Полукопия Wilga 35 PZL-104

GunCo

Однажды один из друзей обратил мое внимание на копию известного польского самолета Wilga 35 PZL-104 представленного Airworld Modelbau в масштабе 1:5 (Размах – 2250, Длинна – 1550, Полетный вес – 8100).
Я посмотрел и, скажем так, “заболел”. Поиски RC модели по русскоязычным сайтам ничего не дали. Не было представлено такой модели ни в описаниях, ни в фото, ни по отзывам соответственно. “Буржуйские” сайты тоже описаниями не блистали. Фотографии нашлись, а вот с описаниями “голодновато”. Это еще больше заводило.
Попытался купить планер в Германии, тем более, что оказался там недалеко от г.Родгау, где находился продавец. Однако это не решило проблемы, т.к. Airworld Modelbau не держит все модели в готовом виде, а берет тайм-аут (2-3 недели) для исполнения заказа. Вобщем модель привезти не удалось.
Охота пуще неволи. Оставался один путь - заказ-покупка. Не буду долго рассказывать: при цене у продавца 566 евро – покупка, доставка, растаможка обошлись в два с лишним раза дороже.
Будем считать это лирическим вступлением. Поскольку про данную модель никаких описаний по испытаниям и полетным характеристикам нет, думаю будет неплохо хоть что-то выложить по ней для российских моделистов. Тем более что на “российском небосклоне” это редкая модель, может даже единственная. Итак:
Модель поступила достойно упакованной, исключающей повреждения при транспортировке. ARF включал в себя:

Выполнено все достаточно аккуратно и копийно, с хорошей рельефной расшивкой по плоскостям. Однако за такую цену все таки могло бы быть и лучше. Особенно качественно выполнены шасси. Весьма копийно, с газовыми амортизаторами. Вобщем не только красиво, но и актуально, учитывая вес модели.
Сложностей при сборке модели не возникло. В комплекте прилагается CD диск с подробным описанием процесса сборки.
Особенности возникли при реализации модели в электро конверсию. Изготовитель подобные варианты даже не рассматривает, поэтому конструкцию моторамы, расположение и крепление ходовых и бортовых аккумуляторов, пришлось продумывать и реализовывать для этой модели с ноля.
Крепление мотора (был взят AXI 5345/16) реализовано достаточно стандартным способом при помощи обратного монтажа двигателя и цилиндрических стоек диаметром 10 мм. Выкос двигателя был учтен при монтаже.

Расположение ходовых аккумуляторов - предполагалось использование LiPo 10S1P (2 сборки 5S1P 5000 mA) - вынесено непосредственно к моторному шпангоуту, причем с целью соблюдения центра тяжести расположить их пришлось вертикально. Для удобства их установки/снятия был изготовлен контейнер из микропористого материала (как показала практика, это действительно удобно).
Каждый аккумулятор снабжен светодиодным индикатором разряда.

Два бортовых аккумулятора А123, 2300 mA каждый, используются для раздельного бортового питания:

  • элеронов и закрылок через делительный модуль;
  • приемника, руля направления, руля высоты, бано.
    Каждый аккумулятор снабжен светодиодным индикатором разряда.

Окрас Red Bull самолета производился акриловой краской металик. Наверное это была самая долговременная и трудоемкая операция при сборке модели.

Электроника самолета не является чем-то необычным и эксклюзивным. При ее выборе основным критерием была надежность и достаточная необходимость.

  • мотор (как уже упоминалось) AXI 5345/16;

  • регулятор Turnigy Sentilon 100A HV 2-12S;

  • приемник - JR922 DSM2, 2,4 Ггц. Для пущей надежности использовано 4 сателита;

  • cервы (6 шт.) HDS 2288 Coreless Digital от Sky Holic. Заявленые производителем характеристики просто поражают. Ни опровергать, ни подтверждать их не буду, но сервы легкие, прекрасно работают, хорошо держат ноль, вполне достаточны по мощности. Вобщем я не разочаровался в выборе.

  • делительный модуль PD-2 Power Devider (GWS). Простое решение для развязки сервомашинок. Оптимальное соотношение минимальной цены и максимальной эффективности. Можно, конечно, возразить и петь песни про супер возможности разных Пауэр Боксов – но это, я думаю, совсем другая “сказка”.

  • светодиодные индикаторы разряда ходовых и бортовых аккумуляторов от Андрея Цыбульского.

  • аккумуляторы E-Fly - 2 сборки 5S1P 5000 mA 30C

  • винт - Mezlik 20х12.

Статические испытания собраной модели показали следующее:

  • вес полетный – 8100 гр.
  • тяга в статике – 6900 гр.
  • максимальный ток – 44,9А
  • 10 минут работы на полном газу нагрели ходовые аккумуляторы до 40-45 градусов, регулятор достиг примерно такой же температуры.

