ББ-22 Ближний бомбардировщик

Orel
valera_o:

Крыло будет съёмное?

При небольших размерах модели это излишне,-доп .вес.

…Прежде чем обтянуть корки фюзеляжа ( а обтяжка мной предусматривалась прямо на пуансоне ) была нанесена имитация полотняной обшивки. Для выразительности " прослабление" полотна сделано более глубоким , как делается на стендовых моделях . Иначе места с мягкой обшивкой при небольшом масштабе будут сливаться с жёсткой обшивкой и разделения на полотно-фанера не произойдёт . При виде под прямым углом так и происходит и лишь под косым освещением хорошо заметен эффект гранёного стакана .Полотняная обшивка имитирована продавливанием бальзы прямо на болванке скруглёным торцом авиамодельного ножа (прислонёным при продвижении к линейке). После нанесения разметки корки были обтянуты стеклотканью 0.03 мм с притягиванием тем же мед. бинтом с прослойкой пищевой плёнки. До обтяжки подогнанные обе корки имели вес 13 гр .После обтяжки композитом и зашкуривания 20 гр.
Здесь мне хотелось бы подробнее остановиться на обшивке стеклотканью . Поскольку будущие проекты я намерен оснащать именно этим видом обшивки , то модель 22-го послужит для меня испытательным полигоном .Почему не микалентой ? … потому что при практически почти равном весе бумага не даёт той прочности , что композитный материал . А так же твёрдая поверхность при покрытии стеклом выдерживает прекрасно тычки, щелчки и надавы и пропадает вечная боязнь за нечаянное повреждение наружной поверхности модели . Пока меня вполне устраивают весовые данные (20 гр)корок фюзеляжа .

примерка контура фюзеляжа


подгонка выреза под крыло

имитация полотняной обшивки

оклейка стеклотканью 0.03
снятие пищевой плёнки

Orel
Wherewolf:

согласен, а трубку угольную если? (если честно, сам не пробовал…)

Тонкостенная углетрубка как торсион на крутку слабовата.Ей нужен внутренний заполнитель,хотя бы бальзовый.Этот вариант я тоже прорабатывал,но остановился на бамбуковом стержне.Он пружинит,но не ломается и сравнительно лёгкий.

Для точной подгонки корок фюзеляжа и его соединения с крылом нужно зашить верхнюю часть крыла, но для этого надо ещё установить серво элеронов и изобрести и установить привод посадочных щитков ,да и чеку сброса бомб за одно.
…Установил серво элеронов . Их будет двигать одна C-02 CT ( 8 гр . усилие 1.1 кг). Конечно лучше элероны отклонять раздельными двумя р\м , но по понятной причине стремлюсь к уменьшению их колличества на борту . Минус этого способа в длинной передаче усилия на элероны . т.е боуденом . Вес применённых боуденов с проволочной жилой 4 гр . Попробовал установить жилу потоньше 0.5 мм , люфт великоват. Сейчас вставлена 0.7 мм , ход получился свободный без малейшего люфта.
Пора бы уже крыло зашивать сверху , да не даёт одна мелочь …которую необходимо изготовить до обтяжки - это хит. тяга ,в смысле, хитрая . Такие наконечники тяг я применял когда-то на радиопланерах.
Почти метровые тяги , хотя и бальзовые , получались очень тяжёлыми - 25 гр. И чтобы предохранить шестерни серво, наконечник делался разъёмным с канавкой . При превышении нагрузки 3.5 кг пружинящие зажимы выходили из канавки прекращая перегрузки на р/м…
Но этот способ применён мной в изготовленной тяге не для предотвращения перегрузок , а для привода в действие посадочных щитков . Потому они и называются посадочными , что нужны только на посадке . Во взлётном режиме с шасси они отклоняются на 15 град. , либо вообще не нужны . Чтобы производить взлёт без щитков , а посадку с выпущенными щитками я применю эту тягу .

