ББ-22 Ближний бомбардировщик

Orel

Для общей информации опубликую развесовку планера модели которой я придерживался. Для модели без механизации:
Фюзеляж - 40 гр.
Крыло - 70 гр.
Гондоллы - 40 гр.
ГО - 10 гр
ВО - 5 гр
Шасси - 20 гр
Окраска - 10 гр
боудены - 5 гр
ИТОГО : -200 гр

Обшивка 1мм бальзовым шпоном нижней части крыла имеет вес 13 гр . Если считать,что и верхняя часть обшивки будет аналогична по весу , то вес крыла будет : 13+13+ 17( внутр. набор)= 43гр. .
26 дм2 обесторонней обшивки микалентой даст : 26 дм *0.4гр = 10.4 гр + 3гр элероны Итого крыло должно выйти 57 гр веса . Это теоретически… Но не учтены ещё лючки и ложементы серво …

Его Величество Выбор! Принятие нужного решения … без него ни одно дело, ни один проект не сдвинется с мёртвой точки . Иногда решение приходит мгновенно, иногда занимает минуты , часы … Но как у нас говорится: с каждым решением , идеей нужно переспать . Утро всегда вечера мудренее. Долго ж я спал с принятием решения по уборке или нет стоек шасси . Вечером убираю , утром снова ставлю в неубранное положение . Но сегодня вечерние и утренние думы наконец совпали , и окончательное решение было принято - убирать ! Хотя и на перекор комфортной летучести , ввиду увеличения полётного веса . Однако и сопротивление воздушного потока будет уменьшено. Всё же полёт с убранным шасси будет эффектнее ,ну а пилотажки из бомбардировщика всё-равно не получится . Каким бы небыл полётный вес , модель будет механизирована . И это не только для демонстрации , но в большей мере …, короче, повозиться захотелось . Это дело я люблю.
…Теперь приступлю к малозаметному этапу …к мелочам . Начну с изготовления шасси , а шасси с вилки.Дуги выгнутые из двух слоёв 0.8 мм фанеры и промежуточного слоя угля и ещё слой фанеры .Не пришлось делать оправку , подошла от фигурного “сухарика”.Арка распилена . Вес вилки 1.4 гр . Стойка -углепластиковая трубка Ф5мм заполнена изнутри липовым стержнем … выбор материала для стоек шасси - стекло, уголь , латунь или дюраль?
Ничего металлического , за редким исключением . Может этот хлыст применить для
штока ?..наверное лучше с композитными материалами будет.Наверное шток из углепластиковой трубки Ф 5 мм с осиновым заполнителем будет лучше. Корпус
амортизатора из предпоследнего колена стеклопластикового удилища Ф 7* 5.2 мм.
Пружины подобраны Ф 5 мм , высотой 22 мм , полное сжатие до 7-ми мм с усилием 900 гр. т.е при 4.5 кратной перегрузке для 400 граммовой модели . Можно, но не нужно , увеличить усилие небольшим растяжением амортизатора . ОВС тл. 0.5 мм .
По поводу трения пластиков друг о друга вопрос можно не задавать , модель должна летать - не ездить . 😒
Обычно смазываю трущиеся детали графитной смазкой .

схема уборки стоек шасси


угле-фанерная вилка стоек шасси

склейка на оправке
бутерброд готов
распил
выбор материала для стоек
металл отложил сразу…примерял этот хлыстик от удочки…
“ухват” .

амортизатор стойки шасси

узлы крепления стойки шасси
почти готова


fed

Приветствую, Валера!
Прототип действительно обалденный. Тоже от него в восторге! Как впрочем, и от твоей реализации. Все время поражаюсь, насколько тщательно ты прорабатываешь каждую свою копию!
Меня губит обилие идей! не могу устоять перед новыми проектами! согласен с тобой, что наиболее интересен именно процесс работы над проектом, он доставляет максимальное удовлетворение.
Бальзовые корочки - замечательная технология, тоже хочется попробовать.
Конечно такие маленькие модели - это высший пилотаж и по весу и по полету.
Но я тебя прекрасно понимаю, сам люблю “резиночный” размер.

Orel
fed:

Меня губит обилие идей! не могу устоять перед новыми проектами!

