B-2A Spirit "Stealth Bomber"
Пилотный проект полукопии в масштабе 1/20, размах 2600мм, под 2 импеллера EDF90.
Реализация полнометражного копийного проекта – дело чрезвычайно рискованное и затратное по комплектации. Поэтому я не спешу… Нужно обеспечить себе достаточное поле уверенности во всех аспектах проекта.
Какие-то летные эксперименты уже проведены на примитивных моделях, но нужен полномасштабный эксперимент по летным характеристикам и управлению на более простой и бюджетной модели.
Было принято решение сделать «модель модели» в масштабе 1/20 под две имеющиеся импеллерные ДУ EDF 90. Они проверены в полетах на «Кавасаки» и есть большой позитивный опыт их использования.
На этой полукопии планируется воплотить все ньюансы управления B-2, планируемые на полноценной копии.
Второй момент касается формы и конструкции.
Разработанные 2 версии мат-модели, пока меня не удовлетворили по степени реалистичности с прототипом.
Хочется «ручками» почувствовать форму поверхности. И это также одна из причин, по которой была начата эта модель в масштабе 1/20 летом прошлого года.
Она делается достаточно близко с мат-моделью 2-й версии, но форма будет уточнятся уже по-месту на основе визуального восприятия множества фотографий.
Шасси будет делаться упрощенно, возможно будет убирающимся с стандартными ретрактами.
Бомболюки также будут для моделирования и отработки механики их открывания и сброса бомб.
Таким образом, в случае позитивного исхода летных испытаний, получим летающий стенд для отработки решений по копии. Модель будет достаточно динамически подобна будущей копии и может в какой-то степени потом служить летным тренажером для полетов на копии B-2
Ну а если не понравится ее полет, то не так жалко затрат, а времени точно не жалко, так как проектирование и работа над проектом для меня и является основной сутью моего моделизма, а летная эксплуатация – это всего лишь небольшая часть проекта.
Как часто бывает, какие-то другие проекты, обстоятельства перебили «творческую струю проекта» в прошлом году…
В этом году, в середине июля, произошел рестарт проекта и чем дальше я в него углубляюсь, тем больше он меня захватывает.
Текущий момент.
В настоящее время работа над проектом ведется по трем направлениям:
- Сбор информации по прототипу и подготовка документации на копию.
- Разработка мат-модели В-2 в масштабе 1/10 .
- Постройка пилотного проекта полукопии В-2 в масштабе 1/20.
После облета полукопии, есть намерение начать изготовление копии в 1/10 с учетом результатов испытаний.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1. Монографии и публикации.
Удалось получить в электронном виде следующие монографии по В-2:
-
OSPREY COMBAT AIRCRAFT 64 «B-2A SPIRIT UNITS IN COMBAT» by Thomas Withington
-
”B-2 Spirit in action” squadron/signal publication. Aircraft Number 178
Есть еще такое издание. Вроде как по оглавлению в ней есть ценная информация по конструкции прототипа. Но пока не нашел версий для скачивания. Попробую заказать эту книгу в живом виде.
-
Публикации в «Мировой Авиации» №102 и 165
-
Публикации в «Авиации и космонавтике» №9,10 за 2001г.
2.Чертежи
Чертежи B-2 практически везде одни и те же. Это чертеж общего вида в трех проекциях, опубликованный в монографии. Более детальных пока не попадалось. Тщательно проанализировав этот чертеж по сходимости проекций и подобию с фотографиями, я решил, что можно по нему строить копию. Желательно его перерисовать, в дальнейшем, в векторном формате и попытаться заверить.
Есть также чертеж, публиковавшийся в Авиации и Космонавтике №10, 2001г.
Но он менее детальный, и спорит с чертежом из монографии, хотя на нем есть ряд интересных моментов.
- Внутренняя структура.
Есть несколько аксонометрических рисунков, показывающих внутреннюю структуру Стелса.
Наиболее популярен этот:
Есть также две версии такой аксонометрии внутренней структуры, английская в инете и русская, публиковавшаяся в Мировой авиации №102
Не уверен, что оные 100% правдоподобны, так как уже нашел ряд коллизий, по которым они спорят между собой и с фотографиями производства B-2. Но они пока для меня одни из самых главных руководящих документов по внутренней конструкции бомбера и его силовым связям.
- Фотографии.
Радует, что в сети доступно огромное количество фотографий В-2 (например - ресурс airliners.net). На настоящий момент собрано более 400 фотографий прототипа. Это в какой-то мере компенсирует отсутствие более детальных чертежей. Они чрезвычайно важны для понимания топологии формы поверхности. Особый интерес представляют фотографии с производства B-2, которые дают представление о конструкции прототипа, правда их совсем немного.