Неметаллической её делать не стал , пластиковая будет не легче , т.к пружинящие ОВС зажымы соединить с пластиком затруднительно в этом случае .
Трубка (направляющая ) из последнего колена телескопической антены - хромированная латунь 2.8*2.5 мм. Подвижный стержень - дюралевая спица Ф 2.5 мм сошлифован до 2.45 мм . Вес всей этой радости 1.2 гр . Длина тяги -70мм . Наконечник тяги плавно переходящий в пружинящий зажим из ОВС 0.8мм .
Как это работает…
р\м привода элеронов

хит-тяга

Две тяги , по одной на каждую сторону
[IMG]http://
http://s16.radikal.ru/i191/1001/be/71908e44b42at.jpg[/IMG]
установлена по месту

во взлётном положении.Шасси выпущены-щитки не выпущены…
щитки не выпущены
в убранном положении .Стержень тяги скользит по пружинному зажиму-стопору припаянному к трубчатой части тяги и в момент ,когда шасси почти полностью убрано ,стопорится попадая в выточенную канавку,тем самым жестко сцепляясь с кабанчиком щитка.
теперь шасси находится в убранном положении и сцеплено жёсткосо щитком.
взвод тяг перед полётом.

Подробнее : Перед взлётом шасси выпущены , стержень тяги освобождён от зацепления зажимами и щитки полностью убраны ( либо можно выдвинуть их вручную на 10-15 град. , но очень точно отнивелировать - к этому я прибегать не буду ). Взлёт… ,уборка шасси… , - в этот момент зажимы на трубке тяги скользят по дюралевому стержню в сторону канавки . Как только стойки зайдут в мотогондоллы , зажимы входят в канавку на стержне и сцепляют трубчатую часть тяги со стержнем , т.е тяга становится неразомкнутой . При всех последующих выпусках шасси ,с ними всегда выпускаются щитки . Если короче , то взлёт без щитков - посадка со щитками.
Фу, легче было бы на видео показать, чем рассказать 😒… а видео уборки ещё успеем посмотреть😃

Orel

Изготовление и подгонка мелочей совершенно не даёт видимости продвижения работы . И лишь когда всё изготовленное закроется обшивкой видишь - кажется что-то продвинулось.Готовые тяги привода щитков 2.5 гр . Оттарированы на разъём при усилии 1 кг .
Механизм сброса бомб : При уборке шасси бомбы сбрасываются .Ещё немного поглядим на напичканное сервами и ретрактами крыло , да я его зашью
полностью.Чего бы ещё не забыть вставить?.. Кажется всё на месте .
…Только теперь видно проделанную работу . Взвесил - 146 гр.
Укрепил заднюю кромку крыла и щитков углем . Более-менее получилось прочно . После обтяжки обшивка ещё немного укрепится
На видео : шасси стоит в выпущенном взлётном состоянии - щитки взведены , т.е в убранном состоянии. При первой уборку шасси хит.тяги “сжимаются” - пружинящая вилка скользит по ведомому стержню и становится в замок ( кольцевые канавки на ведомом стержне , слышен двойной щелчок ). Далее при выпуске шасси , как и при всех последующих выпусках , щитки начинают работать синхронно с ними .

P.S Система работает отлично…но при отказе одной из серво привода ретракта шасси ,положение будет катострофичным . Для желающих повторить , посоветую привод щитков делать от одной тяги на все щитки, или закрылки - надёжность будет 100 % -ной .
Будем надеяться на хороший контакт . Таким образом при таком способе выигрывается вес необходимый для установки дополнительной серво или серв для привода шитков .
По видео уборки шасси : забыл подвесить пару бомб , чтобы продемонстрировать сразу и эту демонстрацию . Щитки ещё не вклеены и будут окончательно установлены после окраски - это была пока только проверка их работоспособности …
А я занялся фюзеляжем . По-сути он уже почти готов , остаётся только соединенить его с крылом .И раз уж компоновка получилась вполне удачной , то разъёмным я его делать не буду - ко всему оборудованию и без этого будет хороший доступ .

чека бомбосброса

зашивка крыла,необходимое оборудование установлено…

верх зашит 1.мм лёгкой бальзой

щитки

уборка-выпуск шасси и посадочных щитков на модели ББ-22

Wit

Валера, всегда восхищаюсь простоте и логичности твоих решений! “Дёшево и сердито”, я наверное уже разучился мыслить просто…

toreo

хм… спорная шняга… а если ветерок подует? на такой легкой модели…
я бы не стал так жестко привязывать закрылки с шасси. Тем более на такие хорошие углы.

valera_o

Хотел спросить об отказе одной из серв, но сдержался, ты сам сказал… 😉
Стремноватое положение… Если успеешь - убрать шасси и садить на “пузо”.

Orel
valera_o:

Хотел спросить об отказе одной из серв, но сдержался, ты сам сказал… 😉
Стремноватое положение…

Валер, точно так же могу тебе сказать про применение двух серво на управление элеронов .😁Ну, как одна откажет?Всё нормально,будь спок…😃

valera_o

Это точно…
Но взводящиеся тяги - подрыв мосха, на корню!!! Молодец!