Андрей,ты не один такой😍😒 Не могу долго работать над проектом,когда начинает выпадать элемент конструирования и начинается отделка и доводка .И эти составляющие работы над моделью часто оставляю на потом . И берусь за что нибудь другое . И работа над ББ-22 тоже не исключение 😦, но я от работы над ним получил большое удовольствие ,конструкторское удовольствие. … Множество начатых проектов (латин.-брошенный вперёд) двигаю по одной, как пешки на шахматной доске ,пока они не превратятся в Ферзь:)

…Вилка стойки шасси фиксируется в корпусе амортизатора ОВС Ф1 мм . Хотелось завуалировать этот штырёк в неподвижности в корпусе амортизатора , а в угольном штоке сделать под него пропил , но лучшим решением всё же оказалась фиксация , как у Юры на Як-1 , хотя и немного отхожу от копийности. Этот штырь не будет сильно бросаться в глаза - прикрыт щитками . Вот такое моё решение . Усилил угольную трубку вставкой , уж очень она расщипалиста , при малейшем нажатии лопается . Можно и высверлить слегка , но веса не убавится . Меньше железа - мой девиз в этом проекте .Стойка шасси имеет вес 3.5 гр. ну, конечно ,без иголочек и свёрлышек . Колёса 40*16 имеют вес 3.7 гр . Можно будет уложиться в 10 запланированных грамм для одного шасси … 2.8 гр на подкос .
Выставил стойки шасси .Фиксирующий штырь почти не виден ,он большей частью находится в мотогондолле . Все оси из текстолита Ф 2.5 мм.
Над ретрактом шасси пока колдую.Все плечи выставляются в натуре и закрепляются наживульку…теперь будем подыскивать материал для исполнения …

вот и обе стойки готовы



опора стоки ,т.е узел навески в мотогондолле
в убранном положении
временный ретракт уборки шасси,пока толко макет для нахождения точных установочных положений всех осей
в выпущенном состоянии

Orel

Подкосы стоек шасси изготовлены из переклея текстолита с лавсаном " под шубой" .О этом материале я уже упоминал в одном из проектов. Невероятно прочен - миллиметровую полоску не разорвать руками . Пропитка его циакрином позволяет придать ему гладкую форму после шлифовки. За счёт обоюдного тонкого ватного слоя клеится к чему угодно и как угодно. Вот малый подкос им уже оклеен , да и все выступы на самой стойке так же спрофилированы им , этого просто незаметно , т.к можно видеть на фото только результат , но не процесс оклейки .

детали подкоса


подкос готов



в таком виде шасси весит 11 гр.каждая стойка с подкосом
Готовое основное шасси имеет 22 гр . Установлено на модель с фиксацией всех осей (опор).

…Работа над шасси закончена .Предстоит работа над ретрактом его уборки.

Orel

Кто имел дело с убирающимся шасси , знает, как непросто сделать его лёгким . Иной раз позавидуешь полукопиям . Нет шасси , и нет проблем .

второпластовые подшипникм скольщения торсиона .Всё , что плохо клеится желательно обвязать х/б нитью.
торсион
вот такой шашлык на Ф3.5 мм*320мм бамбуковой палочке от питарды
на это место в крыле я его установлю
Как бы мне не хотелось сделать этот привод от одной серво , ничего не получится . Р/м будет две , по весу одной . Стойка в убранном положении.
Стойка в выпущенном положении
подкос держит 1.5 кг .Достаточно…

Работа над шасси почти закончена …, предстоит его тонкая настройка . Общая масса убирающегося шасси составила : 22 гр( стойки с подкосами и колёсами) + 6 гр ( ось ретракта с кабанчиками и тягами) + 12 гр ( две серво С-01СТ) = Итого 40 гр. То есть 10% от запланированного полётного веса модели ( Хм , обычно 10% веса шасси планирую на моделях без убирающихся стоек). Серво крепятся на усиленных нервюрах крыла . Чтобы не подвергать микро р/м разборке и перепайке , установил их однонаправленно по ходу срабатывания .
Опробовал работу самодельного ретракта . Система работает даже без смазки.

user11

Валера, здравствуйте! Сколько наблюдаю за Вашей работой, не перестаю восхищаться Вашими произведениями! Каждая модель - шедевр! С нетерпением жду Ваших новых проектов!

