Белланка 4200мм с мотором Валах 210см3
Некоторое время необходимо, что подсохли вклеенные пенопластовые блоки в мастер-модель капота…
А пока началась сборка, прямо на столе каркаса будущего стабилизатора. Чтобы повторить его “скелет”, он собирается из палочки круглой диаметром 12мм. Затем будет обтянут Ортексом, проклеен несколькими слоями стеклоткани и на нём будет повторена расшивка оригинала.
Вчера нам показалось, что есть расхождения с оригиналом…Для пущей верности решили ещё раз всё проверить. Нацепили “капот”, чтоб проверить размер…всё сошлось. А ведь даже еще не собранный до конца самолёт напоминает любимые формы Белланки…
Про буксировку… Я получаю много подобных вопросов. Давайте поступим так - я открою новую тему и там мы будем обсуждать любые вопросы, касательно буксировки. Я напишу всё, о чём знаю…
Затем будет обтянут Ортексом, проклеен несколькими слоями стеклоткани
То есть вы стекло кладете поверх пленки? Никогда такого не слышал. Правду говорят: “Век живи - век учись!”
Совершенно правильно, Владимир! В начале обтягиваем плёнкой, не важно какой. Она воссоздаёт будущий профиль фюзеляжа или крыла. Затем нужно укрепить полученную поверхность стеклотканью, чтобы было возможно с ней работать дальше. Стеклоткань прошкуривается до нужного уровня чистоты поверхности. По ней, если необходимо, делается расшивка,имитирующая листы обшивки ( как в теме с Вако), заклёпки, винты и т.д.,создающие копийный внешний вид. Ведь, согласитесь со мной, по плёнке вы не сможете поставить заклёпку или сделать кант какого-то лючка… По окончании поверхность задувается шпаклёвкой, вышкуривается с водой и красится с располировкой. Таким образом вы получаете идеальную поверхность на мастер-модели.
Таким образом вы получаете идеальную поверхность на мастер-модели
Подожди, Володя, это технология применяется при изготовлении мастер-модели, по которой затем изготавливается матрица для выклеивания корок? Или летающую модель тоже можно так сделать? (слово мастер-модель меня сбило)
Да, попросту изготавливаем БОЛВАН или МАКЕТ тут уж как угодно назовите…По нему делаем форму и уже дальше изделие. Если модель поклеена Оратексом, то можно прям по нему красить. Этот материал прекрасно воссоздает текстуру тканевой поверхности.
В случае с летающей моделью эта технология тоже подходит. Только нужно применять пару слоёв ткани 0,49 плюс 0,20 гр.м2.
Вот так, к примеру, можно отобразить текстуру ткани в форме, чтобы уже изделие выглядело как оригинал…
Это фото с модели ЛА 7…
Ну, вот и капот начал по-тихоньку обретать необходимые формы. Конечно ещё далеко до идеала, но основная черновая обработка уже позади. Осталось сделать и укрепить на место воздухозаборник с радиатором. Затем всё будет прошпаклевано и вышкурено. А уже по стеклоткани, после полимеризации будет сделана расшивка, лючки и т.д.
Дальше стойки шасси и пара обтекателей.
Володя, замечательная тема!
Решил спросить, только это мне не понятно и даже разволновался. Зачем теплые перчатки? Я тут в Австрию после нового года собираюсь… У вас что, отопление отключили?
Уважаемый Максим! С отоплением всё в порядке, ещё и не включалось.Тепло у нас пока…Ценю ваш юмор…
А эти белые перчатки - обычная дань технике безопасности. Это во-первых. дело в том, что на пробковом брусочке шкурка от мех.шлифмашинки с корундом 40. Края шкурки, да и сама повершность очень острая. При длительной работе легко можно лишиться кожи на пальцах. Лучше защититься, чем лечиться - любимое высказывание отца.
Во-вторых - привычка работать в перчатках. Дело в том, что при работе с композитами нельзя оставлять своих отпечатков ни на формах, ни на изделии. Привычка…
Спасибо, Володя!
Отлегло! Значит - чистая работа…
Ну, шутки в сторону! Жду продолжения. Действительно, интересная тема получается, только вы не бросайте ее.
Всё верно,Владимир.Авиамоделирование-очень вредное для здоровья занятие и если можно избежать контакта со всякими там формальдегидами)),то надо это делать.Это я по поводу перчаток.А вот самолёт,выбранный вами для модели прекрасен!
Свет и тень… Это лучшие помошники при выведение кривых и сопряжений.
Даже имея небольшой опыт, можно легко и с большой долей точности вышкурить сопряжение поверхности.
