extra 330sc - 1300mm размах, полукопия - для полётов на каждый день :-)

Вадим_Ру

Приветствую уважаемое сообщество!
Хочу поделиться размышлениями и удовольствием от разработки и постройки модели.
В хобби я плотно попал прошлым летом 😁 . Сначала это были плоская модель вроде экстры и биплан из потолочки. Биплан оказался просто сказкой для окружающих - взрослые после хмыканья на земле, просто менялись в лице глядя на то что эта штука с килограмм весу вытворяла в воздухе… ну а детвора… еле уберёг от растаскивания на кусочки 😁😁😁 . Ну это было лирическое отступление. На этот сезон мне захотелось большего! Ну чтобы как настоящий в небе и с возможностью летать с друзьями эскадрильей 😛. Выбрал экстру 330 SC . Фотографии и пдфка с видами и описанием послужили основой для начала разработки. После перебора софта остановился на Рино - низкий поклон ребятам из соседней ветки форума - очень помогли советы по работе с программой. То что в результате получилось есть на фотках и скринах. Стоит заметить что зима была длинная … 😁 разработка такого проекта в 3Д и с сборкой на уровне конструктора Лего оказалось непростой и довольно долгой задачей.

Продолжаю описание.
Список материалов и предварительный вес на модель 1300х1000 мм

-лист потолочки 495х495х3,5 =28,2гр -7шт — 197,4гр
-лист потолочки 494х1194х3 =67гр (подкладка ламинат) - 3шт — 201гр
-рейка деревянная 5х8х3800мм — 61гр
-моторама фанера — 30гр
-палочка бамбуковая 60см — 3гр
-петли на закрылки и хвост 13шт — 14гр
Материал — 493гр
Электроника
-регулятор — 54 гр
-ВЕС — 36 гр
-двигатель (1200-1700гр тяга) — 154 гр
-пропелер (10х5) — 16гр
-HXT900 9g / 1.6kg / .12sec Micro Servo (4шт) — 48gr
-удлинители серво 6шт 20-40см — 18гр
-ZIPPY Flightmax 2200mAh 3S1P 20C — 180gr
-разветвитель переходник ХТ60 — 14гр
-индикатор-сирена батареи — 8гр
-приёмник Hobby King 2.4Ghz Receiver 8Ch — 19gr
-шасси 3 колеса 2х80мм-60гр и 1х45мм-15гр — 75гр
-Вес электрочасти с одной батареей —622 гр, с двумя батареями —802 гр

Общий взлётный вес с одной батареей —1115 гр, или с двумя батареями — 1295гр (Замечу сразу, взвешивание в поле перед полётом готовой модели дало 1300гр полётного веса без шасси)

Двигатель был выбран следующий и сразу на стенде проведены испытания.
TR 35-42B 1250kv Brushless Outrunner (Eq: AXi 2820)
батарея ZIPPY Flightmax 2200mAh 3S1P 20C
– 8x3.8 - 20 A – 980 гр.
– 9x4.8 - 22 A – 1170 гр.
– 10x5 - 32 A – 1500 гр.
– 10x4.7 - 40 A – 1800 гр.
– APC 11x5.5 - 46 A – 2000 гр. (очень сильный нагрев двигателя за несколько секунд)

Крылья сделаны из двух половин и вставляются в фюзеляж сбоку - в крыльях есть короба куда вставляються лонжероны из деревянных планок,
при плотной подгонке вся конструкция получается очень цельной и прочной. Крылья фиксируються в фюзеляже с помощью пластиковых винтов или скоб.
Каркас весь из потолочки 3-3.5мм упрочнённый в нескольких местах деревянными планками, моторама - фанера 12мм. Весь самолёт имеет обшивку из пенопластовой подкладки для ламината толщиной 3мм. Всё обклеено обычным цветным широким скотчем. Окончательная цветовая раскраска будет делаться после облёта и доводки выяснившихся мелочей и недоработок. Под шасси предусмотрены упрочняющие вклейки из пенопласта и текстолита.
Если есть вопросы с удовольствием отвечу , разумная критика тоже приветствуется 😁 Модель уже первый раз облётана но ещё до полного финиша не доведена - время как-то не хватает 😦
www.facebook.com/v/137186706356875 – видео тестового полёта.