С уважением,
Олег!

valera_o

Что помешало сделать от одной машинки?

ViperON

наверное длинная ось дает запаздывание по углу поворота?

Orel
valera_o:

Что помешало сделать от одной машинки?

Любой торсион на большом расстоянии теряет свою жёсткость и пружинит,это мешает точной отработке системы уборки шасси.Применение более жёского торсиона ведёт к большому его весу. Ретракт уборки должен быть жёсткам (констатирую:)) При установке по одной серво для привода отдельно каждой стойки намного улучшает компоновку всей начинки…

Ну, началось …
Вес убирающегося шасси получился небольшим , т.е приемлемым , по-этому имею ещё желание механизировать посадочные щитки . Их уборка прибавит лишь немного веса , т.к будет осуществляться одновременно с уборкой -выпуском шасси от его ретракта короткой дополнительной тягой . Тяга будет стоять “хитрая” … о ней позже будет разговор. Признаться , решение по уборке щитков было принято одновременно с решением уборки шасси - это можно определить по многочисленным кабанчикам на оси ретракта . Там есть , кстати, и маленькие кабанчики для сброса бомб на наружной подвеске . Рулевых машинок и так уже предостаточно - всё будет производиться одновременно - уборка шасси , уборка щитков , сброс бомб. Но можно будет отключать последние две демонстрации . Щитки вырезаны из нижней обшивки ,обтянуты микалентой на эмалите и отлёживаются под магнитами. Ось-кабанчик привода щитков из ОВС 1 мм.Малый щиток 75*35 мм - вес с вклеенными навесами 0.5 гр. Отклонение 50 град.
Готовые щитки имеют вес 3 гр + 1 гр проволочные соединительные торсионы с кабанчиком . Замедлитель уборки шасси запрограммировал на 3 сек , чтобы при пролёте успеть увидеть полную уборку . Да и для экстремальных ситуаций это время предпочтительно .

вырезал щитки



установка тяги и кабанчика щитков

малый щиток установлен

все 4-ре секции щитка

Wherewolf
Orel:

Любой торсион на большом расстоянии теряет свою жёсткость и пружинит,это мешает точной отработке системы уборки шасси.Применение более жёского торсиона ведёт к большому его весу.

согласен, а трубку угольную если? (если честно, сам не пробовал…)

пы сы… да и не подумал… хотя по сравнению с массой машинки+ возможный попандос на несинхронность…

Orel
valera_o:

Крыло будет съёмное?

При небольших размерах модели это излишне,-доп .вес.

…Прежде чем обтянуть корки фюзеляжа ( а обтяжка мной предусматривалась прямо на пуансоне ) была нанесена имитация полотняной обшивки. Для выразительности " прослабление" полотна сделано более глубоким , как делается на стендовых моделях . Иначе места с мягкой обшивкой при небольшом масштабе будут сливаться с жёсткой обшивкой и разделения на полотно-фанера не произойдёт . При виде под прямым углом так и происходит и лишь под косым освещением хорошо заметен эффект гранёного стакана .Полотняная обшивка имитирована продавливанием бальзы прямо на болванке скруглёным торцом авиамодельного ножа (прислонёным при продвижении к линейке). После нанесения разметки корки были обтянуты стеклотканью 0.03 мм с притягиванием тем же мед. бинтом с прослойкой пищевой плёнки. До обтяжки подогнанные обе корки имели вес 13 гр .После обтяжки композитом и зашкуривания 20 гр.
Здесь мне хотелось бы подробнее остановиться на обшивке стеклотканью . Поскольку будущие проекты я намерен оснащать именно этим видом обшивки , то модель 22-го послужит для меня испытательным полигоном .Почему не микалентой ? … потому что при практически почти равном весе бумага не даёт той прочности , что композитный материал . А так же твёрдая поверхность при покрытии стеклом выдерживает прекрасно тычки, щелчки и надавы и пропадает вечная боязнь за нечаянное повреждение наружной поверхности модели . Пока меня вполне устраивают весовые данные (20 гр)корок фюзеляжа .

