выбор материала для стоек шасси - стекло, уголь , латунь или дюраль?
Ничего металлического , за редким исключением . Может этот хлыст применить для
штока ?..наверное лучше с композитными материалами будет.Наверное шток из углепластиковой трубки Ф 5 мм с осиновым заполнителем будет лучше. Корпус
амортизатора из предпоследнего колена стеклопластикового удилища Ф 7* 5.2 мм.
Пружины подобраны Ф 5 мм , высотой 22 мм , полное сжатие до 7-ми мм с усилием 900 гр. т.е при 4.5 кратной перегрузке для 400 граммовой модели . Можно, но не нужно , увеличить усилие небольшим растяжением амортизатора . ОВС тл. 0.5 мм .
По поводу трения пластиков друг о друга вопрос можно не задавать , модель должна летать - не ездить . 😒
Обычно смазываю трущиеся детали графитной смазкой .

схема уборки стоек шасси


угле-фанерная вилка стоек шасси

склейка на оправке
бутерброд готов
распил
выбор материала для стоек
металл отложил сразу…примерял этот хлыстик от удочки…
“ухват” .

амортизатор стойки шасси

узлы крепления стойки шасси
почти готова


fed

Приветствую, Валера!
Прототип действительно обалденный. Тоже от него в восторге! Как впрочем, и от твоей реализации. Все время поражаюсь, насколько тщательно ты прорабатываешь каждую свою копию!
Меня губит обилие идей! не могу устоять перед новыми проектами! согласен с тобой, что наиболее интересен именно процесс работы над проектом, он доставляет максимальное удовлетворение.
Бальзовые корочки - замечательная технология, тоже хочется попробовать.
Конечно такие маленькие модели - это высший пилотаж и по весу и по полету.
Но я тебя прекрасно понимаю, сам люблю “резиночный” размер.

Orel
fed:

Меня губит обилие идей! не могу устоять перед новыми проектами!

Андрей,ты не один такой😍😒 Не могу долго работать над проектом,когда начинает выпадать элемент конструирования и начинается отделка и доводка .И эти составляющие работы над моделью часто оставляю на потом . И берусь за что нибудь другое . И работа над ББ-22 тоже не исключение 😦, но я от работы над ним получил большое удовольствие ,конструкторское удовольствие. … Множество начатых проектов (латин.-брошенный вперёд) двигаю по одной, как пешки на шахматной доске ,пока они не превратятся в Ферзь:)

…Вилка стойки шасси фиксируется в корпусе амортизатора ОВС Ф1 мм . Хотелось завуалировать этот штырёк в неподвижности в корпусе амортизатора , а в угольном штоке сделать под него пропил , но лучшим решением всё же оказалась фиксация , как у Юры на Як-1 , хотя и немного отхожу от копийности. Этот штырь не будет сильно бросаться в глаза - прикрыт щитками . Вот такое моё решение . Усилил угольную трубку вставкой , уж очень она расщипалиста , при малейшем нажатии лопается . Можно и высверлить слегка , но веса не убавится . Меньше железа - мой девиз в этом проекте .Стойка шасси имеет вес 3.5 гр. ну, конечно ,без иголочек и свёрлышек . Колёса 40*16 имеют вес 3.7 гр . Можно будет уложиться в 10 запланированных грамм для одного шасси … 2.8 гр на подкос .
Выставил стойки шасси .Фиксирующий штырь почти не виден ,он большей частью находится в мотогондолле . Все оси из текстолита Ф 2.5 мм.
Над ретрактом шасси пока колдую.Все плечи выставляются в натуре и закрепляются наживульку…теперь будем подыскивать материал для исполнения …

вот и обе стойки готовы



опора стоки ,т.е узел навески в мотогондолле
в убранном положении
временный ретракт уборки шасси,пока толко макет для нахождения точных установочных положений всех осей
в выпущенном состоянии

Orel

Подкосы стоек шасси изготовлены из переклея текстолита с лавсаном " под шубой" .О этом материале я уже упоминал в одном из проектов. Невероятно прочен - миллиметровую полоску не разорвать руками . Пропитка его циакрином позволяет придать ему гладкую форму после шлифовки. За счёт обоюдного тонкого ватного слоя клеится к чему угодно и как угодно. Вот малый подкос им уже оклеен , да и все выступы на самой стойке так же спрофилированы им , этого просто незаметно , т.к можно видеть на фото только результат , но не процесс оклейки .

детали подкоса


подкос готов



в таком виде шасси весит 11 гр.каждая стойка с подкосом
Готовое основное шасси имеет 22 гр . Установлено на модель с фиксацией всех осей (опор).

…Работа над шасси закончена .Предстоит работа над ретрактом его уборки.

Orel

Кто имел дело с убирающимся шасси , знает, как непросто сделать его лёгким . Иной раз позавидуешь полукопиям . Нет шасси , и нет проблем .