Вадим_Ру

Продолжаю выкладывать фото сборки

ну теперь уже окончательно в сборе и со мной в предполетном мандраже 😁

Да забыл упомянуть - все детали из пенопласта резались на плоттере - общий рез получился около 150 метров

boroda_de

Очень толково смотрится (зима видимо действительно длинная была), но под ажурную конструкцию просится тропическое дерево, а не вспененый полистирол.

Вадим_Ру
boroda_de:

Очень толково смотрится (зима видимо действительно длинная была), но под ажурную конструкцию просится тропическое дерево, а не вспененый полистирол.

Спасибо 😃 Тропическое дерево эт вещщщ. Задача по другому стояла. Почти мелкосерийное производство 😁 Я сразу себе и друзьям нарезал три комплекта деталей. Плоттер режущий под руками на работе имется. Ну и самое главное было сделать самолёт почти небьющийся и легко востанавливаемый. В принципе я когда размеры и сборку на гофрокартоне проверял то самолёт с помощью клеющего пистолета собирал за пару часов 😃 Кроме того - масштабирование проекта прекрасно выполняеться -увеличиваем скажем в два раза … нарезаем плиту пены до толщины 7мм… и вот вам модель с размахом 2.5М 😁 Ну есть у меня маньяки в друзьях хотят ну БОЛЬШОЙ самолёт 😁😁😁

vova_krem

Снимаю ШЛЯПУ! А с размахом 2,5, да из пены!? Было бы интересно!!!

Вадим_Ру
vova_krem:

Снимаю ШЛЯПУ! А с размахом 2,5, да из пены!? Было бы интересно!!!

А ничего особенного. Просто нужно будет добавить в конструкцию обшивки шпон или бальсу на лобовые части крыла и хвоста. Ну и на шасси предусмотреть попрочнее вставки. Собственно и всё. Больше в конструкции ничего менять не нужно. В этом и есть преимущество ферменных класических конструкций. Вес будет приблизительно 3-4кг. Вот только ещё автобус к такому самолёту и ангар прикупить придёться 😁😁😁 Мне лично пока-что такой самолётище не нужен. А вот планерок для полётов с камерой двухмоторный по мотивам Минимоа с размахом 2-3М уже в мыслях вертиться

evgeniykhl

Вадим, добрый день!
В реальных Экстрах, согласно данным заложен профиль AM 15S в корне крыла и AM 12S в конце крыла.
Какой профиль закладывали Вы?
Пытался посмотреть, что это за тип профиля AM 15S - 12S в имеющейся у меня проге Profili v 2.24, но в БД программы профиля данного типа нет.

valera_o

Собрана и облётана эхтра в 1250, с таким же движком и винтом 11х5.5 и примерно с такой же развесовкой.
Вадим, “я скажу тебе одну умную вещь, только ты не обижайся”(с), очень сложно, да, я уважаю Ваш труд, но эти кружева из потолочки, я тоже их нарезал… Я был горд, тщелавен, ну, кто еще так может?! - понтово, жена и знакомые были поражены… Но “протрезвел” после взвешивания обрезков и сравнения прочности цельных и “облегченных” элементов… Сколько Вы сэкономили? На фюзе грамма 3, не больше. На крыле, ну грамм 10. Еще раз повторю, объём работ впечатляет, но нужно ли это? Шпангоуты и опалубка из потолочки в таком виде как у Вас - не дает достаточной подпоры для обшивки, и обшивка работает сама, а весть этот внутренний фарш - просто “понты для приезжих”, “это” могут “оценить” далекие от авиамоделизма люди, да, этих шпангоутов много и они как-то поддерживают обшивку, но на таком шаге установки шпангоутов и сама обшивка весьма неплохо работает, в итоге получаем массу потраченного времени, гораздо более высокую трудоёмкость изготовления и сборки, но в результате - примерно ту же прочность. В нашем вариантре эхтры всего 7 шпангоутов из 6мм утеплителя, 4 лонжерона 5х2 вдоль фюза, бальза 2мм на силовую коробку, два карандаша для шурупов крепления шасси. Крыло - полки 2х16 - 2-8(переменная ширина), стенка - утеплитель, обшивка 3мм подкладка под ламинат, обтяжка - калька на пва. Профили нака2415 по всему крылу.
Полетный вес без окраски с акб 3х2350мАч - 1200г. Модель летает отлично, выдержала 3 сильнейших морковки, в том смысле, что не рассыпалась в хлам, крыло вообще не повреждено, не считая сдиров об асфальт ВПП.
Как антипод такому “фаршу”- “оптимистическая технология”, минимум внутреннего скелета за счет отформованной несущей обшивки.
В случае “перелома” малонасыщенная внутренним набором конструкция может быть склеена тут же на поле в течение 5 минут, такой же набор как на Вашей экстре - утомительно даже представить, как промазывать клеем все эти переломанные “ребра”, все эти кружева… В конце концов после пары-тройки ремонтов - половина этих “кружев” будет нафиг удалена и заменена цельными деталями из того же материала.
Сразу прошу прощения. Уверен, что критика груба, но лучше одна горькая пилюля, чем чемодан “конфет”. Простите, Вадим.
Но это всё говорить с моей стороны к данной модели безсмысленно, модель готова. Успеха в облёте! И видео облета нашей эхтры.