Orel
valera_o:

взводящиеся тяги - подрыв мосха, на корню!!!

То-то же 😁 Да уж, мозх не надорвал,но напрягал сильно. И всё из-за чего ? Излишноего веса не набирать.Что лишний - это точно…излишнего не хочется.На модели большего размера без сомнений бы поставил одну отдельную серво на привод разрезных щитков (Ли-2)с тяжёлым торсионом и отдельными тягами на каждую секцию щитков.

…А я занялся фюзеляжем . По-сути он уже почти готов , остаётся только соединенить его с крылом .И раз уж компоновка получилась вполне удачной , то разъёмным я его делать не буду - ко всему оборудованию и без этого будет хороший доступ . Сначала устанавливаю направляющие шпангоуты в центроплан .Примеряю на них корки фюзеляжа , нивелирую и фиксирую клеем шпангоуты .По периметру разъёма правой корки фюзеляжа устанавливаю бальзовый стрингер
4*1.5. Подгоняю и устанавливаю остальные шпангоуты на уже установленную и вклеенную правую корку фюзеляжа ,закрываю содержимое левой коркой …Уже начинает что-то вырисовываться .Левая сторона фюзеляжа будет вклеиваться на место только после установки всей начинки фюзеляжа , т.е управления , хвостового шасси , кабин пилота и стрелка , горизонтального оперения .
Шпангоуты фюзеляжа
направляющие

правая корка вклеена
левая наложена

alex144

Валер, а я не понял, когда ты обтягиваешь пищевой пленкой по смоле у тебя ступенек от слоев и морщин не остается?

Orel
alex144:

когда ты обтягиваешь пищевой пленкой по смоле у тебя ступенек от слоев и морщин не остается?

Не остаётся,Лёша.Обшивка корки одним большим куском стекла без подрезов.После небольшой полимеризации смолы (я прогреваю немного наложенную стеклоткань прямо на корке) накладываю пищевую плёнку ровно и снова прогреваю до натяжения теплом этой плёнки и туго приматываю мед. бинтом. Раньше приматывал резиновым бинтом,но он оставляет продавыши. В местах с имитацией полотняной обшивки под бинт прокладывал поролон.

…Оформил крышку бортового отсека .Занялся горизонтальным оперением . Немного просчитался с установкой хвостовых шпангоутов ( и такое бывает) , не стал их резать и ГО сооружаю на весу . Для боудена (РП) использую внутреннюю трубку 2*1 мм от большого боудена , но сточенную на сверлильном до диаметра 1.7 мм и изогнутую над паяльником со вставленной 1.мм стальной жилой под нужный радиус . А рабочим стержнем служит ОВС 0.7 мм .

лонжероны стабилизатора установил
РВ и боудены на РП

съёмная носовая часть фюзеляжа
здесь уютно( под ногами пилота ) будет помещаться 6 -канальный приёмник ( с 1.5 м
антеной вес 18 гр).
низ стабилизатора зашит
кили
установлены

обшиты
Стабилизатор и кили . Обшивка 1мм лёгкая бальза .

flying_yogurt

Валерий Борисович,отличное у вас чувство трёхмерного пространства!На данной стадии модель очень похож на трёхмерный,но реализованный в материале проект.Тонкие ожурные элементы практически висят в воздухе…

valera_o

Ага, боудены на половины РП. А проволока 1мм будет приводиться за середину?

Orel
flying_yogurt:

Валерий Борисович,отличное у вас чувство трёхмерного пространства!На данной стадии модель очень похож на трёхмерный,но реализованный в материале проект.Тонкие ожурные элементы практически висят в воздухе…

Константин Николаевич, спасибо за оценку ! Я даже немного покраснел 😍.В многочисленных комп.программах,которыми владеешь ты мне в жизни не разобраться,так хоть вручную подвешу в воздухе…😒 Никак не примену опробовать авиамодельную парфюмерию из твоей посылки , но обязательно применю уже на этой и последующих моделях. Да, радовался я всему этому богатству , как мальчишка . 😃

