Илья Муромец - Летающий богатырь. Масштаб 1/10

fed

Полет воздушного корабля “Илья Муромец” №150, тип В, “Киевский”

Прототип назывался “Киевским” в честь перелета, который состоялся 97 лет назад из Петербурга в Киев.
№150 - Это наиболее знаменитый своей боевой славой воздушный корабль. Командиром корабля был поручик Башко.

И вот теперь копия легендарного корабля поднялась опять в Киевское небо во славу нашего отечества и память выдающихся его сынов!

Полеты проходили в Киеве, на аэродроме “Бородянка”, где 4 июня прошел Первый международный фестиваль мастеров авиамодельного спорта “АЭРОШОК-2011”.
Сайт фестиваля : aeroshock.com.ua
Это было невероятно великолепное по уровню организации и динамике авиашоу. Более 5 тыс. зрителей. Десятки моделей от ведущих моделистов Украины, 8 часов непрерывных полетов копий, копийных планеров, классического и 3d пилотажа, воздушных боев, реактивных моделей. Все это под музыку и сопровождалось коментатором.
А апофиозом фестиваля стали пролеты Ан-124 “Руслан” на бреющем полете. Когда 125т корабль, размахом более 70м, на скорости 350км/ч, с выпушщенной механизацией застывает на пол-неба… То просто нет слов и эмоции захлестывают душу. Такое не забудется никогда!!!
И низкий поклон и громадный респект его организаторам Александру Лиходеду (действующий пилот Ан-124 и прекрасный авиамоделист) и Сергею Помогаеву за дикую энергию и целеустремленность в организации такого шоу!

Вот небольшие клипы про фестиваль от нашего клуба:

flying_yogurt

Какая мощь!!!
Андрей,ты гений…
Огромное спасибо за репортаж!Потрясающие модели и моделисты у вас!

Денис_из_Петергофа

Илья Муромец потрясает! Спасибо, Андрей!
А скажите пожалуйста, Андрей, как на Вашей модели решён вопрос с центровкой? Меня всегда занимал вопрос с центровкой Ильи Муромца: где-то я читал, что у самого прототипа она была крайне задняя, что-то около 70%, и летать с таким её значением он мог только благодаря несущему стабилизатору.
Как вы решали этот вопрос на Вашем Илье Муромце? Да, и ещё: каков полётный вес красавца?

Broken_Man

на видео видно, что центровка и у модели слегка задняя…
Но сделать так чтобы ЭТОТ самолёт полетел и управлялся- уже Достижение!

Лично у меня, когда смотрел “кино”, просто произошла переполюсовка всех знаний и представлений о динамике полёта)))))

Ероплан здоровский, конечно!
А эскорт из пары Ньюпоров- ох, как не помешал бы…

KUZ=

Андрей, просто здорово, что Илья опять в воздухе !!! С самых первых дней следил за его рождением, еще в виртуальном его виде.
Замечательный и заслуженный прототип - замечателная модель. Огромное спасибо за репортаж, полет доставил массу удовольствия!!!

Irafas

Да, праздник удался!
Надо добавить к сказанному Андреем, что эти полёты Ильи Муромца проходили при достаточно сильном для него ветре около 6 м/с, который к тому же дул поперёк полосы и линии раздела поле/зрители.
Если кому интересно мероприятие в целом, то вот ссылка, где есть много интересного forum.modelka.com.ua/index.php?showtopic=33130

fed

Спасибо, друзья!

краткие данные копии “Муромца”:

размах 2,9м
площадь крыла 125дм2
взлетный вес 5,8кг
уд.нагрузка на крыло 46г/дм2
статическая тяга ДУ 6.2кг
силовые аккумуляторы 4 х 3300мА х 3s
бортовое питание 2200мА + BEC15А
винты 10 х 6

центровка 88%САХ

Что касается центровки.
Одной из главных целей проекта было как раз желание исследовать эту аэродинамическую схему, так как я много лет увлекаюсь нестандартными аэродинамическими схемами.
У Пышнова есть весьма подробное исследование аэродинамики “Муромца”.
Многие вещи в прототипе просто поражают!:
Прототип летал с центровкой более 90% САХ. Эта аэродинамическая схема уже ближе к “Тандему”, так как стабилизатор очень развит по площади.
Углы заклинения крыла +7 - +8 град. Стабилизатора +6. Стабилизатор имеет несущий выпукло вогнутый профиль и громадные рули высоты. Усилие на штурвале на посадке доходило до 70кг.! При резком вираже скручивание фюзеляжа (перекос стабилизатора) доходило до 20град. относительно крыла из-за низкой жесткости на кручение длинного фюзеляжа.