Серво на РН(нхт900) не слабовата?
Знание - сила, но эту силу надо аккуратно применять…

Andrikll

Увидел треугольники. Приятно, а то все время параллельные нервюры немного нервюрят меня 😃.

vaol19

Вадим, а организовать мелкую серию когда планируете? Я бы такой порезанный пенопласт купил с превеликим удовольствием. А то что то с плоттерами под рукой у меня напряженка 😦

Вадим_Ру
vaol19:

Вадим, а организовать мелкую серию когда планируете? Я бы такой порезанный пенопласт купил с превеликим удовольствием. А то что то с плоттерами под рукой у меня напряженка 😦

Были бы вы рядом 😃 Не вопрос порезать . Львов таки далековато.

vaol19

Если бы Вы в России были это было бы сложно или в Америке. Отправка перевозчиком стоит 10-15 грн. Причем оплата с моей стороны. А самолет у вас получился интересный, хочется такой же. Тем более что все электроника под него есть.

Вадим_Ру
valera_o:

Собрана и облётана эхтра в 1250, с таким же движком и винтом 11х5.5 и примерно с такой же развесовкой.
Вадим, “я скажу тебе одну умную вещь, только ты не обижайся”(с), очень сложно, да, я уважаю Ваш труд, но эти кружева из потолочки, я тоже их нарезал… Я был горд, тщелавен, ну, кто еще так может?! - понтово, жена и знакомые были поражены…
Сразу прошу прощения. Уверен, что критика груба, но лучше одна горькая пилюля, чем чемодан “конфет”. Простите, Вадим.
Но это всё говорить с моей стороны к данной модели безсмысленно, модель готова. Успеха в облёте! И видео облета нашей эхтры.

extra 3

Серво на РН(нхт900) не слабовата?
Знание - сила, но эту силу надо аккуратно применять…

Спасибо за критику. А теперь по порядку. Во первых создание подобных чертежей мне лично доставило огромное удовольствие! Далее как вы думаете научился я чему нибудь на этом проекте ? 😄 Опыт личный просто заменить ничем невозможно. Профиль насовский симетричный брал - номер не помню - друзья пальцем тыкнули сказали такой хотим! ну нельзя людям отказывать 😃 Насчёт сложности вы ооочень глубоко ошибаетесь. Сложная в разработке эт да. А вот сборка на уровне конструктора лего. Продумано всё в процессе проектирования. И сделано это было СПЕЦИАЛЬНО для простоты конечной сборки. Загадочно высказался? Да? 😄 Так вот конечная сборка готовых деталей. Не требует ничего кроме ровного стола и клея с иголками. Угольник не нужен. Стапель не нужен ни для крыла ни для фюза! Если собирать с клеющим пистолетом ваще проблем нет - вес правда будет поболее- зато скорость - за вечер готово. С клеем конечно всё растягиваеться - зато удовольствия больше получаеш. Насчёт экономии веса … да нигде я не экономил - сделал как мне хотелось а потом лишнее удалил в виде отверстий. По прочности и понтам 😄:D:D Я инженер механик по образованию, а в последние годы работаю конструктором упаковки из картона и высекальной оснастки — не надо мне расказывать где и что держит а где просто так висит… 😄:D:D Сервы конечно можно и помощнее. Вопрос зачем? Обратите внимание на название темы - это самолёт для полётов каждый день . К спорту и соревнованиям модель никакого отношения не имеет. Пилотаж крутит ровненько. Главная задача для меня была сделать что нибудь именно для удовольствия и для души. И я этого таки добился. 😃
Да вопросик - вы уверены что двигатель именно такой же и с винтом 11х5,5 летает? После стендовых проверок - мой двигатель так работать не должен. Я не хочу чтобы люди прочитавшие эту тему потом получали дымящиеся факелы в поле.