Радиатор… Он крепится в оригинале непосредственно к капоту. Вариантов также очень много. мы постарались скопировать прототип. Вот как это делалось, поэтапно…
Теперь останется только окончательно “оттянуть” шпаклёвкой соединения. Не судите строго, то, что сейчас перед глазами. На этом этапе делается лишь грубая подгонка стыковых соединений. Необходимо только подготовить поверхность под поклейку стеклотканью. А уже потом полностью будет выводится весь капот.
Вот так капот Белланки выглядит сейчас.
Думается, что эти обводы уже близки к реальности… Скоро появится фара,жалюзи и отверстие под выхлопную трубу…
Что это за шпаклевка? Судя по всему, водорасстворимая? Тверже чем пенопласт? И прочие вопросы…
Доброго всем дня! Немного о материалах, которыми “приходится” пользоваться.
мы используем шпаклёвку от фирмы PRESTO. Скорее это дань многолетней привычки, чем использование материалов только этой фирмы.
В начале на мягком относительно пенопласте - обычный , используемый для утепления фундаментов, все стыки отмазываются мастикой. Она позволяет работать примерно три минуты. Плотность её не намного выше пенопласта, поэтому достаточно легко можно притереть любой стык или шов, без боязни углубить по краям основу. Здесь обязательно следует учесть, что толщина шпаклёвочной массы не должна быть более 5мм. Иначе происходит значительный нагрев массы и вполне вероятно, что температура может попросту растворить пенопласт.
После проклейки стеклотканью вся основная поверхность уже достаточно жёсткая, тогда применяем нормальную шпаклёвку. Она прекрасно вышкуривается и практически повторяет текстуру поверхности.
По мягкому дереву, к примеру по бальзе очень хороша лёгкая шпаклёвочная масса. Удобно убрать ей текстуру перед обклейкой стеклотканью, к примеру. Толщина может быть любой - эта масса не греется.
Для работ, требующих объёмной и жёсткой поверхности после обработки применяем стеклонаполненную шпаклёвку.
Лирическое отступление… Вчера поработать нам не удалось. Клуб организовал экскурсионную поездку на завод PILATUS в Швейцарию, благо это в паре часов езды от нас. Хотел я там поснимать…Увы! Запрещено, как и на всех предприятиях режимного типа. Было очень интересно посмотреть в живую на это производство. Но, мы-ж в душе русские люди, если нельзя, но очень хочется, то можно… Поэтому несколько пиратских снимков…
Наш шеф-пилот Юрий, очень был доволен и с удовольствием позировал…
Кстати, на втором фото, взади Юрия стоит 1000-й самолёт РС 12. В этом году оборот фирмы превысил 1,25 миллиарда швейцарских франков!
Володя, доброго здравия! В секции изготовления планеров не были? Что-то давно про планера “Пилатус” не слышно.
Дорого здоровья и вам Иосиф! Были мы практически во всех ангарах завода, кроме двух,где находятся их новые разработки. Я не видел производства планеров ни старого , ни нового типа. Не знаю, будут у них планера в дальнейшем или нет. Мне показалось, что производство полностью сориентировано на выпуск коммерческих малогабаритных джетов. Их новейшиё тип - самолёт с двумя турбинами в хвосте очень напоминающий ЯК 40, только по-элегантней и по-меньше. Мне понравилось их производственный участок по работе с композитами. Подглядел для себя некоторые решения по формам и вакуумной формовке. В остальном - банальное производство, каких много. Аккуратно, чисто, гостеприимно… и на том спасибо! Скоро мы поедем на Аэробус во Францию и на Еврокоптер. Надеюсь, что там будет намного интересней…
У вертолетчиков, конечно, вершина - лопастное пр-во. А у Дассо, практически вся школа авиастроения. Если в Тулузе, то за день вряд ли увидете все. Тем не менее, хорошего вам времяпрепровождения! Удачи!
Доброго всем дня!
Немного свежей информации… При более тщательном рассмотрении прототипа стало ясно, что окно воздухозаборника , которые были заложены первоначально в капоте не соответствуют оригиналу. Поэтому были изготовлены из бальзы два негативных контурных шаблона. По внешнему периметру они были проклеены скотчем. Затем шпаклёвочная масса была нанесена на капот и шаблон туда просто вдавливался. Излишки массы убирались и по истечении короткого периода времени шаблон убирался, оставив за собой прекрасный отпечаток.
Подобным образом был оттянут из массы внутренний конус капота. Следует заметить, что по шпаклёвочной массе, которая ещё не полностью затвердела, очень легко острым ножем спрофилировать необходимые радиусы. Тут главный принцип - не упустить время!
Отверстие под фару. Также отформовано по негативному шаблону. Он поклеен Ораковером, чтоб оставить глянцевый отпечаток, не требующей доработки.