Я применил на модели более толстые несущие профили, близкие к профилям свободнолетающих моделей. Цель была увеличить несущие свойства на предельно малых скоростях и еще больше увеличить эффективность стабилизатора.
Предварительное компьютерное моделирование и построение полной 3D модели позволило спрогнозировать распределение масс модели и вероятно ожидаемую центровку. Оптимизировав конструкцию, удалось получить значение центровки в 85% САХ, что вселило большой оптимизм, так как разум протестовал против дикой задней центровки прототипа. Более переднюю получить просто нереально, так плечо моторов и носа очень маленькое.

Вот небольшой ролик по процессу проектирования корабля, которое заняло около 2-х мес. По мат-модели были распечатаны плазы для сборки, сечения, чертежи узлов и деталей. Была получена виртуальная весовая сводка, которая потом при постройке была дисциплинирующим, жестким документом. Надо отметить, что реальная весовая сводка получилась весьма сходимой с теорией.

Корабль удалось привести в летную готовность только накануне Чемпионата Украины 2008, в Харькове. Времени на облет не было, да и риск не добратся живым до стенда…
Так что первый испытательный полет “Муромца” был первым зачетным полетом в первом туре, с полной полетной программой, после успешного прохождения стенда.
Конечно, этот первый полет был для меня настоящим испытанием нервов.
Вопросов больше чем ответов. И самое главное - что же будет после взлета на такой задней центровке? Психологически я был готов к петле и была уверенность успеть парировать РВ. По крену сомнений не было, так как размах очень приличный, и я намеренно несколько увеличил угол V на консолях, по сравнению с прототипом, (за что был справедливо наказан на стенде:D). Потом я его вернул в копийные пределы, так как поперечная устойчивость корабля оказалась великолепной.
Но первые секунды полета полностью развеяли все сомнения. Корабль полетел великолепно, даже практически не пришлось тримировать. Управляемость и устойчивость по всем трем осям потрясла! Я сразу пошел на выполнение летной программы.
Посадка оказалась также очень прогнозируемой. Корабль послушно реагирует на ручку газа, можно прецизионно подтянуть машину к расчетной точке посадки, главное не сбрасывать газ в ноль, так как сопротивление все-же очень велико и корабль проваливается.
Вот эти, уже исторические, кадры этого первого полета в Харькове, в августе 2008г., на Чемпионате Украины: (здесь еще видны незакапотированные электродвигатели, отсутствие вооружения и пр. деталировки)

sanych49

“Илья Муромец” вновь поднимется в воздух спустя 100 лет после первого полета.

Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia прошла в “Крокус Экспо” в Москве. В день открытия выставки у стенда Авиационно-реставрационной группы ARG, где был выставлен макет кабины первого в мире многомоторного бомбардировщика “Илья Муромец”, состоялась, можно сказать, историческая встреча.

Здесь встретились первый заместитель председателя Правительства России Сергей Иванов и Сергей Сикорский - сын Игоря Сикорского, авиаконструктора, создавшего “Илью Муромца”. Реставраторы из ARG решили воссоздать с нуля знаменитый самолет. Руководитель проекта Александр Курылев обещает это сделать уже к концу 2012 года и в 2013-м - как раз к столетию первого полета “Ильи Муромца” - поднять четырехмоторную машину в воздух.

Осматривая экспонат, Сергей Иванов заметил, что после завершения воссоздания самолета надо организовать его показательные полеты по России, а затем повторить их в США, тем более что Игорь Сикорский стал легендой авиастроения Северной Америки и почетным гражданином США.

“Илья Муромец” стал этапной машиной для всего мирового авиастроения. К началу Первой мировой войны Российская армия имела четыре таких бомбардировщика, которые к сентябрю 1914 года были переданы в Императорский военно-воздушный флот и уже в декабре были сведены в Эскадру воздушных кораблей. За всю войну эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом непосредственно в боях лишь один самолет.