примерка контура фюзеляжа


подгонка выреза под крыло

имитация полотняной обшивки

оклейка стеклотканью 0.03
снятие пищевой плёнки

Orel
Wherewolf:

согласен, а трубку угольную если? (если честно, сам не пробовал…)

Тонкостенная углетрубка как торсион на крутку слабовата.Ей нужен внутренний заполнитель,хотя бы бальзовый.Этот вариант я тоже прорабатывал,но остановился на бамбуковом стержне.Он пружинит,но не ломается и сравнительно лёгкий.

Для точной подгонки корок фюзеляжа и его соединения с крылом нужно зашить верхнюю часть крыла, но для этого надо ещё установить серво элеронов и изобрести и установить привод посадочных щитков ,да и чеку сброса бомб за одно.
…Установил серво элеронов . Их будет двигать одна C-02 CT ( 8 гр . усилие 1.1 кг). Конечно лучше элероны отклонять раздельными двумя р\м , но по понятной причине стремлюсь к уменьшению их колличества на борту . Минус этого способа в длинной передаче усилия на элероны . т.е боуденом . Вес применённых боуденов с проволочной жилой 4 гр . Попробовал установить жилу потоньше 0.5 мм , люфт великоват. Сейчас вставлена 0.7 мм , ход получился свободный без малейшего люфта.
Пора бы уже крыло зашивать сверху , да не даёт одна мелочь …которую необходимо изготовить до обтяжки - это хит. тяга ,в смысле, хитрая . Такие наконечники тяг я применял когда-то на радиопланерах.
Почти метровые тяги , хотя и бальзовые , получались очень тяжёлыми - 25 гр. И чтобы предохранить шестерни серво, наконечник делался разъёмным с канавкой . При превышении нагрузки 3.5 кг пружинящие зажимы выходили из канавки прекращая перегрузки на р/м…
Но этот способ применён мной в изготовленной тяге не для предотвращения перегрузок , а для привода в действие посадочных щитков . Потому они и называются посадочными , что нужны только на посадке . Во взлётном режиме с шасси они отклоняются на 15 град. , либо вообще не нужны . Чтобы производить взлёт без щитков , а посадку с выпущенными щитками я применю эту тягу .

Неметаллической её делать не стал , пластиковая будет не легче , т.к пружинящие ОВС зажымы соединить с пластиком затруднительно в этом случае .
Трубка (направляющая ) из последнего колена телескопической антены - хромированная латунь 2.8*2.5 мм. Подвижный стержень - дюралевая спица Ф 2.5 мм сошлифован до 2.45 мм . Вес всей этой радости 1.2 гр . Длина тяги -70мм . Наконечник тяги плавно переходящий в пружинящий зажим из ОВС 0.8мм .
Как это работает…
р\м привода элеронов

хит-тяга

Две тяги , по одной на каждую сторону
[IMG]http://
http://s16.radikal.ru/i191/1001/be/71908e44b42at.jpg[/IMG]
установлена по месту

во взлётном положении.Шасси выпущены-щитки не выпущены…
щитки не выпущены
в убранном положении .Стержень тяги скользит по пружинному зажиму-стопору припаянному к трубчатой части тяги и в момент ,когда шасси почти полностью убрано ,стопорится попадая в выточенную канавку,тем самым жестко сцепляясь с кабанчиком щитка.
теперь шасси находится в убранном положении и сцеплено жёсткосо щитком.
взвод тяг перед полётом.

Подробнее : Перед взлётом шасси выпущены , стержень тяги освобождён от зацепления зажимами и щитки полностью убраны ( либо можно выдвинуть их вручную на 10-15 град. , но очень точно отнивелировать - к этому я прибегать не буду ). Взлёт… ,уборка шасси… , - в этот момент зажимы на трубке тяги скользят по дюралевому стержню в сторону канавки . Как только стойки зайдут в мотогондоллы , зажимы входят в канавку на стержне и сцепляют трубчатую часть тяги со стержнем , т.е тяга становится неразомкнутой . При всех последующих выпусках шасси ,с ними всегда выпускаются щитки . Если короче , то взлёт без щитков - посадка со щитками.
Фу, легче было бы на видео показать, чем рассказать 😒… а видео уборки ещё успеем посмотреть😃