Первый облет модели проводился на грунтовом аэродроме при практически штилевой погоде. Взлетный режим, закрылки 15 градусов. Разбег порядка 7 – 10 метров и модель плавно отрывается от земли.
Полет по горизонтали копийный, спокойный, устойчивый - чуть больше в пол-газа. В управлении модель очень послушна, на виражах устойчива. Склонности к сваливанию не замечено даже на небольших скоростях. Очень эффективно использование на разворотах, руля направления, разворот при этом получается весьма небольшого радиуса.
Набор высоты на полном газу прогрессивен до 40 – 50 метров. Далее высоту лучше набирать по спирали.
При выпуске закрылков в посадочном режиме (примерно 40 градусов) модель резко сбрасывает скорость и обретает способность к устойчивому медленному полету. При плавном сбросе газа начинает медленно терять высоту по пологой глиссаде.
Тяги вполне хватает, чтобы в аварийном случае прекратить посадку и уйти на второй круг.
Большие колеса и газовые амортизаторы допускают использование ВПП без особых изысков. Только нарубленная винтом зеленая травка как зараза налипает везде где только можно. Потом приходится ее смывать с использованием средства для мытья стекол.
Аккумуляторов хватает на 20 - 25 минут полета.
Интересно будет выяснить другие полетные возможности модели: использование винтов иных размеров, попробовать его в варианте “буксира” для затяжки планеров, поэкспериментировать на возможность выполнения каких-либо фигур и т.д. По мере новых испытаний и выявления других особенностей проинформирую обязательно.

Здесь съемка облета самолета.

Vladimir_Volkovich

Супер , покраска шикарная и не поверишь что в домашних условиях красили . По больше бы так люди подходили к сборке моделей . За работу 5+ 8)))

Откуда если не секрет такой раскрас ??

D-pilot

отличный и грамотный отчет, спасибо вам и удачных полетов.

boroda_de
D-pilot:

отличный и грамотный отчет

Присоединяюсь. 😃
Подскажите: неужели ходовые аккумуляторы в пене установлены?

D-pilot

кстати вопрос - самолет большой, почему не двс?

pilot43

Скажите пожалуйста с этим приёмником каким передатчиком пользуетесь?

GunCo

boroda_de
Да, в пене. Но поскольку ВМГ подбиралась в оптимальном соотношении и с хорошим запасом по мощности, аккумуляторы больше 40-45 градусов не нагреваются. Это при полете в погоду +24. Для акков такой нагрев не критичен. В контейнере, для усиления обдува, сделаны вентиляционные отверстия. За то очень удобно вставлять-доставать контейнером.

D-pilot; кстати вопрос - самолет большой, почему не двс?

А где хранить ДВС после полетов? Дома? - Кто хранит сочувствую. В гараже? - Если он есть. Даже если есть - жалко, гараж по любому не комната. Но если честно - я поклонник электро: быстрый запуск, чистота, экологичность и пр.

pilot43; Скажите пожалуйста с этим приёмником каким передатчиком пользуетесь?

У меня JR X9303 2.4GHz

GunCo
faktura:

Спасибо за ссылку. По ссылке полностью бальзовая модель Wilga, около 1,4 м. в размахе, полетным весом около 1200 гр. Очень красиво исполненная. Есть еще подобная китайская пенопластовая, по моему 1,2 в размахе, правда корявенькая.
Описанная мною модель Wilga 35 PZL-104 - самая “младшая” в ряду: далее аналогичная модель с размахом 2,7 м., затем следующая 3,0 м.

Вот еще пару фоток. В раскрас добавил логотипы Ред Булла. По моему получилось неплохо.

yablokov
GunCo:

boroda_de
Да, в пене. Но поскольку ВМГ подбиралась в оптимальном соотношении и с хорошим запасом по мощности, аккумуляторы больше 40-45 градусов не нагреваются. Это при полете в погоду +24. Для акков такой нагрев не критичен. В контейнере, для усиления обдува, сделаны вентиляционные отверстия. За то очень удобно вставлять-доставать контейнером.

D-pilot; кстати вопрос - самолет большой, почему не двс?

А где хранить ДВС после полетов? Дома? - Кто хранит сочувствую. В гараже? - Если он есть. Даже если есть - жалко, гараж по любому не комната. Но если честно - я поклонник электро: быстрый запуск, чистота, экологичность и пр.

pilot43; Скажите пожалуйста с этим приёмником каким передатчиком пользуетесь?

У меня JR X9303 2.4GHz

Смотря какой гараж!

А где хранить ДВС после полетов? Дома? - Кто хранит сочувствую. В гараже? - Если он есть. Даже если есть - жалко, гараж по любому не комната.

Смотря какой гараж!😉

GunCo
yablokov:

Смотря какой гараж!

А где хранить ДВС после полетов? Дома? - Кто хранит сочувствую. В гараже? - Если он есть. Даже если есть - жалко, гараж по любому не комната.

Смотря какой гараж!😉

Алексей, согласен. Но, как правило, гаражи у людей в Москве больше напоминают место для складирования того, что не подлежит хранению в квартире. Ну а отапливаемые - это уже изыск. К сожалению. Потому я так и выразился. Конечно встречается и эксклюзив.