Сам же Игорь Сикорский после эмиграции в 1919 году в США создал там самолетостроительную компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation, которая существует и по сей день под названием Sikorsky Aircraft. До 1939 года он спроектировал около 15 типов самолетов. С 1939 года перешел на вертолеты одновинтовой схемы. Всего до настоящего времени компания Сикорского создала более десятка винтокрылых машин, которые выпускались серийно.

Что касается выставки HeliRussia, то Sikorsky имел на ней свой собственный стенд, которым компания после очень долгого перерыва заявила о себе на российском рынке. Было объявлено о начале официальных продаж ее вертолетов в нашей стране. “Очень важно быть здесь. Интересный, развивающийся рынок. Судя по размерам выставки HeliRussia, он растет и становится все более важным”, - отметил Сергей Сикорский. Причем сделал это заявление 80-летний сын изобретателя на прекрасном русском языке.

МаксимЛ

Ну вот Украину опять бортанули. Русско-Американский конструктор Сикорский и все такое прочее… Обидно.

diatcenkoVP
МаксимЛ:

Ну вот Украину опять бортанули. Русско-Американский конструктор Сикорский и все такое прочее… Обидно.

Когда И. Сикорский родился еще не было незалежной Украины ,а была Молороссия в составе Российской империи и Илья Муромец хоть и Киевский, а строился на Руссо-Балте, фабрика такая в Санкт-Петербурге. Это потом наши конкретные ребята отхватили кусок чтобы его раздерибанить, а нам незалежнисть оставили. Только я теперь не знаю,что с ней делать, а ты?

Irafas

Земляки, Максим и Виктор! И Андрей, само собой разумеется!
Вы строите прекрасные копии, давая тем самым возможность снова засветиться в небе незабываемым силуэтам и контурам прославленных самолётов. Детализация всех мелочей прототипа - это проявление любви к авиации. Мы просто любим самолёты не зависимо от границ их происхождения. И в этом контексте теперь не важно, спустя 100 лет, какая была страна и какие политические преобразования произошли. Поэтому, продолжая заниматься любимым делом и создавая новые шедевры, Вы делаете славу себе и нашей истории.

wowa299
МаксимЛ:

Русско-Американский конструктор Сикорский и все такое прочее…

😃😃😃😃😃😃😃😃

Ну хорошо, не Русско-Американский, а Русско-Украинский, и даже Украинско-Русский, если вам так угодно:) и чего, от того характеристики машины изменятся? 😉

spyder3

Это вы там от нечего делать цепляетсь к словам - мне, живя в Канаде уже 18 лет, всё равно что Русско-Американский, Русско-Украинский, и даже Украинско-Русский или Даже Сербско - Болгарско - Украинский - всё равно НАШ

wowa299
spyder3:

всё равно НАШ

От и я про то же…

EVIL

Всегда преклонялся перед работами Сикорского. Гений, … и добавить нечего.

7 days later
Вадим_Ру

Внимательно рассматривал на аэрошоке самолёт и вблизи и в воздухе … Двигатели, крылья, особенно тоненькая паутина растяжек по всем рулящим плоскостям, это что-то…, издалека этих мелочей не видно а вблизи просто вгоняет в шок. 😁 Ну и конечно когда апарат взлетел да ещё и при том вертюгане что был… сказка. Поразительно - если не ошибаюсь и взлёт и посадка делались с боковым ветром - а модель этого как будто даже не чувствовала.
Потрясающая работа проделана!!!

fed

Постройка Муромца была начата в апреле 2007г и с перерывами по 2-3 мес продолжалась почти 1.5 года, завершившись полетами в августе 2008 на Чемпионате Украины.
Потом еще была 2-х месячная доводка корабля перед Чемпионатом Украины 2009

Сделал попытку уложить эти полтора года в 4-мин ролик. Более менее все в хронологическом порядке

Wit

Оргомное спасибо Андрей!

Вадим_Ру

[QUOTE=fed;2675195]Постройка Муромца была начата в апреле 2007г и с перерывами по 2-3 мес продолжалась почти 1.5 года, завершившись полетами в августе 2008 на Чемпионате Украины.
Потом еще была 2-х месячная доводка корабля перед Чемпионатом Украины 2009

Дааа… Я понимал что работы было много… Но не представлял сколько это “много” !!! 😃
Честное слово - я не смог бы набраться смелости летать на самолёте в который влил столько литров крови 😃 Снимаю шляпу!

wowa299

Буду краток. ОХРЕНЕТЬ!!!😃😃😃😃😃😃😃😃😃😃😃😃

3 months later
DeltaGold
spyder3:

всё равно что Русско-Американский, Русско-Украинский, и даже Украинско-Русский или Даже Сербско - Болгарско - Украинский - всё равно НАШ

Когда Сикорский строил этот самолёт, об Украине знала только кучка ненормальных маргиналов типа Грушевского (я сам киевлянин). Поэтому - наш Сикорский.