…Обшил полностью стабилизатор . Вес стабилизатора с килями 9 гр + 1 гр боуден. Очень прочный получился , надо бы ещё немного вес согнать с обшивки . Вообще нормальная толщина обшивки для оперения должна бы составлять 0.5 мм . Хотел сначала изготовить 0.5 мм бальзовый шпон и оклеить прямо под давлением его на плоскости , а затем панелями обшить ГО . Но вот что-то есть завораживающее в постепенной зашивке по-корабельному .
За площадь вертикального оперения на ББ я не очень беспокоюсь . Модель получится скоростной и обдув оперения будет нормальным , да ещё в струе от винтов , но всё-равно буду готов к непредвиденному-предвиденному (ВО всё-же увеличено по периметру на 3 мм - опыт по УТ-1). Модель имея вес около 190 гр держится в горизонте на весу за стабилизатор .
Очень удобно будет вставлять начинку , а потом закрыть всё левым бортом . ББ напоминает мне макеты самолётов в разрезе в залах ожидания аэропортов .
Достаточно большой угол V стабилизатора не даёт возможности для установки общей оси для половинок руля высоты , по-этому они отклоняются раздельно от У-образной вилки боудена . Кабанчики руля высоты :его изготовление ( 1.мм ОВС + медная трубка 1.4*1.1мм+1.5мм текстолит +нитки ) . Вес по 0.350 гр
Кабанчик руля поворота . Алюминий ( для возможности регулировки подгибом )

стабилизатор зашит


кабанчик руля высоты

У-образная тяга РВ
кабанчик руля направления

пром.(ежуточная)качалка РН
боуден к пром.качалке РН

Да, двухкилевое оперение мне всегда радует глаз , но только на этой модели я впервые приступил к его реализации . Ход боудена свободный , без напряга , т.к применена ОВС меньшего диаметра и предварительно точно изогнутая по форме оболочки боудена . Только так я достигаю свободного хода боудена , аналогично сделано и в приводе элеронов . Площадь ВО невелика , всего 1.4 дм2 , а РП так вообше мизерна , поэтому его отклонение сделал на полную “+” “-” 30 град. Нагрузки на него большой не будет , пользуюсь им только на взлёте и посадке . Привод РП на двухкилевом оперении сложнее однокилевого , в смысле механизации .Думал и о тросовом приводе , но легче оно не будет , как по весу , так и технологически . И ещё … стрелкУ троса будут очень мешать вести прицельную стрельбу 😃 Применил ещё один боуден , но для его облегчения жилу пустил из 1мм лески . Вес этого боудена всего 1 грамм , в отличии от боудена РВ той же длины ( 40 см) , но со сталью 0.8мм ( 2.5 гр). Скажу , что работа рулей поворота проходит без заеданий и закусов , хотя и имеется слабый люфт - из правого отклонения(положения) РП не становится в ноль градуса на полтора . Это не критично . Серво РП стоит в центроплане ( HS-50) .

valera_o:

Ага, боудены на половины РП. А проволока 1мм будет приводиться за середину?

Валера,сейчас и посмотрим😒

Orel

…Изготовил хвостовую стойку шасси . Она сделана по-простому , не амортзирующая , не поворотная , но убирающаяся и очень лёгкая .
Диаметр колеса 20*8.5мм вес 0.6 гр ,общий вес стойки 1.25 гр.
Нет , убираться она будет не тяжёлым боуденом , а лишь невесомой кевларовой нитью… Общий вес приводов в хвосте имеет немалый вес и это попытка с этим бороться .Втулки для установки оси крепления задней стойки ( ось - текстолит 1.8мм) из ватной палочки обмотанные ниткой и вклеенной в бальзовые укрепляющие накладки .Стойка закреплена в нужном положении и теперь можно посмотреть , как она работает . В убранном положении оттянута резиной (потом будет установлена пружина).Тягой является мононить 0.18 мм с усилием на разрыв 10 кг.
Стойка при загрузке хвоста держит 800 гр , большего нам и не надо . Поэтому дополнительной опоры в районе качалки торсиона устанавливать не потребуется , бамбук держит усилие прекрасно .
В выпущенном положении стойка входит в жёлоб , чем снимается нагрузка на текстолитовую ось при маловероятной посадке со скольжением .
А привод качалки что на крайнем фото осуществляется сразу от обеих серво привода основных стоек , т.к бамбуковый торсион является общей осью для всех нацепленных на него качалок . Если на основные стойки усилие от серво 1.1 кг/ см , то на качалке уборки задней стойки аж 2.2 кг ( от обеих р/м). Ещё один положительный момент - пружина уборки хвостовой стойки немного снимает усилие с серво уборки основных стоек ,когда они находятся в убранном положении и слегка напрягают р/м своим весом.
хвостовая стойка

типа ,знак фирмы.😃
установка

в убранном положении
качалка на торсионе в убранном положении хв. стойки
стойка в выпущенном положении
качалка на торсионе в выпущенном положении хв. стойки .