vaol19

Такой самолет прекрасно подходит для каждодневных тренировок. Лично я бы рассматривал как переходной вариант от тренера к бальзе. За счет конструкции он наверное принципе достаточно ровный, значит и начальный комплекс будет крутить красиво. И ровный он благодаря внутреннему каркасу. Классный самолет!

valera_o

Да, мотор именно 3542 1250об/В.
www.hobbyking.com/…/uh_viewItem.asp?idProduct=3887 Греются акб 3х2350, но приемлемо, а мотор слегка теплый.
Насчет внутреннего каркаса и простоты сборки. Ладно, всё подогнано и выверено. Приклеить 7 шпангоутов или приклеить пусть и красиво, ровно вырезанных 20, что проще? И вот еще вопрос, чем будет обшиваться и обтягиваться? Верхний гаргрот за кабиной и углы нижней части ничем не укреплены - обтяжка может прогнуть обшивку и выступят “ребра” шпангоутов.
Машинку мощнее на РВ не потому что тренировочная или не тренировочная модель, просто не будет ли она перегружаться?

Вадим_Ру
valera_o:

Да, мотор именно 3542 1250об/В.
www.hobbyking.com/…/uh_viewItem.asp?idProduct=3887 Греются акб 3х2350, но приемлемо, а мотор слегка теплый.
Насчет внутреннего каркаса и простоты сборки. Ладно, всё подогнано и выверено. Приклеить 7 шпангоутов или приклеить пусть и красиво, ровно вырезанных 20, что проще? И вот еще вопрос, чем будет обшиваться и обтягиваться? Верхний гаргрот за кабиной и углы нижней части ничем не укреплены - обтяжка может прогнуть обшивку и выступят “ребра” шпангоутов.
Машинку мощнее на РВ не потому что тренировочная или не тренировочная модель, просто не будет ли она перегружаться?

😃 Странно с мотором - может китайцы лепят от серии к серии разные движки - но 46-50А 11х5.5 этому мотору явно дофига будет. Винт 10х5 - летит на свежей батарее в одну третью газа , вертикаль две третих газа , просто на подьём в пол газа. Батарея после полёта гарячая движок тёплый. Таким вот образом 😃 Насчёт чем будет обшиваться не совсем понял - на фотке модель ведь уже готовая 😃 Обшивка 3мм подкладка пенопластовая я уже писал об этом. Фюз вышел как деревяный по жёсткости. Сборку хвоста выложил на картинках - присмотритесь внимательно. Я и тему то открыл что бы показать как можно ещё решить сборку конструкции самолёта. На форуме разное видел - такого вот способа как здесь не было ещё 😃 Присмотритесь внимательно к деталировке здесь много не совсем стандартных решений. И посмотрите внимательно видео ещё раз. Самолёт разворачиваеться вокруг своего хвоста как говорят в народе. Машинок хватает. А если и сгорит так это пару доларов 😃 В отличие от дорогущих “правильных” машинок. И самое приятное что модель ещё не полностью закончена но уже радует глаз внешним видом. Как на земле так и воздухе.

14 days later
Вадим_Ру

Добавляю фотки с конечной сборки с электроникой.

крыло в корпусе

общий вид

5 months later
Вадим_Ру

Немножко тема осталась без присмотра. Неожиданно получилось своеобразное продолжение. Ближе к рекламной деятельности, но всё равно прикольно. Промасштабировал по просьбе сотрудников самолёт в два раза и построил из гофрокартона для выставки на предприятии. Фотки выкладываю. Вот уж не предполагал что 2600мм в размахе это так…дофига 😉)))

15 days later
Muller
neveroff1985:

может автор поделится? ))

Было бы не плохо:)