Вопрос к автору темы: какой профиль был применён для киля? Судя по чертежу, там симметричный 5%-6%-й. А вогнуто-выпуклый профиль на стабилизатор - как для крыла, MAV-30175 (т.е., MAV-301 с уменьшенной до 7,5% толщиной), или другой?

10 months later
fed

Август – авиационный месяц!
День ВДВ, Столетие Отечественной Авиации, День Авиации… Всех неравнодушных с этими великими праздниками неба!

В минувшие выходные, 18/19 августа, в ознаменование этих праздников, копия первого отечественного тяжелого стратегического бомбардировщика «Илья Муромец», тип В, №150 «Киевский», в масштабе 1/10, поднялась в Запорожское небо, на летном поле аэродрома «Широкое», в трех турах Чемпионата Украины 2012! Второе место!

Надо отметить, что в воскресенье утром, все участники чемпионата стали еще и зрителями маленького Авиапраздника полетов настоящих Як-52 и L-29. Это в определенном смысле, уникальное, радостное событие для бывшего Центра летной подготовки, где с грустью можно видеть заросшую полуразобранную взлетную бетонку, и ряды заброшенных L-29, которые уже вряд-ли когда поднимутся в небо.
Як-52 эффектно отлетал ряд фигур высшего пилотажа. «Эллка» потрясла звуком турбины и эффектными проходами над взлеткой, на небольшой высоте.

Чемпионат Украины 2012 собрал стабильную компанию ведущих пилотажников F3A Украины.
Поздравления призерам:
1-е место Юра Роговой
2-е место Валерий Макаров
3-е место Андрей Гаврильченко

В классе F4H полукопий собралось всего 7 самолетов.

Следует отметить дебют совсем молодых спортсменов из Донецка, в том числе и девушки, выступившей с полукопией АИР-1 с контурным фюзеляжем , но весьма аккуратно и тщательно сделанной.

Второй раз подряд чемпионом Украины в F4H стал Игорь Преподобный со «Sbach 342»

А класс F4C… Всего 3 спортсмена. Но тем не менее, все прошло «по всей строгости закона» в соответствии со спортивным кодексом FAI.

Сергей Хиль, с известной копией «LITTLE TOOT», как и в прошлом году, уверенно и заслуженно завоевал первое место, отлетав все три полетных тура и продемонстрировав отличный стенд.

«Илья Муромец» немного уступил в стенде «Little Toot»-у. По итогам стенда и полетов завоевано 2-е место в чемпионате.
Был весьма приличный ветер, не очень благоприятный для полетов такого старинного воздушного корабля. Энергетика корабля также была в этот раз не очень высокой. Летал на аккумуляторах не первой свежести, поэтому поставил более легкие полетные винты.
Удалось стабильно отлетать все три полетных тура. В первом туре решил не рисковать. Заказана была только половина летного комплекса. Во втором и третьем туре расширил летную программу, что существенно увеличило оценки за полеты. Летал очень компактно, так как стоило бы чуть сильнее уйти по ветру, и энергетики корабля могло бы не хватить на все элементы. Боевые задачи по бомбометанию также были выполнены успешно, особенно во втором туре, когда с учетом приличного ветра, пять 100-кг бомб легли прицельно и кучно, в пяти метрах от судейской бригады.

Несмотря на малочисленность участников с копиями, я считаю, что участие в таких соревнованиях чрезвычайно интересно и полезно для спортсменов, занимающихся спортивными классами копий, дает бесценный опыт полетов в условиях соревнований, в любых метеоусловиях, с реальным судейством, в условиях спортивной борьбы. Соревнования мобилизируют и мотивируют на подготовку к будущим стартам с более совершенной копийной техникой.

majoro

Молодцы!!! Поздравляю победителей и участников!

KUZ=

Андрей, молодец. От души поздравляю. “Муромец” - просто уникальная модель!!!