второпластовые подшипникм скольщения торсиона .Всё , что плохо клеится желательно обвязать х/б нитью.
торсион
вот такой шашлык на Ф3.5 мм*320мм бамбуковой палочке от питарды
на это место в крыле я его установлю
Как бы мне не хотелось сделать этот привод от одной серво , ничего не получится . Р/м будет две , по весу одной . Стойка в убранном положении.
Стойка в выпущенном положении
подкос держит 1.5 кг .Достаточно…

Работа над шасси почти закончена …, предстоит его тонкая настройка . Общая масса убирающегося шасси составила : 22 гр( стойки с подкосами и колёсами) + 6 гр ( ось ретракта с кабанчиками и тягами) + 12 гр ( две серво С-01СТ) = Итого 40 гр. То есть 10% от запланированного полётного веса модели ( Хм , обычно 10% веса шасси планирую на моделях без убирающихся стоек). Серво крепятся на усиленных нервюрах крыла . Чтобы не подвергать микро р/м разборке и перепайке , установил их однонаправленно по ходу срабатывания .
Опробовал работу самодельного ретракта . Система работает даже без смазки.

user11

Валера, здравствуйте! Сколько наблюдаю за Вашей работой, не перестаю восхищаться Вашими произведениями! Каждая модель - шедевр! С нетерпением жду Ваших новых проектов!

С уважением,
Олег!

valera_o

Что помешало сделать от одной машинки?

ViperON

наверное длинная ось дает запаздывание по углу поворота?

Orel
valera_o:

Что помешало сделать от одной машинки?

Любой торсион на большом расстоянии теряет свою жёсткость и пружинит,это мешает точной отработке системы уборки шасси.Применение более жёского торсиона ведёт к большому его весу. Ретракт уборки должен быть жёсткам (констатирую:)) При установке по одной серво для привода отдельно каждой стойки намного улучшает компоновку всей начинки…

Ну, началось …
Вес убирающегося шасси получился небольшим , т.е приемлемым , по-этому имею ещё желание механизировать посадочные щитки . Их уборка прибавит лишь немного веса , т.к будет осуществляться одновременно с уборкой -выпуском шасси от его ретракта короткой дополнительной тягой . Тяга будет стоять “хитрая” … о ней позже будет разговор. Признаться , решение по уборке щитков было принято одновременно с решением уборки шасси - это можно определить по многочисленным кабанчикам на оси ретракта . Там есть , кстати, и маленькие кабанчики для сброса бомб на наружной подвеске . Рулевых машинок и так уже предостаточно - всё будет производиться одновременно - уборка шасси , уборка щитков , сброс бомб. Но можно будет отключать последние две демонстрации . Щитки вырезаны из нижней обшивки ,обтянуты микалентой на эмалите и отлёживаются под магнитами. Ось-кабанчик привода щитков из ОВС 1 мм.Малый щиток 75*35 мм - вес с вклеенными навесами 0.5 гр. Отклонение 50 град.
Готовые щитки имеют вес 3 гр + 1 гр проволочные соединительные торсионы с кабанчиком . Замедлитель уборки шасси запрограммировал на 3 сек , чтобы при пролёте успеть увидеть полную уборку . Да и для экстремальных ситуаций это время предпочтительно .

вырезал щитки



установка тяги и кабанчика щитков

малый щиток установлен

все 4-ре секции щитка

Wherewolf
Orel:

Любой торсион на большом расстоянии теряет свою жёсткость и пружинит,это мешает точной отработке системы уборки шасси.Применение более жёского торсиона ведёт к большому его весу.

согласен, а трубку угольную если? (если честно, сам не пробовал…)

пы сы… да и не подумал… хотя по сравнению с массой машинки+ возможный попандос на несинхронность…

Orel
valera_o:

Крыло будет съёмное?

При небольших размерах модели это излишне,-доп .вес.

…Прежде чем обтянуть корки фюзеляжа ( а обтяжка мной предусматривалась прямо на пуансоне ) была нанесена имитация полотняной обшивки. Для выразительности " прослабление" полотна сделано более глубоким , как делается на стендовых моделях . Иначе места с мягкой обшивкой при небольшом масштабе будут сливаться с жёсткой обшивкой и разделения на полотно-фанера не произойдёт . При виде под прямым углом так и происходит и лишь под косым освещением хорошо заметен эффект гранёного стакана .Полотняная обшивка имитирована продавливанием бальзы прямо на болванке скруглёным торцом авиамодельного ножа (прислонёным при продвижении к линейке). После нанесения разметки корки были обтянуты стеклотканью 0.03 мм с притягиванием тем же мед. бинтом с прослойкой пищевой плёнки. До обтяжки подогнанные обе корки имели вес 13 гр .После обтяжки композитом и зашкуривания 20 гр.
Здесь мне хотелось бы подробнее остановиться на обшивке стеклотканью . Поскольку будущие проекты я намерен оснащать именно этим видом обшивки , то модель 22-го послужит для меня испытательным полигоном .Почему не микалентой ? … потому что при практически почти равном весе бумага не даёт той прочности , что композитный материал . А так же твёрдая поверхность при покрытии стеклом выдерживает прекрасно тычки, щелчки и надавы и пропадает вечная боязнь за нечаянное повреждение наружной поверхности модели . Пока меня вполне устраивают весовые данные (20 гр)корок фюзеляжа .