Orel

…Хвостовая стойка шасси была ещё в полуфабрикатном виде .Сейчас она под грунтом для последующей шлифовки . Сделал ещё один рывок к подготовке установки левого борта фюзеляжа .Оформил слегка кабину стрелка . Остальное будет установлено после зашивки.Окрасил внутреннюю часть корок и установил левую часть на эпоксидном клее , стянув резиной.
Стабилизатор нивелируется по линии верхней обшивки крыла . За несколько часов эпоксидная смола полимеризовалась и можно взглянуть на
результат.
…А.С. Яковлев не очень увлекался большими зализами крыла , и критиковал за излишество других конструкторов ( “Цель жизни”) . Потому , зализы на его прототипах копировать не сложно .Треугольник бальзы с мелкими пропилами натфилем позволяет основную часть зализа сделать сплошным .

стойка загрунтована



уборка пружиной
кабина стрелка

после окраски кабин закрыл левый борт
фюзеляж склеен
зализы
носовая съёмная часть фюзеляжа

крепление на магнитах и направляющих штифтах

Orel

…Приступил к оформлению мотогондолл .Отцентровал ось двигателя по первому шпангоуту и вклеил на место .На двигателях сделал новое крепление винта . Пропсейверы срезал , предпочитаю установку винтов по ДВС-ному. На мотор-контоллеры пока установлены обкаточные винты .

первый шпангойт мотогондолл
центруются

новое крепление винта

ВМГ готовы

кок








mebelchik

Процесс постройки завораживает/зомбирует. Много новых и интересных решений для себя подсмотрел. Огромное спасибо!

Можно не скромный вопрос
А винтики какие? На фото понятно что GWS но не более.

MoonCat

моторчики совсем без обдува не перегреются ? 😃

Orel
MoonCat:

моторчики совсем без обдува не перегреются ? 😃

Я тоже об этом подумал,а не перегреются ли моторы ?😒В наших широтах перегрев маловероятен.

…Испытал оба двигателя на стенде . И с тремя и с двумя литиями . С 2S1P оптимальным пока является винт 9*4.7 . Стат.тяга с ним на несвежем литии 240 гр . Нагрев двигателя незначителен . Но для облёта необходимо ставить винты с бОльшим шагом . Для трехлопастника 8*7 должен быть нормальным . 8*6 на той же батарее даёт тягу 200 гр. На трёх литиях с этим винтом идёт сильный нагрев , хотя и тяга поднимается до 270 гр . Хотя производитель и разрешает эксплуатировать сей движок с трёхбаночной батареей , перегружать его не стоит - слабый контроллер , либо устанавливать винт с меньшим диаметром . Копийный диаметр для модели ББ-22 - 20 см .
Юбка обтекателя винта - фанера 0.8 мм . Нос кока бальзовый переклей под 90 град.
Вес кока 3.5 гр . Ф 40 мм
…Изготовил и установил обе моторМамы 😃 Вы когда-нибудь лазили в форточку ? Так будет производиться установка двигателя на мотораму .Вес мотормамы 2.3 гр .
Моторама вклеивается на своё место вместе с ВМГ центрируясь по юбке кока и
переднему круглому шпангоуту мотогондоллы .Аналогично установлена и моторама правого двигателя . Двигатель установлен относительно переднего шпангоута . Охлаждающий воздух будет поступать через 2 мм зазор между коком и мотогондоллой и вытягиваться через открытые створки жалюзи водорадиаторов и в ниши пока не убранного шасси . Так же в юбке кока будет установлена небольшая крыльчатка , хотя и малоэффективная , но свою лепту тоже внесёт .

моторама
резьба М3
Монтаж двигателя производится через первый шпангоут мотогондоллы



моторама вклеена с оцентровкой обтекателя винта



гонка двигателей .Винты 9*4.7*.

Вращающихся винтов не видно , лишь линолиум от
них “окрасился” .Очень приятен звук резонирующих двигателей . На 60% газа модель вывешивается на винтах . Чувствуется реактивный момент винтов , при даче резкого газа . Полётный вес модели со всем бортом уже составляет 380 гр . Акку 2S1P 450 мач ( вес по 30 гр) , на каждый двигатель свой , устанавливаются в мотогондоллах за моторамой . Центровка без РВ и РП составляет 0% САХ . Она выйдет на место после отделки и покраски модели .