Теперь дело за обтекателями колес. Два куска пенопласта постепенно превратились в симпатичных близнецов. Каждый из них постоянно контролировался по размерам и сечениям. Также очень удобно было проводить сравнение с фотографией оригинала, благо отсняли его со всех сторон и видов…
И капот и обтекатели колёс были проклеены парой слоёв стеклоткани, чтоб укрепить поверхностный слой. В ближайшее время, по окончании срока полимеризации смолы мы приступим к их финишной обработке, с целью подготовить поверхность к формовке.
Доброго всем дня! По-тихоньку работа начала своё продвижение. Было много вопросов - КАК сделать обтекатель. Сохранить конструктив оригинала, скопировать только внешний вид, или всё-же сделать , чтоб душа порадовалась…Выбрали вариант с душой…
В оригинале, благо полазили по нему достаточно, обтекатель имеет с внутренней стороны съёмную панель, под которой и монтируется его крепёж и тормозная система. Так решили и сделать. Внешне так и будет смотреться, но внутри всё-же по модельному…Внутренний объём будет выполнен сразу под размер ширины стойки шасси, что позволит при монтаже сразу получить удобное и прочное соединение. Достаточно будет вставить стойку в паз и затянуть винты крепления.Положение обтекателя автоматически установится.
После полимеризации смолы обтекатели были вышкурены, прошпаклёваны и их поверхность практически была выведена. Затем поверхность со стороны будущего люка была проклеена скотчем и прямо по-нему уложено три слоя стеклоткани. Это будущая крышка люка. На следующий день полученная отпрессовка была снята без проблем и из неё были сформированы люки правой и левой стороны. Чуть позже их отформуем.
Далее на поверхности был отфрезерован паз для крепления стойки. Для формовки были сделаны негативные пуансоны и обклеены Ораковером.
Шпаклёвка была уложена в отфрезерованный паз и в неё под угольник были вставлены пуансоны. Излишки шпаклёвки были убраны и по истечении нескольких минут пуансоны оставили свой отпечаток на поверхности.
Примерка макета стойки произвела весьма положительное впечатление. Теперь останется только оттянуть кромки по периметру крышек и сделать финишную обработку. В целом идея удалась.
Вот и и почти готовое изделие… Кромки получились ровными и практически ничего не пришлось корректировать. Теперь на обоих обтекателях нужно оформить нижнюю часть, т.е. сформировать там вырез под колесо. Хочется сделать это с внутренней отбортовкой, чтобы сразу усилить получившимся кантом периметр выреза. Такой вариант предпочтителен, т.к по опыту знаю, что рвёт обычно именно эту часть обтекателя.
Вот фото перед финалом работ…
Двигаемся дальше в нужном направлении. За эти дни работа с капотом модели продвинулась в значительной степени. Дважды был переделан воздухозаборник, не получалось как-то попасть в форму, как у оригинала. Затем был изготовлена новая передняя часть, куда крепится радиатор, из фанеры и бальзы. Как оказалось она должна быть утоплена немного по-низу вглубь… По началу это прошло не замеченным, но при более внимательном рассмотрении снимков сей факт был установлен. Размеры, сечения получились сами собой.
По левой стороне капота жалюзи воздухозаборника. Из всего четыре одинаковой формы. Для их изготовления был изготовлен небольшой штампик из бальзы, который своей формой полностью соответствует оригиналу, только в негативе. Затем на поверхности капота разметили положение этих жалюзей и вырезали ножём отверстия, близкие по форме жалюзи. Поверхность нашего штампика была поклеена Ораковером, чтоб отпечаток был чистым. Прямо по Ораковеру несколько раз смазали разделительным ваксом и располировали тряпочкой. Потом один за другим отверстия заполнялись шпаклёвкой и по истечении пары минут штампик вынимался оставляя свой зеркальный след. Всё очень быстро и просто!
Теперь капот стал выглядеть более “стильно”… Можете сравнить с оригиналом.
Было также окончательно оформлено место под фару.
Теперь ещё раз будет проконтролирована внешняя форма и потом весь капот проклеится парой слоёв стеклоткани.
И все таки еще раз вернемся к шпаклевке.
Судя по внешнему виду - металлической баночке с полупрозрачной доп. крышкой и тюбику с отвердителем под ней - это больше всего напоминает шпаклевку , которая у нас продается в автозапчастях для кузовного ремонта. Но из опыта я знаю, что она полиэфирная и влёт разъедает пенопласт. Поэтому еще раз вопрос на который, конкретно ответа и не было - что за основа у вашей шпаклевке и почему она не жрет пеник.