примерка контура фюзеляжа


подгонка выреза под крыло

имитация полотняной обшивки

оклейка стеклотканью 0.03
снятие пищевой плёнки

Orel
Wherewolf:

согласен, а трубку угольную если? (если честно, сам не пробовал…)

Тонкостенная углетрубка как торсион на крутку слабовата.Ей нужен внутренний заполнитель,хотя бы бальзовый.Этот вариант я тоже прорабатывал,но остановился на бамбуковом стержне.Он пружинит,но не ломается и сравнительно лёгкий.

Для точной подгонки корок фюзеляжа и его соединения с крылом нужно зашить верхнюю часть крыла, но для этого надо ещё установить серво элеронов и изобрести и установить привод посадочных щитков ,да и чеку сброса бомб за одно.
…Установил серво элеронов . Их будет двигать одна C-02 CT ( 8 гр . усилие 1.1 кг). Конечно лучше элероны отклонять раздельными двумя р\м , но по понятной причине стремлюсь к уменьшению их колличества на борту . Минус этого способа в длинной передаче усилия на элероны . т.е боуденом . Вес применённых боуденов с проволочной жилой 4 гр . Попробовал установить жилу потоньше 0.5 мм , люфт великоват. Сейчас вставлена 0.7 мм , ход получился свободный без малейшего люфта.
Пора бы уже крыло зашивать сверху , да не даёт одна мелочь …которую необходимо изготовить до обтяжки - это хит. тяга ,в смысле, хитрая . Такие наконечники тяг я применял когда-то на радиопланерах.
Почти метровые тяги , хотя и бальзовые , получались очень тяжёлыми - 25 гр. И чтобы предохранить шестерни серво, наконечник делался разъёмным с канавкой . При превышении нагрузки 3.5 кг пружинящие зажимы выходили из канавки прекращая перегрузки на р/м…
Но этот способ применён мной в изготовленной тяге не для предотвращения перегрузок , а для привода в действие посадочных щитков . Потому они и называются посадочными , что нужны только на посадке . Во взлётном режиме с шасси они отклоняются на 15 град. , либо вообще не нужны . Чтобы производить взлёт без щитков , а посадку с выпущенными щитками я применю эту тягу .

Неметаллической её делать не стал , пластиковая будет не легче , т.к пружинящие ОВС зажымы соединить с пластиком затруднительно в этом случае .
Трубка (направляющая ) из последнего колена телескопической антены - хромированная латунь 2.8*2.5 мм. Подвижный стержень - дюралевая спица Ф 2.5 мм сошлифован до 2.45 мм . Вес всей этой радости 1.2 гр . Длина тяги -70мм . Наконечник тяги плавно переходящий в пружинящий зажим из ОВС 0.8мм .
Как это работает…
р\м привода элеронов

хит-тяга

Две тяги , по одной на каждую сторону
[IMG]http://
http://s16.radikal.ru/i191/1001/be/71908e44b42at.jpg[/IMG]
установлена по месту

во взлётном положении.Шасси выпущены-щитки не выпущены…
щитки не выпущены
в убранном положении .Стержень тяги скользит по пружинному зажиму-стопору припаянному к трубчатой части тяги и в момент ,когда шасси почти полностью убрано ,стопорится попадая в выточенную канавку,тем самым жестко сцепляясь с кабанчиком щитка.
теперь шасси находится в убранном положении и сцеплено жёсткосо щитком.
взвод тяг перед полётом.

Подробнее : Перед взлётом шасси выпущены , стержень тяги освобождён от зацепления зажимами и щитки полностью убраны ( либо можно выдвинуть их вручную на 10-15 град. , но очень точно отнивелировать - к этому я прибегать не буду ). Взлёт… ,уборка шасси… , - в этот момент зажимы на трубке тяги скользят по дюралевому стержню в сторону канавки . Как только стойки зайдут в мотогондоллы , зажимы входят в канавку на стержне и сцепляют трубчатую часть тяги со стержнем , т.е тяга становится неразомкнутой . При всех последующих выпусках шасси ,с ними всегда выпускаются щитки . Если короче , то взлёт без щитков - посадка со щитками.
Фу, легче было бы на видео показать, чем рассказать 😒… а видео уборки ещё успеем посмотреть😃