Orel

Изготовление и подгонка мелочей совершенно не даёт видимости продвижения работы . И лишь когда всё изготовленное закроется обшивкой видишь - кажется что-то продвинулось.Готовые тяги привода щитков 2.5 гр . Оттарированы на разъём при усилии 1 кг .
Механизм сброса бомб : При уборке шасси бомбы сбрасываются .Ещё немного поглядим на напичканное сервами и ретрактами крыло , да я его зашью
полностью.Чего бы ещё не забыть вставить?.. Кажется всё на месте .
…Только теперь видно проделанную работу . Взвесил - 146 гр.
Укрепил заднюю кромку крыла и щитков углем . Более-менее получилось прочно . После обтяжки обшивка ещё немного укрепится
На видео : шасси стоит в выпущенном взлётном состоянии - щитки взведены , т.е в убранном состоянии. При первой уборку шасси хит.тяги “сжимаются” - пружинящая вилка скользит по ведомому стержню и становится в замок ( кольцевые канавки на ведомом стержне , слышен двойной щелчок ). Далее при выпуске шасси , как и при всех последующих выпусках , щитки начинают работать синхронно с ними .

P.S Система работает отлично…но при отказе одной из серво привода ретракта шасси ,положение будет катострофичным . Для желающих повторить , посоветую привод щитков делать от одной тяги на все щитки, или закрылки - надёжность будет 100 % -ной .
Будем надеяться на хороший контакт . Таким образом при таком способе выигрывается вес необходимый для установки дополнительной серво или серв для привода шитков .
По видео уборки шасси : забыл подвесить пару бомб , чтобы продемонстрировать сразу и эту демонстрацию . Щитки ещё не вклеены и будут окончательно установлены после окраски - это была пока только проверка их работоспособности …
А я занялся фюзеляжем . По-сути он уже почти готов , остаётся только соединенить его с крылом .И раз уж компоновка получилась вполне удачной , то разъёмным я его делать не буду - ко всему оборудованию и без этого будет хороший доступ .

чека бомбосброса

зашивка крыла,необходимое оборудование установлено…

верх зашит 1.мм лёгкой бальзой

щитки

уборка-выпуск шасси и посадочных щитков на модели ББ-22

Wit

Валера, всегда восхищаюсь простоте и логичности твоих решений! “Дёшево и сердито”, я наверное уже разучился мыслить просто…

toreo

хм… спорная шняга… а если ветерок подует? на такой легкой модели…
я бы не стал так жестко привязывать закрылки с шасси. Тем более на такие хорошие углы.

valera_o

Хотел спросить об отказе одной из серв, но сдержался, ты сам сказал… 😉
Стремноватое положение… Если успеешь - убрать шасси и садить на “пузо”.

Orel
valera_o:

Хотел спросить об отказе одной из серв, но сдержался, ты сам сказал… 😉
Стремноватое положение…

Валер, точно так же могу тебе сказать про применение двух серво на управление элеронов .😁Ну, как одна откажет?Всё нормально,будь спок…😃

valera_o

Это точно…
Но взводящиеся тяги - подрыв мосха, на корню!!! Молодец!

Orel
valera_o:

взводящиеся тяги - подрыв мосха, на корню!!!

То-то же 😁 Да уж, мозх не надорвал,но напрягал сильно. И всё из-за чего ? Излишноего веса не набирать.Что лишний - это точно…излишнего не хочется.На модели большего размера без сомнений бы поставил одну отдельную серво на привод разрезных щитков (Ли-2)с тяжёлым торсионом и отдельными тягами на каждую секцию щитков.

…А я занялся фюзеляжем . По-сути он уже почти готов , остаётся только соединенить его с крылом .И раз уж компоновка получилась вполне удачной , то разъёмным я его делать не буду - ко всему оборудованию и без этого будет хороший доступ . Сначала устанавливаю направляющие шпангоуты в центроплан .Примеряю на них корки фюзеляжа , нивелирую и фиксирую клеем шпангоуты .По периметру разъёма правой корки фюзеляжа устанавливаю бальзовый стрингер
4*1.5. Подгоняю и устанавливаю остальные шпангоуты на уже установленную и вклеенную правую корку фюзеляжа ,закрываю содержимое левой коркой …Уже начинает что-то вырисовываться .Левая сторона фюзеляжа будет вклеиваться на место только после установки всей начинки фюзеляжа , т.е управления , хвостового шасси , кабин пилота и стрелка , горизонтального оперения .
Шпангоуты фюзеляжа
направляющие

правая корка вклеена
левая наложена