5.Сайты.
Есть множество сайтов, посвященных В-2. Как правило, на них повторяется одна и та же информация общего характера. Но глубинные раскопки в чреве инета все же дают все время что-то новое.
6.Видео
Доступных видеосюжетов по прототипу не очень много. Все вроде уже скачал. Особый интерес представляют ролики с взлетом-посадкой, уборкой шасси, бомбометанием.
Проектирование 3d мат-модели Стелса 1/10, 3-ей версии.
Построены основные теоретические поверхности обводов. Процесс очень непростой и длительный, учитывая, что перед этим было еще две версии мат-модели.в основе лежат самые распространенные чертежи из монографии.
Основная задача стояла в создании опорного, взаимоувязанного каркаса семейства кривых. Важно было добиться правильной последовательности построения, чтобы при изменении ключевых кривых перестраивалась вся сеть сплайнов и потом автоматически поверхности, сгенерированные по этим сплайнам. Построения делались многоитерационно, с построением проверочных сечений для контроля гладкости сопряжения отдельных патчей поверхности.
Сечения строились последовательно, используя невероятное количество фотографий прототипа в разных ракурсах, так как на чертежах есть только основные формообразующие линии и линии видимые на обшивке в виде люков, границ и пр. элементов.
Крайне важно, максимально точно попасть мат-моделью в копийные проекции В-2. Именно по этим проекциям будет осуществляться судейство. Естественно идеального попадания невозможно добиться, так как малейшее изменение одной из базовых кривых тянет перестроение всего близлежащего семейства, а это процесс требует множества итераций. На каком то этапе нужно остановится, так как в пределе, этот процесс идет в бесконечность.
Теоретические поверхности построены без детального уточнения ньюансов поверхности, которых на В-2 немеряно. Некоторые будут уточнятся последовательно при проектировании агрегатов, а что-то останется уже на этап изготовления.
Полученная теория будет являться основой для дальнейшего конструирования каркаса модели и решения ряда прикладных задач, связанных с жизнью проекта.
Собственно проектирование основных параметров модели будет производится методом последовательных приближений.
Интересно, как поведет себя импеллер в плоском канале?
ТРАНСПОРТИРОВОЧНАЯ ЗАДАЧА
Итак, после построения теоретической поверхности, можно начинать решать проектировочные задачи.
Масштаб копии бомбера 1/10 был выбран пока на основе прикидок по вписанию в разрешенный вес 15кг. с 4 импеллерными установками. (чуть ниже будет предварительная весовая сводка, сделанная на основе личного опыта постройки разных конструкций.) Масштаб 1/10 вообще мне очень нравится для больших тяжелых машин.
Но самое первое, что надо сделать перед началом проектирования конструкции, это спроектировать членение бомбера на агрегаты для технологичности постройки и естественно для транспортировки 5-метровой манты на поле боя.
Разъемы хочется максимально совместить с копийными на прототипе и иметь возможность их потом маскировать с помощью копийных фрагментов обшивки.
Изучая долго конструкцию прототипа, фотографии, представляя операции по сборке, пришел к следующей схеме членения бомбера :
- F-1. Носовая часть с кокпитом и передней стойкой. На прототипе аналогично отделяется кабина.
- F-2L и F2R Разъем по оси делит центроплан на два агрегата, каждый с бомбоотсеком, мотоотсеком и нишей под основные стойки шасси.
- F-2.1Сзади снимется “бобровый” хвост.
- F-3.1, F-3.2 и F-3.3-элевоны. Так делим часть крыла от мотоотсека до консоли.
- F-5 - консоли с элевоном и расщепляющимся руддером.
Так это будет выглядеть на мат-модели:
И теперь можно попробовать упаковать агрегаты в разумные по транспортировке “гробики”:
получилось два “гробика”(левый, правый) с габаритами 1500х900х400 и один 650х900х400, в которые упаковывается весь 5.2-метровый Стелс.
Такие боксы вполне транспортабельны как в салоне, так и на крыше авто.
“Гробики” также будут служить столом для сборки модели на полетах.
Интересно, как поведет себя импеллер в плоском канале?
Скоро покажу результаты экспериментов на стенде…
Захлебнулся слюной.
Желаю успехов Вам и много интересных картинок нам всем 😁
Я еще кававсаки вживую не видел, а тут уже “стелс” на стапеле! Слова излишни, ждем и наблюдаем 😃